X I V . Россия обязательно избавится от беды либерализма, в ней победит нравственная идея 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

X I V . Россия обязательно избавится от беды либерализма, в ней победит нравственная идея



 

Россия не может не возродиться и не сбро-сить бремя либерализма. Ее возрождение в цивилизационно идентичном виде истори-

 

202


чески неизбежно. Почему? Не является ли это всего лишь нашим желанием?

Нет, это предопределяет вся история Рос-сии, ее цивилизационная природа. Идеоло-гия либерализма вступает в противоречие с заданными природной средой и выработан-ными исторически принципами российско-го жизнеустройства.

Российская государственность исторически выстраивалась на цивилизационно идентич-ном ценностном фундаменте. Он существен-но отличен от того, на котором основывалось государственное бытие стран Запада. Сохра-нение собственных ценностных оснований было фактором успешности России, тогда как отступления от них всегда оборачивались пе-риодами кризисов и катастроф.

Попытки перестроить Россию на запад-ный манер предпринимались не единожды. И всякий раз оборачивались системными провалами. Очередная попытка такого рода предпринята в ходе постсоветского либе-рального реформирования. Построить но-вую, базирующуюся на идеологии либера-

 

203


лизма, систему жизнеобеспечения так и не удалось.

«Мы, — объяснял провал реформ 1990-х гг. в России один из главных кон-сультантов «шоковой терапии» Джеффри Сакс, — положили больного на операцион-ный стол, вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия». Да, у Рос-сии «другая анатомия». И доктора типа Сак-са, Гайдара и Набиуллиной для нее противо-показаны.

Собственная анатомия существует не только у России, но и у любой цивилизации. И государство тогда успешно, когда выстра-ивает политику в соответствии с собствен-ной, идентичной природой. В этом отноше-нии отказ от либерализма для России рецепт исцеления.

Российская цивилизационно идентичная экономика — это экономика организуемого государством коллективного, солидарного труда, приоритетная цель которого в том, чтобы обеспечить выживание страны перед лицом внешних вызовов, достигнуть всеоб-

 

204


щее благо. Она была подменена либеральной экономикой, являющейся экономикой кон-курентной борьбы, цель которой максими-зация прибыли.

Российская цивилизационно идентичная социальная модель — это модель социума, построенного на принципах коллективизма и братства, на представлении о фундамен-тальном равенстве достоинства каждого. Она была подменена либеральной моделью социума, опирающегося на принцип инди-видуализма и борьбы всех со всеми за суще-ствование, связанной с формулой «Человек человеку волк» и представлением об антро-пологическом неравенстве.

Российская цивилизационно идентичная политическая модель — это модель идеа-лократии, главная функция которой в том, чтобы мобилизовывать народ на великие свершения, вести его к всеобщему идеа-лу. Она была подменена либеральной по-литической моделью «сервисного государ-ства», ограничивающейся оказанием услуг и трансформирующейся по этой логике в

 

205


государство-корпорацию, приватизирован-ное государство.

Российская цивилизационно идентичная культура — это культура высокой духов-ности, утверждения нравственной правды, диссонирующей с неправдой внешнего мира, реализация мечты об идеальном. Она была подменена либеральной культурой, про-пагандирующей гедонизм, навязывающей культ развлечений, выстраивающей жизнь как модель шоу.

Российская цивилизационно идентичная система образования — это система фор-мирования нравственной, гармонически развитой личности гражданина страны, трансляция социального опыта от учителя к ученикам. Она была подменена либераль-ной системой образования, реализуемой как вид сервиса, в рамках которой ученик это клиент, потребитель образовательных услуг, а преподаватель-тьютор выступает в качестве сервисного агента.

Российская цивилизационно идентичная система этики базировалась на жестком раз-

 

206


граничении добра и зла, понимании текущей жизни и будущего через призму глобальной битвы сил света и тьмы. Она была подмене-на либеральной этической системой, для ко-торой вопрос о ценностях — дело индивиду-ального выбора.

При чуждой ее природе либеральной мо-дели Россия гибнет.

Либо она погибнетокончательно, либо от-бросит либерализм как инструмент всесто-роннего поражения. И просто так Россия не сдастся, не сгинет в небытие без борьбы. Не таков российский народ, не такова его исто-рия, не такова его вера. Россия не может не вернуться к цивилизационно идентично-му бытию, поскольку это возвращение за-программировано самой природой страны, менталитетом и ценностями ее народа, спо-собом функционирования институтов исто-рической жизнеспособности, историческим рядом примеров.

