Модель измерителя НОКО для оценки освоения обучающимися общепрофессиональных компетенций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель измерителя НОКО для оценки освоения обучающимися общепрофессиональных компетенций



Введение

 

Независимая оценка качества подготовки обучающихся является важным объективным механизмом независимой оценки качества образования согласно ст. 95 и 95.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Ст. 95 Закона об образовании определено, что независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, включая в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся согласно ст. 95.1 Закона об образовании проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

С целью обеспечения развития системы независимой оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования (далее – НОКО) в соответствии с государственным контрактом № Ф-14-кс-2020 от 18.05.2020 г. необходимо совершенствование модели НОКО в части проведения оценки освоения обучающимися общепрофессиональных компетенций (далее – ОПК) и проведение НОКО на основании усовершенствованной модели и разработанных оценочных средств.

Совершенствование, актуализация, дополнение и развитие модели НОКО осуществляется на основании модели НОКО, разработанной и реализованной в 2019 году в рамках государственного контракта № Ф-21-кс-2019 от 06.08.2019, в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации в сфере образования и при проведении оценки освоения обучающимися ОПК в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) высшего образования (далее – ВО) с учетом вариативности оценочных процедур для разных направлений подготовки и специальностей.

Модель НОКО содержит цели и задачи проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и специалитета); нормативное правовое регулирование проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся; требования к оценочным средствам независимой оценки качества подготовки обучающихся с учетом этапности формирования общекультурных (универсальных) (далее – ОК) и ОПК, установленных ФГОС; а также требования к фондам оценочных средств (далее – ФОС) для оценки уровня освоения обучающимися ОК и ОПК. В модели НОКО представлены технология проведения, принципы и механизмы обеспечения объективности независимой оценки качества подготовки обучающихся, методические рекомендации по реализации модели НОКО, а также принципы оценки образовательной деятельности образовательной организации (далее – ОО) на основании полученных результатов.

Модель НОКО может быть использована для совершенствования методики и технологий проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся и формирования ФОС для проведения независимых оценочных процедур качества подготовки обучающихся в ОО ВО, в том числе в ходе проведения аккредитационных экспертиз и мероприятий федерального государственного контроля качества образования.

Разработанная модель НОКО и результаты ее реализации могут быть использованы для информирования ОО о результатах проведенной независимой оценки качества подготовки обучающихся в целях выработки мер по совершенствованию образовательной деятельности, федеральными органами государственной власти в сфере образования в целях принятия управленческих решений, при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.


Цели и задачи проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам высшего образования

Основной целью проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся является обеспечение развития системы НОКО и подготовка информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Задачи НОКО:

- совершенствование модели НОКО в части проведения оценки сформированности ОПК;

- разработка ФОС для проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в части оценивания сформированности ОПК;

- разработка методики использования ФОС для проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в части оценивания сформированности ОПК;

- проведение НОКО на основании усовершенствованной модели с использованием разработанных оценочных средств;

- систематизация и анализ результатов проведения НОКО в ОО ВО.

Проведение НОКО должно обеспечить оценивание у обучающихся уровня освоения обучающимися образовательной программы в части сформированности ОПК на основе ФОС и способствовать:

- формированию максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения ОПК;

- повышению эффективности управления образовательным процессом в ОО ВО;

- совершенствованию ресурсного обеспечения образовательного процесса в ОО ВО;

- установлению диалога между ОО ВО и потребителями образовательных услуг;

- усилению взаимодействия ОО ВО с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.

 


Нормативное правовое регулирование проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся

Основными нормативными правовыми документами, регулирующими НОКО, являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

4. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415);

5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57083);

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки уровня высшего образования бакалавриат;

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки уровня высшего образования магистратура;

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки уровня высшего образования специалитет;

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ч. 29 ст. 2 Закона об образовании).

