Понятия «сохраняемость» и «сохранение» запасов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «сохраняемость» и «сохранение» запасов



ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СКЛАДСКОГО И ТАРНОГО ХОЗЯЙСТВА

Складское и тарное хозяйство — материальная база материально-технического снабжения. От того, насколько хорошо организованы хранение, сбыт, транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы оснащено и экономично, в решающей мере зависит деятельность и ее результаты системы материально-технического снабжения и сбыта, так и всего народного хозяйства.

Освоение курса предполагает:

- ознакомление студентов со складскими, погрузочно-разгрузочными технологиями,

- уяснение существа и характера их недостатков и причин их возникновения.

Полезная деятельность человека называется созиданием, складывается из двух основных ее видов: создания об­щественного продукта и его сохранения (на то или иное время). Создание и сохранение — это двуединый процесс созидания. Нельзя созидать одним только созданием. Нет созидания без сохранения. Нет даже создания без сохранения, так как создать и не сохранить—это все равно, что не создать.

В. И. Ленин указывал, что «...кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих,— тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы» (Ленин. В. И. Отношение к буржуазным партиям // Полy. собр. соч.—Т. 15.—С. 368). Увеличение складского фонда, применение механизмов, внедрение автоматизации и т. п.— все это частные вопросы совершенствования складского хозяйства, а недостаточная отдача от этих мероприятий, сохранение больших трудовых затрат есть не что иное, как «натыкание» на нерешенные общие вопросы, на отсутствие общей теории складского дела.

 

Образование запасов в природе и обществе.

Образование запасов является обязательным условием протекания процессов жизнедеятельности растений, животных, человека, формирования и функционирования производственных и социально-общественных организмов.

В человеческом обществе создание запасов и средств их сохранения происходит сознательно, соразмерно росту производительных сил и общему прогрессу. В изначальном периоде своего развития человек не создавал запасов. Все, что он умел добывать — употреблялось сразу. Со временем люди научились добывать больше, чем они могли употребить в течение определенного отрезка времени. Таким образом, создались первые предпосылки образования запасов в человеческом обществе. Сейчас запасы средств потребления образуются и сосредотачиваются дифференцированно: в личном хозяйстве — меньшая доля, в общественном секторе — основная часть запасов средств производства и средств потребления.

Запасам в природе и обществе характерна вездесущность, а формам и времени их существования — многообразие.

Запас — общее поня­тие, означающее определенное количество веществ (продукта), не­обходимое для образования или потенциальной деятельности орга­низма (растительного, животного, производственного, социального, космического) и в определенный отрезок времени.

Как в природе, так и в обществе прослеживается довольно стро­гий рационализм в образовании запасов и их накоплении в объек­тивно необходимых количествах.

Рационализм в накоплении запасов проявляется в ограничении количеств этих запасов пределами, с одной стороны, гарантирующими нормальное функционирование, с другой сто­роны, предотвращающими образование излишних запасов, т. е. не­рациональные затраты общественного труда. Можно проследить довольно устойчивую зависимость и соответствие между объектив­но необходимой величиной запаса и потенциальной потребностью в нем для функционирования организма в определенный период. Та­кая зависимость и соответствие вполне укладываются в рамки вывода: образование целесообразных объемов запаса — есть объективный процесс, означающий рационально-пропорциональную зависимость между количеством формируемого запаса и потенци­альной потребностью в нем организма.

Причины образования запасов:

1 - характер и особенности функционирования и развития производи­тельных сил. Прежде всего, это объективный процесс общественно­го разделения труда, который проявляется в углубляющейся на каждой его технологически законченной стадии. С другой стороны, образование запасов и субъективный процесс, поскольку ритмич­ность, безостановочность процесса производства может быть обес­печена лишь заблаговременным формированием запасов, сосредо­точиваемых не только на складах изготовителей и потребителей, но и на промежуточных складах снабженческо-сбытовых организаций.

2 - специфика работы и направления развития транспорта, у которого достижение высо­ких технико-экономических показателей работы связано с ростом грузоподъемности транспортных средств и укрупнением объемов единовременно подаваемых на склады получателей количеств мате­риалов, в том числе и в связи с развитием маршрутных поставок.

3 - несовпадение объемов выпуска продукций и ее потребления в отдельные отрезки времени.

