Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания? ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Мещёра – остаток (1 ) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: «Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают, стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов. (9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха. 16. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами? 1) Здравый, мощь, добродетель, чуждый 2) Здоровый, мощь, зима, чужой 3) Здравый, мочь, добродетель, чужой 4) Здоровый, мочь, зима, чуждый Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими? 1) Свеча, солнце, утюг, тулуп 2) Корзина, кружево, зодчий, невод 3) Ребёнок, сказка, шуба, зонтик Найдите соответствия
Прочитайте текст и выполните задания В1-В5,С1 ПУТЯМИ ДОБРОТЫ 1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку.2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. 3)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. 4)Он ставит себе цель, достойную человека. 5)Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 6)Да, радость! 7)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 8)Не тому помочь? 9)Но много ли людей не нуждаются в помощи?
10)Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 11)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. 12)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. 13)Надо иметь и принципы в жизни. 14)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать. 15)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. 16)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… 17)Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем врать. 18)Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. 19)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым, творить просто добрую атмосферу вокруг себя. 20) Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 21)Вот это и есть творчество. (По Д.С.Лихачеву) В 1. Определите тему и идею текста. В 2. В предложениях 1-3 найдите антонимы. Выпишите их. В 3.Среди предложений 19-21 найдите такое, где использовано противопоставление. В 4. Среди предложений 5-11 найдите такие, которые содержат анафору. В 5.Среди предложений 12-14 найдите предложение с лексическим повтором. С 1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, отвечая на следующий вопрос: - Какие цели можно считать высокими?
Практическая работа № 8. Морфемный разбор слова. 1. Сделать морфемный разбор по образцу. 2. Придумать слова по данным схемам.
3. Упражнение 68. Стр. 49 План морфемного разбора Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. Указать основу слова. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем. План словообразовательного разбора Поставить слово в начальную форму. Указать основу слова и определить, является ли оно производным. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). Указать основу в производящем слове. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). Указать способ образования слова.
Практическая работа № 9. Контрольная работа по теме: «Морфемика и словообразование». Вариант 1 1. Сделайте письменный морфемный разбор слов. Десантник - _________________________________________________ Сотрудник - _________________________________________________ Бездорожье - ________________________________________________ Сверхмощный - ______________________________________________ Издалека - __________________________________________________ Перелет - ___________________________________________________ ООН - ______________________________________________________ По-новому - _________________________________________________ 3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 4. Какое слово образовано суффиксальным способом? 5. Какое слово образовано приставочным способом? 6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? 7. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? 8. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ 9. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? Прочитайте текст и выполните задания.
(Н. В. Гоголь) суффиксальным - ______________________________________________________ приставочным - ________________________________________________________ приставочно-суффиксальным - ___________________________________________ Вариант 2 1. Сделайте письменный морфемный разбор слов. Приморье - _______________________________________________ Беспомощный - ____________________________________________ Зелень - ___________________________________________________ Скучный - __________________________________________________ АТС - _____________________________________________________ что-то - __________________________________________________ подавать - ________________________________________________ наколенник - _______________________________________________ 3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 4. Какое слово образовано суффиксальным способом? 5. Какое слово образовано приставочным способом? 6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? 7. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? 8. Укажите способ образования слова ВОСХОД 9. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую
(Н. В. Гоголь) 10. Из выделенного предложения выпишите слова с нулевым окончанием: суффиксальным - ______________________________________________________ приставочным - ________________________________________________________ приставочно-суффиксальным - ___________________________________________
Практическая работа №10. Контрольный диктант. Была ночь, и начиналась вьюга. Мой слух ловил какие-то странные звуки, точно тихий шепот или чьи-то вздохи с улицы проходили сквозь стены в мою маленькую комнату, на две трети утопавшую в тени. Это, должно быть, снег, вздымаемый ветром, шуршал о стены дома и стекла окон. Вот мимо окна пронеслось в воздухе что-то легкое и белое, пронеслось и исчезло, повеяв на душу холодом. Я подошел к окну и посмотрел на улицу, прислонив голову, разгоряченную работой воображения, к холодной раме. Пустынна была улица. С дороги то и дело срывались силой ветра прозрачные дымки снега и взлетали на воздух, как клочья белой прозрачной ткани. Против моего окна горел фонарик. Огонек его трепетал, борясь с ветром, дрожащая полоса света широким мечом простиралась в воздухе, а с крыш домов сыпался снег, влетая в эту полосу, а влетев, вспыхивал в ней на миг разноцветными искрами. Мне стало грустно и холодно смотреть на эту игру ветра. Быстро раздевшись, я потушил лампу и лег спать. Когда погас огонь и тьма наполнила собою мою комнату, звуки стали как бы слышнее, а окно смотрело прямо на меня большим мутно-белым пятном. Часы торопливо считали секунды, иногда шорох снега заглушал их бесстрастную работу, но потом я снова слышал звук секунд, падавших в вечность. Порой они звучали с такой отчетливой ясностью, словно часы помещались у меня в голове. (По М Горькому) 4.Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Антонова Е.С., Русский язык: учебник для сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. – 384 с. 2. Власенков А.И. Русский язык. 10 – 11: учебник для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение, 2011. – 287 с. 3. Герасименко Н.А., Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования /Н.А. Герасименко, А.Ф. Канафьева, В.,В Леденева и др.; под ред. Н.А. Герасименко. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 496 с. Дополнительные источники: 1. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014. 3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. 4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001. 5. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004. 6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008. 7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006. Интернет-ресурсы: 1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР). 2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). 3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). 4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.038 с.) |