Промежуточная аттестация: зачет с оценкой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промежуточная аттестация: зачет с оценкой



 

6. Структура и содержание практики

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является одной из составляющих раздела основной профессиональной образовательной программы магистратуры.

Содержание практики соотносится с видом и задачами профессиональной деятельности, которые определены основной профессиональной образовательной программой высшего образования, направление подготовки 37.04.01 «Психология».

Область профессиональной деятельности обучающихся в период прохождения практики включает решение профессиональных задач в сфере психологии.

Объектами профессиональной деятельности обучающихся в период прохождения практики являются: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностные и социальные взаимодействия, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

Практика представляет собой учебные занятия, непосредственно ориентированные на профессионально-практическую подготовку магистранта, и является основой для освоения специальных дисциплин и написания магистерской диссертации.

Для успешного осуществления учебной  практики в результате освоения предшествующих частей ОПОП обучающиеся должны:

- уметь ставить цели и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического);

- быть готовым модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий;

- быть готовым представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения;

- уметь осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

- быть способным создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария;

- уметь организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности;

- быть способным к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.

В ходе практики по получению профессиональных умений и навыков магистранты проводят конкретные эмпирические исследования по сбору материала и проверке выдвигаемых гипотез, которые являются эмпирической основой подготовки научных сообщений, докладов, публикаций и магистерской диссертации.

Организация проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, осуществляется на основе договоров с организациями и предприятиями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО (профильная организация).

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Обучающиеся имеют право найти место прохождения практики самостоятельно или пройти практику по месту работы, предоставив на кафедру при этом письменную заявку от организации – места прохождения практики.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к научно-педагогическим работникам университета, (руководитель практики от университета), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (руководитель практики от профильной организации).

Прохождение практики состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап (знакомство с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов, решение организационных вопросов и др.).

2. Основной (исследовательский) этап: выполнение практических заданий на предприятии под контролем руководителя практики от Профильной организации, включая ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Основной метод прохождения практики – самостоятельная работа обучающегося на рабочем месте. Работа каждого обучающегося проводится в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, в котором указываются сроки прохождения производственной практики.

Формы проведения практики:

- наблюдение за проведением консультативной, групповой и тренинговой работой психолога-наставника;

- проведение консультативной, групповой и тренинговой работы;

- работа в супервизорской группе.

В соответствии с задачами производственной практики содержание практики магистрантов включает в себя выполнение работ следующих видов:

· психологическая диагностика;

· подбор и проведение методов психологической диагностики в соответствии с задачами психологического сопровождения;

· психокоррекционная и развивающая работа;

· проведение бесед, диспутов и т.д. с целью разрешения выявленных актуальных проблем;

· проведение тренинговых упражнений, способствующих межличностному пониманию;

· консультирование и просвещение - консультирование педагогов (воспитателей и т.д.) по вопросам межличностного взаимодействия;

· консультирование по результатам диагностики, оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии.

В процессе практики обучающиеся дополнительно к основным видам работ выполняют следующее:

1) Изучить программу практики и разработать план-график выполнения программы практики.

2) Составить перечень методов, методик, способов сбора, обработки и интерпретации информации.

3) Изучить основные справочные научные поисковые информационные системы, электронные базы данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов подготовьте перечень изученных информационных систем и электронных баз данных.

4) Используя справочные научные поисковые информационные системы, электронные базы данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов, составить научно-библиографический список для выполнения заданий по практике.

5) Изучить особенности программного продукта для создания презентаций Microsoft PowerPoint.

6) Подготовить презентацию к защите отчета по практике.

7) По результатам прохождения практики подготовить доклад для выступления на итоговой конференции по практике.

3. Заключительный (аналитический) этап, включающий подготовку отчета по практике и защиту отчета по практике.

В течение всей практики магистрант работает над сбором информации для последующего составления отчета о прохождении практики.

Отчет по практике должен представлять краткое самостоятельное изложение собранного фактического материала. При этом отчет не должен сводиться к переложению инструктивного и учебного материала.

При составлении отчета по результатам прохождения практики учитывается специфика деятельности организации, являющейся базой практики. Те разделы и темы, по которым отсутствует материал в данной организации, в отчете не отражаются. В этом случае достаточно указать причину, в силу которой невозможно практическое изучение конкретного вопроса.

Анализ полученной информации, подготовка отчета о практике, проведение расчетов, составление графиков, диаграмм, обоснований, выводов и предложений, обсуждение с руководителем проделанной части работы, подготовка отчета о практике, презентации, выступления на итоговой конференции.

Магистрант обязан соблюдать правила распорядка учреждения, организации, в которых он проходит практику, вести дневник практики; а по окончании ее – составить отчет о прохождении практики.