С другой стороны, сам факт появления России, формирования российской цивили-зации был предопределен ходом мирового

 

207


исторического развития. Как мощная гео-политическая сила Россия предстала перед миром именно тогда, когда начался процесс нравственной эрозии Запада.

Западная цивилизация с начала Ново-го времени все более отступает от своих христианских основ. Утверждается модель экономики, ориентированной на неограни-ченную прибыль, главным инструментом которой служит не допускавшийся ранее традиционными религиями ссудный про-цент. Развитие рассматривается исключи-тельно в перспективе индивидуализации, предполагающей отрицание во имя свободы человека традиционных форм социальной организации и глобальную борьбу индиви-дуумов друг с другом. Во внешнемировой проекции Запад, обзаведясь передовой во-енной техникой, переходит к политике гло-бальной неоколониальной экспансии.

Но к его неудовольствию появляется рос-сийская цивилизационная    альтернатива. Россия предъявляет всему миру пример, говорящий, что построение геополитиче-

 

208


ски мощного государства не противоречит традиционным ценностям. Вместо инди-видуализма она предлагает модель жизнеу-стройства, выстраиваемого на ценностном фундаменте     коллективизма, соборности. Она становится силовым противовесом за-падной мировой экспансии, выступает за-щитницей слабых и угнетенных.

Волны западного экспансионизма всякий раз разбивались о русский берег: крестонос-цы, Наполеон, Гитлер, сегодня — мировой финансовый олигархат — Уолл-стрит и за-кулисный клуб неафишируемых бенефициа-ров. Итог был всегда один. И поэтому именно к России приковано сегодня внимание всего здорового мира. Здесь, в России, разверты-вается решающая битва современности. Это поистине исторический ряд: Чудское озеро 1242 г., Бородинское поле 1812 г., Сталинград 1943 г., Москва 2015 г.

Крушение СССР было не только геополи-тической, но и мировой, исторической ка-тастрофой. Мир лишился в одночасье и за-щитника, и нравственной альтернативы.

 

209


В 2011 г. руками адептов «цветной револю-ции» был убит Муаммар Каддафи. Послед-ние его слова, брошенные в адрес западных агрессоров, были словами об исчезнувшей с карты мира подлинной России: «Четыре ме-сяца — четыре месяца! — вы бомбите нашу страну, и все боятся сказать слова осужде-ния. Будь еще в мире Россия, настоящая Рос-сия, единая и великая Россия, защищавшая слабых, вы не посмели бы даже намекнуть на это! Но ее нет, ее нет, и вы торжествуете…»

Мировой бенефициариат пока торжеству-ет. Его планы создания мировой империи, как никогда в истории, близки к воплощению.

Вопрос — кто может поднять знамя борь-бы? Кто выступит с новым призывом, обра-щенным к человечеству? Вокруг кого может консолидироваться человечество в противо-стоянии проекту нового порабощения?

Ответы на эти вопросы вызывают в памя-ти историческую Россию. Она — единствен-ная из мировых цивилизаций — сумела выдвинуть альтернативную по отношению к западному проекту планетарную модель

 

210


мироустройства. Основу этой модели со-ставляла восходящая к Нагорной проповеди Христа и переосмысленная в рамках комму-нистического учения идея равенства людей на основе ценностей труда и коллективизма. Россия не единожды в своей истории спаса-ла мир от реализации планов мирового го-сподства. И торжество России оказывалось всякий раз не торжеством материальных ресурсов, а великой духовной победой и вместе с тем великой жертвой, приносимой на алтарь спасения человечества. Именно поэтому враги России заразили ее вирусом либерализма. Именно поэтому народы мира ждут от России выздоровления и нового все-ленского подвига, нового, обращенного ко всему человечеству, слова и шага.

Мировой исторический запрос на воз-рождение России существует. Еще и поэтому она не может не возродиться. Ее возрожде-ние программируется всей историей чело-вечества. В вопросе о возрождении России сфокусирована мегаисторическая борьба сил добра и зла, эволюции и контрэволю-

 

211


ции. Решается по большому счету вопрос — пойдет ли далее человечество по пути при-ближения к своей высшей, категориальной назначенности, по пути обóжения, или вся эволюционная история окажется неудачным экспериментом и все ограничится обменом веществ.

