Булыжник — оружие пролетариата. 1927 г. Москва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Булыжник — оружие пролетариата. 1927 г. Москва.



ночество» фигуры на пьедестале, подчеркнуть связь своих героев с народом.

Символом победившего социа­лизма должен был стать советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Здание, спроек­тированное Б. М. Иофаном в виде ступенчатой композиции из стреми­тельно нарастающих объёмов, слу­жило пьедесталом для двадцатитрёхметровой скульптурной группы Мухиной «Рабочий и колхозница».

При осмотре с фронтальной точки зрения фигуры напоминают антич­ную композицию V в. до н. э. «Тира­ноубийцы». Если смотреть на памят­ник сзади, то кажется, что фигуры летят, а если обходить вокруг него, создаётся впечатление, что они идут бодрым шагом.

Бурно развивалась и декоратив­ная скульптура. Например, в 1937 г. территорию московского Северного речного вокзала украсили фонта­ны, оформленные скульпторами-анималистами А. Н. Кардашовым и И. С. Ефимовым. Соседство фигур по­лярных медведей и резвящихся дель­финов иллюстрировало известный лозунг «Москва — порт пяти морей».

В период Великой Отечествен­ной войны и в послевоенные годы в скульптуре, как и во всём совет­ском искусстве, заметны два направ­ления: официальное, парадно-герои­ческое, и другое — более человечное и чуткое к суровой правде войны. В этом легко убедиться, сопоставив, в частности, такие две работы, как монумент «Воин-освободитель» в мемориальном парке в Берлине (1946—1949 гг.), выполненный Евге­нием Викторовичем Вучетичем (1908—1974), и мухинский порт­рет полковника Б. А. Юсупова (1942 г.).

В скульптуре первого послевоен­ного десятилетия торжествовало «украшательство». Тяга к поверхно­стному жизнеподобию, к второ­степенным деталям и пышному, ку­печеского стиля орнаменту порой разрушала тектоническую логику построения формы. Не худший из примеров — памятник Юрию Дол­горукому (1954 г.), воздвигнутый в Москве по проекту Сергея Михайло­вича Орлова (1911 — 1971).

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Та­ков московский памятник В. В. Мая­ковскому (1958 г.) работы Алек­сандра Павловича Кибальникова (1912 — 1987). Появились ориги­нальные мемориалы, в которых

Вера Мухина.

Рабочий и колхозница.

Г.

Москва.

Евгений Вучетич.

Воин-освободитель. 1946—1949 гг. Берлин.

*Тектоника, архитектони­ка (от греч. «архитектони­ке» — «строительное искус­ство») — художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведе­нию скульптуры.

Сергей Орлов.

Памятник Юрию Долгорукому. 1954 г. Москва.

Александр Кибальников.

Памятник

В. В. Маяковскому.

Г.

Москва.

собственно скульптура уступала ве­дущую роль хранящему историче­скую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (мо­нумент в честь освоения космоса в Москве, 1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин).

Атмосфера политической «от­тепели» 1956—1964 гг. способство­вала появлению в советской культу­ре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма на­правлений. Их существование не всегда было лёгким, и свидетель­ство тому — судьба скульптора Эрн­ста Иосифовича Неизвестного (ро-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.007 с.)