Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформация и (или) модернизация
Вначале хотел бы затронуть вопрос об исторических границах переходного периода. Минуло 20 лет с начала экономических преобразований, и пока нет оснований считать их завершенными – и не только потому, что какие-то реформы продолжаются и Даже снова объявляются или вдруг возникает «вторая волна приватизации» и т. п. Главное в том, что так и не состоялся выход страны на качественно новые позитивные рубежи – технологические, социальные, гуманитарные и иные – в результате необходимых модернизационных усилий. Российская модернизация, провозглашенная несколько лет назад в качестве стратегического курса, может претендовать на то, чтобы считаться третьим крупным этапом экономических преобразований, начавшихся в стране два десятилетия назад. На первом этапе (1990-е гг.) были сформированы (хотя и в сильно деформированном виде) начальные основы рыночной экономики. Второй временной отрезок (большая часть первого десятилетия 2000-х гг.) стал этапом коррекции (снижения деформаций) сложившегося в России типа экономики и перелома макроэкономической динамики, осложненным, однако, наступившим в конце десятилетия кризисом. Этап модернизации в этих координатах выглядит как новое необходимое звено. Указанная последовательность, во-первых, отражает реалии исторического процесса в новой России, а во-вторых, фиксирует необходимость перехода к модернизации – и с этой точки зрения может быть принята. Однако она не может считаться идеальной и неизбежной. Альтернативный путь, который не был реализован в России, имел иную логику. Трансформация экономических отношений, начавшаяся в 90-гг., должна была с самого начала исходить из необходимости ее совмещения с модернизацией; в противном случае, 20-летняя задержка последней выглядит оправданной. Между тем, уже в последние советские десятилетия ощущалась необходимость глубоких изменений производительных сил, ускорения развития. Однако задача «ускорения» была к концу 80-х гг. заменена курсом на «перестройку» общественных отношений, которая, как считалось, автоматически приведет к позитивным изменениям и в сфере производства. В сложившихся позднее новых исторических условиях возобладал «рыночный детерминизм», когда трансформация экономики стала рассматриваться как достаточное условие модернизации и, по сути, приобрела самодовлеющее значение. В итоге в России получилась трансформация без модернизации. В последующее десятилетие конъюнктурно высокие темпы экономического роста также не сопровождались модернизационными сдвигами, а макроэкономическая политика свелась по большому счету к финансовой стабилизации. Проблема состояла в том, что модернизация с самого начала не стала стержнем экономических изменений.
Между тем, логика последних могла быть иной. Либерализация экономики и институциональные преобразования, составлявшие сердцевину первого этапа, должны были сразу содержать нацеленность на задачи модернизации, создавая благоприятные конкурентные и институциональные условия для инновационного сектора экономики. Огромные финансовые ресурсы, полученные Россией на втором этапе, могли бы придать количественному росту модернизационное наполнение. Отсутствие такой нацеленности на первых двух этапах рыночных изменений привело к явному запозданию российской модернизации. В целом должна иметь место синхронизация трех следующих процессов: трансформации, модернизации и формирования национальной модели экономики. В России же первый из них оказался оторванным от двух других. Трансформационные процессы с самого начала должны быть ориентированы не просто на создание рынка, а на формирование национальной экономической модели, которая бы отражала все своеобразие страны, ее национально-специфических факторов, целей и интересов. Также и модернизация должна быть совмещена с указанными национальными аспектами, принимая тем самым форму органичной модернизации. Среди этих аспектов – и система ценностей, присущая социуму. Опора на эти ценности не является тормозом модернизации: во-первых, последняя, напротив, получает естественную среду (можно вновь вспомнить опыт стран Восточной Азии) и не требует болезненной цивилизационной «ломки», а во-вторых, традиционные российские ценности обладают большим инновационным потенциалом, содержа в себе весомый творческий заряд.