Конечно, современная Россия далека от того назначения, которое она несла в своей истории. И потому дело спасения человече-ства и задача возрождения подлинной Рос-сии тесно увязаны между собой.

Начнется возрождение страны с выдвиже-ния государственной идеологии, националь-ной идеи России. Применительно к каждому из периодов российской истории можно обна-ружить особую значимость для нее идейных и духовных потенциалов общества. Россия всякий раз оказывалась особо чувствительна к факторам такого рода. Именно ценностный выбор, идеология страны задавала социаль-ную, экономическую и политическую про-грамму успешной деятельности государства. И наоборот, утрата или космополитическая

 

212


попытка подмены цивилизационных ценно-стей России всегда вела ее к неуспешности.

Другой важнейший фактор исторической успешности России — это верность русской российской цивилизационной идентично-сти. Существует прямая связь развития стра-ны и «русскости» государства. Исторически наблюдаемое наступление власти по тем или иным мотивам на русское цивилизацион-ное ядро России каждый раз оборачивалось коллапсом государственности. Русскость при этом никогда не понималась только в этническом значении. Это именно цивили-зационный, а не этнический идентификатор. А потому он обладает интеграционным по-тенциалом, которого были лишены иденти-фикаторы европейских наций. Тот факт, что Россия сегодня все еще крупнейшее государ-ство мира — прямое следствие интегратив-ности русской российской цивилизации.

Перед Россией на всем протяжении ее истории, фактически всегда, начиная со времен древнерусской государственности, стояла задача осуществления форсирован-

 

213


ной модернизации. Увеличение отставания актуализировало угрозу западной экспансии и, соответственно, потерю суверенитета, тер-риториальный распад и, как итог, цивили-зационную гибель. Поэтому в критические моменты геополитического давления речь шла не просто о модернизационном векторе развития, а о форсированном рывке. Осуще-ствить рывок представлялось возможным исключительно в режиме всеобщей мобили-зации. Отсюда — особая роль государствен-ной власти, как силы, мобилизующей народ на свершения. Задача, стоящая перед Россий-ским государством в каждую конкретную историческую эпоху, состояла в нахождении соответствующей духу и реалиям времени мобилизационной идеологии.

Угроза всегда вызывала подъем духа и по-рыв России в ее преодолении.

Современный постсоветский либераль-ный кризис в России — это наступившая реальность. На сегодня цивилизационный ответ на вызов этого кризиса Россия еще не выдвинула.

 

214


Именно в периоды кризисов актуализиро-валась задача генерации новых идеологий. Включался особый идеологический ресурс. Вопрос — что сгенерирует в подобной си-туации современная Россия?

Угрозы, стоящие сегодня перед Россией, крайне серьезны. Речь вновь идет о самом существовании российской государствен-ности. Но «посыпать голову пеплом» — нет оснований.

Россия не единожды в своей истории попа-дала в ситуацию геополитического распада. Распалось Древнерусское государство. Пе-риод раздробленности продолжался четыре столетия. В Смутное время на грани распада оказалось Московское царство. После паде-ния монархии распадный процесс привел к созданию на обломках империи множества квазигосударств. Распался Советский Союз и вслед за ним по инерции едва не распалась Российская Федерация.

Однако всякий раз единство восстанавли-валось. Находилась новая сила, бравшая на себя миссию сборки земель. Она приходила

 

215


с новой сборочной идеологией. Придет она и на этот раз.

Первыми интеграторами евразийского пространства были Чингизиды. Золотая Орда со всеми зависимыми от нее землями фактически занимала ту же территорию, что впоследствии будет занимать Россия. Рус-ские в дальнейшем не столько завоевывали пространство в 1/6 часть мировой суши, сколько восстанавливали его единство. В XIV в. Золотая Орда распалась. Новым евразийским интегратором выступило Ве-ликое княжество Московское. Идеологией государственного строительства стал кон-цепт Третьего Рима. Российское государство мыслилось как держава, удерживающая от наступающего мирового зла. Народы, при-нимающие новую государственность, как бы ограждались от нравственной неправды внешнего мира.

