Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 15. Склады твердого топлива и нефтепродуктовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Склады ископаемого угля Физико-химические свойства ископаемых углей в большой мере определяют способы и условия их хранения. Важнейшими из этих свойств являются самонагревание и самовозгорание — результат окисления и химического разложения угля с выделением тепла. Повышение температуры угля возрастает при недостаточном отводе тепла и попадании влаги. Температура, при которой начинается самовозгорание различных углей, колеблется от +150 до 250 °С. Ископаемые угли подвергаются и выветриванию, которое наряду с усилением процессов, способствующих самонагреванию, приводит к значительному снижению их качества: увеличивается влажность почти на 1 % в месяц, зольность, резко снижается теплотворная способность, происходит разрушение и измельчение угля. Для сохранения качества угля применяют несколько способов его хранения: 1) защитный (хранится спрессованным в брикеты); 2) подводный (хранится в бассейнах с водой); 3) полузащитный (предусматривает хранение обогащенного и отсортированного угля, а также хранение в сухих силосах и ямах); 4) открытый (наиболее распространенное и экономичное хранение необогащенного угля в штабелях различной протяженности и трапецеидальной формы в поперечнике). При хранении угля в штабелях необходимо следить, чтобы талые воды не подтапливали их, своевременно отводились по канавкам, а грунтовые воды — через дренажные колодцы. Площадки, отведенные под штабели угля, рекомендуется покрывать теплопроводным слоем (утрамбованный щебень, глина и др.). Для лучшего стока дождевых и талых вод рекомендуется площадки планировать с небольшим уклоном от центра к краям. На складах угля следует предусматривать и запасные площадки (5...10 % к общей площади) для возможного расширения или использования их для охлаждения нагревшегося угля. На механизированных складах размеры штабелей могут достигать в длину 100 м и более, по ширине — 20 м. Конфигурация штабеля в плане может быть и не прямолинейной, если это диктуется условиями местности, но угол откоса штабеля не должен превышать 45". Для предотвращения осыпания угля, складированного в штабеля, а также лучшего использования «вместимости» площадок по периметру их огораживают низкими бетонными (0,25...0,5 м) или высокими {1/з-.-'/2 высоты штабеля) стенками. Высота штабелей зависит от степени подверженности угля самовозгоранию и принимается следующей: 1} антрациты I группы — высота не ограничивается и зависит от возможностей подъемно-транспортного средст-, ва; 2) антрациты сортов АСШ и АШ, а также каменные угли II группы — до 8 м; 3) угли III группы — до 5...7; 4) угли IV группы— до 4 м. При хранении угля под навесом или в закрытом помещении в штабелях расстояние от поверхности штабеля до перекрытия должно быть не менее 1,9 м {необходимо для передвижения людей). Площадь навеса (сгораемого) или закрытого склада не должна превышать 350 мг, длины — 30 м, вместимости — 1000 т. Возле каждого штабеля устанавливают табличку с указанием мар-ки угля и даты его поступления на склад. С целью предотвращения самонагревания и выветривания угля каждый слой его уплотняют специальными катками, тракторами при формировании штабеля. Необходимо систематически производить осмотр и измерять температуру в штабеле на разных глубинах. Признаки самонагревания угля — специфический запах, появление пара в местах усиленного окисления и по утрам влажных пятен на поверхности штабеля, оседание или протаивание снежного покрова. Самовозгорание угля можно вовремя предупредить, если систематически снимать показания термометров, опускаемых в специальные трубы, размещенные по штабелю в шахматном порядке (обычно на расстоянии до 20 м друг от друга и на глубину до 0,5 м по. высоте штабеля). Верхний конец трубы {нижний заостренный для удобства вбивания), возвышающийся над поверхностью штабеля на 30 см, затыкают пробкой, которая и придерживает шнур, к которому прикреплен металлический футляр с техническим термометром. Ртутный баллончик термометра должен находиться в капсуле с машинным маслом или железными опилками, чтобы исключить искажения показаний, температуры при извлечении термометра на поверхность из