Изначальный отрыв трансформации от модернизации и от формирования адекватной национальной модели стал важнейшей причиной накопившихся в российской экономике проблем. Историческое место экономической модернизации в России можно в итоге определить следующим образом. Во-первых, российская модернизация вынуждена выполнять задачи, не решенные на предыдущих этапах. Она должна окончательно вывести экономику как из трансформационного кризиса, не получившего полного разрешения в 90-е гг., так и из воспроизводственного (циклического) кризиса, тянущегося из 80-х гг. Положительная макродинамика 2000-х гг. как бы «купировала» указанные кризисы, перевела их в скрытую, латентную форму. Кризисные явления последних лет со всей силой вскрыли хронические болезни российской экономики: слабость институтов развития, отсталую структуру производства, крайне низкое обновление основного капитала и т. п. Во-вторых, модернизация, вынужденная учитывать всю специфику России, способна дать решающий импульс для завершения формирования национальной модели экономики, имея в виду обретение адекватных ей роли государства, степени социальной ориентации, структуры собственности и других параметров экономической системы. В-третьих, только осуществление модернизации будет означать завершение переходного периода в России. Ни социально-экономические трансформации, какими бы глубокими они ни были, ни даже положительная макродинамика, какой бы высокой она ни оказалась в тот или иной момент времени, не могут сами по себе свидетельствовать о достижении качественно нового уровня развития экономики страны, о повышении ее конкурентоспособности. Такая задача может быть решена только в результате модернизации. В противном случае это будет масштабный «трансформационный застой», «стационарная переходная экономика» или «эффект разнообразия» как выражения самого факта замены одних форм другими: были плановые, стали рыночными – и можно успокоиться. В 1939 г., спустя также примерно два десятилетия после начала радикальных социальных преобразований в СССР, был сделан вывод о завершении переходного периода. Понятно, что речь шла тогда о совсем другой направленности преобразований, к которой сейчас можно относиться по-разному, но важно обратить внимание на критериальные основания указанного вывода. В стране состоялась не просто трансформация отношений, а модернизация как выражение более глубоких сдвигов, в результате которых были сформированы качественно новая индустриальная база экономики, качественно новый уровень работников, качественно новая социальная сфера. До таких оснований (естественно, в привязке к современности) нам сейчас очень далеко. Весьма симптоматичен в этой связи недавно прозвучавший призыв Президента России В. Путина, хотя он и был формально адресован только к военно-промышленному комплексу: «Нужно наверстывать упущенное! Этого требуют интересы страны. По сути, нужно совершить такой же мощный комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было еще в 30-е годы прошлого века»[193]. Говоря об актуальности лозунга модернизации, необходимо обратить внимание и на возможное влияние на нее российского политического цикла. Весьма часто новая фаза такого цикла сопровождается, как свидетельствует политологический опыт, «освежением» или даже изменением риторики и приоритетов. Уже сейчас замечается некоторое ослабление внимания к терминологии и идеологии модернизации. Было бы непродуктивным подвергать ревизии идею модернизации российской экономики, которая не может быть привязана лишь к конъюнктуре предыдущего политического цикла, а является давно назревшей и даже перезревшей. Жизненно важное для России направление, вызвавшее большой научный интерес и реализующее давние и породившие новые надежды, не может оказаться в ряду политико-конъюнктурных лозунгов. Модернизация российской экономики, при всей необходимой коррекции ее научного и практического оформления, должна оставаться стержнем стратегического курса на развитие страны.
