Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
X I V . Россия обязательно избавится от беды либерализма, в ней победит нравственная идея
Россия не может не возродиться и не сбро-сить бремя либерализма. Ее возрождение в цивилизационно идентичном виде истори-
202 чески неизбежно. Почему? Не является ли это всего лишь нашим желанием? Нет, это предопределяет вся история Рос-сии, ее цивилизационная природа. Идеоло-гия либерализма вступает в противоречие с заданными природной средой и выработан-ными исторически принципами российско-го жизнеустройства. Российская государственность исторически выстраивалась на цивилизационно идентич-ном ценностном фундаменте. Он существен-но отличен от того, на котором основывалось государственное бытие стран Запада. Сохра-нение собственных ценностных оснований было фактором успешности России, тогда как отступления от них всегда оборачивались пе-риодами кризисов и катастроф. Попытки перестроить Россию на запад-ный манер предпринимались не единожды. И всякий раз оборачивались системными провалами. Очередная попытка такого рода предпринята в ходе постсоветского либе-рального реформирования. Построить но-вую, базирующуюся на идеологии либера-
203 лизма, систему жизнеобеспечения так и не удалось. «Мы, — объяснял провал реформ 1990-х гг. в России один из главных кон-сультантов «шоковой терапии» Джеффри Сакс, — положили больного на операцион-ный стол, вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия». Да, у Рос-сии «другая анатомия». И доктора типа Сак-са, Гайдара и Набиуллиной для нее противо-показаны. Собственная анатомия существует не только у России, но и у любой цивилизации. И государство тогда успешно, когда выстра-ивает политику в соответствии с собствен-ной, идентичной природой. В этом отноше-нии отказ от либерализма для России рецепт исцеления. Российская цивилизационно идентичная экономика — это экономика организуемого государством коллективного, солидарного труда, приоритетная цель которого в том, чтобы обеспечить выживание страны перед лицом внешних вызовов, достигнуть всеоб-
204 щее благо. Она была подменена либеральной экономикой, являющейся экономикой кон-курентной борьбы, цель которой максими-зация прибыли. Российская цивилизационно идентичная социальная модель — это модель социума, построенного на принципах коллективизма и братства, на представлении о фундамен-тальном равенстве достоинства каждого. Она была подменена либеральной моделью социума, опирающегося на принцип инди-видуализма и борьбы всех со всеми за суще-ствование, связанной с формулой «Человек человеку волк» и представлением об антро-пологическом неравенстве.
Российская цивилизационно идентичная политическая модель — это модель идеа-лократии, главная функция которой в том, чтобы мобилизовывать народ на великие свершения, вести его к всеобщему идеа-лу. Она была подменена либеральной по-литической моделью «сервисного государ-ства», ограничивающейся оказанием услуг и трансформирующейся по этой логике в
205 государство-корпорацию, приватизирован-ное государство. Российская цивилизационно идентичная культура — это культура высокой духов-ности, утверждения нравственной правды, диссонирующей с неправдой внешнего мира, реализация мечты об идеальном. Она была подменена либеральной культурой, про-пагандирующей гедонизм, навязывающей культ развлечений, выстраивающей жизнь как модель шоу. Российская цивилизационно идентичная система образования — это система фор-мирования нравственной, гармонически развитой личности гражданина страны, трансляция социального опыта от учителя к ученикам. Она была подменена либераль-ной системой образования, реализуемой как вид сервиса, в рамках которой ученик это клиент, потребитель образовательных услуг, а преподаватель-тьютор выступает в качестве сервисного агента. Российская цивилизационно идентичная система этики базировалась на жестком раз-
206 граничении добра и зла, понимании текущей жизни и будущего через призму глобальной битвы сил света и тьмы. Она была подмене-на либеральной этической системой, для ко-торой вопрос о ценностях — дело индивиду-ального выбора. При чуждой ее природе либеральной мо-дели Россия гибнет. Либо она погибнетокончательно, либо от-бросит либерализм как инструмент всесто-роннего поражения. И просто так Россия не сдастся, не сгинет в небытие без борьбы. Не таков российский народ, не такова его исто-рия, не такова его вера. Россия не может не вернуться к цивилизационно идентично-му бытию, поскольку это возвращение за-программировано самой природой страны, менталитетом и ценностями ее народа, спо-собом функционирования институтов исто-рической жизнеспособности, историческим рядом примеров.
