Середина II тысячелетия до н. э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Середина II тысячелетия до н. э.



Кносский дворец.

91

ТРОН БОГИНИ

Учёным удалось реконструировать один из важнейших критских об­рядов, связанных с эпифанией («богоявлением»). Он совершался в знаменитом Тронном Зале, расположенном в западной части Кносского дворца. Этот зал был перестроен микенцами в середи­не II тысячелетия до н. э. Он назван по известняковому трону чрез­вычайно любопытной, типично критской формы — без подлокот­ников, с высокой волнистой спинкой. Трон как бы включён в нарисованную на стенах среду: по сторонам его, в напряжённой красной зоне, изображены пальмы и лежащие грифоны. Облада­телем трона была женщина — богиня или исполнявшая её роль жри­ца. Во время праздника жрица представляла невидимо являвшую­ся богиню. Она уходила в одно из смежных помещений, где для неё готовили специальный наряд, затем перемещалась в комнату, соединявшуюся с Тронным Залом, в котором был особый ритуаль­ный бассейн для омовений. Внезапное явление божества должно было ошеломить его почитателей, стоявших перед «святая святых». На скамьях были расставлены сакральные веши. В полной темноте внезапно зажигались светильники, и взорам молящихся предста­вало само божество. Такое зрелище, должно быть, надолго оста­валось в памяти обитателей дворца, оно было настоящим чудом.

«стихийностью» кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некраси­вое личико с длинным, неправиль­ным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна чёрных кудрявых волос при­даёт «Парижанке» элегантность, а тонкая, будто акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет её воздушностью и грацией.

Невероятными для древности кажутся кносские фрески «Тройное Святилище» и «Танец среди деревь­ев». Миниатюрные фрески изобра­жают множество присутствующих на двух разных праздниках в Кносском дворце. Одна фреска предста­вляет Тройное Святилище в запад­ной части дворца, вход в которую был со двора. Здесь, по-видимому, показано действо во внутреннем дворе. На другой фреске изображён праздник, который совершается яв­но за пределами дворца, предполо­жительно перед западным фаса­дом. Там, среди священных деревьев, жрицы совершают культо­вый танец в честь богов. Примеча­тельно, что росписи делятся на большие, в натуральную величину, как в Коридоре Процессий, и малые — они обычно помещались в верхней части стен или над окнами и в виде массы кудрявых голов изо­бражали толпу. Создаётся впечатле­ние живого многолюдного сбори­ща, и это необычно. Подобный принцип изображения уникален не только для древности, но и для классической Греции, где всегда преобладали отдельные, персональ­ные образы.

«Мистерия», «таинство» — по­нятия, усвоенные позднейшими эллинами у их предшественников-критян. Все жанры критского ис­кусства — архитектура, скульптура, живопись, даже религиозный театр, музыка и танец — были сплавлены воедино, чтобы добиться необходи­мого воздействия на зрителя. Пора­жающие воображение чудеса — «эффекты» — оставались главной темой критского искусства и после покорения острова микенцами, Возможно, это было не традицион­ное завоевание, а вживление север­ного микенского элемента в минойскую систему жизни. Ведь микенская культура впитала в себя и использовала достижения ост­ровных народов, чтобы воплотить свои идеи в искусстве.

ИСКУССТВО ФЕРЫ

Открытый греческим археологом С. Маринатосом в 1968—1976 гг. на острове Фера (ныне Санторин) древний город Акротири, погиб­ший от землетрясения, поразил всех своим цивилизованным видом. В] уцелевшем квартале дома распола­гались вдоль дороги, названной Дорогой Тельхинов — древних кузнецов-чародеев из греческих ми­фов. Дорога вела с севера на юг к морю, плескавшемуся всего в сотне метров от последнего дома. Здесь были очень большие дома, возведён­ные на прекрасных фундаментах. Для II тысячелетия до н. э. такая ар­хитектура не менее совершенна, чем для итальянского Возрождения виллы, построенные архитектором

«Собиратель шафрана» Фрагмент фрески. 1700—1600 гг. до н. э. (Реконструкция ошибочна: цветы срывала обезьяна.) Киосский дворец.

92

Палладио (см. статью «Итальянское Возрождение»). Однако в основном это были большие особняки. Двор­цов в Акротири не нашли, равно как колонн и световых двориков. Оче­видно, здесь был город иного типа, чем Кносс и Фест.

Открытая часть города представ­ляла священный квартал. Почти в ка­ждом особняке, стоявшем по обе стороны улицы, находились поме­щения для отправления культа, как свидетельствуют найденные там ри­туальные вещи (например, особые сосуды) и конструкция комнат с кухней и окном, выходящим в поме­щение, где устраивался ритуальный пир. В таких комплексах стены бы­ли украшены живописными, пре­красно сохранившимися фресками с изображениями обрядов.

В доме, названном археологами Святилищем Дам (по изображению на стенах элегантно одетых жен­щин), в двух комнатах на втором этаже, вероятно, совершался празд­ник подношения богине нового оде­яния. На одной из стен комнаты изо­бражена склонившаяся в поклоне, очень нарумяненная и нарядная да­ма, явно пожилая. Она протягивает другой, сидящей, женщине — очевидно, богине — новую складчатую юбку. С другой стороны к ним наплавляется третья женщина, ко­торая несёт «новорожденной» ещё один подарок — ожерелье. Весь об­ряд происходил под небесным по­логом ночи, который изображён на стене стилизованно и декоративно: синие ромбики звёздочек подвеше­ны на шнурах, унизанных красными бусинками.

В этой фреске обращает на себя внимание сходство персонажей с изящной минойской «Парижан­кой» — та же подчёркнутая эле­гантность, грация жестов и поз. И конечно, соответствие изображае­мого действа тому, что происходи­ло здесь в реальности (как в кносском Коридоре Процессий). Однако нельзя не заметить и отличий. У ферейских «дам» движения не стреми­тельны, а медленны и плавны. Они протягивают руки или медленно шествуют, совершая действа в при­сутствии зрителя, в его реальном времени. Изображённые почти в натуральный рост, изящные дамы как бы участвуют в событиях, про­исходящих в помещении.

Однако мир их условен. Стена с изображением разделена на зоны,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.007 с.)