Наблюдается постоянный процесс превращения запасов — пере­ход одного его вида в другой. В человеческом обществе наблюдается постоянный процесс физических и химических преобразований запасов — ре­зультат сознательной деятельности человека с использованием на­учно-технических достижений.

Человек «вычерпывает» природные запасы металлических руд, различных горных пород, горючих ископаемых, растительности, жи­вотные ресурсы моря. Прежде чем их употребить, человек превра­щает эти запасы в запасы металлического сырья, полуфабрикатов, готовых металлических изделий, строительных материалов и дета­лей, бумаги, пряжи, пиломатериалов, разнообразных продуктов пи­тания. В обществе запасам присущи и другие формы превращений. Так, производственные запасы сырья и вспомогательных материа­лов видоизменяются —превращаются в запасы полуфабрикатов и готовой продукции, а последние — в запасы транспортные (находя­щиеся в пути) и, далее, в текущие — уже на новом предприятии.

Запасы в природе не только изменяются, но и движутся. В рас­тительном и животном мире источником этого движения являются силы природы и инстинкта. В обществе движение запасов — это ра­зумное их перемещение, связанное с деятельностью человека, ростом общего прогресса и народонаселения, освоением новых территорий.

Существует н другая форма движения запасов, когда их пере­мещение является способом сохранения их качества, составной и неотделимой частью комплекса условий сохранения (пересыпка зер­на в элеваторе; перекачка жидких продовольственных продуктов из одних сосудов, резервуаров — в другие; перемещение угля на скла­дах с целью его «освежения» и предотвращения самовозгорания; перекатывание автопокрышек для предотвращения их растрески­вания; перекладывание разных материалов и т. п.).

 

И более)

Крупные (250—500 тыс. чел.)

Большие (100—250 тыс. чел.)

ЧАСТЬ II

Общие положения по защите древесины

Комплекс работ, осуществляемый на складах лесных материа­лов, должен учитывать специфические особенности древесины и специальные требования, предъявляемые к складам такого рода. К этим особенностям относятся: 1) ухудшение качества древесины от воздействия насекомых-вредителей и дереворазрушающих гри­бов; 2) большая подверженность древесины воздействию огня или высокой температуры наружного воздуха. В результате древесина становится непригодной для использования.

Необходимость не только сохранности лесных материалов, но и максимально возможного улучшения их качества предопределяет методы их защиты, а также дополнительные складские операции и особенности устройства складов.

Следы вредного воздействия насекомых-вредителей древесины (короедов, усачей, сверлильщиков, древесинников и др.) — червото­чины: поверхностные (мелкие отверстия и ходы шириной 1...3 мм, крупные бороздки, ямочки, отверстия шириной более 3 мм); неглу­бокие (мелкие и крупные ходы насекомых, проникающих в древе­сину на 1...5 см); глубокие (ходы диаметром более 6 мм и глубиной свыше 5 см). Наиболее благоприятные условия для развития и ак­тивности насекомых-вредителей возникают при температуре воздуха +20...-|-250, относительной влажности от 60 до 90 %, хорошей проветриваемости и освещенности штабелей, а в основном от бесси­стемного хранения лесных материалов, не укладываемых в штабе­ли длительное время. Вредное воздействие грибов проявляется в дереворазрушении или деревоокрашивании с незначительным раз­рушением. Наиболее сильно действие грибов проявляется при тем­пературе + 15...+25° и относительной влажности воздуха от 40 до 80 %.

Разрушение древесины начинается с изменения ее цвета и небольшой порчи. Непринятие срочных мер по улучшению условий хранения и устранению начавшейся порчи древесины или к ее пер­воочередному использованию (когда древесина еще вполне пригод­на) ведет к загниванию и утрате прочности.

Трещины в древесине возникают от длительного воздействия очень теплого (горячего) сухого воздуха без применения мер, пре­дотвращающих растрескивание, или от неравномерности просыхания при искусственной сушке. Трещины бывают торцевые (только па торце лесоматериала без выхода на боковую поверхность), тор­цевые односторонние (на торце, с выходом на боковую сторону круглого леса или пиломатериала), торцевые сквозные (с выходом на обе боковые стороны). Избежать появления трещин в лесомате­риалах (особенно в круглом лесе) можно только при соблюдении всех способов системы укладки, медленной и равномерной сушке. Большое значение для сохранения древесины имеет антисептирование, предохраняющее ее не только от вредного воздействия гри­бов, насекомых, но и повышающее огнестойкость.