Выполнение индивидуального задания.

Индивидуальные задания на практику формируются в соответствии с планируемой темой, определяется и согласовывается в тесном контакте с руководителем практики:

· Изучение функций и содержания деятельности вспомогательных отделов организации;

· Анализ специфики деятельности психолога в учреждении (организации). Определить актуальность, специфику функционирования психологической службы в данном учреждении;

· Создание модели психологической службы в организации, в которой проходила практика;

· Использование отдельных методов научной диагностики (наблюдение, беседа, контент-анализ), изучение социально-психологического климата коллектива, личностных характеристик персонала, особенностей корпоративной культуры сотрудников;

· Проведение диагностики психологической совместимости сотрудников и на основе полученных результатов составление программы тренинга общения;

· Консультирование персонала по профилактике конфликтов в учреждении и другим тематикам (например, консультирование по профилактике профессиональных деформаций личности, по вопросам развития организационной культуры, по психологическому обеспечению переговорного процесса).

Тема индивидуального задания может быть сформулирована в зависимости от того, где проходит практику студент (структурное подразделение предприятия (организации)). В качестве индивидуальных заданий могут быть рекомендовано изучение особенностей конкретных производственных процессов деятельности предприятия (организации).

Задания для оценивания практических навыков могут включать следующие практические навыки:

ü осуществление поиска необходимой информации для выполнения поставленных задач, с использованием справочных, поисковых информационных систем;

ü разработка рабочих планов и программ;

ü осуществление сбора фактологической и эмпирической информации по заданной тематике;

ü проведение анализа и интерпретации полученных результатов исследований;

ü участие на научно-практической конференции;

ü составление отчета о проделанной работе;

ü подготовка текста доклада по результатам работы;

ü подготовка презентации к защите отчета по практике;

ü выступление с докладом.

При прохождении практики в рамках самостоятельной работы обучающиеся:

ü самостоятельно изучают монографический материал и периодические литературные источники с целью выявления актуальных психологических проблем по направлению подготовки;

ü знакомятся со справочно-правовой системой «Консультант-Плюс», с программами для создания презентаций;

ü изучают нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере деятельности, соответствующей выбранному направлению подготовки;

ü изучают нормативно-законодательную базу по организации системы высшего образования в Российской Федерации и в зарубежных странах; структуру подготовки бакалавров в Российской Федерации и в ведущих зарубежных вузах

ü самостоятельно пополняют психологические знания;

ü знакомятся с деятельностью профильной кафедры.

 

Задания на раскрытие содержательной стороны профессиональной деятельности

Задание 1. Выбор темы и поиск объекта получения необходимой психологическойинформации, ее актуальность и практическая значимость. Разработка методологии и этапов поисковых действий по исследованию психологических и социально-психологических явлений, организации психологического обеспечения деятельности организации, поведения и общения персонала, функционирования психологической службы. Обоснование и использование методов математической статистики для доказательства гипотезы исследования.

Задание 2. Определение основной научной задачи,решаемой психологической службойорганизации, обоснование ее места в проблемных областях психологической теории и практики. Знакомство с организацией, изучение условий функционирования психологической службы.

Изучение нормативно-правовых документов психологической службы и содержания профессиональной деятельности психологической службы.

Задание 3. Исследование содержания и организации научно-исследовательской работыпсихологической службы, а также ее места в общей системе профессиональной деятельности. Изучение требований организации к практическому психологу, критериев, показателей и уровней соответствия его личностно-профессиональных качеств, профессиональной деятельности и выполняемого совокупного труда. Обоснование методологии исследования (объект, предмет, гипотеза, цели, задачи, актуальность и практическая значимость), разработка планов и программ изучения психических и социально-психологических явлений.

Задание 4. Исследование работы центров оказания психологической помощи и научномобоснование программы психокоррекционной работы, в том числе коррекционной и консультативной деятельности психологической службы организации. Оценка и обоснование мер профилактики конфликтов и конфликтных ситуаций. Подготовка психологических рекомендаций руководству организации по повышению эффективности совместной деятельности персонала, организации рекламы, продвижению товаров на рынке услуг.

Задание 5. Изучение содержания и организации деятельности психологической службы попсихологическому сопровождению труда персонала предприятия. Выявление психологических затруднений в личностно-профессиональном развитии и труде сотрудников, трудных жизненных ситуаций и отклоняющегося поведения, а также оценка эффективности их предупреждения и психопрофилактики в различных видах и формах. Использование социально-психологических тренингов общения и научное обоснования их действенности.

Задание 6. Обоснование исследовательско-развивающей технологии для выявления иоптимизации научного основания и архитектоники (модели, алгоритма, технологии и условий) труда психолога, функционирования психологической службы.