Важным механизмом оценки качества образования является независимая оценка качества подготовки обучающихся. Независимая оценка качества подготовки обучающихся согласно ст. 95.1 Закона об образовании проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ч. 29 ст. 92 Закона об образовании внесены дополнения об установлении Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности порядка учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

В начале 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 утверждена государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в которой в рамках основного мероприятия 2.5 «Оценка и контроль качества высшего образования» подпрограммы 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», предусмотрено развитие системы независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с использованием ФОС, разработанных для реализации модели независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 1052 «О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности» внесены изменения, касающиеся учета результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности дополнено разделом V(1). Порядок учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации. Внесенные дополнения определяют порядок учета сведений о проведенной независимой оценке качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам. В частности, определено, что аккредитационная экспертиза в части качества подготовки обучающихся не проводится, если результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся подтверждают соответствие качества их подготовки по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам результатам освоения основных образовательных программ, установленным ФГОС. Указанные изменения направлены, в том числе, на создание сети организаций, осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся, в связи с формирующейся потребностью со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в получении такой оценки.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности …» утверждена форма предоставления сведений о проведенных в отношении основной образовательной программы, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности, процедур независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В этой связи модель НОКО, а также технология и механизмы проведения такой оценки имеют практическую значимость при проведении процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, существует объективная необходимость усовершенствования модели НОКО, расширения перечня компетенций, по которым целесообразно проводить мероприятия по независимой оценке качества подготовки обучающихся, разработки соответствующих оценочных средств и методики их использования. Изменения и дополнения, внесенные в нормативные правовые документы, касающиеся государственной аккредитации образовательной деятельности и независимой оценки качества подготовки обучающихся, отражают дополнительные стимулы для ОО ВО для принятия активного участия в процедурах независимой оценки качества подготовки обучающихся.


Преемственность поколений федеральных государственных образовательных стандартов

Понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании». Обязательность принятия ФГОС была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года. Статья 43, п. 5: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

- структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;

- общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;

- общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;

- академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;

- общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

- порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;

- правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Стандарты высшего образования 2 поколения утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами;

В стандартах 2 поколения результаты образования формулировались в терминах знаний, умений и навыков.

Переход к компетентностной модели образования начал осуществляться с введением стандарта ФГОС высшего профессионального образования 2009 года.

Стандарты 3 поколения (ФГОС ВО3+, ФГОС ВО 3++) утверждаются с 2013 года до настоящего времени. Согласно данным стандартам, требования к выпускнику, освоившему образовательную программу, выражены в сформированности трех видов компетенций – общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных. ОК характеризуют такие способности профессионала в любом виде деятельности как способность аналитически мыслить, критически оценивать, аргументировано выстраивать собственную позицию, включаться во все виды коммуникаций, организовывать сотрудничество. Профессиональные компетенции суть предметно-специализированные компетенции, несущие контекст конкретной профессиональной деятельности, определяют конкурентоспособность специалиста. ОПК отражают набор основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений профессионала, являющихся инвариантом для любой профессиональной деятельности. Овладение ОПК определяет широту профессионального трудоустройства, следовательно, в профессиональной подготовке бакалавра их формированию необходимо уделять пристальное внимание[1].

 

Рисунок 1 − Эволюция стандартов в образовании

 

Анализ ОПК ФГОС ВО 3++ свидетельствует, что при переходе от стандарта ФГОС ВО 3+ к стандарту ФГОС ВО 3++ наблюдается преемственность определений и характеристик ОПК для одних направлений подготовки, например, 08.03.01 «Строительство», и изменения для других.