Проектирование, строительство и эксплуатация складов лесо­материалов связаны со структурными сдвигами в отраслях народ­ного хозяйства, а также с общим техническим прогрессом, влияю­щим на усиление специализации предприятий, углубление химико-технологической переработки древесины, широкое распространение ее заменителей. В этих условиях сокращаются удельные и абсо­лютные объемы расхода лесоматериалов, изменяется номенклатура потребляемых лесоматериалов и хранимых на складах.

Склады лесоматериалов подразделяются на склады необрабо­ танного, т. е. круглого, леса, сырых и сухих пиломатериалов. Скла­ды отдельных предприятий называются расходными, склады, об­служивающие многих потребителей района, области,— базисными. Объемы лесоматериала на тех и других складах подразделяются •на текущие (для повседневного обеспечения производства) и ре­ зервные (подлежат использованию в особых случаях).

Перечисленные выше лесоматериалы хранят открыто, поэто­му площади, отводимые под устройство складов, должны быть уда­лены от зеленых насаждений, чтобы исключить (или значительно уменьшить) повреждение хранимых лесоматериалов насекомыми-вредителями. Площадки по возможности выбирают с песчаной поч­вой, сухие, удаленные от заболоченных территорий или с высоким стоянием грунтовых вод. Предпочтительны ровные, без возвышений и, углублений площадки, с небольшим уклоном для стока воды, хорошо проветриваемые при любом направлении ветра, располо­женные на достаточном в противопожарном отношении удалении от соседних зданий и сооружений.

Для выполнения указанных требований производят некоторые планировочно-строительные работы: 1) срезают выступающие воз­вышения, засыпают углубления и неровности песком, гравием, щебнем, шлаком (но не древесными отходами); 2) устраивают от­воды грунтовых и поверхностных вод, оборудуют сточные канавы на расстоянии не ближе 25 м от контуров склада в плане; 3) дезинфицируют площадки склада раствором негашеной извести (1 часть извести, 5 частей воды) и устраивают решетчатые ограждения вы­сотой 1,5...2 м.

Склады круглого леса

Способы хранения круглого леса применяются в зависимости от климатических и местных условий. Существует несколько спо­собов хранения.

Подводный способ хранения обеспечивает абсолютную защиту древесины от насекомых-вредителей, грибов, появления трещин, загнивания (полная изоляция древесины от атмосферного возду­ха). Применяют этот способ защиты предприятия, находящиеся вблизи рек, озер, а также располагающие собственными искусст­венными водохранилищами; недостаток — высокая себестоимость последующей складской и технологической переработки древе­сины.

Способ увлажнения сохраняет в древесине довольно высокую влажность, что препятствует разрушительному действию насеко­мых, грибов, появлению трещин. На бревнах оставляют кору, ук­ладывают их в плотные, крупные, близко сгруппированные штабе­ли, которые систематически орошают водой. Срок хранения древе­сины от нескольких месяцев до 1...2 лет и зависит от породы, сте­пени сохранности коры, размеров штабелей и климатических усло­вий района складирования круглого леса.

При сухом способе хранения достигается быстрое снижение влажности древесины (до 25 % и менее). Размещение бревен в штабелях и самих штабелей — неуплотненное, разреженное.

Круглый лес хранят в штабелях преимущественно по сухому способу. Лес укладывают на подкладки высотой не менее 25 см. При этом штабель формируют из лесоматериала одинаковой дли­ны, породы, одного и того же сорта. Размеры (в основном длина) штабелей круглого леса зависят от количества лесоматериала, пла-нировочно-технологических условий склада, противопожарных тре­бований, способа ведения штабелеукладочных работ, вида и типа применяемого подъемно-транспортного средства. Как правило, ширина штабеля определяется длиной круглого лесоматериала и составляет 4Д..8 м, длина при механизированном производстве работ достигает 200 м, высота — в зависимости от применяемого механизма 5...15 м.

Штабеля формируют рядовой или перекрестной укладкой как отдельных бревен, так и пачек-пакетов круглого леса в объеме 3... 15 м3 каждая.