трубы. При нормальных условиях, т. е. при температуре в глубине штабеля до 40 "С, измерения проводят подекадно, при более высокой температуре — ежедневно. Ежесуточное повышение температуры на 5 °С считается опасным, а при достижении 50...60 "С необходимо срочно принять меры по ликвидации очагов нагрева. Снижения температуры в штабеле можно достичь дополнительным уплотнением и обмазкой поверхности известковым или глинистым раствором. В зимний период на штабеле создают тонкую ледяную корку. Участки штабеля, где произошло самовозгорание угля, запрещается заливать водой, так как через некоторое время в результате размельчения угля под воздействием воды и активизации окисления температура интенсивно повышается. Проверяют температуру в штабеле с помощью металлических щупов длиной 2...3 м, втыкаемых в толщу угля. После извлечения степень нагревания угля определяют касанием щупа рукой. Уголь, интенсивно нагревающийся, независимо от срока его хранения подлежит вывозу в первую очередь. При комплексной механизации транспортно-перегрузочных работ на складах угля применяют различные передвижные пролетные и стреловые краны с грейферными захватами, ленточные, скребковые, лотковые конвейеры, скреперы, бульдозеры, ковшовые погрузчики н другие механизмы. При механизации разгрузочных работ на открытых складах предусмотрены три основные схемы приемки угля: 1) на разгрузочные эстакады (при достаточной площади склада); 2) в глубокие траншеи. (при низком уровне грунтовых вод и недостаточной площади склада); 3) на нулевой отметке в короткий приемный бункер (загружается по мере последовательного открывания люков полувагонов, проходящих над бункером). По первым двум схемам составы с углем разгружают достаточно быстро, но преимущество третьего варианта — малая потребная площадь для разгрузочного участка. Внутрискладские проходы и проезды между штабелями, а также от них до строений должны иметь следующие размеры, м: для разворота машин — не менее 10ХЮ; между отдельными штабелями-— не менее 4; ширина продольного прилегающего к штабелю проезда — не менее 10; ширина прохода между рельсами и штабелями, а также пожарных проходов — не менее 2; расстояние от штабелей до складов горючих и воспламеняющихся материалов —• не менее 60. В зависимости от,сферы действия, размеров и назначения склады угля бывают эксплуатационные (обеспечивают текущую потребность одного или нескольких предприятий), буферные (сосредоточены сезонные запасы) и базисные (длительное хранение больших запасов угля). Вместимость склада устанавливается в зависимости от его назначения, марок и сортности угля, производимых складом операций. Так, для склада, обслуживающего эксплуатационные установки, устанавливают обычно недельный запас угля, буферного — с расчетом сезонной неравномерности поступления или расхода угля, а также обеспечения гарантированного неснижаемого запаса. Вместимость проектируемого склада определяется и заказчиком. При этом принимаются во внимание не только назначение склада, производственные операции и качество поступающего на хранение угля, но и удаленность от районов добычи, сезонные условия поставок угля, доставка его теми или иными видами транспорта (при доставке водным путем, например, вместимость склада должна быть рассчитана на потребность в угле в межнавигационный период). На большинстве базисных и многих буферных складах уголь, прибывающий в полувагонах, взвешивают на вагонных весах. Если же их нет, то взвешивание производят на ближайшей железнодорожной станции. При вывозе угля автотранспортом на складе устанавливают автомобильные весы, на которых последовательно взвешивают порожний и загруженный автомобиль. Когда отпуск угля производят из бункеров, то заранее определяют предел вместимости (в тоннах) каждого его питателя по маркам угля. Массу отгружаемого бадьями угля устанавливают специальным прибором или динамометром по степени натяжения каната. Располагают массоизмерительное оборудование на складах и в зависимости от общей технологии и организации работ, но, как правило, по поточной схеме. Склады торфа Добытый торф бывает двух видов: кусковой — правильной геометрической формы («кирпичи») и фрезерный — крошкообразный. Фрезерный торф (как и кусковой) хранится открыто на складских площадках в караванах (штабелях). Склады торфа подразделяются на базисные и расходные. Опасность самовозгорания торфа (особенно у фрезерного) намного выше, чем угля. Она значительно увеличивается при образовании в толще добытого торфа воздушных каналов в результате его выветривания, усадки, повреждения каравана или неправильного устройства вентиляционных каналов. Кислород воздуха, интенсивно циркулирующего, окисляет торф, что приводит к нагреванию его и самовозгоранию. С потерей влажности температура торфа, уложенного в штабель, увеличивается. Поскольку самовозгорание торфа от очага интенсивного нагревания может произойти в довольно короткое время, то наблюдения за температурой необходимо вести тщательно и систематично. Процесс нагревания торфа и штабеле протекает вначале спокойно: суточное повышение температуры обычно равно 0,5 °С. Но при достижении температуры +35.,. + 40 "С процесс нагревания заметно усиливается (за сутки температура повышается на 2...2,5°С). При температуре +50°С необходимо принимать срочные меры, предотвращающие самовозгорание, которое начинается при +140+ 160°С. Для предупреждения самовозгорания торф поливают водой, а также прекращают доступ воздуха в массив штабеля. Для этого участок штабеля с повышенной температурой покрывают слоем (не менее 40 см) мелких кусков торфа с влажностью более 70 %, а трещины заполняют сырым торфом. Кусковой и фрезерный торф хранят в отдельных штабелях. Кусковой торф укладывают в штабели правильной формы длиной до 80...120 м, шириной у основания 15 м и высотой до 3...6 м. Штабели кускового торфа располагают попарно на подготовленные подштабельные основания. Расстояние между парными штабелями обычно 4 м, смежными парами —не менее 20 м. Фрезерный торф хранят в караванах (штабелях) треугольного или трапецеидального сечения с углом откоса 42...450. Длина штабеля фрезерного торфа до 100 м, основание — до 15, высота — до 5 метров. Расстояние между торцами пар штабелей кускового торфа не менее 10 м, фрезерного (более пожароопасного) — 20 метров. На складах торфа используют различные передвижные стреловые краны с грейферными захватными устройствами большой вместимости, конвейеры, ковшовые погрузчики, бульдозеры, скреперы и т. п. Хранилища нефтепродуктов По степени подверженности возгоранию нефтепродукты подразделяют на легковоспламеняющиеся и горючие. К ним относятся такие продукты переработки нефти, которые легко загораются от пламени, искры, раскаленного предмета или выделяют пары, образующие в смеси с воздухом взрывчатые консистенции. Хранение и складская переработка легковоспламеняющихся жидкостей отличаются большой сложностью. Так, при разных складских операциях с бензином — переливании, перемещении по трубам возникают и накапливаются значительные заряды статического электричества на резервуарах, трубах, цистернах, что может привести к разряду с образованием искры, воспламенению жидкости и взрыву. К основным мерам безопасности относятся заземление баков, цистерн, трубопроводов, воронок, вентилей с помощью троса — заземлителя достаточного сечения и высокой электропроводности. К мерам безопасности, предусматривающим наименьшие убытки при возможном пожаре, относятся установленные нормы хранения легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов в зависимости от конструкции хранилища, минимальные расстояния между хранилищами и зданиями разных категорий. Жидкие нефтепродукты хранят в специальных резервуарах или в закрытых складских помещениях в таре. По назначению и сфере действия склады нефтепродуктов подразделяются на базисные и расходные (склады предприятий, цехов). По конструкции склады могут быть: наземные (днище резервуара или пол устраивают на уровне поверхности прилегающей территории или выше); полуподземные (резервуар или другое хранилище заглублены в землю не менее чем на половину их высоты, а уровень жидкого топлива не превышает 2 м над уровнем поверхности прилегающей территории); подземные {нет возвышающихся над уровнем поверхности прилегающей территории частей склада, а заглубление верхнего покрытия резервуара или другого хранилища составляет 0,3... 