 

 

Таблица 1 − Характеристика общепрофессиональных компетенций по ФГОС ВО и ФГОС ВО 3++

Область образования Направление подготовки Формулировка ОПК ФГОС 3++ Формулировка ОПК ФГОС ВО Выпускник должен обладать следующими ОПК

Инженерное дело, технологии и технические науки

08.03.01 Строительство

ОПК-2. Способен вести обработку, анализ и представление информации в профессиональной деятельности с использованием информационных и компьютерных технологий ОПК-6. Способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
ОПК-3. Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ОПК-8. Умением использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

Здравоохранение и медицинские науки

33.05.01 Фармация

ОПК-1. Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов ОПК-7. Готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач; ПК-10.Способностью к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов
ОПК-5. Способен оказывать первую помощь на территории фармацевтической организации при неотложных состояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи ОК-7. Готовностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

35.03.06 Агроинженерия

ОПК-3. Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов; ОПК-8. Способностью обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы
ОПК-5. Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности ОК-3. Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ПК-14. Способностью проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности

Науки об обществе

42.03.01 Реклама
и связи с общественностью

ОПК-1. Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем ОПК-3. Базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга
ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования ОПК-1. Способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах ОПК-4. Умением планировать и организовывать под контролем коммуникационные кампании и мероприятия ПК-9. Способностью проводить маркетинговые исследования
ОПК-6. Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии ОПК-6. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

 


 

Так, для направления 33.05.01 «Фармация» согласно стандарту ФГОС ВО 3++, ОПК-1 «Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов» включает ОПК-7 «Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач» и ПК-10 «Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов» стандарта ФГОС ВО3+, а для направления 35.03.06 Агроинженерия согласно стандарту ФГОС ВО 3++, ОПК-5. «Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности» включает общекультурную компетенцию–3. «Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности» и профессиональную компетенцию–14. «Способность проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности» стандарта ФГОС ВО3+. Такие разночтения встречаются и в других направлениях подготовки, что необходимо учитывать при формировании оценочных средств для проведения независимой оценки уровня сформированности ОПК по данным направлениям подготовки.


Требования к оценочным средствам независимой оценки качества подготовки обучающихся с учетом этапности формирования общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС

 

ОПК в зависимости от своей сложности, этапности формирования и длительности могут быть разделены на несколько уровней сформированности. Уровни сформированности компетенций – это планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Обычно на практике выделяют три уровня: базовый (минимальный, пороговый), продвинутый (углубленный) и высокий[2].

Пороговый уровень предполагает, как правило, общее представление об изучаемом предмете, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач.

Продвинутый уровень предполагает решение типовых задач, способность принятия профессиональных и управленческих решений по известным алгоритмам, правилам и методикам.

Высокий уровень предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.

Количество уровней компетенций и принципы их выделения в существующих в настоящее время образовательных программах могут различаться.

Принципами выделения уровней могут являться:

– сложный, «сквозной» характер компетенций, которые формируются у обучающегося на разных этапах освоения образовательной программы;

– направленности (профили) образовательных программ: одна и та же компетенция может быть сформирована на более высоком уровне у узкопрофильных специалистов.

– типы программы: академический или прикладной: практико-ориентированные профессиональные компетенции на более высоком уровне формируются в программах прикладного бакалавриата или магистратуры;

– конкретного вида профессиональной деятельности: обучающийся, осваивающий соответствующий вид деятельности как основной, достигает углубленного и (или) продвинутого уровня освоения компетенции; пороговый уровень освоения компетенции достигается обучающимся, осваивающим соответствующий вид профессиональной деятельности как дополнительный[3].

В основе технологии проведения НОКО лежит особенность формирования ОПК разными дисциплинами, поэтому их оценка должна быть связана с полидисциплинарным подходом.

Для оценки уровня освоения компетенций целесообразно применять многостадийные полидисциплинарные измерители, гарантирующие целенаправленность оценки компетенций, позволяющей прогнозировать успехи в дальнейшей профессиональной деятельности после окончания обучения с высокой объективностью.

Основные преимущества многостадийных измерений:

- стимулирование освоения содержательных стандартов всеми студентами;

- стимулирование преодоления пороговых баллов всеми студентами;

- проведение множественных высококачественных процедур оценки, повышающих достоверность решений при аттестации и принятии управленческих решений в образовании;

- возможность оценки прогресса учебных достижений студентов на протяжении определенного промежутка времени.