С другой стороны, сам факт появления России, формирования российской цивили-зации был предопределен ходом мирового
207 исторического развития. Как мощная гео-политическая сила Россия предстала перед миром именно тогда, когда начался процесс нравственной эрозии Запада. Западная цивилизация с начала Ново-го времени все более отступает от своих христианских основ. Утверждается модель экономики, ориентированной на неограни-ченную прибыль, главным инструментом которой служит не допускавшийся ранее традиционными религиями ссудный про-цент. Развитие рассматривается исключи-тельно в перспективе индивидуализации, предполагающей отрицание во имя свободы человека традиционных форм социальной организации и глобальную борьбу индиви-дуумов друг с другом. Во внешнемировой проекции Запад, обзаведясь передовой во-енной техникой, переходит к политике гло-бальной неоколониальной экспансии. Но к его неудовольствию появляется рос-сийская цивилизационная альтернатива. Россия предъявляет всему миру пример, говорящий, что построение геополитиче-
208 ски мощного государства не противоречит традиционным ценностям. Вместо инди-видуализма она предлагает модель жизнеу-стройства, выстраиваемого на ценностном фундаменте коллективизма, соборности. Она становится силовым противовесом за-падной мировой экспансии, выступает за-щитницей слабых и угнетенных. Волны западного экспансионизма всякий раз разбивались о русский берег: крестонос-цы, Наполеон, Гитлер, сегодня — мировой финансовый олигархат — Уолл-стрит и за-кулисный клуб неафишируемых бенефициа-ров. Итог был всегда один. И поэтому именно к России приковано сегодня внимание всего здорового мира. Здесь, в России, разверты-вается решающая битва современности. Это поистине исторический ряд: Чудское озеро 1242 г., Бородинское поле 1812 г., Сталинград 1943 г., Москва 2015 г. Крушение СССР было не только геополи-тической, но и мировой, исторической ка-тастрофой. Мир лишился в одночасье и за-щитника, и нравственной альтернативы.
209 В 2011 г. руками адептов «цветной револю-ции» был убит Муаммар Каддафи. Послед-ние его слова, брошенные в адрес западных агрессоров, были словами об исчезнувшей с карты мира подлинной России: «Четыре ме-сяца — четыре месяца! — вы бомбите нашу страну, и все боятся сказать слова осужде-ния. Будь еще в мире Россия, настоящая Рос-сия, единая и великая Россия, защищавшая слабых, вы не посмели бы даже намекнуть на это! Но ее нет, ее нет, и вы торжествуете…» Мировой бенефициариат пока торжеству-ет. Его планы создания мировой империи, как никогда в истории, близки к воплощению. Вопрос — кто может поднять знамя борь-бы? Кто выступит с новым призывом, обра-щенным к человечеству? Вокруг кого может консолидироваться человечество в противо-стоянии проекту нового порабощения? Ответы на эти вопросы вызывают в памя-ти историческую Россию. Она — единствен-ная из мировых цивилизаций — сумела выдвинуть альтернативную по отношению к западному проекту планетарную модель
210 мироустройства. Основу этой модели со-ставляла восходящая к Нагорной проповеди Христа и переосмысленная в рамках комму-нистического учения идея равенства людей на основе ценностей труда и коллективизма. Россия не единожды в своей истории спаса-ла мир от реализации планов мирового го-сподства. И торжество России оказывалось всякий раз не торжеством материальных ресурсов, а великой духовной победой и вместе с тем великой жертвой, приносимой на алтарь спасения человечества. Именно поэтому враги России заразили ее вирусом либерализма. Именно поэтому народы мира ждут от России выздоровления и нового все-ленского подвига, нового, обращенного ко всему человечеству, слова и шага. Мировой исторический запрос на воз-рождение России существует. Еще и поэтому она не может не возродиться. Ее возрожде-ние программируется всей историей чело-вечества. В вопросе о возрождении России сфокусирована мегаисторическая борьба сил добра и зла, эволюции и контрэволю-
