Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 10. Культура XVIII века
Грандиозные реформы Петра I резко ускорили те процессы, которые намечались еще в XVII в.: обмирщение культуры, преодоление ею своего религиозного характера. Огромную роль в этом сыграла созданная Петром система светского образования. Начало ей было положено открытием в 1701 г. Навигацкой (морской) и Пушкарской (артиллерийской) школ в Москве. Затем был создан еще ряд профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная и пр. В 1714 г. в провинциальных городах были открыты начальные цифирные школы. Дети духовенства обучались в епархиальных, а дети солдат – в гарнизонных школах. Своеобразными учебными заведениями были гимназия и университет при Академии наук (1725 г.) – они должны были готовить кадры для научной работы. Однако при преемниках Петра эта система развалилась. Важной вехой стало открытие Mocковского университета (1755), сыгравшего огромную роль в подготовке как научных, так и преподавательских кадров. В 1780-х гг. Екатерина II предприняла новую попытку создания единой системы образования. Концепцию этой системы разработал И.И. Бецкой. В 1786 г. в губернских городах открылись четырехклассные главные училища (по типу близкие к средней школе); в уездных – двухклассные малые (начальные). «Уставом народных училищ» предусматривалась возможность перехода из малого училища в главное, а оттуда в университет. В петровские времена на новый уровень выходит типографское дело: широко издаются учебники, словари, специальная литература и пр. С 1702 г. начала печататься первая газета «Ведомости». Среди учебников особое место занимали «Арифметика сиречь наука числительная» Л. Магницкого, «ГрамматикаПервое учение строкам» Ф. Прокоповича. Происходит становление в России науки европейского уровня, наиболее ярким и разносторонним представителем которой стал М.В. Ломоносов. Кроме того, в России работают математики Эйлер и Бернулли, историки Байер, Шлецер и Миллер (авторы Норманнской теории). В 1725-1730 гг. проходит первая Камчатская экспедиция, закончившаяся неудачей. В 1733-1743 гг. – вторая. Она состояла из трех самостоятельных экспедиций: собственно Камчатской экспедиции во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым. Ее задачей была проверка сведений о существовании пролива между Америкой и Азией, принесенных еще экспедицией С. Дежнева (1648 г.);
Северной экспедиции, составляющей карту и описание Северного морского пути (в нее входили С.И. Челюскин, В.В. Прончищев, С.Г. Малыгин, Д.Я. и Х.П. Лаптевы); сухопутного отряда Академии наук, с участием ботаника Гмелина (автора «Путешествие по Сибири» и «Флора Сибири»), историка Миллера, астронома Делиля и этнографа Крашенинникова («Описание земли Камчатки»). В 1741 г. Беринг и Чириков подтвердили наличие пролива, названного в последствии Беринговым. XVIII век стал веком бурного развития технической мысли. В 1764-1765 гг. И.И. Ползунов изобрел паровую машину. Крепостной изобретатель-самоучка И.П. Кулибин создал знаменитые часы яичной формы и разработал проект одноарочного моста через Неву. Мощное развитие получает общественно-политическая мысль. В начале XVIII в. ее представители были заняты в основном разработкой идеалов абсолютизма – рационального и справедливого государства, регулируемого мудрыми законами («Ученая дружина Петра» Феофана Прокоповича, «Книга о скудости и богатстве» купца И.Т. Посошкова, труды В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира т.д.). Однако во второй половине XVIII в. своими деспотическими чертами абсолютизм уже вызывает оппозицию как сторонников расширения привилегий дворянства (князь М.М. Щербатов – «История Российская от древнейших времен»), так и либералов (Н.И. Новиков) и даже революционеров (А.Н. Радищев). Непоследовательная политика Екатерины, лживость и корыстолюбие сановников, произвол, чинимый дворянством по отношению к крепостным, – все это вызывало критику на страницах «Трутня», «Живописца» и других печатных органов, издававшихся просветителем Н.И. Новиковым. Еще более резкой по тону и содержанию явилась книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой содержался призыв к свержению крепостного строя. Прочитав ее, императрица назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Оба возмутителя спокойствия были жестоко наказаны Екатериной. Отцом Русской истории принято считать Н.М. Карамзина – автора «Истории государства Российского». В литературе XVIII в. утверждается классицизм – течение, вдохновлявшееся абстрактными идеалами доблести, славы, величия государства и государя (А.П. Сумароков, М.М. Херасков). Главными признаками классической драматургии являются единство места, времени и содержания. В то же время, продолжается развитие реализма, черты которого мы находим в великолепных стихах Г.Р. Державина, в замечательных комедиях Д.П. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»). В конце XVIII в. классицизм в литературе начинает вытесняться сентиментализмом, в центре внимания которого – переживания человека (Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»).
В становлении русской архитектуры огромную роль сыграл строительство Санкт-Петербурга – первого регулярного русского города, т.е. создававшегося по плану, как единый ансамбль. Именно в Петербурге были возведены такие монументальные постройки европейского типа, как Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Меншиков дворец (Д. Фонтана и Г. Шедель). В Москве тоже возникают небывалые ранее строения – Лефортов дворец (Д. В. Аксамитов), Меншикова башня (И.П. Зарудный). Для зданий петровской эпохи характерны простота, деловитость, четкие, сдержанные объемы. В середине XVIII в. приходит пора барокко – стиля пышного, величавого, динамичного. Блестящим мастером барокко был Ф. Б. Растрелли, создатель Зимнего дворца и комплекса Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе. Во второй половине XVIII в. барокко сменяется классицизмом с его благородной, величавой простотой и ясностью. Наиболее яркие произведения этого стиля – Александровский дворец в Царском селе (Кваренги), дворцовый ансамбль в Павловске (И. Камерон), дом Пашкова и проект Михайловского замка (В.И. Баженов), здание Сената, дом Благородного собрания (М.Ф. Казакова). Русская живопись XVIII в. известна, прежде всего, великолепными портретистами. Первым в этой плеяде стоит И.Н. Никитин (1720-е гг. – портреты канцлера Г.И. Головкина, Петра I на смертном одре). В 1730-е гг. его сменяет А. Матвеев (портрет четы Голицыных, автопортрет с женой). В середине – второй половине XVIII в. работают А.П. Антропов и М.П. Аргунов. Завершают это созвездие живописцы конца XVIII в. – Д.С. Рокотов (портреты В.Е. Новосильцевой, В.И. Маркова), Д.Г. Левицкий (портрет П.А. Демидова) и В. Л. Боровиковский (портреты Г. Р. Державина, Павла I, великолепный портрет М.И. Лопухиной). Самыми выдающимися скульпторами XVIII в. стали Ф.И. Шубин – реалист, автор бюстов Екатерины II, М.В. Ломоносова, А.В. Суворова и Павла Петровича; и М.И. Козловский – родоначальник русского классицизма, автор статуи Самсона, разрывающего пасть льву в Петергофе и памятника Суворову на Марсовом поле. Настоящий скульптурный шедевр этой эпохи – «Медный всадник» Э. Фальконе (1776 г.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.006 с.) |