Угрозы десуверенизации и распада Смутно-го времени вызвали ответную реакцию со сто-роны народа, поднявшегося на спасение госу-дарства. Избирается новая царская династия

 

216


Романовых. На волне пассионарного подъема осваиваются огромные пространства Сиби-ри и Дальнего Востока. Инициирующая роль русского продвижения на восток принадле-жала не столько властям, сколько народу.

Распадный процесс, вызванный сверже-нием монархии, был остановлен большеви-ками. Именно ими была выдвинута новая сборочная идеология. Советский Союз стал новой исторической версией сборки россий-ского пространства. «Советская» идентич-ность стала новым выражением цивилиза-ционной идентичности.

Именно очевидная закономерность всех этих реинтеграций позволяет видеть, что геополитически и цивилизационно россий-ское пространство предрасположено к го-сударственному единству. Задача, стоящая перед нами, заключается в том, чтобы един-ство не было выстрадано вновь через ката-строфы.

Главный фактор, препятствующий рас-падному процессу, заключается в цивилиза-ционной предрасположенности к единству.

 

217


Это и означает, что выдвигаемая цивилиза-ционно идентичная идеология есть первое и важнейшее условие обеспечения националь-ной безопасности России.

Вновь, как и всегда прежде, «не бог, не царь и не герой», но российский народ дол-жен сказать свое слово, в очередной раз спа-сти себя, спасти страну, спасти мир, стать субъектом истории.

Классик  цивилизационного анализа А.Д. Тойнби при рассмотрении отношений Россия–Запад приписывал роль агрессора именно западной цивилизации. «Хрони-ки вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно от-ражают, что русские оказывались жертва-ми агрессии, а люди Запада — агрессорами значительно чаще, чем наоборот. Русские навлекли на себя враждебное отношение За-пада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации…»

Имеются все основания говорить о про-ектном характере глобализационного экс-пансионизма Запада.

 

218


Запад сегодня наступает. Исторически существовали    различные   модификации условно западного проекта. Но всегда устой-чиво воспроизводился целевой ориентир глобальной гегемонии. В формате Мировой католической империи — либо Мирового секулярного  государства,  провозглашав-шего царство свободы, Pax Britannica, либо Мирового тысячелетнего рейха, наконец, Pax Americana. И всякий раз возникает не-кое препятствие, мешающее реализации гегемонистских замыслов. В качестве этого препятствия выступает один и тот же циви-лизационный субъект — Россия.

Именно поэтому Россия не только опре-деляется как главный враг западного про-екта, но к ней адресуется вся ненависть и клевета. Так исторически формировался феномен россиефобии — ненависть не только к русским как осевому народу Рос-сии (русофобия), но к самой российской цивилизации.

Что может в плане этого глобального про-тивостояния Россия?

 

219


Очевидно, что в рамках реализуемой ныне либеральной модели России как государства-корпорации (или «приватизированного го-сударства») она обречена на поражение. Она проиграет, поскольку не выдвигает альтерна-тивной ценностной платформы, не имеет той правды, на основании которой сможет бороть-ся с глобальным противником и его победить. И вот, терпя поражение, она будет вынуждена, вероятно, даже вопреки желаниям элит, вер-нуться на свою цивилизационно-ценностную идентичную платформу. Это модель России цивилизационной. Ровно так случалось и в 1812, и в 1941 гг. Вопрос только — успеет ли? Ответ зависит и от тебя, Читатель!

Победить, отсиживаясь лишь в обороне, не получится.

Другого инструмента, иного, кроме как собствен ный   планетарный проект, как собствен ная идеология, нет. Этот проект должен быть не региональным, а именно планетарным, апеллирующим ко всему че-ловечеству. Но в первую очередь направлен-ным на излечение самой России.

 

220


Ей еще нужно восстановить право на вы-движение такой альтернативы, чтобы быть воспринятой и услышанной, первоначально сама Россия должна преобразиться в соот-ветствии с предъявляемой ценностной плат-формой. Без этого победа невозможна.

«Русские долго запрягают, но быстро едут». Ставшая расхожей фраза принадле-жит Отто фон Бисмарку, одному из лучших среди политиков прошлого знатоков России и русского характера.

