Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преодоление речевых нарушений в условиях семьи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особое внимание родители должны уделять развитию речи детей. Реализация задачи развития речи ребенка в семье должна идти в следующих направлениях: 1. Оказание необходимой посильной помощи своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы. 2. Проведение специальных игровых упражнений, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. 3. Применение специальных игровых упражнений для стимулирования фонематического слуха (различение звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Найди игрушку» (по словесным указаниям взрослого) «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка - петрушка - ватрушка - старушка). 4. Чтение художественной литературы вместе с детьми. 5. Обращение внимания детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; показывание действия в практическом плане: например, пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет. 6. Обращать внимание детей на верное употребление предлогов в повседневной речи. 7. Стремиться к тому, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка. 8. После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося персонажа. 9. Обучение ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. 10. Показ ребенку примера ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. п. Для того чтобы установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, родителям нужно обращать особое внимание на следующие моменты: 1. Не дожидаясь сигнала от ребенка (плач, гуление), постараться удовлетворить его потребности. 2. Следить за взглядом ребенка и называть словом предмет его интереса. 3. Имитировать звуки и действия ребенка. 4. Изменять слова в разговоре, а затем ждать ответа. 5. Использовать бессловесные указания, мимику, голос. 6. Быть адекватно требовательным к ребенку. Взрослому необходимо соблюдать требования к речи: 1. Правильно произносить все звуки родного языка. 2. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. вырабатывать хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции. 7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона и грубых выражений. Значительный вклад в развитие речи ребенка с нарушениями речи вносит художественная литература, а точнее, совместное чтение с родителем и рассматривание картинок. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством сближения с детьми. Детскую литературу можно представить в виде нескольких групп. Первую групп детской литературы составляют сочинения для самых маленьких - это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защитить малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились нараспев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства как в условиях детского сада, где нагрузка на нервную систему детей особенно велика, так и в семье. Вторая группа - произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки - такие, как «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и т. п. Многократно слушая их, ребенок привыкает к тому, что герои появляются всегда в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и то же типовое событие, и он занимает свое место в ряду. Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения впоследствии абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках - например в сказке «Три медведя» - дети сталкиваются с понятиями о соответствии размеров. Через сказки дети получают и первые представления о логике - сначала, естественно, о житейской логике соответствия поведения объективным закономерностям природы. Таковы сказки про лубяную и ледяную избушку и ее английский аналог - сказка «Три поросенка», для более старших детей – «Вершки и корешки» и западный аналог «Еж и заяц». Сказки для детей старшего дошкольного возраста формируют у ребят представление о необходимости учения. Эту задачу, например, решает сказка «Буратино» в авторском варианте Алексея Николаевича Толстого (ее западный прототип - сказка «Пиноккио» Карло Коллоди). Во всех этих сказках, кроме того, утверждается ценность интеллекта, его практическая польза. Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться, глупого обязательно обманывают и никому его не жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло. Третья группа сказок знакомит детей со сценариями поло-ролевого поведения. Они адресованы ребятам более старшего возраста. Все волшебные сказки содержат нравственный аспект, они дают детям эталонные представления о добре и зле. В русских сказках - это смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, уважение к природе, растениям и животным, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях - для девушек; незлопамятность и неспособность к мести - для юношей. Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. Безусловно, эту задачу решают и все перечисленные выше произведения. Но особый слой отечественной литературы образует авторская поэзия. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестовому и потешному фольклору. Былины также являются поэтическими текстами - и лучше детям иметь дело именно с ними, а не с прозаическими примитивными сюжетными пересказами. Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей, родителям необходимо: 1. Осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 2. Выполнять требования логопеда и воспитателя. 3. Регулярно посещать логопедические занятия и выполнять домашние задания. 4. Соблюдать правильный распорядок дня. 5. Создавать условия для спокойного ночного отдыха. 6. Выполнять упражнения на пополнение лексического запаса речи, развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания. 7. Читать и разучивать стихи, народные сказки, басни, использовать сюжетно-ролевые игры. 8. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность с логопедом, психоневрологом, психологом и другими специалистами. Методы работы с семьей Метод убеждения. Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации. Метод наблюдения. Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, за его досуговой деятельностью. Метод бесед. Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения. Формы сотрудничества с родителями: Индивидуальные. Групповые. Беседы. Анкетирование. Тестирование. Консультирование. Индивидуальные практикумы. Телефон доверия. Почтовый ящик. Консультации. Семинары – практикумы. Групповые собрания. Конференции. Тренинги. Собрания. Родительский клуб. Родительский всеобуч. Выводы В результате совместной работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Родители интересуются работой ДОУ. У них повышается компетентность в психолого - педагогических и правовых вопросах. Увеличивается количество обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ. В целом наблюдается удовлетворённость родителей работой педагогов и ДОУ.
Заключение Литературные данные и опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяют выделить основные психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения. В учебной деятельности это отсутствие интереса к учебе, трудности в понимании учебного материала, рассеянность внимания, низкий объем памяти, затруднения в решении интеллектуальных задач, неадекватные реакции в случае неудач, низкая успеваемость. Помимо проблем в обучении, у этой категории детей также отмечаются проблемы в процессе общения. Наблюдается снижение потребности либо уход от общения как с взрослыми, так и со сверстниками; несформированность форм коммуникации; сложности с включением в общую деятельность; неумение ориентироваться в ситуации общения; особенности поведения: негативизм, тревожность, упрямство, бедность эмоций, низкий уровень самооценки. Все выше сказанное позволяет представить родителей равноправными с педагогами и психологами партнерами коррекционного процесса, направленного на активизацию в основных видах деятельности речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей школьников с отклонениями в речевом развитии. В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы и информацию от специалистов о причинах возникновения речевого нарушения и простейших способах его коррекции. Родителям также следует знать, как грамотно осуществлять контроль за речью ребенка, оказывать помощь в закреплении усвоенных на занятиях логопеда речевых умений и навыков. Важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков является создание нормального психологического климата в семье.
Список литературы 1.Белякова Л.И. Предупреждение речевых нарушений [Текст]/ Л.И. Белякова // М.: Генезис, 2006. 384с. 2.Жукова Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст]/ Н.С. Жукова// М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 222 с. 3.Залмаева Р.Я. Сам себе логопед [Текст]/ Р.Я. Залмаева// СПб.: ИП РАМ, 2000, 325 с. 3. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд, стереотип. - М.: Академия, 2000. 4.Козырева Л.М. Ребенок от рождения до пяти лет [Текст] / Л.М. Козырева// Уфа, 2000. 168 с. 5.Кольцова М.М, Ребенок учится говорить [Текст]/ М.М Кольцова// М.:Айрис-пресс,2001. 489 с. 6.Мазурова Н.В. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушением речи [Текст]/ Н.В. Мазурова// Cмоленск,1997. 323с. 7.Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи [Текст]/ А.Г Московкина// М.: Генезис, 2004. 445 с. 8.Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей [Текст] /В.Л. Рыскина // Логопед в детском саду, 2008. 216 с. 9.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003. 240 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.013 с.) |