Степень национальной адекватности преобразований
Кроме уже обозначенного модернизационного, нужно принять во внимание и другой важный критерий окончания переходного периода – завершение формирования национальной экономической модели (для нас – российской экономической модели). Итогом преобразований должна быть не просто рыночная (или – что более правильно применительно к современным координатам – смешанная) экономика; итогом должна стать национальная экономическая модель, адекватная всему набору национально-специфических факторов (как экономических, так и неэкономических; как внутренних, так и внешних), стратегическим, жизненно необходимым для России целям национального развития, мировому статусу страны, национальным интересам, особенностям российской цивилизации, и при этом, понятно, она должна сопрягаться с прогрессивными линиями мирового развития. Национальная модель должна обеспечить органическое единство экономики, общества, цивилизации. Говорить о такой адекватности сейчас не приходится: если что-то и сформировалось за годы преобразований, то эта какая-то сумбурная модель, сочетающая фрагменты социально-экономических деформаций, необдуманного импорта институтов, субъективных воздействий и т. п. Скорее, это антинациональная модель, в значительной мере не соответствующая названным выше особенностям России, ее стратегическим интересам. Завуалированность этой характеристики, как и многих других, во многом вызвана благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, позволяющей власти совершать некоторые национально-ориентированные действия. Причина существования такой модели – низкая национальная адекватность (и даже антинациональный характер) самих экономических преобразований, причем с самого начала их проведения. Вспомним, разве кто-нибудь из тогдашней «элиты» принимал в расчет в 90-е гг. национальные особенности интересы, статус страны и т. п. Была устроена гонка к рынку как таковому, как будто он где-то существует в таком универсалистском виде, или рыночный призыв принимал откровенно подражательскую форму – как у Е. Гайдара в его работе начала 90-х гг. «Государство и эволюция» с призывом к движению к «социально-экономическому пространству западного общества»: «Войти в это пространство, прочно закрепиться в нем – вот наша задача»[194]. О каком национальном достоинстве, о каком учете национальных факторов, особенностей российской цивилизации или хотя бы национальных интересов может идти речь в таком случае? Это трудно представить в какой-то другой стране, в т.ч. в постсоциалистических и постсоветских странах, где с самого начала объединяющей стала идея национального возрождения. У нас же все национальное осмеивалось, выбрасывалось, отвергалось. Если бы машина времени перенесла в то время программные документы ныне правящей силы «Единой России», претендующей на умеренность и «здоровый консерватизм», то и они тогда подверглись бы такой же оценке.
В итоге был отвергнут важнейший ресурс развития страны. В научной литературе, анализирующей экономические успехи стран Восточной и Юго-Восточной Азии второй половины 20-го века, часто и не боясь пишут о том, что этот успех не был бы возможен без использования «умеренного национализма». У нас же на этом слове с самого начала преобразований поставили однозначно темное пятно. Обратим внимание на некоторые направления учета национального своеобразия России. Возьмем вопрос о государстве. Это не просто функциональный вопрос, хотя даже в этом случае можно говорить о разных реально существующих национальных моделях функционального вмешательства государства в экономику, коренящихся в национально-особенных основаниях. У нас до сих пор нет такой национальной адекватной модели, явным выражением чего является постоянная смена приоритетов: от вроде бы наметившегося «госкапитализма» до второй волны приватизации государственной собственности. Но Россия в этом плане не просто специфична: у нее государство имеет глубокие цивилизационные основания. Это скрепляющий цивилизационный стержень, удар по которому имеет разрушительные для страны последствия. Именно поэтому, как бы не менялся социально-экономический строй в России, государство через потрясения все равно восстанавливало свою силу – а когда этого не случалось, в стране начинались разрушительные процессы (Смута начала 17-го века, февраль 1917 г., рубеж 80-90-х гг., о котором сейчас и идет речь). Российские реформаторы исходили из другого представления о российском государстве, что также хорошо выражено в упомянутой книге Гайдара (рудименты «азиатчины», наследие средневековья, восточного способа производства и т. п.). Они не понимали сути российской цивилизации и не считали себя ответственными за нее, она была для них по сути чужой – своей она становилась бы только тогда, когда в ней утвердятся новые социально-идеологические ценности в духе «западного пространства». А если бы те реформаторы были другими, то видели бы связь времен, нанизанных на один цивилизационный стержень. Также не хотели понимать они и того, какой отпечаток накладывает на экономику весь набор национально-специфических факторов, присущих России. При необходимости можно было бы показать[195], как специфические (во многом уникальные) природно-климатические, географические (пространственные), геополитические, социокультурные условия или факторы объективно формируют менее либеральную среду, определяют специфическое соотношение рынка и государственного регулирования, степень социальной ориентации экономики, определенную структуру отечественного хозяйства, тип национального воспроизводства. Реформаторы-универсалисты этого принципиально не хотели замечать.
