Особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями в семье.



В настоящее время одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка в семье, является отставание в развитии речи. Однако практика показывает, что многие родители недооценивают свою роль в преодолении речевых нарушений и понимают их как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Учитывая, что нарушение развития речи может привести к вторичной задержке формирования других функций, в том числе, к задержке психического развития, необходима ранняя консультация логопеда и детского невропатолога или психоневролога. Если ребенок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и родители под руководством логопеда проводят дома занятия по развитию артикуляционного аппарата, включающие специальные подготовительные упражнения и занятия по введению поставленных звуков в речь. Дети с ринолалией ( обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба) нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях - с трех лет. Роль родителей в данном случае заключается в своевременном обращении к специалистам и выполнении их требований и методических рекомендаций. В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию. Родителям следует помнить, что заикание легче предупредить, чем лечить. Профилактикой этого нарушения являются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, соблюдение общего и речевого режима, закаливание, специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ритма, темпа и пространственной организации движений. В случае возникновения заикания взрослым:

 - надо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь;

 - быть всегда одинаково ровными и требовательными;

- нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок перед сном;

 - не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи.

Успех преодоления задержки речевого развития или общего недоразвития речи во многом определяется тем, в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода психоречевого развития. Роль родителей при таком речевом нарушении заключается в целенаправленной работе по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова, по развитию фразовой речи и ее грамматическому оформлению. Весьма существенную помощь в такой работе может оказать «Азбука устной речи для неговорящих детей 2-5 лет» и «Азбука устной речи для неговорящих детей 2-5 лет, начинающих говорить», составленные  Н.С.  Жуковой и Е.М.  Мастюковой (1993). Большое влияние на полноценное доречевое и речевое развитие детей, на своевременную коррекцию имеющихся недостатков речи, по мнению Аслановой С.Р. и Крапивиной Л.М. оказывают стиль семейного воспитания, семейная обстановка и организация речевого общения ребенка с ближайшим окружением. Авторитарный и попустительский стили воспитания не способствуют формированию правильного поведения и преодолению имеющихся у детей речевых нарушений. При демократическом стиле воспитания создается обстановка доверия между родителями и ребенком. Объяснение ребенку необходимости выполнения тех или иных требований, возможности решения конфликтов на рациональном уровне способствует эмоциональной стабилизации ребенка, выработке тех качеств личности, которые позволят ему в будущем иметь высокую степень развития социальной адаптации. Создание дружелюбной, теплой обстановки в семье позволяет конструктивно решать конфликтные ситуации, не вызывая обиды и эмоциональной напряженности ребенка, и реализовать те воспитательные мероприятия, которые снизят риск возникновения речевых нарушений. Особые требования предъявляются и к речи взрослых. Голос должен быть:  спокойным, интонации дружелюбными, уважительными, доверительными. Речь должна быть плавной, ритмичной, эмоционально выразительной. Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи. В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию, грамматические структуры адекватными, что обеспечивает осмысливание ребенком речи взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.004 с.)