Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности



Подвижные игры в процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать сформированные двухком понентные взаимосвязи в вариативных условиях противоборства. С помощью подвижных игр моделируются последовательно услож­няющиеся игровые ситуации, требующие выборочного воспроизве­дения технико-физических компонентов подготовленности в соче­тании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т. п. Тем самым созда­ются условия формирования многокомпонентных навыков игровой деятельности.

Мастерство педагога заключается в выборе адекватных этапу об­учения и уровню подготовленности занимающихся средств из всего многообразия существующих подвижных игр. При творческом под­ходе к реализации этих средств и гибком изменении правил возмож­но эффективное использование традиционных подвижных игр в ре­жимах мышечной работы, соответствующих игре в баскетбол. А включение в ту или иную игру специфических для баскетбола ком­понентов подготовленности ведет к интеграции локальных результа­тов обучения и повышению готовности занимающихся непосред­ственно к целостной игровой деятельности.

Высокая эмоциональность подвижных игр снижает психологиче­скую напряженность тренировочных воздействий. Присутствие сюжетно-ролевой основы, возможность неоднозначно решать кон­кретную двигательную задачу с допустимой долей импровизации; присутствие соперника и нежестко нормированная нагрузка позво­ляют моделировать конкретные игровые ситуации и формируют пси­хологический стереотип игровой деятельности.

При выборе подвижных игр, применяемых для обучения навы­кам игры в баскетбол, преимущество отдается коллективным, пред­полагающим соревновательный эффект. Каждая такая игра имеет свое содержание (сюжет, правила, набор двигательных действий) и форму (организацию действий участников). Форма игры непосред­ственно связана с содержанием и определяется им. Педагог должен опираться на качественный состав двигательных действий, состав­ляющих содержание каждой игры, и возможность широкого выбора способов достижения результата в игровой форме.

На занятиях по баскетболу наиболее популярны две формы проведения подвижных игр:

1) в виде эстафет;

2) в виде командных состязаний.

Характерной особенностью эстафет является то, что участники ведут борьбу за всю команду или самостоятельно (поочередно), или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи партнеров, но без непосредственного контакта с соперниками. Структурными компо­нентами игр-эстафет могут служить отдельные технические приемы баскетбола или их многообразные сочетания, выполняемые в задан­ных условиях с различной степенью сложности. А основной целью служит либо наиболее качественное (результативное), либо макси­мально быстрое их выполнение.

Командные подвижные игры отличаются совместной деятельно­стью членов команды, направленной на достижение определенного правилами результата. Согласованность действий в непосредствен­ном противоборстве с соперниками становится решающим факто­ром достижения победы. Определение победителей в командных под­вижных играх происходит благодаря конечной оценке результатив­ности командных действий в целом при условии неукоснительного соблюдения правил всеми участниками. Как и эстафеты, командные игры отличаются друг от друга содержанием и формой. Соответствен­но их направленность может варьироваться и планироваться в зави­симости от целевых установок.

Конструирование и проведение элементарных эстафет, как пра­вило, не вызывают трудностей на практике и во многом зависят от творческой мысли педагога. Вариативность их содержания и формы практически неисчерпаема. Далее дается описание некоторых ко­мандных подвижных игр, позволяющих эффективно решать пробле­му освоения базовых навыков игровой деятельности баскетболиста и всегда вызывающих интерес у занимающихся.

Коршун и наседка».

Направленность – комплексное совершенствование разновид­ностей передвижений и развитие быстроты.

Правила игры. Играют 6–7 человек. Из числа играющих выбира­ют «коршуна». Остальные игроки выстраиваются в колонну по одно­му, располагаясь в затылок друг другу и удерживая впереди стоящего партнера за пояс. Направляющий в колонне выполняет роль «насед­ки». Для этого он в и. п. занимает параллельную защитную стойку с разведенными в стороны руками. Задача «коршуна» – используя раз­личные финты, прорваться к замыкающему «цыпленку» и осалить его (похитить из выводка) или добиться разрыва цепочки. «Наседка» стре­мится всячески помешать прорыву «коршуна» – сберечь в целости все свое семейство. С этой целью используются перемещения при­ставными шагами и другие изученные способы передвижений в за­щите. Взявшиеся за пояс «цыплята» повторяют маневры «наседки», чтобы максимально затруднить действия «коршуна» и уберечься от него. Через определенный отрезок промежуток (24 с – 1 мин) под­считывают общее количество осаленных игроков и производят смену ролей: «наседка» становится «коршуном», а тот отправляется в хвост «выводка». Игра возобновляется по сигналу педагога.

Определение победителей: лучший «коршун» и лучшая «наседка» определяются по результативности их действий – числу осален­ных.

Вариант: соперничают две команды: поочередно направляют сво­их «коршунов на охоту» в стан противников; побеждает команда, за­хватившая больше «цыплят».

Командная перестрелка».