При многостадийных измерениях обеспечивается рост валидности выводов за счет:

- увеличения вероятности того, что оценки более полно и обоснованно представят измеряемый конструкт (охват большего объема содержания или признаков проявления компетенций, использование различных форм заданий);

- возможности получения многогранной оценки учебных достижений за счет использования заданий различных форм, в том числе и практико-ориентированных заданий для оценивания уровня освоения компетенций;

- использования оценочных рубрик для заданий с конструируемым ответом повышает валидность оценок в тех случаях, когда эти рубрики включают не только описание правильного и частично правильных ответов, но и учитывает структуру содержания ответа на задание и структурные связи компонентов измерителя.[4]

Оценочные средства для определения уровня сформированности компетенций представляют собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, образовательными и профессиональными стандартами[5].

Требования к оценочным средствам для проверки уровня сформированности компетенций:

1. Интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

2. Проблемно-деятельностный характер;

3. Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях;

4. Актуализация содержания профессиональной деятельности в заданиях;

5. Экспертиза в профессиональном сообществе

6. Связь критериев с планируемыми результатами

Одними из наиболее применяемых оценочных средств высокой степени формализации являются стандартизированные тесты. Их использование имеет следующие преимущества перед другими видами оценочных средств:

- повышение полноты охвата содержания оцениваемого объекта (компетенции, дисциплины) путем варьирования числа заданий в тесте;

- повышение степени достоверности, уровня объективности и надежности результатов измерений;

- высокая достоверность статистической оценки трудности заданий;

- повышение эффективности контроля путем оптимизации трудности, валидности и других свойств тестовых заданий при создании теста;

- обеспечение высокой сопоставимости оценок за счет применения математических моделей и методов обработки результатов.

Перечисленные преимущества базируются на основных принципах формирования содержания теста:

- принципе репрезентативности, обеспечивающим оптимальную полноту и правильность пропорций содержания теста;

- принципе значимости, предписывающем включение в тест наиболее значимых элементов содержания;

-принципе системности, предполагает подбор упорядоченных содержательных элементов, отвечающих требованиям системности и связанных между собой определенной иерархией и общей структурой знаний.

Основные требования тестологии к оценочным средствам в тестовой форме:

- надежность – степень повторяемости или степень постоянства эмпирических измерений, то есть результатов тестирования. Надежность теста отражает точность и устойчивость результатов тестирования к воздействию посторонних случайных факторов. Тест называется надежным, если он дает одни и те же (или очень близкие) показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании. Надежность теста оценивается математическими методами. Одной из характеристик надежности теста является коэффициент надежности, который для надежной интерпретации полученных результатов стремится к единице;

- валидность теста – это характеристика теста, которая показывает, в какой мере тест измеряет именно то качество, для измерения которого он создан. Чем выше валидность теста, тем более обосновано использование результатов тестирования для выводов и предсказаний. Для теста наиболее важными являются содержательная и критериальная валидности. Содержательная валидность определяет соответствие тестовых заданий содержанию нормативных документов (ФГОС, образовательной программе и др.). Она определяется путем экспертных оценок. Критериальная валидность характеризует степень уверенности, что первичный тестовый балл реально отражает достижение определенного уровня знаний или навыков. Она определяется статистическими методами после апробации теста в различных условиях. Количественной характеристикой валидности являются оценка для содержательной и степень сходства для критериальной валидности, которые для валидного теста не должны принимать значения меньше 0,8.