211 ции. Решается по большому счету вопрос — пойдет ли далее человечество по пути при-ближения к своей высшей, категориальной назначенности, по пути обóжения, или вся эволюционная история окажется неудачным экспериментом и все ограничится обменом веществ. Конечно, современная Россия далека от того назначения, которое она несла в своей истории. И потому дело спасения человече-ства и задача возрождения подлинной Рос-сии тесно увязаны между собой. Начнется возрождение страны с выдвиже-ния государственной идеологии, националь-ной идеи России. Применительно к каждому из периодов российской истории можно обна-ружить особую значимость для нее идейных и духовных потенциалов общества. Россия всякий раз оказывалась особо чувствительна к факторам такого рода. Именно ценностный выбор, идеология страны задавала социаль-ную, экономическую и политическую про-грамму успешной деятельности государства. И наоборот, утрата или космополитическая
212 попытка подмены цивилизационных ценно-стей России всегда вела ее к неуспешности. Другой важнейший фактор исторической успешности России — это верность русской российской цивилизационной идентично-сти. Существует прямая связь развития стра-ны и «русскости» государства. Исторически наблюдаемое наступление власти по тем или иным мотивам на русское цивилизацион-ное ядро России каждый раз оборачивалось коллапсом государственности. Русскость при этом никогда не понималась только в этническом значении. Это именно цивили-зационный, а не этнический идентификатор. А потому он обладает интеграционным по-тенциалом, которого были лишены иденти-фикаторы европейских наций. Тот факт, что Россия сегодня все еще крупнейшее государ-ство мира — прямое следствие интегратив-ности русской российской цивилизации.
Перед Россией на всем протяжении ее истории, фактически всегда, начиная со времен древнерусской государственности, стояла задача осуществления форсирован-
213 ной модернизации. Увеличение отставания актуализировало угрозу западной экспансии и, соответственно, потерю суверенитета, тер-риториальный распад и, как итог, цивили-зационную гибель. Поэтому в критические моменты геополитического давления речь шла не просто о модернизационном векторе развития, а о форсированном рывке. Осуще-ствить рывок представлялось возможным исключительно в режиме всеобщей мобили-зации. Отсюда — особая роль государствен-ной власти, как силы, мобилизующей народ на свершения. Задача, стоящая перед Россий-ским государством в каждую конкретную историческую эпоху, состояла в нахождении соответствующей духу и реалиям времени мобилизационной идеологии. Угроза всегда вызывала подъем духа и по-рыв России в ее преодолении. Современный постсоветский либераль-ный кризис в России — это наступившая реальность. На сегодня цивилизационный ответ на вызов этого кризиса Россия еще не выдвинула.
214 Именно в периоды кризисов актуализиро-валась задача генерации новых идеологий. Включался особый идеологический ресурс. Вопрос — что сгенерирует в подобной си-туации современная Россия? Угрозы, стоящие сегодня перед Россией, крайне серьезны. Речь вновь идет о самом существовании российской государствен-ности. Но «посыпать голову пеплом» — нет оснований. Россия не единожды в своей истории попа-дала в ситуацию геополитического распада. Распалось Древнерусское государство. Пе-риод раздробленности продолжался четыре столетия. В Смутное время на грани распада оказалось Московское царство. После паде-ния монархии распадный процесс привел к созданию на обломках империи множества квазигосударств. Распался Советский Союз и вслед за ним по инерции едва не распалась Российская Федерация. Однако всякий раз единство восстанавли-валось. Находилась новая сила, бравшая на себя миссию сборки земель. Она приходила
215 с новой сборочной идеологией. Придет она и на этот раз. Первыми интеграторами евразийского пространства были Чингизиды. Золотая Орда со всеми зависимыми от нее землями фактически занимала ту же территорию, что впоследствии будет занимать Россия. Рус-ские в дальнейшем не столько завоевывали пространство в 1/6 часть мировой суши, сколько восстанавливали его единство. В XIV в. Золотая Орда распалась. Новым евразийским интегратором выступило Ве-ликое княжество Московское. Идеологией государственного строительства стал кон-цепт Третьего Рима. Российское государство мыслилось как держава, удерживающая от наступающего мирового зла. Народы, при-нимающие новую государственность, как бы ограждались от нравственной неправды внешнего мира.