Но этот упрек можно адресовать и их предшественнику – М. Горбачеву и его близкому окружению. У них также не хватало здорового национализма. Ни один политик такого ранга никогда не действовал бы столь национально безответственно. В советском руководстве того времени не оказалось нормальных, ответственных национально-ориентированных политиков. Причины этого разные: и субъективные; и исходящие из долго господствовавшей марксистско-интернациональной идеологии и из советского опыта, совершенно лишенных здорового национального эгоизма – и по отношению к так называемым странам-«союзникам», и к союзным республикам, которым дали право на выход из единой страны и в которые в то же время вкачивались огромные ресурсы, отрываемые от России; и непонимание сути национальных интересов, прикрытое наивным увлечением «общечеловеческими ценностями» и т. п. Известный исследователь А. Ципко, находившийся в то время в этой среде, откровенно писал: «Ставка Горбачева была сделана на идеологов, трактующих марксизм в социал-демократическом духе, на интернационалистов-шестидесятников. При таком раскладе и таких планах даже самые просвещенные и самые либеральные патриоты не могли появиться рядом, влиять на события, помогать спасению страны»[196]. Очень красноречивое признание. Эти свойства проявилось и у последующих российских реформаторов, среди которых было немало хорошо образованных людей – в т. ч. выпускников экономического факультета МГУ, ведущих петербургских (ленинградских) вузов. А кого из них формировали тогда на студенческих скамьях: материалистов, приверженцев «прогрессивных» тенденций мирового социально-экономического развития, сторонников исторически определенной социальной системы ценностей, которую легко можно сменить на другую специфически-историческую систему социальных ценностей (социалистические на либеральные или обратно). Либо одно, либо его противоположность: «прогрессивный» ход истории это оправдает и избавит от угрызения совести. Переход – очень простой, т. к. нет цементирующего стержня. А вот если готовятся и выпускаются национально-ориентированные экономисты, то их поведение будет другим. И если они даже из марксистов превратятся в либералов, это будет для них вторичным, а не главным. А главное – это их национально-ориентированное кредо, национальная и цивилизационная ответственность, понимание «связи времен», из чего они будут исходить в первую очередь, даже участвуя в рыночных преобразованиях и организуя их. Таких экономистов мы, увы, не готовили, не готовим их и сейчас. И в этом трагическая ошибка и советского, и современного экономического образования. Теперь о национальном понимании экономических законов. Возьмем некоторые законы, известные из советской политэкономии. Насколько они формационны? – Ну, вот «закон планомерного развития» – это закон социалистической экономики? Не вполне: во многом это закон, выражающий необходимость более регулируемого развития национальной экономики России в целом, что предполагает более сильное участие государства в экономической жизни страны. Или те законы, которые мы называли «основным экономическим законом» и «законом распределения по труду» – они во многом отражали национальную необходимость большей социальной ориентации экономики, большей социальной консолидации общества. Не всё, находящееся в формации, формационно – а этого реформаторы не хотели или не способны были замечать. Наклеивая на всё законы формационные ярлыки, они игнорировали национальные характеристики: образно говоря, «с формационной водой выплескивали и цивилизационного ребенка». Можно привести здесь и другую, ставшую уже известной, фразу: «Целились в социализм, а попали в Россию» – они попали именно в Россию, глубоко ранив ее. Думали, что за «формационным кителем» никого нет, а там оказалась Россия и русская цивилизация. Для российских реформаторов было характерно представление о советской экономике как о чисто идеологической конструкции в духе Мизеса и Хайека, которые, впрочем, с реальным социалистическим материалом, в отличие от первых, дела не имели. Однако такое представление о советской экономике является крайностью. Во-первых, эта экономическая система исторически улавливала (хотя и весьма противоречиво) ряд объективных мировых тенденций, проявившихся в 20-ом веке: усиление роли государства, развитие социальной ориентации, постиндустриализм. Во-вторых, она была также реакцией и на специфические национальные задачи чрезвычайного