Понятие об интеллектуальных нарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об интеллектуальных нарушениях



Понятие об интеллектуальных нарушениях

Интеллектуальные нарушения (расстройства) можно определить, как нарушение способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности (В. В. Ко - валев, 1979).

Интеллектуальные нарушения, или нарушения интеллектуальной деятельности, могут возникать при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и отклонениях в развитии.

Интеллектуальные нарушения при умственной отсталости. Известно, что в детской психиатрии, одним из наиболее распространенных расстройств является общее психическое недоразвитие.

Умственная отсталость (mental retardation) – состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

В международных классификациях термин «умственная отсталость» вытеснил термин «олигофрения». В настоящее время в отечественной литературе термин «умственная отсталость» нередко употребляется как синоним термина «олигофрения».

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Понятие умственной отсталости является достаточно обобщенным, включающим стойкие мало обратимые нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы психического недоразвития и нарушения адаптивного поведения.

В отечественной психиатрии традиционно различают две основные формы патологии интеллекта: – врожденную или приобретенную в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрению (врожденное слабоумие);

– приобретенное слабоумие – деменцию.

Тотальный интеллектуальный дефект при ядерной (типичной) олигофрении сочетается с недоразвитием всех сторон психики: речи, восприятия, памяти, внимания, моторики, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения, личности и организма в целом.

Недостаточность логического мышления, замедленный темп мышления и инертность психических процессов проявляются в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в другие условия. Непрогредиентность этих состояний при наличии положительной эволютивной динамики, наличии специальных методов воспитания и обучения облегчают их трудовую подготовку и социальную адаптацию.

Интеллектуальные нарушения у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Это полиморфная группа, общим свойством которой является наличие в младенческом и раннем возрасте «малых неврологических знаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, что обычно квалифицируется педагогами как задержка психического развития.

Пограничная интеллектуальная недостаточность.

Состояния легкой интеллектуальной недостаточности, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики и занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Нередко рассматривается в рамках синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД), включает задержку психического развития (ЗПР).

Этиология и патогенез интеллектуальных нарушений

Умственная отсталость (F7)

В девятом пересмотре (МКБ-9), наряду с дифференциацией состояний психического недоразвития по степени выраженности (код 317–319), было рекомендовано, где возможно, ставить и этиологический диагноз. С этой целью предлагалось использовать группы причинных факторов, соответствующих заболеваниям или состояниям:

1. Инфекции и паразитарные болезни (например, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, туберкулез).

2. Новообразования (например, опухоли мозга).

3. Эндокринные, обменные, иммунные заболевания и нарушения питания (например, врожденный гипотиреоз, голодание, фенилкетонурия).

4. Болезни нервной системы и органов чувств (энцефалиты, липидоз).

5. Осложнения беременности и родов (например, родовые травмы, токсикозы).

6. Врожденные пороки (например, синдром Дауна, аномалии мозга, гидроцефалия).

7. Повреждения, травмы и отравления (ушибы и ранения головы, ожоги, отравления свинцом, ртутью и т.д.).

В соответствии с международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), разработанной в 1989 г. и адаптированной для РФ в 1994 г., умственная отсталость (mental retardation) кодируется в разделе F70–79. Третий знак кода обозначает ее степень.

 F70 – легкая умственная отсталость с IQ 69–50 (дебильность).

F71 – умеренная умственная отсталость с IQ 49–35 (имбецильность).

F72 – тяжелая умственная отсталость с IQ 34– 20.

F73 – глубокая умственная отсталость с IQ ниже 20 (идиотия).

Далее следует F78 – умственная отсталость, оценка которой по степени тяжести затруднена или невозможна из-за сочетанных нарушений.

F79 – неуточненная умственная отсталость.

Глубокая УО (ниже 20 – идиотия). Слабое развитие сенсомоторики, ориентировки в пространстве. Нередко преимущественно вегетативный образ жизни. Понимание и использование речи может ограничиваться только выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Часто не контролируют физиологические процессы, не могут самостоятельно есть, способны лишь к самым элементарным формам невербального общения с помощью жестов и звуков. Нуждаются в уходе.

Аномалии в системе аутосом

Умственная отсталость при хромосомных аномалиях является одним из проявлений общих глобальных нарушений морфогенеза, в том числе центральной нервной системы, и рассматривается в рамках синдромов.

Реализация генетического дисбаланса, обусловленного хромосомными и геномными мутациями, происходит на ранних стадиях эмбриогенеза и определяет сочетание ряда неспецифических признаков поражения нервной системы на ранних стадиях развития со специфическими проявлениями, связанными с повреждением конкретных хромосом.

Клинический диагноз отдельных хромосомных синдромов основывается на комплексе показателей: фенотипических и неврологических проявлений, психопатологической структуре дефекта и верифицируется цитогенетическим исследованием.