Рядовой укладкой предусмотрена ориентация всех бревен в шта­беле в одном направлении. Между каждым рядом бревен поме­щают деревянные прокладки толщиной 5...10 см, через 1...2 м по направлению длины бревна (ширины штабеля) и непрерывной по­лосой по длине всего штабеля. Если бревна в каждом ряду штабеля укладывают толстыми концами в одну сторону, то под тонкие концы кладут более утолщенные прокладки или же направления тол­стых и тонких концов бревен меняют в каждом ряду на противопо­ложные. Увеличивают емкость штабеля (и склада в целом) рядо­вой укладкой бревен без прокладок (при одних и тех же размерах на25...30 %).

При перекрестной укладке ряды бревен ориентированы взаим­но перпендикулярно, в результате чего штабель становится квадрат­ным, а длина каждой стороны его равна длине бревна. Штабели с перекрестной укладкой размещают почти вплотную. Недостаток этого способа: усложненность технологии укладки и разборки шта­беля и менее эффективное, чем при рядовой укладке, использова­ние площади. Однако перекрестная укладка обеспечивает лучшее проветривание круглого лесоматериала в штабелях.

Наиболее эффективна укладка пачками, сформированными и увязанными (поставщиком) гибкими металлическими стяжками. При таком способе укладки перегрузка и хранение круглых лесо­материалов обеспечивают высокую экономичность складских работ (уменьшается время перегрузки, эффективнее используются подъ­емно-транспортные и перевозочные средства). Для удобства стро­повки при погрузочно-разгрузочных работах каждая пачка бревен укладывается несколько смещенной относительно смежной в одну или другую сторону на 15...20 см.

На складах круглого лесоматериала применяют козловые, пор­тальные, башенные, стреловые передвижные (на пневматическом, гусеничном и железнодорожном ходу) краны, а также автопогруз­чики, автолесовозы, передвижные элеваторы. Наиболее целесооб­разно применение козловых и башенных кранов, поскольку кранов­щики имеют возможность следить за выполнением всех процессов погрузочно-разгрузочной операции. Машинистам же автопогрузчи­ков и стреловых кранов приходится работать по сигналам рабочих-стропальщиков, находящихся в железнодорожном полувагоне, бор­та которого выше кабины автопогрузчика. Кроме того, для стрело­вых кранов и автопогрузчиков требуется дополнительная площадь для проездов и разворотов (иногда 50 % и более).

Поскольку склады лесоматериалов многих предприятий, напри­мер шахт, автомобиле- и вагоностроительных заводов, крупных строек и особенно лесоперерабатывающих и лесоперевалочных предприятий, весьма внушительны и занимают большие территории (от 3 до 40 га), то вопросы рационального использования их имеют важное государственное значение. При максимально компактном размещении лесоматериалов (с учетом противопожарных и техно­логических требований) не только значительно сокращаются пло­щади складов, но и уменьшаются затраты на транспортные, энерге­тические, водопроводные коммуникации, повышается производи­тельность механизмов, увеличивается оборачиваемость средств транспорта, сокращаются расходы на благоустройство, обслужива­ние и т. н.

 

Склады сырых пиломатериалов

Склады сырых пиломатериалов могут быть самостоятельными (отдельными) или составной частью склада леса предприятия снабженческо-сбытовой организации. Предназначены они для хранения и сушки пиломатериалов в естественных условиях. На этих скла­дах пиломатериалы хранят в штабелях, защищенных от атмосфер­ных осадков навесами стационарного типа, либо под крышами-скатами над каждым или группой штабелей. Для защиты от сырости, проникающей от земли, штабель размещают на высоте 0,5...0,7 м на подштабельных основаниях — фундаментах (деревянных, бетон­ных, каменных, кирпичных).

Расстояния между опорами фундаментов рассчитываются исхо­дя из толщины пиломатериала и условий, исключающих его прогиб от воздействия массы собственной и вышеуложенного пиломатериа­ла. При толщине пиломатериала до 45 мм расстояния между опо­рами фундамента равны 1Д..2 м, при толщине более 45 мм—2... 2,4м.