характера, стоявшие перед страной: необходимость ускоренного формирования новой материально-технической базы, роста оборонного потенциала, сохранения единства страны и ее роли мировой державы. Новый тип отношений, как представлялось, позволял быстрее добиться этого путем мобилизации ресурсов, общественной консолидации, внедрения социальных инноваций, в том числе связанных с формированием нового качества трудовых ресурсов. В-третьих, она отражала в определенной степени и ряд особенностей национальной экономики как таковой (в частности, уже упоминавшуюся более весомую роль государства, коллективистских форм хозяйствования и др.). СССР добился ряда впечатляющих результатов: индустриализация, победа в войне, освоение космоса, превращение в «сверхдержаву». Его доля в мировом ВВП уступала в 50-70-х гг. только США. За эти годы накоплен богатый опыт организации социальной сферы, прогнозирования, программирования и планирования экономического развития и др. При этом в советской экономике содержался ряд системных недостатков, особо проявившихся во второй половине 20-го века, когда новые процессы потребовали большей гибкости и мобильности хозяйственных связей, большей автономности и инициативности субъектов. Эти условия стали существенно отличаться от традиционной индустриальной экономики с присущим ей стандартным набором отраслей и видов продукции, консервативной структурой спроса, ясно обозначенными целями. Советская экономика ослабила восприимчивость к научно-техническому прогрессу, что выразилось в торможении развития, усилении отставания от наиболее развитых стран. Экономика нуждалась в преобразованиях, хотя их мера и направления могли быть разными. Общим вектором преобразований стал в итоге «переход к рынку» как к форме хозяйства, показавшей свою эффективность в развитых странах. Преобразования во многом были спонтанными, слабо подготовленными, национально не сопряженными. Вторая половина 80-х гг. прошла под лозунгом «обновления социализма»; курс на рыночную экономику был официально сформулирован лишь в самом начале 90-х гг. и по сути не имел тщательно разработанной программы, быстро радикализируясь под давлением кризисной ситуации в стране. Вместо детальной инвентаризации сложившегося за десятилетия типа экономики и дифференцированного отношения к образующим его элементам, была взята линия на его демонизацию, однозначно негативную оценку системы, выход из которой принимал «неизбежную» форму ее тотального разрушения и замены на противоположный тип без учета национального фундамента отечественной экономики и самой возможности сочетания с цивилизационными особенностями, национальными интересами. Еще один аспект учета национального своеобразия страны касается этноэкономического ракурса, несмотря на всю его деликатность. Начиная глубокие социально-экономические преобразования, реформаторы должны были помнить о многонациональном характере российского общества, о разных этноэкономических особенностях, в т. ч. о разной (исторически сложившейся) предрасположенности этносов к определенным звеньям общественного разделения труда, о различиях в рыночном менталитете, поведении и т. п.; должны были понимать, что такое национальное возрождение, его формы, возможные крайности и социально-экономические последствия, особо учитывать сильные и уязвимые черты русской системы ценностей как исторически и объективно государствообразующей и т. п. Они просто обязаны были это знать и понимать. Однако это не было принято в расчет. Известный политолог А. Мигранян отмечал в свое время: «Возглавлявшая российское демократическое движение интеллигенция и быстро формировавшийся новый господствующий класс в массе своей были глубоко чужды национальным лозунгам. В отличие от большинства советских республик, а также от стран Восточной и Центральной Европы, в России демократические и национальные ценности оказались не только разведены, но и противопоставлены друг другу. В идеологию российского суверенитета реформаторы вкладывали смысл формирования западной модели нации-государства, намеренно игнорируя и подавляя, прежде всего русскую этничность. Национализмы в других советских республиках, а также в российских автономиях российскими демократами поддерживались и даже поощрялись, поскольку рассматривались как барьер против русского национализма»[197]. А теперь спустя 20 лет мы сталкиваемся с большими деформациями в этой сфере, с растущим напряжением. Это закономерный результат тех же