Направленность – комплексное совершенствование ловли-передачи мяча и развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, ко­ординационных способностей.

Правила игры. Играют две команды по 10–12 человек. Для игры можно использовать волейбольную площадку. В каждой команде на­значается несколько «стрелков» (4–5 игроков), которые занимают исходные позиции в трехметровом коридоре у лицевой линии. Остальные участники выполняют роль полевых игроков и распола­гаются в соответствующей зоне – на противоположной стороне пло­щадки между средней линией и зоной «стрелков» соперников. Перед началом игры «стрелкам» каждой команды выдают по два баскет­больных мяча. Цель – поразить как можно больше полевых игро­ков соперников, используя изученные способы передач: выбивать можно прямым попаданием только в ноги либо с отскоком от пола в любую часть тела. Полевые игроки стараются увернуться от летаю­щих мячей, передвигаясь в пределах своей зоны заданным способом (бег, приставные шаги, прыжки на одной или двух ногах и др.). Им разрешается ловить мяч и передавать своим «стрелкам». «Подстре­ленный» игрок выбывает из игры, но при любой удачной попытке ловли мяча своими партнерами один из выбывших участников воз­вращается в стан своей команды.

Определение победителей. Побеждает команда, первой поразив­шая всех полевых игроков противника.

Варианты. 1) игра проводится на время с итоговым подсчетом количества «подстреленных» игроков в каждой команде; 2) в игру вводятся дополнительные мячи; 3) «подстреленный» игрок не выбы­вает из игры, а переходит в отряд «стрелков»; 4) полевым игрокам также разрешается поражать соперников в случае произведенной ими ловли мяча.

Пятнашки мячом».

Направленность – комплексное совершенствование ловли-передачи мяча и развитие быстроты, скоростно-силовых качеств.

Правила игры. Из числа играющих выбирают одну или несколь­ко пар водящих. Каждая пара водящих владеет баскетбольным мя­чом. Остальные играющие располагаются произвольно по всей пло­щадке или на половине площадки. Цель водящих – передавая мяч в движении в своей паре, приблизиться к любому убегающему игро­ку и касанием мяча запятнать его. Такой игрок меняется ролями с водящим, выполнившим результативное действие. Играющие также владеют одним или несколькими мячами-выручалками, которые мо­гут передавать друг другу, стоя на месте или в движении. Игрока, владеющего мячом, пятнать не разрешается. Продолжительность игры – 10 – 12 мин.

Определение победителей. По итогам игры отмечают наиболее результативных водящих или наиболее ловких игроков.

Варианты. 1) меняются способы перемещения игроков по пло­щадке: приставными шагами, прыжками на двух ногах, многоскоками с высоким подниманием бедра и т.п.; 2) игра проводится набив­ными мячами; 3) каждая пара игроков водит в течение определенно­го промежутка времени (24 с – 1 мин); 4) каждый игрок владеет мя­чом и все передвижения выполняет с ведением мяча.

Организационно-методические указания. Нарушения правил передвижения с мячом (пробежки), выход за пределы игровой пло­щадки наказывать назначением провинившихся на роль водящих.

4. «Не давай мяч водящему».

Направленность – комплексное совершенствование ловли-передачи мяча и развитие быстроты, координационных способностей.

Правила игры. Пятерка игроков (нападающих), стоя на месте по периметру круга диаметром 4–5 м, передают между собой баскет­больный мяч, используя все виды изученных передач. Передача ближ­нему игроку запрещена. Водящий (защитник), располагаясь внутри круга, стремится перехватить мяч. Передающие игроки в течение 24 с вслух подсчитывают общее количество выполненных передач. В случае перехвата водящий может удерживать мяч в течение 5 с. По истечении времени, отведенного нападающим на владение мячом, производится смена водящего.

Определение победителей. Побеждает водящий, чьи действия были наиболее эффективными, т. е. позволивший нападающим вы­полнить наименьшее количество передач.

Варианты. 1) передачи выполняются только заданным способом; 2) передачи выполняются набивным мячом; 3) перед сменой водя­щий выполняет непопулярные задания (ускорения, приседания, сги­бание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки на месте и др.) столь­ко раз, сколько передач выполнили нападающие; 4) в игре участвуют 7 – 8 нападающих против 2 водящих; 5) соперничают две команды, засылающие в стан противников своих водящих (защитников); роль водящего поочередно выполняет каждый игрок; побеждает команда, совершившая в сумме наибольшее число перехватов или первая на­бравшая заданное количество передач; 6) отсчет передач возобнов­ляют снова после каждого перехвата мяча водящим; 7) замену водя­щего производят после каждого перехвата путем смены ролей между перехватчиком и потерявшим мяч нападающим; побеждают игроки, ни разу или наименьшее число раз побывавшие в роли водящего.

Организационно-методические указания. Обманные действия и быстрота передач ведут к победе. В защите проявлять заданную сте­пень активности также в сочетании с финтами.