Синдром Дауна

Патогенез

При изучении тканевых культур нервных клеток головного мозга плодов и умерших больных с синдромом Дауна выявлены тонкие электрофизиологические изменения нейронов в культуре тканей мозга плода и новорожденного с синдромом Дауна. Эти изменения наблюдались уже на пренатальной стадии развития и характеризовались изменением клеточных мембран с накоплением цероид-липофусцина. Сходные изменения были отмечены и у пожилых индивидуумов с данным синдромом.

Биохимические механизмы патогенеза синдрома Дауна сближают его с группой генетических заболеваний – цероид-липофусцинозами – болезнью Баттена и другими.

Психический статус

Недоразвитие интеллекта варьирует от самых тяжелых степеней умственной отсталости до умеренных и легких.

Выраженное недоразвитие абстрактного мышления сочетается с недостаточностью логической памяти и внимания при более сохранной механической памяти, наличии выраженной подражательности и повышенной внушаемости.

Особенностью умственной отсталости при синдроме Дауна являются относительная живость и сохранность элементарных эмоций по сравнению с глубиной интеллектуального дефекта. Эти дети обычно ласковы и привязаны к тем, кто за ними ухаживает. Они способны дифференцировать отношение к себе окружающих. Им в известной степени доступны чувства обиды, смущения. Для большинства из них характерна неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, особенно в подростковом возрасте, в редких случаях наблюдается злобность.

Фенотипические признаки заболевания проявляются сразу после рождения.

Интеллектуальные и эмоциональные нарушения при синдроме Дауна во всех случаях сочетаются с нарушениями речи. Прежде всего при данном синдроме обращает на себя внимание позднее развитие речи

Синдром Клайнфельтера

Клинические проявления достаточно вариабельны, обязательными диагностическими критериями являются: гипогенитализм, гипогонадизм.

Характерными признаками являются также высокий рост, высокое стояние таза, евнухоидные пропорции, астеническое телосложение, узкие плечи, удлиненные конечности. Мышечная система развита слабо. Эти изменения особенно отчетливо проявляются в препубертатном и пубертатном возрасте.

Характерным признаком является недоразвитие вторичных половых признаков с гипоплазией яичек, отмечается гиалиноз и фиброз семенных канальцев. При исследовании спермы обнаруживается олиго- или азооспермия.

Частота интеллектуальной недостаточности колеблется в пределах 25–50%. Недоразвитие интеллекта при синдроме Клайнфельтера обычно выражено нерезко, но иногда наблюдается олигофрения в степени глубокой дебильности. Характерным является сочетание интеллектуального дефекта с выраженной незрелостью эмоционально-волевой сферы. Больные отличаются большой внушаемостью, подражательностью, обычно они пассивно подчиняемы, иногда чрезмерно привязаны к близким с проявлениями назойливости. У них, как правило, преобладает повышенное настроение с эйфорическим оттенком, наблюдаются колебания настроения в пубертатном возрасте, по мере осознания своей неполноценности может наблюдаться гипотимический фон настроения в сочетании с повышенной раздражительностью.

Дети с синдромом Клайнфельтера отличаются вялостью, пассивностью, многие из них с трудом общаются со сверстниками, предпочитая одиночество. У многих из них наблюдается повышенная истощаемость и отвлекаемость, слабость инициативы и недостаточная самостоятельность, некоторые из них обидчивы, повышенно сензитивны.

Структура интеллектуального дефекта характеризуется неравномерностью с более выраженной недостаточностью вербального интеллекта.

Синдром Клайнфельтера генетически гетерогенен: описаны наблюдения как с 2, так и с 3–4 Х-хромосомами. Отмечается корреляция между увеличением количества Х-хромосом и тяжестью интеллектуального дефекта и других характерных проявлений синдрома. Описан синдром Клайнфельтера с тетрасомией X. Умственная отсталость при этом синдроме наблюдается во всех случаях, является более выраженной (глубокая дебильность или имбецильность), сочетается с микро- или брахицефалией, мышечной гипотонией, иногда – эпилептическими припадками и дефектами зрения. Характерны также более выраженные нарушения поведения с агрессивностью.

Фенилкетонурия

Фенилкетонурия – наследственное заболевание обмена веществ, характеризующееся поражением центральной нервной системы и прогрессирующим в первые 2–3 года жизни слабоумием.

Тип наследования – аутосомно-рецессивный.

Заболевание обусловлено неполноценностью гена, локализованного на 12-й хромосоме и контролирующего синтез фермента фенилаланин-4-гидроксилазы, который обеспечивает превращение поступающего в организм с пищей фенилаланина в тирозин.

Нарушение этого процесса приводит к резкому повышению содержания фенилаланина в сыворотке крови и спинномозговой жидкости. Классическая фенилкетонурия обусловлена полным или почти полным отсутствием фенилаланингидроксилазы.

Избыток фенилаланина трансаминируется до фенилпировиноградной кислоты или декарбоскилируется до фенилэтиламина.

Нарастание интеллектуального дефекта сочетается с отставанием физического развития, часто с признаками умеренной микроцефалии.