В тестологии существует множество статистических характеристик тестов и тестовых заданий, которые определяют их качество. Среди них основными и наиболее используемыми являются:

- критериальный балл – минимальное количество баллов, которое необходимо набрать испытуемому, для успешного прохождения теста;

- коэффициент решаемости заданий, который определяется долей студентов, верно выполнивших данное задание. Значение коэффициента решаемости для эффективного задания не должно быть менее 0,4;

- дифференцирующая способность – разность значений: коэффициента решаемости задания для сильной группы студентов и коэффициента решаемости задания для слабой группы студентов. Значение дифференцирующей способности для эффективного задания не должно быть менее 0,3;

- коэффициент точечно-биссериальной корреляции заданий связывает выполнение конкретного задания с выполнением всего теста. Для качественных заданий коэффициент точечно-биссериальный корреляции для правильного ответа 0,3 – 0,5, а для дистракторов превышает по модулю значения из интервала (-0,2) – (-0,1).


Требования к фондам оценочных средств для оценки уровня освоения обучающимися общепрофессиональных компетенций

 

В ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата /специалитета в разделе «Требования к результатам освоения программы …» указан перечень ОПК.

ФОС, предназначенные для проведения НОКО по оцениванию освоения обучающимися ОПК в соответствии с ФГОС ВО, должны содержать (Приложение 1):

1. Сведения о нормативных документах (ФГОС ВО; ОПОП вуза), содержащих требования к освоению общепрофессиональных компетенций;

2. Указание направления подготовки (шифр и наименование подготовки бакалавриата/специальности);

3. Код и наименование общепрофессиональной компетенции;

4. Перечень дисциплин, формирующих общепрофессиональные компетенции с указанием периодов (курс, семестр) их формирования;

5. Кодификатор индикаторов освоения общепрофессиональных компетенций.

 

Структура ФОС включает (Приложение 2):

- структуру измерителя с наименованием блоков измерителя, дисциплин, разделов и тем, формирующих определенные ОПК;

- спецификацию измерителя с указанием количества и типов заданий на оцениваемые индикаторы достижения ОПК, с указанием времени выполнения заданий по каждому из трех блоков измерителя, общего времени выполнения всех заданий;

- список литературы по дисциплинам;

- фонд тестовых заданий и кейс-заданий:

1) тестовые задания блока 1 по темам дисциплин на выбор одного ответа из предложенных или выбор нескольких ответов из предложенных;

2) тестовые задания блока 2 по разделам дисциплин на выбор нескольких ответов из предложенных, на установление последовательности, на установление соответствия или на ввод ответа в специальное поле;

3) кейс-задания блока 3 по всем дисциплинам с подзадачами (заданиями) на выбор нескольких ответов из предложенных, на установление последовательности, на установление соответствия в традиционной или графической форме, на ввод ответа в специальное поле;

- описание типов тестовых заданий и формата их представления (Приложение 3).

 

ФОС может быть сконструирован с помощью онлайн-инструмента создания тестовых заданий, либо оформлен в формате doc. или docx. в текстовом редакторе Word в соответствии с имеющимися шаблонами разных типов тестовых заданий.


Блок 1

Тестовые задания

Блок 2

Тестовые задания

Блок 3

Кейс-задания


Приложение 3

Файл заданий состоит из метаинформации о наборе заданий и текстов заданий. В текст метаинформации о наборе заданий и собственно заданий вводятся ключевые слова для дальнейшей автоматизированной обработки.

Ключевое слово Описание
!Taskfile Начало файла заданий, тема дисциплины
!DE= Раздел дисциплины
!Time= Среднее время выполнения задания
!Type= Форма заданий в файле
!Subj= Идентификатор дисциплины
!Difflvl= Уровень сложности (1-базовый, 2-повышенный, 3-высокий)
!Date= Дата создания задания (год_ месяц)
!Info ФИО разработчиков, перечень контролируемых элементов, объем часов и количество заданий в наборе
!Task Номер задания
!Solution Правильное решение здания
!True Вариант правильного ответа конкретного задания
!False Вариант неправильного ответа конкретного задания
!End Конец файла заданий

 

Типы заданий

 

1. задания с выбором одного правильного ответа из предложенных (тип 2);

2. задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных (тип 3);

3. задания на установление правильной последовательности в предложенной совокупности ответов (тип 4);

4. задания на установление соответствия между объектами двух множеств (тип 5);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.09 с.)