Угрозы десуверенизации и распада Смутно-го времени вызвали ответную реакцию со сто-роны народа, поднявшегося на спасение госу-дарства. Избирается новая царская династия
216 Романовых. На волне пассионарного подъема осваиваются огромные пространства Сиби-ри и Дальнего Востока. Инициирующая роль русского продвижения на восток принадле-жала не столько властям, сколько народу. Распадный процесс, вызванный сверже-нием монархии, был остановлен большеви-ками. Именно ими была выдвинута новая сборочная идеология. Советский Союз стал новой исторической версией сборки россий-ского пространства. «Советская» идентич-ность стала новым выражением цивилиза-ционной идентичности. Именно очевидная закономерность всех этих реинтеграций позволяет видеть, что геополитически и цивилизационно россий-ское пространство предрасположено к го-сударственному единству. Задача, стоящая перед нами, заключается в том, чтобы един-ство не было выстрадано вновь через ката-строфы. Главный фактор, препятствующий рас-падному процессу, заключается в цивилиза-ционной предрасположенности к единству.
217 Это и означает, что выдвигаемая цивилиза-ционно идентичная идеология есть первое и важнейшее условие обеспечения националь-ной безопасности России. Вновь, как и всегда прежде, «не бог, не царь и не герой», но российский народ дол-жен сказать свое слово, в очередной раз спа-сти себя, спасти страну, спасти мир, стать субъектом истории. Классик цивилизационного анализа А.Д. Тойнби при рассмотрении отношений Россия–Запад приписывал роль агрессора именно западной цивилизации. «Хрони-ки вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно от-ражают, что русские оказывались жертва-ми агрессии, а люди Запада — агрессорами значительно чаще, чем наоборот. Русские навлекли на себя враждебное отношение За-пада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации…» Имеются все основания говорить о про-ектном характере глобализационного экс-пансионизма Запада.
218 Запад сегодня наступает. Исторически существовали различные модификации условно западного проекта. Но всегда устой-чиво воспроизводился целевой ориентир глобальной гегемонии. В формате Мировой католической империи — либо Мирового секулярного государства, провозглашав-шего царство свободы, Pax Britannica, либо Мирового тысячелетнего рейха, наконец, Pax Americana. И всякий раз возникает не-кое препятствие, мешающее реализации гегемонистских замыслов. В качестве этого препятствия выступает один и тот же циви-лизационный субъект — Россия. Именно поэтому Россия не только опре-деляется как главный враг западного про-екта, но к ней адресуется вся ненависть и клевета. Так исторически формировался феномен россиефобии — ненависть не только к русским как осевому народу Рос-сии (русофобия), но к самой российской цивилизации. Что может в плане этого глобального про-тивостояния Россия?
219 Очевидно, что в рамках реализуемой ныне либеральной модели России как государства-корпорации (или «приватизированного го-сударства») она обречена на поражение. Она проиграет, поскольку не выдвигает альтерна-тивной ценностной платформы, не имеет той правды, на основании которой сможет бороть-ся с глобальным противником и его победить. И вот, терпя поражение, она будет вынуждена, вероятно, даже вопреки желаниям элит, вер-нуться на свою цивилизационно-ценностную идентичную платформу. Это модель России цивилизационной. Ровно так случалось и в 1812, и в 1941 гг. Вопрос только — успеет ли? Ответ зависит и от тебя, Читатель! Победить, отсиживаясь лишь в обороне, не получится. Другого инструмента, иного, кроме как собствен ный планетарный проект, как собствен ная идеология, нет. Этот проект должен быть не региональным, а именно планетарным, апеллирующим ко всему че-ловечеству. Но в первую очередь направлен-ным на излечение самой России.
