Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патофизиологические исследования головного мозга при умственной отсталости
У детей, страдающих умственной отсталостью, нередко возникают состояния охранительного торможения. В связи с этим умственная работоспособность ребенка оказывается резко сниженной. Страдает и уравновешенность нервных процессов, когда патологически преобладают процессы возбуждения или торможения. Если преобладает возбуждение, то дети двигательно расторможены, суетливы, импульсивны. У детей с преобладанием процессов торможения отмечается заторможенность, замедленность движений и темпа речи. Слабость процессов возбуждения нарушает способность образовывать очаги возбуждения достаточной силы концентрации. Слабость торможения снижает устойчивость активно действующего очага возбуждения в коре и способствует его быстрой иррадиации. Поэтому для образования условных связей в коре требуется большое количество повторений. При формировании стереотипов такие связи быстро распадаются. Слабость, неустойчивость сложных условных связей негативно отражается на психических процессах: внимании, памяти, мышлении и другом. У всех умственно отсталых детей отмечается нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем, связанное с недоразвитием второй сигнальной системы. Эти физиологические изменения лежат в основе специфики познавательной деятельности умственно отсталых детей. Для них характерны трудности установления причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности; отделения существенного от не существенного, главного от второстепенного. Дети не способны правильно оценить ситуацию, свои поступки и поступки других. Отмечается определенная диссоциация во взаимодействии сигнальных систем, слабость аналитико-синтетической деятельности коры в области ведущих анализаторов, выработки тонких дифференцировок. Сдвиги на биохимическом уровне вызывают нарушения интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы и проявляются на поведенческом уровне. Экспериментально выявлены следующие особенности высшей нервной деятельности, влияющие на обучаемость и поведение детей: • медленное формирование и недостаточная стойкость новых условных связей (слабость замыкательной функции коры), трудность выработки дифференцировок и их малая стойкость (слабость внутреннего торможения). В связи с этим возникают замедленность мышления, слабое запоминание учебного материала, требующее многочисленных повторений; рассеянное внимание, фрагментарность восприятия, трудности в формировании норм поведения;
• склонность к частому возникновению охранительного торможения (нарушение соответствия реакции мозга внешней ситуации, неадекватность поведения); • нарушение взаимодействия 1-й и 2-й сигнальной систем (ослабление регулирующей функции речи), обусловливающая недостаточность произвольности и опосредованности поведения; инертность всех психических процессов (трудности переключения), определяющие отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия; слабость и некритичность мышления; • атипичные возрастные кризы и склонность к декомпенсации нервно-психического состояния; 76 Глава 4. Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях • менее выраженная межполушарная асимметрия; • нарушения интегративной деятельности мозга. Патологоанатомические исследования головного мозга при умственной отсталости Для глубоких форм умственной отсталости характерны рубцовые изменения в структурах головного мозга, кисты, перерождение глиозных клеток, недоразвитие извилин коры головного мозга, макрогирия и микрогирия. Механизм повреждения тканей объясняется наступлением аноксии или лихорадкой. К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции – энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и других). Кроме того, в этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления, гидроцефально-гипертензионный синдром. Оба этих фактора – гибель нервных клеток и развитие гидроцефалии – способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.
Патоморфологические изменения могут включать недоразвитие или полное отсутствие миелинизации, необычно широкое серое вещество, отсутствие волокон, отсутствие лучистости миелина в белом веществе, «изъеденный» внешний вид белого вещества. Гистологическое изучение выявляет: – гипоплазию диэнцефальных и мезэнцефальных областей, дефицит нервных клеток в гипоталамусе; – дезинтеграцию нервных клеток в зубчатом ядре и гиппокампе; – демиелинизацию и замедленную миелинизацию; – нарушение процессов миелинизации в мозжечке, варолиевом мосту, продолговатом и спинном мозге. – аномалии развития сосудистой сети головного мозга, узкие сосуды и более извитые капилляры, возможная причина дисциркуляторных расстройств и кислородной недостаточности; – наличие дегенеративных процессов в мозговой ткани; – явления апоптоза, глиоз и фиброз паренхимы, атрофия коры головного мозга. Умственная отсталость (F7) В девятом пересмотре (МКБ-9), наряду с дифференциацией состояний психического недоразвития по степени выраженности (код 317–319), было рекомендовано, где возможно, ставить и этиологический диагноз. С этой целью предлагалось использовать группы причинных факторов, соответствующих заболеваниям или состояниям: 1. Инфекции и паразитарные болезни (например, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, туберкулез). 2. Новообразования (например, опухоли мозга). 3. Эндокринные, обменные, иммунные заболевания и нарушения питания (например, врожденный гипотиреоз, голодание, фенилкетонурия). 4. Болезни нервной системы и органов чувств (энцефалиты, липидоз). 5. Осложнения беременности и родов (например, родовые травмы, токсикозы). 6. Врожденные пороки (например, синдром Дауна, аномалии мозга, гидроцефалия). 7. Повреждения, травмы и отравления (ушибы и ранения головы, ожоги, отравления свинцом, ртутью и т.д.). В соответствии с международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), разработанной в 1989 г. и адаптированной для РФ в 1994 г., умственная отсталость (mental retardation) кодируется в разделе F70–79. Третий знак кода обозначает ее степень. F70 – легкая умственная отсталость с IQ 69–50 (дебильность). F71 – умеренная умственная отсталость с IQ 49–35 (имбецильность). F72 – тяжелая умственная отсталость с IQ 34– 20. F73 – глубокая умственная отсталость с IQ ниже 20 (идиотия). Далее следует F78 – умственная отсталость, оценка которой по степени тяжести затруднена или невозможна из-за сочетанных нарушений. F79 – неуточненная умственная отсталость. Глубокая УО (ниже 20 – идиотия). Слабое развитие сенсомоторики, ориентировки в пространстве. Нередко преимущественно вегетативный образ жизни. Понимание и использование речи может ограничиваться только выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Часто не контролируют физиологические процессы, не могут самостоятельно есть, способны лишь к самым элементарным формам невербального общения с помощью жестов и звуков. Нуждаются в уходе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.011 с.) |