Характерный внешний вид детей (блондины, со светлой кожей и голубыми глазами, либо самые светлые дети в своей семье) сочетается с отдельными диспластическими признаками (высокое небо, эпикант, деформация ушных раковин).

Характерными являются неврологические нарушения: мышечная гипертония, повышение сухожильных рефлексов, гиперкинезы, тремор пальцев рук, атаксия, нарушения черепно-мозговой иннервации. В более редких случаях наблюдается мышечная гипотония. Нередким является судорожный синдром.

Фенилкетонурия наблюдается примерно у одного процента умственно отсталых детей; чем тяжелее контингент обследуемых, тем чаще наблюдается заболевание.

Интеллектуальное развитие при классической фенилкетонурии может снижаться до глубокой степени умственной отсталости.

При снижении мышления и нарастании слабоумия (особенно в первые 2–3 года жизни) нарушается процесс общения, появляется безразличие к окружающему миру, людям; теряются целенаправленность и пространственные ориентировки, страдают внимание и память. Речевые нарушения обычно коррелируют с глубиной интеллектуального дефекта.

Гистидинемия – наследственное нарушение обмена гистидина за счет отсутствия или недостаточной активности гистидиназы в клетках печени. Тип наследования – аутосомно-рецессивный.

Гомоцистинурия обусловлена отсутствием или снижением активности фермента цистатионинсинтетазы, необходимого для синтеза цистатионина из гомоцистеина и серина. Дефект генетически гетерогенен.

Ксантинурия обусловлена нарушениями обмена триптофана. Триптофан является незаменимой для организма аминокислотой. Нарушения обмена триптофана могут быть как первичными, в связи с экзогенными воздействиями. Обмен триптофана тесно связан с витамином В6

Клиническая картина включает сочетание интеллектуальных нарушений и других психоневрологических расстройств.

Микроцефалия

Эта форма слабоумия была описана еще в XIX в. (С. С. Корсаков, И. П. Мержеевский, Е. Крепелин и другие).

В настоящее время доказана гетерогенность данного заболевания с выделением двух его вариантов: истинная (наследственная) микроцефалия и вторичная (экзогенная, церебропатическая) форма.

Характерная особенность психопатологической картины при истинной микроцефалии – относительная диссоциация между грубым недоразвитием интеллекта и речи, несколько большая сохранность эмоциональной сферы. Больные проявляют эмоциональную привязанность к близким, многие из них добродушны, приветливы. В зависимости от темперамента и преобладающего настроения больные разделяются на две подгруппы: первая включает торпидных, вялых, малоподвижных больных; вторая – эретических больных, чрезмерно подвижных, суетливых, с преобладающим эйфорическим фоном настроения. Деятельность этих больных крайне ограничена, непродуктивна и имеет только подражательный характер.

Кранеостеноз

Краниостеноз – преждевременное заращение швов свода черепа, которое обуславливает несоответствие между развитием мозга и ростом черепа. В результате возникает своеобразная деформация черепа, которая обычно сочетается с повышением внутричерепного давления.

Этиология краниостеноза может быть как наследственной: описаны семейные случаи, предположительно с доминантным и аутосомно-рецессивным типом наследования.

Кроме того, причиной краниостеноза могут быть и экзогенные вредности, действующие на развивающийся плод: рентгеновское облучение матери в первой половине беременности, менингоэнцефалиты плода и другие факторы.

Нарушения интеллекта при краниостенозе отмечаются в 50% случаев, чаще это олигофрения в степени дебильности, осложненная церебрастенией и психоорганическим синдромом.

Понятие об интеллектуальных нарушениях

Интеллектуальные нарушения (расстройства) можно определить, как нарушение способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности (В. В. Ко - валев, 1979).

Интеллектуальные нарушения, или нарушения интеллектуальной деятельности, могут возникать при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и отклонениях в развитии.

Интеллектуальные нарушения при умственной отсталости. Известно, что в детской психиатрии, одним из наиболее распространенных расстройств является общее психическое недоразвитие.

Умственная отсталость (mental retardation) – состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

В международных классификациях термин «умственная отсталость» вытеснил термин «олигофрения». В настоящее время в отечественной литературе термин «умственная отсталость» нередко употребляется как синоним термина «олигофрения».

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Понятие умственной отсталости является достаточно обобщенным, включающим стойкие мало обратимые нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы психического недоразвития и нарушения адаптивного поведения.

В отечественной психиатрии традиционно различают две основные формы патологии интеллекта: – врожденную или приобретенную в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрению (врожденное слабоумие);

– приобретенное слабоумие – деменцию.

Тотальный интеллектуальный дефект при ядерной (типичной) олигофрении сочетается с недоразвитием всех сторон психики: речи, восприятия, памяти, внимания, моторики, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения, личности и организма в целом.

Недостаточность логического мышления, замедленный темп мышления и инертность психических процессов проявляются в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в другие условия. Непрогредиентность этих состояний при наличии положительной эволютивной динамики, наличии специальных методов воспитания и обучения облегчают их трудовую подготовку и социальную адаптацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.045 с.)