Для просыхания пиломатериал укладывают в штабель таким образом, чтобы к каждой доске или брусу был наиболее свободный доступ воздуха. С этой целью используют подкладки (чаще из тол­стого бруса) и прокладки из того же материала. Прокладки устанавливают через каждый ряд пиломатериала над опорами фун­дамента. Прокладками создаются зазоры между рядами пиломате­риала по горизонтали, надежно фиксируют доски, а также обеспе­чиваются жесткость и устойчивость штабеля. Пиломатериал в каждом ряду размещают строго над нижележащим, тем самым, соз­давая вертикальные ходы на всю высоту штабеля для свободной циркуляции воздуха.

При неравномерном высыхании пиломатериалов, особенно в летний период, на торцах досок, брусьев могут появляться трещи­ны. Необходимо заблаговременно торцы обмазать специальным со­ставом (весовое соотношение: 120 кг известкового молока, 1,3 кг соли и 1 кг жидкого клея). Чтобы предотвратить образование тор­цовых трещин, крайние прокладки выравнивают по концам пило­материала или выдвигают за концы (на '/з ширины прокладки) пи­ломатериала в штабеле. Торцы просыхают более медленно, а сила сжатия концов пиломатериала прокладками препятствует продоль­ному расщеплению торца вдоль волокон древесины.

В соответствии с противопожарными требованиями каждые 900 м2 площади склада должны иметь проезды шириной 9...15 м. На этой площади обычно размещают группу (секцию) из 8...12 шта­белей пиломатериалов с расстояниями между штабелями 4...6 м. Через каждые 150 м по длине склада эти проезды расширяют до 20...25-метровых разрывов. При ручной укладке высота штабелей пиломатериалов достигает 3.5...4 м, при.механизированной — 6... 9 м. Размеры штабелей зависят от количества хранимых пилома­териалов, возможностей подъемно-транспортного оборудования, принятой технологии работ. Штабеля в плане бывают квадратными и прямоугольными. Размеры их сторон в среднем равны 6...9 м. Примерная грузовместимость 1 м2 общей площади склада пилома­териалов составляет 0,4 м3 при ручной укладке и 0,8 м3 при механи­зированной.

Количественную приемку пиломатериала, поступившего с лесо­пильных заводов или лесобаз снабженческо-сбытовых организаций, начинают с определения объема 1 пог. м пиломатериала по спе­циальным таблицам. Далее, умножая объем ] пог. м на суммарную длину однотипного пиломатериала, устанавливают общий объем. Более упрощенно: устанавливают объем одной единицы пиломате­риала и умножают его на общее количество поступивших.

Качественной приемкой предусмотрены установление породы древесины, сорта пиломатериала, выявление отклонений от стан­дарта (сучки, косослои, заражение). При несоответствии стандарту партия пиломатериала бракуется или же снижается его сортность. В отдельных случаях поступившие пиломатериалы изолируют, под­вергают химической обработке, а иногда и сжигают.

При перегрузочных транспортных штабелеукладочных работах используют козловые и стреловые краны, автопогрузчики, элевато­ры (доскоукладчики), штабелеры, лесовозы, аккумуляторные элект­ровозы с комплектом платформ, тележек, вагонеток. Проезды на складах обязательно покрывают асфальтом, асфальтобетоном, ще­бенкой или шлаком. Подъезды к пожарным гидрантам должны быть свободными.

На открытых складах пиломатериалы из наиболее ценных по­род древесины хранят также под открытыми стационарными наве­сами. Покрытие навеса предпочтительнее из негорючего или мало­горючего материала. Исходя из пожарной безопасности площадь под одним навесом сгораемой конструкции не должна превышать 1200 м2, несгораемой — 2000 м2.

Склады сухих пиломатериалов

Для хранения пиломатериалов малой и весьма малой влаж­ности используются специальные одноэтажные склады высотой 10...12 м. Высота склада зависит от возможностей применяемых ме­ханизмов (электропогрузчики, штабелеукладчики —• в небольших складах, крановое оборудование —в складах с большим грузообо­ротом).

Сухие пиломатериалы получают в результате просушки сырых пиломатериалов в специальных сушильных камерах лесосушильных установок или на открытом воздухе. Рациональное использование площади складов, компактность технологии «сушка — хранение» обусловили размещение лесосушильных установок и складов сухих пиломатериалов в общем блоке (здесь склады являются одновре­менно и помещениями, где остывают пиломатериалы после прину­дительного просушивания).