Это правда, и это объективно. Русская ментальная      особенность определяется спецификой средовых условий историческо-го развития России. Принципиальное значе-ние имело наличие у государства идеологии, способной аккумулировать пассионарные потенциалы социума. Исторически законо-мерность означает, что попытка политиче-ского режима пролонгации существующей модели неизбежно закончится новым со-циальным взрывом. Этот взрыв может, как уничтожить Российское государство, так и вывести его в исторический прорыв. Наша

 

221


общая задача — предупредить первую и осу-ществить вторую версию!

Русский народ — народ большого государ-ства. С существованием в виде второстепен-ной геополитически общности он никогда не примирится. Потребность в великом Россий-ском государстве, государстве-цивилизации заложена в ментальных основах националь-ной культуры. Концепт присутствовал и в идеологии «Третьего Рима», и в православ-ной народности, и в советском коммунизме. Длительная пролонгация либеральной модели неуспешности обязательно вступит в резкое противоречие с интересами боль-шинства населения. Оно не станет поддер-живать стагнацию полусуверенного суще-

ствования.

Особое значение в свете грядущей неиз-бежной идейно-властной трансформации России имеет фигура национального лидера. По большому счету Россия всегда восприни-малась через фигуру царя, главы государства. Всегда существовал образ, представляющий Россию, образ российского лидера — будь

 

222


это царь, будь это генеральный секретарь, будь это президент. Так сложилось. Так исторически устойчиво воспроизводилось. И было бы неправильно этот фактор силь-ного персонифицированного руководителя как-то принципиально подменять.

Но всегда была и другая составляющая этого вопроса — требования, которым дол-жен соответствовать «царь». Россия всегда была государством идеалократии. Всегда су-ществовал идеологический проект, который воспринимался народом и в котором содер-жалась его нравственная правда. Царь леги-тимный этой нравственной правде должен был соответствовать. Если он ей не соответ-ствовал, значит он был не царь, а узурпатор, тиран и антихрист.

В современной России лидер будет «ца-рем» легитимным, если будет соответство-вать народной системе ценностей. И тогда он сможет не только выступать как царь, но и поднять народ на выражение своей субъект-ности и проявление ее в мире. Если ему это не удастся, если он не примет этот идеологи-

 

223


ческий месседж вместо нынешней своей ли-беральной химеры, то это будет означать — его историческая перспектива исчерпана.

В современной России уже появились важные признаки закономерности россий-ского развития.

Это ситуация, которая сложилась с 2014 г. на волне присоединения Крыма. Несмотря на всю пропаганду гедонизма и угрозы рас-платы, обнаружился явный запрос населе-ния на идеальное. Не единожды в истории давала сбой попытка Запада прогнозиро-вать Россию по лекалам модели «человека экономического». Всякий раз Россия вклю-чала не предусмотренный этой моделью идейно-духовный ресурс. И следовал оче-редной российский исторический прорыв. Внешние санкции 2014–2015 гг. вызвали явное ухудшение материального положения населения. Однако, вопреки материальным обстоятельствам, эффект консолидации на-рода стал прямо противоположным. Им, на-шим оппонентам, «умом» Россию не понять. Не понять ее и собственным российским

 

224


либералам, 5-й колонне, обанкротившим-ся руководителям. Не понимают и не видят они неизбежного будущего. А оно прибли-жается.

Народ вновь свое историческое ожидание, свою готовность к консолидации усилий, на-правленных на цивилизационное возрожде-ние страны, начинает предъявлять.

Основной вопрос теперь заключается в готовности и способности лидеров пове-сти его на свершения. Как всегда это было в истории, такие лидеры себя проявят! Откуда и почему они появятся? Это будут люди наи-более последовательные, патриотичные, со-вестливые, неконъюнктурные, умные и обра-зованные, способные на профессиональную генерацию идей и проектов, способные на боль за страну и народ, те, которым это на-чертано свыше, люди, которым поверят. Они есть и — поверим, поддержим их, пойдем за ними и с ними!

Россия неизбежно выздоровеет, вернется на свою цивилизационно верную историче-скую дорогу, обязательно сделает рывок раз-

 

225


вития, достойный ее прошлого, ее народа и надежд на нее в мире!

Нет в этом сомнений!

Хотя немалый труд и подвиг нужен для этого!

Присоединяйтесь! Пойдемте вместе! www. rusrand.ru org@rusrand.ru


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.071 с.)