Структура практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура практических занятий



Практическая работа № 1. Входной контроль (диктант с грамматическим заданием).

Текст диктанта.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далекое пространство.

(И. Бунин)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Фонетический разбор: ПРИБРЕЖЬЕ.
  2. Морфемный разбор: РАЗБИВШЕЙ.
  3. Морфологический разбор: УБЕГАЯ.
  4. Синтаксический разбор: ВЫСИЛИСЬ И ГУДЕЛИ ЧЕРНЫЕ ТОПОЛИ, А ПОД НИМИ, КАК БЫ В ОТВЕТ ИМ, ЖАДНЫМ И БЕШЕНЫМ ПРИБОЕМ ИГРАЛО МОРЕ.

2 вариант.

  1. Фонетический разбор: ЛЕСТНИЦ.
  2. Морфемный разбор: СПУТАННЫЕ.
  3. Морфологический разбор: СВЕРКАЮЩЕМУ.
  4. Синтаксический разбор: И ВЕСЬ ВОЗДУХ БЫЛ ПОЛОН ТОНКОЙ, ПРОХЛАДНОЙ ПЫЛЬЮ, ВСЕ ВОКРУГ ДЫШАЛО ВОЛЬНОЙ СВЕЖЕСТЬЮ МОРЯ.

 

Практическая работа № 2. Ораторское искусство.

Выступление студентов с заранее подготовленными темами в жанре публичного выступления. Темы студенты выбирают сами и в процессе выступления доказывают их актуальность.

Порядок построения публичного выступления.

1. Введение – начало публичной речи. Цель этого этапа – вызвать интерес к твоему выступлению. У тебя будет на это всего несколько минут перед началом основной части выступления. Создай интригу. Приведи примеры. Подай себя, сделай краткую самопрезентацию.

2. Основная часть. Это то, что ты должен донести – весь объем информации. Цель этой части – информационная. Эту часть лучше разбей на фрагменты – можешь назвать их «темы» или «шаги». Так твой материал будет легче и проще восприниматься аудиторией. Если проводить аналогию с нашей книгой, то можешь заметить параллель: у нас здесь несколько частей, и в каждой части несколько тем.

3. Заключение. Заверши свое выступление достойно. Не следует сразу убегать со сцены. Скажи что-нибудь в завершение. Резюмируй все то, о чем ты говорил в основной части. Можешь еще подготовить красивый и эффектный ход в завершении. В конце никогда не отвечай на вопросы – удели этому время в основной части или отведи время после ухода со сцены. Лучше всего, если завершишь выступление пожеланием и призывом к действию.

 

 Практическая работа № 3. Типы текста. Создание текста. Составление плана для написания эссе на тему «Отличие литературного языка и языка художественной литературы».

  1. Обучающимся требуется распределить тексты в зависимости от их типов.
  2. Доказать почему каждый текст относится к конкретному типу речи. Указать специфические черты.

Повествование. Маргарита поднялась на метр вверх и ударила по люстре. Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески. Крики в скважине прекратились, на лестнице послышался топот. Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахнулась несильно и молотком ударила в стекло. Оно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене каскадом побежали вниз осколки. Маргарита поехала к следующему окну. Далеко внизу забегали люди по тротуару, из двух стоявших у подъезда машин одна загудела и отъехала. Покончив с окнами Латунского, Маргарита поплыла к соседней квартире. Удары стали чаще, переулок наполнился звоном и грохотом. Из первого подъезда выбежал швейцар, поглядел вверх, немного поколебался, очевидно, не сообразив сразу, что ему предпринять, всунул в рот свисток и бешено засвистел. С особенным азартом под этот свист рассадив последнее окно в восьмом этаже, Маргарита спустилась к седьмому и начала крушить стёкла в нём (М. Булгаков).

Рассуждение. Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка. Язык всегда останется основным материалом произведения. Художественная литература — это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значением языка писателя. Мы знаем хорошие произведения литературы с несовершенной или даже плохой композицией. Но хорошего произведения с плохим языком быть не может. Из негодного леса нельзя выстроить хорошего дома... (К. Федин).

Описание. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда... вы ждёте. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам... Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает.

  1. Составление плана для текста-рассуждения.

 

 Практическая работа № 4. Анализ основных типов письменной и устной речи.

План комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)

5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?

6. Какое настроение преобладает в тексте?

7. Определите тему текста.

8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).

9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11. Как соотносятся начало и конец текста?

12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?

13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

14. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.

Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?

Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?

Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.

Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?

Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

 

Практическая работа № 5. Контрольная работа на тему «Функциональные стили речи».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.007 с.)