0,5 м). Хранение в резервуарах по сравнению с хранением в таре на складах имеет ряд преимуществ: 1) значительно меньшая удельная стоимость складской переработки 1 т нефтепродуктов; 2) резкое увеличение скорости приема и отпуска нефтепродукта, упрощение работ на складе; 3) значительное уменьшение пожарной опасности, улучшение условий труда; 4) уменьшение площади застройки. При хранении жидких нефтепродуктов следует всемерно добиваться их минимальных потерь, в первую очередь от испарения. Поэтому на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации хранилищ следует: 1) проектировать и сооружать подземные и полуподземные хранилища — резервуары для испаряющихся нефтепродуктов; 2) надежно защищать наземные резервуары от нагревания солнечными лучами специальными устройствами, заполняемыми водой, поливать резервуары водой, окрашивать в белый (серебристый) цвет; 3) систематически контролировать герметизацию резервуаров, запорные устройства, клапаны, вентили. Резервуары для жидких нефтепродуктов бывают железобетон ными и металлическими (их большинство). Основные преимущества металлических резервуаров — большая надежность, железобетонных— меньшие стоимость и расход металла, малая прогреваемость и, следовательно, меньшее испарение горючего. Для хранения больших количеств светлых нефтепродуктов используют вертикальные цилиндрические металлические резервуары диаметром до 35 м, высотой до 12 м, емкостью до 10...15 тыс. т. Небольшие количества бензина и керосина хранят в горизонтальных цилиндрических металлических резервуарах емкостью до 60 т. Вместимость железобетонных резервуаров (в них хранят темные нефтепродукты) достигает 30 тыс. т и более. Все резервуары имеют люки для проветривания, очистки, осмотра, водоспускные и замерные устройства (клапаны, выпускающие избыток паров нефтепродуктов при повышении давления внутри резервуара и впускающие воздух при образовании разрежения вследствие откачки нефтепродукта), приборы дистанционного управления приемом и отпуском нефтепродукта. Размещение резервуаров может быть индивидуальным и груп повым. Независимо от этого площадка, где они размещаются, должна иметь уклон в противоположную от близко расположенных зданий и сооружений сторону для аварийного стока нефтепродукта в нужном направлении в случае пожара или разрушения резервуара. Кроме того, площадку отделяют земляным валом высотой 1,5... 2 метра. Резервуары для подземного и полуподземного хранения нефтепродуктов покрывают гидроизоляцией (против коррозии). Преимущества подземного и пол у подземного хранения нефтепродуктов — большая безопасность и экономичность эксплуатации резервуаров, чем при наземном способе: уменьшаются испарение, утечка при разрушении резервуара, на длительное время сохраняется текучесть вязких нефтепродуктов после их подогрева из-за малой теплопроводности земляной толщи. Обычно подземные хранилища состоят из горизонтально расположенного резервуара, раздаточной колонки с насосным и измерительным устройствами, трубопроводов для заполнения резервуара нефтепродуктом и выкачки его, для удаления воды, жидкой грязи и т. п. Все трубопроводы проходят через горловину резервуара, расположенную под коротким железобетонным колодцем, накрытым металлической крышкой. Подземный резервуар устанавливают на бетонное основание с бетонными вертикальными стенками и потолком. Пространство между резервуаром и стенками (с потолком) засыпают песком, уплотняют его. К хранилищам нефтепродукты доставляют железнодорожным транспортом в цистернах нефтяных, бензиновых, керосиновых и других, снабженных специальными устройствами — наливными и сливными. Наливные устройства у всех цистерн однотипны — колпак и люк, через который при помощи наливного шланга заполняется цистерна нефтепродуктом. Сливные устройства различаются по конструкции в зависимости от назначения цистерн и бывают нижними и верхними. Так, вязкие нефтепродукты (масла, мазут) и нефть перевозят в цистернах с нижним сливом, поскольку потеря таких нефтепродуктов в пути из-за возможных неисправностей сливного-устройства незначительна; нефть же «сама сливается» под действием силы тяжести (приходится подогревать или перекачивать) и практически не испаряется. Светлые нефтепродукты перевозят в цистернах с верхним сливным устройством. Нижний слив нефтепродуктов производят открытым и герметизированным способами. При открытом способе вязкий нефтепродукт (битум, мазут) но коротким поперечным лоткам от сливных