Технология производства на лесосушильных установках основа­на на непрерывном потоке пиломатериалов. По узкоколейным путям в сушильных камерах перемещают одновременно 6...9 штабелей пиломатериалов длиной до 6,5 м, погруженных на платформы. Да­лее, высушенные до необходимой нормы влажности рядовые пило­материалы хранят в плотных штабелях, чтобы уменьшить естест­венное увлажнение. Хранить пиломатериалы можно" и па плат­формах, что упрощает технологический процесс — исключаются дополнительные перегрузочные работы. Но при этом снижается эффективность использования площади склада примерно в 2...2,5 раза. Пиломатериалы из ценных пород древесины после просушки* хранят в ячейках стеллажей, изготовленных из рядового, но сухого и качественного лесоматериала. Стеллажи располагают на рас­стоянии 1 м от стен склада и 0,5 м от пола (нижняя полка стел­лажа).

На складах сухих пиломатериалов хранят также фанеру, паркет, тарную дощечку, различные деревянные детали и др. Из пакетов фанеры (в горизонтальном положении) формируют штабели (на подкладках из досок) раздельно по размерам, сортам. Паркет и тарную дощечку хранят увязанными в пачки в штабелях.

Передовые методы организации работ на складах лесоматери­алов основаны на комплексной механизации и автоматизации складских процессов, основой которых является пакетирование. Па­кеты формируют с применением многооборотных.полужестких строп типов ПС-01...ПС-05. Такие стропы имеют стальные боковые тяжи с гибкими цепными вставками, которыми охватываются и скрепляются пачки круглого леса или пиломатериала. Стропы име­ют специальные проушины, в которые вручную или автоматически вводят крюки захватных устройств подъемно-транспортных меха­низмов. На некоторых лесоэкспортных предприятиях применяют крюковые рамные телескопические захваты, приспосабливаемые к длине перемещаемого пакета.

Склады торфа

Добытый торф бывает двух видов: кусковой — правильной гео­метрической формы («кирпичи») и фрезерный — крошкообразный. Фрезерный торф (как и кусковой) хранится открыто на складских площадках в караванах (штабелях). Склады торфа подразделя­ются на базисные и расходные.

Опасность самовозгорания торфа (особенно у фрезерного) на­много выше, чем угля. Она значительно увеличивается при образо­вании в толще добытого торфа воздушных каналов в результате его выветривания, усадки, повреждения каравана или неправильного устройства вентиляционных каналов. Кислород воздуха, интенсивно циркулирующего, окисляет торф, что приводит к нагреванию его и самовозгоранию. С потерей влажности температура торфа, уложен­ного в штабель, увеличивается. Поскольку самовозгорание торфа от очага интенсивного нагревания может произойти в довольно корот­кое время, то наблюдения за температурой необходимо вести тща­тельно и систематично.

Процесс нагревания торфа и штабеле протекает вначале спокойно: суточное повышение температуры обычно равно 0,5 °С. Но при достижении температуры +35.,. + 40 "С процесс нагревания заметно усиливается (за сутки температура повышается на 2...2,5°С). При температуре +50°С необходимо принимать срочные меры, предотвращающие самовозгорание, которое начинается при +140+ 160°С.

Для предупреждения самовозгорания торф поливают водой, а также прекращают доступ воздуха в массив штабеля. Для этого участок штабеля с повышенной температурой покрывают слоем (не менее 40 см) мелких кусков торфа с влажностью более 70 %, а тре­щины заполняют сырым торфом.

Кусковой и фрезерный торф хранят в отдельных штабелях. Кус­ковой торф укладывают в штабели правильной формы длиной до 80...120 м, шириной у основания 15 м и высотой до 3...6 м. Штабели кускового торфа располагают попарно на подготовленные подштабельные основания. Расстояние между парными штабелями обыч­но 4 м, смежными парами —не менее 20 м. Фрезерный торф хра­нят в караванах (штабелях) треугольного или трапецеидального сечения с углом откоса 42...450. Длина штабеля фрезерного тор­фа до 100 м, основание — до 15, высота — до 5 метров. Расстояние между торцами пар штабелей кускового торфа не менее 10 м, фре­зерного (более пожароопасного) — 20 метров. На складах торфа используют различные передвижные стрело­вые краны с грейферными захватными устройствами большой вмес­тимости, конвейеры, ковшовые погрузчики, бульдозеры, скреперы и т. п.