220 Ей еще нужно восстановить право на вы-движение такой альтернативы, чтобы быть воспринятой и услышанной, первоначально сама Россия должна преобразиться в соот-ветствии с предъявляемой ценностной плат-формой. Без этого победа невозможна. «Русские долго запрягают, но быстро едут». Ставшая расхожей фраза принадле-жит Отто фон Бисмарку, одному из лучших среди политиков прошлого знатоков России и русского характера. Это правда, и это объективно. Русская ментальная особенность определяется спецификой средовых условий историческо-го развития России. Принципиальное значе-ние имело наличие у государства идеологии, способной аккумулировать пассионарные потенциалы социума. Исторически законо-мерность означает, что попытка политиче-ского режима пролонгации существующей модели неизбежно закончится новым со-циальным взрывом. Этот взрыв может, как уничтожить Российское государство, так и вывести его в исторический прорыв. Наша
221 общая задача — предупредить первую и осу-ществить вторую версию! Русский народ — народ большого государ-ства. С существованием в виде второстепен-ной геополитически общности он никогда не примирится. Потребность в великом Россий-ском государстве, государстве-цивилизации заложена в ментальных основах националь-ной культуры. Концепт присутствовал и в идеологии «Третьего Рима», и в православ-ной народности, и в советском коммунизме. Длительная пролонгация либеральной модели неуспешности обязательно вступит в резкое противоречие с интересами боль-шинства населения. Оно не станет поддер-живать стагнацию полусуверенного суще- ствования. Особое значение в свете грядущей неиз-бежной идейно-властной трансформации России имеет фигура национального лидера. По большому счету Россия всегда восприни-малась через фигуру царя, главы государства. Всегда существовал образ, представляющий Россию, образ российского лидера — будь
222 это царь, будь это генеральный секретарь, будь это президент. Так сложилось. Так исторически устойчиво воспроизводилось. И было бы неправильно этот фактор силь-ного персонифицированного руководителя как-то принципиально подменять. Но всегда была и другая составляющая этого вопроса — требования, которым дол-жен соответствовать «царь». Россия всегда была государством идеалократии. Всегда су-ществовал идеологический проект, который воспринимался народом и в котором содер-жалась его нравственная правда. Царь леги-тимный этой нравственной правде должен был соответствовать. Если он ей не соответ-ствовал, значит он был не царь, а узурпатор, тиран и антихрист. В современной России лидер будет «ца-рем» легитимным, если будет соответство-вать народной системе ценностей. И тогда он сможет не только выступать как царь, но и поднять народ на выражение своей субъект-ности и проявление ее в мире. Если ему это не удастся, если он не примет этот идеологи-
223 ческий месседж вместо нынешней своей ли-беральной химеры, то это будет означать — его историческая перспектива исчерпана. В современной России уже появились важные признаки закономерности россий-ского развития. Это ситуация, которая сложилась с 2014 г. на волне присоединения Крыма. Несмотря на всю пропаганду гедонизма и угрозы рас-платы, обнаружился явный запрос населе-ния на идеальное. Не единожды в истории давала сбой попытка Запада прогнозиро-вать Россию по лекалам модели «человека экономического». Всякий раз Россия вклю-чала не предусмотренный этой моделью идейно-духовный ресурс. И следовал оче-редной российский исторический прорыв. Внешние санкции 2014–2015 гг. вызвали явное ухудшение материального положения населения. Однако, вопреки материальным обстоятельствам, эффект консолидации на-рода стал прямо противоположным. Им, на-шим оппонентам, «умом» Россию не понять. Не понять ее и собственным российским
224 либералам, 5-й колонне, обанкротившим-ся руководителям. Не понимают и не видят они неизбежного будущего. А оно прибли-жается. Народ вновь свое историческое ожидание, свою готовность к консолидации усилий, на-правленных на цивилизационное возрожде-ние страны, начинает предъявлять. Основной вопрос теперь заключается в готовности и способности лидеров пове-сти его на свершения. Как всегда это было в истории, такие лидеры себя проявят! Откуда и почему они появятся? Это будут люди наи-более последовательные, патриотичные, со-вестливые, неконъюнктурные, умные и обра-зованные, способные на профессиональную генерацию идей и проектов, способные на боль за страну и народ, те, которым это на-чертано свыше, люди, которым поверят. Они есть и — поверим, поддержим их, пойдем за ними и с ними! Россия неизбежно выздоровеет, вернется на свою цивилизационно верную историче-скую дорогу, обязательно сделает рывок раз-
225 вития, достойный ее прошлого, ее народа и надежд на нее в мире! Нет в этом сомнений! Хотя немалый труд и подвиг нужен для этого! Присоединяйтесь! Пойдемте вместе! www. rusrand.ru org@rusrand.ru
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.071 с.) |