Задание 7. Исследование сущности,содержания и особенностей активного общения внаучной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, возможности применения русского и иностранного языков как средства делового общения и активной социальной мобильности, возможности использования на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом.

Задание 8. Выявление современных проблем и тенденций развития фундаментальной иприкладной психологии, методологических основ познания проблемного поля функционирования организации. Системное исследование важнейших аспектов истории, современного состояния и перспектив развития психологической науки в России, ее места в современном российском обществе.

Задание 9. Раскрытие системного подхода,содержания и миссии в современной психологии,атакже проведение на такой основе междисциплинарных психологических исследований в процессе научно-исследовательской практики. Обоснование и системное изложение научных основ выбора адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы, использования знаний, правовых и этических норм при оценке организации и последствий своей профессиональной деятельности.

Задание 10. Выявление проблем и приоритетных направлений отечественной психологии(психологии труда, этнопсихологии, экологической психологии, акмеологии, гендерной психологии), среди которых актуальными для познания выступают психология субъекта труда, генезис категориального аппарата, содержание основных понятий, их уточнение и использование в отечественной психологической науке.

Задание 11. Выделение психологических аспектов современных проблем развития человека иобщества, социальной мобильности и обеспечения психической сохранности и развития человеческого капитала, формирования социально-психологической компетентности. Выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. Формирование и реализация программы и технологии предупреждения возможных расстройств психики при решении управленческих задач в условиях реально действующих психологических структур.

Задание 12. Выявление психологических оснований принятия ответственности за свои решения врамках профессиональной компетенции, за выработку нестандартных решений в проблемных ситуациях, обоснование гипотезы, выдвижение задач и разработку программ исследования в определенной области психологии, а также обоснование методического обеспечения достижения цели с использованием новейших средств. Раскрытие актуальных проблем психологического образования, совершенствования психологического обеспечения профессионального и личностного развития человека, жизни современной семьи и семейных отношений.

Задание 13. Изучение психологии профессионально профилированного обращения кантропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе, на основе которого обоснование планирования и проведения прикладных исследований в определенной области применения психологии, а также совершенствования и разработки категориального аппарата психологической науки. Анализ и сопоставление психологических теорий в динамике развития психологической науки, выявление базовых механизмов субъективных процессов в труде, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия биопсихосоциальных составляющих функционирования.

Задание 14. Провести анализ научно-теоретических основ и эмпирических источниковсовременных проблем психологии, общества, личности, с учетом которых осуществить выбор адекватных психологических средств и методов исследования проблем личности, социальных групп. Овладение приемами комплексного профессионального воздействия на эффективность развития и функционирования когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой и деятельностно-коммуникативной сфер, других личностных черт и их состояний с целью гармонизации психического развития и деятельности человека и группы.

Задание 15. Использование способов и приемов в оказании психологической помощи в различныхжизненных проблемных ситуациях, а также в организации работы психологической службы в сфере деятельности исследуемой организации, участвуя в непосредственной подготовке и проведении мероприятий психологического обеспечения профессиональной деятельности субъектов труда.

Задание 16. Обосновать порядок планирования и организации психологическогосопровождения процесса внедрения результатов научных исследований, а также возможности применения методов психологической коррекции, профилактики, реабилитации, консультирования с целью оптимизации социально-психологических характеристик личности, социальной групп, их развития и функционирования.

Задание 17. Исследование инновационных подходов и практики системногоанализа,интерпретации полученных данных и пропаганды психологических знаний, позволяющих системно раскрывать и использовать в психологической работе научные концепции, теории и методологические разработки, объяснять природу психологических феноменов в интересах повышения уровня психологической культуры человека, организации, общества.

Задание 18. Участие в подготовке и проведении психологических мероприятий в организациинаучных, методических, учебных и практико-ориентированных симпозиумов, конференций и семинаров по проблемам исследования; в деятельности общественных структур; доклады, научные сообщения и выступления по психологическим проблемам перед руководством организации.

Задание 19. Оптимизация технологий и процессов интерпретации результатов,графическое итекстуальное оформление заключений и рекомендаций функционирования психического. Подготовка научных отчетов, аналитических материалов и докладов по результатам выполненных исследований проблем организации психологической помощи и психологического обеспечения на основе решения заявленной научной задачи.

Задание 20. Проведение анализа результатов выполнения индивидуальной программынаучно-исследовательской практики и деятельности по реализации ее цели и задач. Подготовка отчета по практике с описанием технологии выполненных заданий, с анализом всех видов деятельности и ее результатов, а также подготовка статьи для опубликования в научном издании. Оформление и представление в устной и письменной форме результатов выполненных исследований своей деятельности как профессионального психолога, применяющего методы эмоциональной и когнитивной регуляции и оптимизации собственной деятельности и психического состояния.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.031 с.)