отверстий цистерн поступает на сборный продольный (параллельный железнодорожному пути) желоб с двусторонним уклоном к середине, откуда по отводному лотку — в сливной резервуар. Закрытый способ применяют при сливе масел и керосина по трубе-коллектору (желобу), далее по отводному лотку (отводной трубе), поперечным лоткам — патрубкам (от трубы-коллектора) с прикрепленными к ним и присоединенными к сливным устройствам цистерн резиновыми шлангами. При верхнем сливе (через колпак цистерн) нефтепродукт перекачивают в резервуар насосами. Преимущество перекачивания, применяемого чаще, заключается в большой экономии времени па опорожнение цистерн. Реже применяемый слив с помощью сифона (вакуумный) обходится значительно дешевле (экономится электроэнергия), но занимает больше времени. Из сливного резервуара в хранилище нефтепродукт перемещается самотечно, если резервуар расположен выше хранилища, или принудительно (перекачивается насосами). Насосные станции перекачивают нефтепродукты из цистерн в сливные резервуары, а затем в хранилища, из хранилищ — в пункты потребления. Поскольку этот процесс может происходить одновременно, то емкость сливного резервуара не должна превышать 70...80 % емкости одновременно подаваемых под разгрузку цистерн. Прокладка отдельных трубопроводов для каждого нефтепродукта экономически невыгодна, а иногда и невозможна, поэтому допускается попеременная перекачка по одному и тому же трубопроводу разных, по близких по своим физико-химическим свойствам нефтепродуктов. Трубы, по которым нефтепродукт поступает в резервуар или выкачивается из него, подсоединяются к резервуару, как правило, снизу. Вследствие физико-химических процессов в резервуаре, где долго хранится нефтепродукт, на разных уровнях свойства его становятся несколько отличными от первоначального, поэтому целесообразно выбирать нефтепродукт с разных уровней. Для этого в резервуар вертикально вставляют специальную поворотную трубу с горизонтально прикрепленными к ней отводами, через которые откачивают нефтепродукт с любого уровня. Наиболее распространен подогрев нефтепродуктов паром, который пропускают через змеевик (паропроводные трубы), проложенный по дну резервуара. Менее распространен из-за значительной стоимости циркуляционный способ подогрева. Он заключается в том, что отдельно подогретый до высокой температуры односортный нефтепродукт нагнетается в резервуар или цистерну с таким же загустевшим нефтепродуктом, передает ему тепло, поднимается температура и весь нефтепродукт становится менее вязким. Способ электроподогрева заключается в нагревании резервуара при помощи специального электроподогревателя. Однако этот способ, хотя и применяется, но дорогой и небезопасный. При тарном хранении нефтепродуктов на складах (рис. 48) сосредоточивают небольшие текущие запасы в основном легковоспламеняющихся жидкостей и смазочных масел. Легковоспламеняющиеся нефтепродукты хранят, как правило, в металлических бочках емкостью 125...500 л, которые укладывают в штабели на поддонах и стеллажах (в том числе наклонных). Погрузку и выгрузку бочек осуществляют с помощью различных механизмов, а также погрузчиков. К складам тарного хранения нефтепродуктов предъявляются следующие требования: I) от основного помещения отделяется разливочное с запасом нефтепродуктов на 1—2 суток (на некоторых предприятиях это помещение полностью отделяют от склада); 2) полы должны быть несгораемые, заглубленные, чтобы предотвратить растекание горящей жидкости в случае пожара, наклонены в сторону специально устроенных «ловушек» жидкости; 3) отопление, как правило, водяное центральное; 4) искусственное освещение разрешается только электрическое во взрывобезопасном исполнении с расположением выключателей и предохранителей вне помещения. На промышленных предприятиях, потребляющих значительные количества одного или нескольких видов нефтепродуктов (например, автотракторного, компрессорного, трансформаторного масел) создают комбинированные склады, где имеются подземные (полуподземные) резервуары для главных видов нефтепродуктов (преимущественно масел) и помещения для хранения нефтепродуктов в таре. На таких складах есть раздаточные отделения и отделения регенерации масел.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.01 с.) |