Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Эволюция управленческой мысли в 18 – 20 веках↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
для обучающихся по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность»
Преподаватель: Юткина Ольга Владимировна доцент кафедры экономики, к.э.н., доцент
Москва, 2020г. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Предмет и объект изучения. Методология менеджмента
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Управление (в широком смысле ) — деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Управление в социальной системе — это интегрированный процесс целенаправленных воздействий субъекта на объект управления, необходимый для достижения целей организации. Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение поставленных целей посредством рационального использования ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов. Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п. Предмет теории менеджмента. С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Управленческие отношения, в которых выражаются Ø социальные, Ø экономические, Ø политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: · объяснение природы управленческого труда, · установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, · выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Современные подходы в управлении: 1. Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат времени и других ресурсов – материальных, трудовых, финансовых и т.д. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. 2. Системный подход – главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области, превращается в проблему для другой. При этом любая организация рассматривается, как открытая система, относительно воздействия на нее факторов внешней среды. 3. Ситуационный подход. Концентрируется на ситуационных различиях между организациями, и внутри самих организаций, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации. Основные особенности современного менеджмента: - необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз; - развитие личной конкурентоспособности; - расширение межличностных и сетевых коммуникаций; - постоянное самообучение; - осознание своей социальной ответственности и роли оказываемого влияния на подчиненных и др. Принципы управления: Основные: • научность; • системность и комплексность; • единоначалие в управлении и коллегиальность в выработке решений; • принцип централизованности и децентрализованности; • сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении. 2) частные: • 1 подгруппа включает принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления: планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований мероприятий и т.п. • 2 подгруппа включает управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления: социальной, экономической, организационно-технической т.д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика).
Рисунок 1. Основные фазы (стадии) жизненного цикла организации Управление развитием организации на основе модели жизненных стадий и циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. Именно поэтому изучение модели жизненного цикла организации играет огромную роль для правильного выбора инструментов и методов управления на каждой стадии жизненного цикла. Классификация организаций
Рисунок 2. Классификация организаций по ряду признаков Некоммерческие организации § потребительский кооператив (союз, общество) § фонды § общественные и религиозные организации (объединения) § учреждения § объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Рисунок 8. Этапы рационального решения Основное назначение руководства любой организации – принятие важных управленческих решений. Функция организации включает: технологию подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Как правило, принятию управленческого решения предшествует тщательная его подготовка, которая включает и анализ управленческой ситуации, и прогнозирование тенденций ее развития, и многое другое. После того, как решение принято, должен быть разработан план его реализации, включающий количество необходимых ресурсов, срок реализации, исполнителей, которым поручена реализация различных этапов принятого управленческого решения Рисунок 9. Методы принятия управленческих решений Рисунок 3. Элементы процесса мотивации Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т.п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение). Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания или мотив страха. Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека. Основная задача менеджера - создавать или активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия. Рисунок 4. Классификация мотивационных теорий Теории мотивации Содержательные теории: Ø Теория потребностей А. Маслоу Ø Теория приобретенных потребностей Д. Мак Клелланда Ø Двухфакторная модель Ф. Герцберга Процессуальные теории: Ø Теория ожиданий В. Врума Ø Теория справедливости С. Адамса Ø Модель Л. Портера -Э. Лоулера Виды коммуникаций Коммуникация – процесс передачи информации кому – либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических изображений) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т.д.) Средствами коммуникаций является все, что позволяет передавать информацию. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Интернет. Существуют следующие виды коммуникационных процессов, имеющих место в организации: Коммуникации между организацией и ее средой. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации. Барьеры коммуникаций В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название «барьеры межличностных коммуникаций». К ним относятся: - барьеры восприятия; - семантические барьеры; - невербальные барьеры; - барьеры, возникающие при плохом слушании; - барьеры, возникающие при некачественной обратной связи. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
для обучающихся по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность»
Преподаватель: Юткина Ольга Владимировна доцент кафедры экономики, к.э.н., доцент
Москва, 2020г. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Предмет и объект изучения. Методология менеджмента
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Управление (в широком смысле ) — деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Управление в социальной системе — это интегрированный процесс целенаправленных воздействий субъекта на объект управления, необходимый для достижения целей организации. Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение поставленных целей посредством рационального использования ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов. Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п. Предмет теории менеджмента. С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Управленческие отношения, в которых выражаются Ø социальные, Ø экономические, Ø политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: · объяснение природы управленческого труда, · установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, · выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Современные подходы в управлении: 1. Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат времени и других ресурсов – материальных, трудовых, финансовых и т.д. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. 2. Системный подход – главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области, превращается в проблему для другой. При этом любая организация рассматривается, как открытая система, относительно воздействия на нее факторов внешней среды. 3. Ситуационный подход. Концентрируется на ситуационных различиях между организациями, и внутри самих организаций, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации. Основные особенности современного менеджмента: - необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз; - развитие личной конкурентоспособности; - расширение межличностных и сетевых коммуникаций; - постоянное самообучение; - осознание своей социальной ответственности и роли оказываемого влияния на подчиненных и др. Принципы управления: Основные: • научность; • системность и комплексность; • единоначалие в управлении и коллегиальность в выработке решений; • принцип централизованности и децентрализованности; • сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении. 2) частные: • 1 подгруппа включает принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления: планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований мероприятий и т.п. • 2 подгруппа включает управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления: социальной, экономической, организационно-технической т.д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика).