Хранилища нефтепродуктов

По степени подверженности возгоранию нефтепродукты подраз­деляют на легковоспламеняющиеся и горючие. К ним относятся та­кие продукты переработки нефти, которые легко загораются от пла­мени, искры, раскаленного предмета или выделяют пары, образу­ющие в смеси с воздухом взрывчатые консистенции.

Хранение и складская переработка легковоспламеняющихся жидкостей отличаются большой сложностью. Так, при разных складских операциях с бензином — переливании, перемещении по трубам возникают и накапливаются значительные заряды стати­ческого электричества на резервуарах, трубах, цистернах, что может привести к разряду с образованием искры, воспламенению жидкос­ти и взрыву.

К основным мерам безопасности относятся заземление баков, цистерн, трубопроводов, воронок, вентилей с помощью троса — заземлителя достаточного сечения и высокой электропроводности. К мерам безопасности, предусматривающим наименьшие убытки при возможном пожаре, относятся установленные нормы хранения легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов в зависимости от конструкции хранилища, минимальные расстояния между хра­нилищами и зданиями разных категорий. Жидкие нефтепродукты хранят в специальных резервуарах или в закрытых складских по­мещениях в таре.

По назначению и сфере действия склады нефтепродуктов под­разделяются на базисные и расходные (склады предприятий, це­хов). По конструкции склады могут быть: наземные (днище ре­зервуара или пол устраивают на уровне поверхности прилегающей территории или выше); полуподземные (резервуар или другое хра­нилище заглублены в землю не менее чем на половину их высоты, а уровень жидкого топлива не превышает 2 м над уровнем поверхности при­легающей территории); подземные {нет возвыша­ющихся над уровнем по­верхности прилегающей территории частей скла­да, а заглубление верхне­го покрытия резервуара или другого хранилища составляет 0,3... 0,5 м).

Хранение в резервуа­рах по сравне­нию с хранением в таре на складах имеет ряд преимуществ: 1) значительно меньшая удель­ная стоимость складской переработки 1 т нефтепродуктов; 2) рез­кое увеличение скорости приема и отпуска нефтепродукта, упро­щение работ на складе; 3) значительное уменьшение пожарной опасности, улучшение условий труда; 4) уменьшение площади за­стройки.

При хранении жидких нефтепродуктов следует всемерно доби­ваться их минимальных потерь, в первую очередь от испарения. Поэтому на стадиях проектирования, строительства и эксплуата­ции хранилищ следует: 1) проектировать и сооружать подземные и полуподземные хранилища — резервуары для испаряющихся неф­тепродуктов; 2) надежно защищать наземные резервуары от на­гревания солнечными лучами специальными устройствами, заполня­емыми водой, поливать резервуары водой, окрашивать в белый (серебристый) цвет; 3) систематически контролировать гермети­зацию резервуаров, запорные устройства, клапаны, вентили.

Резервуары для жидких нефтепродуктов бывают железобетон­ ными и металлическими (их большинство). Основные преимущества металлических резервуаров — большая надежность, железобетон­ных— меньшие стоимость и расход металла, малая прогреваемость и, следовательно, меньшее испарение горючего. Для хранения боль­ших количеств светлых нефтепродуктов используют вертикальные цилиндрические металлические резервуары диаметром до 35 м, высотой до 12 м, емкостью до 10...15 тыс. т. Небольшие количества бен­зина и керосина хранят в горизонтальных цилиндрических метал­лических резервуарах емкостью до 60 т. Вместимость железобетон­ных резервуаров (в них хранят темные нефтепродукты) достигает 30 тыс. т и более. Все резервуары имеют люки для проветривания, очистки, осмотра, водоспускные и замерные устройства (клапаны, выпускающие избыток паров нефтепродуктов при повышении дав­ления внутри резервуара и впускающие воздух при образовании разрежения вследствие откачки нефтепродукта), приборы дистанци­онного управления приемом и отпуском нефтепродукта.

Размещение резервуаров может быть индивидуальным и груп­ повым. Независимо от этого площадка, где они размещаются, дол­жна иметь уклон в противоположную от близко расположенных зданий и сооружений сторону для аварийного стока нефтепродукта в нужном направлении в случае пожара или разрушения резерву­ара. Кроме того, площадку отделяют земляным валом высотой 1,5... 2 метра.