двадцатилетней давности преобразований, совершенно не учитывавших своеобразие национального вопроса в России и отвергавших необходимость их сопряжения с государствообразующей системой ценностей, которая исторически формировалась в недрах русской цивилизации и обладает толерантностью, консолидирующей силой и творческим потенциалом – крайне важными для многонационального государства характеристиками. Все это игнорировалось реформаторами, игнорируется и весьма влиятельными силами сегодня, что может вести к нарастанию противоречий и отчужденности в российском обществе, что чревато негативными цивилизационными последствиями. Здесь уместно будет воспроизвести слова одного из авторитетных советских рыночных реформаторов – покойного академика С. Шаталина. Его оценка последствий реформ была очень жесткой: «Пепел после себя, пожар вместо оттепели, начало растворения россиян в других, более сильных народах – вот это и есть трагедия тех, кто задумал перестройку и тех, кто просто испохабил ее идеи. Видит Бог, я не желал такого конца. Я не мог его предвидеть, потому что считал нас сильнее. Впрочем, я и сейчас считаю российский народ сильным и, не исключаю, что он найдет себя в будущих поколениях»[198]. Вот такие жесткие признания и оценки. Указанные опасения имеют под собой реальные основания и тоже являются выражением того, что можно отнести к крайне слабой национальной адекватности рыночных преобразований, начавшихся 20 лет назад и создавших массу проблем (в чем-то, возможно, уже и неразрешимых), предельно мешающих развитию страны сегодня и в исторической перспективе. В.В. Букреев, Э.Н. Рудык. «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы» (Ф. М. Достоевский) «Когда меня спрашивали, не много ли девять лет Ходорковскому, я отвечал: Не много, если сначала лет по двадцать пять Чубайсу и Коху». (Ю. Ю. Болдырев) «Нормальные люди идут в политику, чтобы народ их руками овладел государством и положил конец четверти века национального предательства». (М. Г. Делягин)
Российской приватизации уже, без малого, четверть века. Идет новая её ускоренная «волна». На торги, которые власть, в отличие от «старой» приватизации, обещает сделать «открытыми», «честными» и «справедливыми», предполагается выставить «за серьезные деньги» акции крупнейших, как правило, высокодоходных и бюджетообразующих государственных компаний. Они известны – «Роснефть», «Совкомфлот», «Сбербанк России» (в сентябре 2012 г. уже проданы 7,58% акций), Банк ВТБ, «Объединенная зерновая компания», «Росагролизинг», РОСНАНО, РЖД, «Апатита» (в сентябре 2012 г. уже продано 20% акций), крупнейшего перевозчика сжиженного газа «СГ-транса» (в сентябре 2012 г. уже продано 100% акций) и ряд других. Всего в списке 1400 объектов приватизации. Прогнозная цена вопроса – 30 млрд. долларов США или немногим более 900 млрд. руб. для пополнения доходной части федерального бюджета. Между тем, только одна успешно функционирующая государственная компания «Роснефтегаз» (владеет 75% акций «Роснефти» и около 10% акций «Газпрома») имеет на своих счетах около 132 млрд. руб., которые она обязана перечислить в федеральный бюджет в виде дивидендов на государственные пакеты акций. Естественно, цена акций самой компании, подлежащие приватизации намного выше[199]. Вопрос: зачем же приватизировать такую компанию и не только её? Если верить подсчетам аналитиков инвестиционной компании Bright Minds Capital пакеты акций только одних российских предприятий ТЭК оцениваются в 45-47 млрд. долларов. Печальная история приватизации 90-х годов XX века похоже повториться[200]. Декларируемая цель «новой» приватизации – пополнить государственную казну, но не за счет продажи убыточных для государства предприятий, лежащих тяжким бременем на государственном бюджете, как это имеет место в мировой практике, а, в первую очередь, относящихся к бюджетобразующим, к тому же существенно недооцененных по сравнению с зарубежными аналогами. Их массовая продажа, скорее всего (зная историю российской приватизации), произойдет по изначально заниженным ценам, имеющим, естественно, тенденцию к падению в условиях непрекращающегося мирового экономического кризиса, негативные последствия которого многие государства, в отличие от российского, пытаются демпфировать. В частности, посредством временной национализации жизненно важных для национальной экономики предприятий, оказавшихся на грани банкротства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.021 с.) |