Пробей вратаря».

Направленность – комплексное совершенствование ведения мяча, защитных передвижений и развитие быстроты, координаци­онных способностей.

Правила игры. На ограничительных линиях баскетбольной пло­щадки устанавливается несколько «ворот» шириной 4–5 м, штан­гами которых служат набивные мячи. В каждые «ворота» становится по «вратарю». Они выбраны из числа играющих. Остальные игро­ки – «пенальтисты» равномерно распределяются на каждые «воро­та» и располагаются на расстоянии 7–10 м от них. Каждый «пенальтист» поочередно пробивает «буллит» каждому «вратарю», используя скоростное ведение мяча и обманные движения с переводами мяча с руки на руку, прорывается к одной из «штанг» и стремится кос­нуться ее свободной рукой – забить гол. Каждый «вратарь», пере­двигаясь с ведением мяча в створе «ворот» (строго по линии), пыта­ется сохранить их неприкосновенность, для чего необходимо осалить спину нападающего до касания им «штанги». Добивать мяч, т. е. по­вторно атаковать «ворота», не разрешается.

Определение победителей. После выполнения «буллитов» каж­дым игроком в каждые ворота подсчитывается суммарное количество результативных действий «вратарей» и «пенальтистов». Таким обра­зом выявляют лучших в каждом амплуа.

Варианты. 1) «вратарь» выполняет ведение слабейшей рукой или двумя мячами; 2) соперничают две команды по 6–7 игроков, «бул­литы» выполняются в «ворота» соперников, а команду-победительницу определяют по разнице забитых и пропущенных мячей; 3) «штанги» устанавливают по углам трехсекундных прямоугольников (на линиях штрафного броска и на лицевых линиях), «вратарь» располагается либо внутри, либо снаружи прямоугольников и действует по тому же принципу.

6. «Дриблеры в круге».

Направленность – комплексное совершенствование ведения мяча, выбивания мяча и развитие быстроты, координационных спо­собностей.

Правила игры. В центральном круге баскетбольной разметки или в специально нарисованных на площадке кругах того же диаметра располагаются по 5–6 игроков с мячами. По сигналу педагога они выполняют ведение мяча, не выходя из круга. Цель – выбить мяч у других дриблеров, сохранив свой. Дриблер, потерявший мяч, выбы­вает из игры.

Определение победителей. Побеждают оставшиеся в каждом кру­ге игроки.

Варианты. 1) состязания проводятся в несколько этапов – побе­дившие в первом туре игроки образуют полуфинальные или финаль­ные пульки, проигравшие соперничают в утешительных играх; 2) игру проводят многократно до тех пор, пока кто-либо из участников не одержит две или три победы; 3) продолжительность игры регламен­тируется временем (24 с – 2 мин), за каждое выбивание мяча начис­ляется одно призовое очко, а дриблеры, у которых выбили мяч, оста­ются в круге, но получают по одному штрафному очку за каждую по­терю; победителя определяют по наибольшему числу набранных при­зовых очков за вычетом штрафных; 4) соперничают две команды, в каждом круге располагается равное число дриблеров от каждой ко­манды, мячи выбивают только у соперников, команду-победительницу определяют по одному из вышеприведенных правил.

7. «Салки с ведением мяча».

Направленность – комплексное совершенствование ведения мяча и развитие быстроты.

Правила игры. Каждый игрок владеет мячом. Назначается один или несколько водящих, которых снабжают отличными от других мя­чами. По сигналу педагога играющие начинают произвольное пере­движение по всей игровой площадке. Водящие стремятся догнать любого дриблера и осалить его свободной рукой. Осаленный игрок меняется с водящим ролями и соответственно мячами.

Определение победителей. Побеждают ни разу не осаленные игроки или пребывающие в роли водящих наименьшее количество раз.

Варианты. 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение ограниченного времени (24 с – 1 мин) и стремится осалить как можно больше дриблеров – определяется лучший водящий; 2) регламентируется способ ведения мяча (слабейшей рукой на протя­жении всей игры, на отдельных участках площадки или ограничен­ное сигналами педагога время; с чередованием видов дриблинга по сигналу или в указанных местах и др.);    3) варьируются способы пе­ремещений с мячом (спиной вперед, прыжками на двух ногах, на одной ноге и др..); 4) вводятся специальные условия осаливания игроков (только сильнейшей рукой, только после перевода мяча с руки на руку заданным способом и др..); 5) командные салки – две команды (по 6–8 игроков) размещаются каждая на своей половине площадки, поочередно 1–3 игрока отправляются на сторону про­тивника и в течение 24 с стремятся осалить как можно больше со­перников, одного и того же игрока можно салить неоднократно, подсчитываются и сравниваются результативные действия водящих обе­их команд, победа в каждом микропоединке приносит в копилку команды одно очко, команда-победительница определяется по сум­ме набранных очков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.161 (0.019 с.)