Раздел 2. Эволюция управленческой мысли в 18 – 20 веках Древние философы считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие эффективного управления. этот вопрос был предметом размышлений многих великих мыслителей античности. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний». Школы менеджмента: Ø Классическая школа • школа научного управления • административная школа Ø Школа человеческих отношений Ø Школа поведенческих наук Ø Количественная школа Приверженцы каждого их этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Школа научного управления (1885-1920). Представители – Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Л. Гантт. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Фредерик Тейлор в своей книге «Принципы научного управления»: 1) обосновал необходимость научного подхода к управлению; 2) ввел изучение рабочего времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений, результаты данных исследований затем анализировались для проектирования более эффективных приемов работы; 3) разработал тарифную систему оплаты труда рабочих для того чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполнят свою работу слишком быстро. Основные концепции школы: - механистический взгляд на место человека в производстве, человек «винтик» в системе производственного механизма - уделялось большое внимание обучению рабочих, - признавалась важность отбора людей (отбор персонала), которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе - внимание уделялось в основном внутренней среде организации и недооценивалась роль внешней среды - деньги – единственный материальный стимул в системе мотивационной деятельности рабочих. Административная школа управления (1920-1950 гг.). Представители –М. Вебер, Г. Эмерсон, А. Файоль. Цель – создание универсальных принципов управления. Если научная школа управления была нацелена на эффективность производства, то основные направления административной школы – это организация самого процесса труда и управления организацией в целом, но без учета социально-психологических факторов. Представители административной школы уделяли внимание внутренней среде организации и недооценивали роль внешней среды. Наибольший вклад в разработку классической школы менеджмента внес французский ученый Анри Файоль. Еще в 1923 году он говорил, что «управлять» - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. А. Файоль также разработал 14 принципов управления, считал, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить. Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) сформулировал свои предложения об идеальном управленческом подходе для больших организаций - бюрократическом: 1) разделения труда; 2) иерархичность бюрократической системы; 3) подбор членов организации на основе технической квалификации; 4) должностные лица назначаются, а не избираются; 5) административные должностные лица работают за фиксированную плату и не являются собственниками компании; 6) административные чиновники имеют право регулировать деятельность своих подчиненных; 7) эти правила должны быть безличными и применяться во всех случаях. Основные достижения классической школы управления: - развитие принципов управления; - систематизированный подход к управлению всей организацией; - описание функций управления. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.). Представители – М. П. Фоллет, Э. Мэйо, Хуго Мёнчтеберг. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность «классической школы менеджмента» полностью осознать человеческийфактор, как основной элемент эффективности управления. Цель – изучение воздействия социально-психологических факторов на процесс труда. М. П. Фоллет, былапервой, кто определил менеджмент «как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». «Хоторнский эффект» (результат исследований, проводимых в Western Electric Company, расположенной в г. Хоторне) – вероятность того, что сотрудники могут улучшить результаты своей работы, просто из-за повышения внимания со стороны исследователей или руководства. Э. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители «классической школы». Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Школа поведенческих наук (1950-е годы). Представители – А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и др. Цель - изучение различных аспектов поведения отдельных личностей, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, что является главным отличием «школы поведенческих наук» от «школы человеческих отношений», занимавшейся межличностными отношениями в коллективе. А. Маслоу сделал вывод о том, что поступки людей мотивируются в основном не экономическими силами, а различными потребностями, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег, и чем, выше уровень развития общества, тем меньше роль денег в мотивации труда, меньше роль физиологических потребностей. Основное достижение – формирование организации и применение приемов управления таким образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом. Формирование количественной школы управления (с 1950 года по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Представители – Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др. Данная школа получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем. Ключевая характеристика школы количественных методов – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Для школы количественных методов характерно сосредоточение основного внимания на принятии решения и планирования, активное использование математического моделирования. на основе моделей осуществляется решение таких управленческих проблем, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития. Следует отметить, что влияние школы количественных методов на практику управления пока значительно меньше, чем поведенческого подхода, поскольку большинство руководителей значительно чаще ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, нежели с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи не менее плодотворные, чем концепции их зарубежных коллег. В теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова («Тектология») по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационное целое является больше простой суммы его составных частей. Большой вклад в развитие научной организации труда, производства и управления внес А.К. Гастев, первый директор Центрального института труда СССР, известный ученый. Он разработал основные правила труд – памятку рабочему. Для разработки формирования и укрепления заинтересованного отношения к труду не устарели положения А.К. Гастева о том, что для «культурного человека не может быть интересен каждый атом его работы. Надо приучаться работать, когда не хочется, тренироваться тогда, когда нет настроения». Для специалистов по стимулированию труда и сейчас представляет интерес позиция А.К. Гастева о том, что «ориентация на настроение, ориентация на постоянную заинтересованность … неизбежно ведет к культурному развалу».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.013 с.) |