Значение правления Ивана IV: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение правления Ивана IV:



Грабительские походы опричников привели к разорению русских земель.

Экономический кризис вызывает массовое бегство крестьян на окраины страны. Идет быстрый рост численности казачества.

Бегство крестьян, в свою очередь, приводит к кризису феодального хозяйства – поместья остаются без работников. Желая удержать крестьян на земле помещиков, государство делает новые шаги к их закрепощению.

В результате террора уничтожен слой свободных частных собственников (бояр). Таким образом, Россия лишилась социальной базы для развития демократических начал в обществе.

Заметно выросла роль в обществе чиновников и дворян. Бояре и удельные князья сильно ослаблены.

Растет недовольство народа властью.

Возникает непреодолимый династический кризис. Можно утверждать, что глобальным последствием правления Ивана Грозного стало Смутное время.

Культура периода создания Российского централизованного государства (вторая половина XIII – XVI в.)

 

События, связанные с борьбой против монгольского ига, возвышением Москвы и созданием единого централизованного государства оказали значительное влияние на развитие русской культуры.Главной темой литературы второй половины XIII века стало Батыево нашествие. Первый отклик на это событие – «Слово о погибели русской земли» - проникнуто подлинным трагизмом описываемого. Другое произведение – Повесть о разорении Рязани Батыем» – уже содержит призыв к борьбе против врага. Одним из действующих лиц Повести является рязанский боярин Евпатий Коловрат, ведущий партизанскую войну против монголов. Ему же посвящено отдельное произведение: «Песня о Евпатии Коловрате».

 

С первыми победами над грозным врагом в русскую литературу приходит оптимизм и гордость за свой народ. Создан целый ряд произведений, посвященных Куликовской битве, которая становится одной из главных тем в культуре этого периода.

 

Центральное место в литературе этого времени занимают «Задонщина» (кон. XIV века, автор – Сафоний Рязанец) и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая пол. XV века, автор неизвестен).

 

С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV веке в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и даже римских императоров (от Августа). Другим произведением такого рода становится послание монаха Филафея Василию III, в котором утверждалось, что Москва – это «третий Рим» (теория «Москва – третий Рим»). «Первый Рим» (собственно Рим) пал из-за ересей, «второй Рим» - из-за унии (союза) с католичеством (Флорентийская уния). «Два Рима падоша, а третий стоить, а четвертому не бывати». Теория Филафея превращала Москву в столицу православия и возлагала на нее обязанности по его защите.

 

Во второй половине XV века новое рождение переживает старый жанр «хождений» - описание путешествий. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором описывается путешествие в Иран и Индию (1469 – 1472гг.).

 

В начале XVI века в России резко возрастает интерес к чтению. Стремясь удовлетворить этот интерес и направить его в нужное русло, митрополит Макарий создает «Великие Четьи Минеи». «Четьи» – книги, предназначенные не для церковной службы, а для чтения. «Минеи» – сборники произведений, распределенных для ежедневного чтения.

 

Выдающимся памятником литературы XVI века стал «Домострой» Сильвестра. В этой книге с патриархальной точки зрения описывалось, какие порядки должны царить в семье и в доме вообще.

 

Важным достижением стало начало книгопечатания. Первая типография была открыта около 1553 года, но имя печатника не известно. В 1563 – 64 годах работает типография Ивана Федорова, которого и принято считать первопечатником. Первая печатная книга на Руси – «Апостол».

 

Одной из основных тенденций в развитии культуры XVI века стало обмирщение или секуляризация, т.е. усиление в культуре светских начал. Одним из проявлений этого процесса становится возникновение русской публицистики. Виднейшими публицистами того времени были Федор Карпов и Иван Пересветов (возможно, под этим псевдонимом писал сам Иван Грозный). Одним из ярчайших памятников публицистики XVI века стала переписка Ивана IV с Андреем Курбским.

 

Конец XV-начало XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение жидовствующих, направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировались два течения: нестяжательство, вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Бассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием; и иосифлянство во главе Иосифом Волоцким, выступавшие за материально сильную церковь. Нестяжатели были осуждены Стоглавым собором как еретики.

 

Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается: она удивительно пластична и выразительна (церковь Николы на Липне). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице). Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее Возвышения: стал белокаменный Кремль (1367 г.). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй пол. XV-начале XVI в. Итальянскими мастерами П. А. Солари и А. Фиораванти возводятся новые кирпичные стены Кремля – из красного кирпича, длинной более 2 км, с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор, мастера Солари и Руффо вместе с псковскими строителями возводят Благовещенский собор. Таким образом, складывается ансамбль Грановитой палаты.

 

Наиболее ярким признаком архитектурных памятников XVI века является шатровый стиль. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана IV. Вершиной же русского зодчества XVI в., является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого). Построен мастерами Бармой и Постником.

 

В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

 

В XIV -XV вв. высшего развития: достигает русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Другим выдающимся иконописцем был Андрей Рублев (около 1360-1430 гг.). Самая знаменитая его икона – «Троица». Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV-начале XVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.).

 

Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название строгановской школы, по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.007 с.)