Резервуары для подземного и полуподземного хранения нефте­продуктов покрывают гидроизоляцией (против коррозии).

Преимущества подземного и пол у подземного хранения нефте­продуктов — большая безопасность и экономичность эксплуатации резервуаров, чем при наземном способе: уменьшаются испарение, утечка при разрушении резервуара, на длительное время сохраня­ется текучесть вязких нефтепродуктов после их подогрева из-за ма­лой теплопроводности земляной толщи. Обычно подземные храни­лища состоят из горизонтально расположенного резервуара, разда­точной колонки с насосным и измерительным устройствами, трубопроводов для заполнения резервуара нефтепродуктом и вы­качки его, для удаления воды, жидкой грязи и т. п. Все трубопрово­ды проходят через горловину резервуара, расположенную под ко­ротким железобетонным колодцем, накрытым металлической крыш­кой. Подземный резервуар устанавливают на бетонное основание с бетонными вертикальными стенками и потолком. Пространство между резервуаром и стенками (с потолком) засыпают песком, уп­лотняют его.

К хранилищам нефтепродукты доставляют железнодорожным транспортом в цистернах нефтяных, бензиновых, керосиновых и других, снабженных специальными устройствами — наливными и сливными. Наливные устройства у всех цистерн однотипны — кол­пак и люк, через который при помощи наливного шланга заполня­ется цистерна нефтепродуктом. Сливные устройства различаются по конструкции в зависимости от назначения цистерн и бывают ниж­ними и верхними. Так, вязкие нефтепродукты (масла, мазут) и нефть перевозят в цистернах с нижним сливом, поскольку потеря таких нефтепродуктов в пути из-за возможных неисправностей слив­ного-устройства незначительна; нефть же «сама сливается» под дей­ствием силы тяжести (приходится подогревать или перекачивать) и практически не испаряется. Светлые нефтепродукты перевозят в цистернах с верхним сливным устройством.

Нижний слив нефтепродуктов производят открытым и гермети­зированным способами. При открытом способе вязкий нефтепродукт (битум, мазут) но коротким поперечным лоткам от сливных отвер­стий цистерн поступает на сборный продольный (параллельный железнодорожному пути) желоб с двусторонним уклоном к сере­дине, откуда по отводному лотку — в сливной резервуар. Закрытый способ применяют при сливе масел и керосина по трубе-коллектору (желобу), далее по отводному лотку (отводной трубе), поперечным лоткам — патрубкам (от трубы-коллектора) с прикрепленными к ним и присоединенными к сливным устройствам цистерн резиновы­ми шлангами.

При верхнем сливе (через колпак цистерн) нефтепродукт пере­качивают в резервуар насосами. Преимущество перекачивания, применяемого чаще, заключается в большой экономии времени па опорожнение цистерн.

Реже применяемый слив с помощью сифона (вакуумный) об­ходится значительно дешевле (экономится электроэнергия), но за­нимает больше времени.

Из сливного резервуара в хранилище нефтепродукт перемеща­ется самотечно, если резервуар расположен выше хранилища, или принудительно (перекачивается насосами). Насосные станции пере­качивают нефтепродукты из цистерн в сливные резервуары, а затем в хранилища, из хранилищ — в пункты потребления. Поскольку этот процесс может происходить одновременно, то емкость сливного резервуара не должна превышать 70...80 % емкости одновременно подаваемых под разгрузку цистерн.

Прокладка отдельных трубопроводов для каждого нефтепродук­та экономически невыгодна, а иногда и невозможна, поэтому до­пускается попеременная перекачка по одному и тому же трубопро­воду разных, по близких по своим физико-химическим свойствам нефтепродуктов. Трубы, по которым нефтепродукт поступает в ре­зервуар или выкачивается из него, подсоединяются к резервуару, как правило, снизу.

Вследствие физико-химических процессов в резервуаре, где дол­го хранится нефтепродукт, на разных уровнях свойства его стано­вятся несколько отличными от первоначального, поэтому целесо­образно выбирать нефтепродукт с разных уровней. Для этого в ре­зервуар вертикально вставляют специальную поворотную трубу с горизонтально прикрепленными к ней отводами, через которые от­качивают нефтепродукт с любого уровня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.063 с.)