На подъем ( a - угол продольного наклона дороги) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На подъем ( a - угол продольного наклона дороги)



 

Кроме того, можно записать выражение для определения опорных реакций Rz 1 и Rz 2

                                     Rz 1 + Rz 2 = G н = Ga сos a,                               (41)

где G н – составляющая силы тяжести автомобиля Ga, перпендикулярная поверхности дороги.

     Для рассматриваемой ситуации сила сопротивления качению Ff равна

                                      Ff = f ср G н = f ср Ga сosa.                               (42)

Если величина подъема определена в процентах, это значит (см. рис. 13)

                                      100 tga = (H / L) 100%.                              (43)

Для  a£5 -70    sina@tga @ a,  поэтому для благоустроенных дорог

                                  F a = Ga sina@ Ga  tga@  Ga a.                        (44)

Сила сопротивления дороги.  При движении автомобиля по практически любой дороге наблюдается одновременное действие силы сопротивления качению автомобиля и силы сопротивления движению на подъем. Поэтому сила сопротивления дороги F y представляет собой сумму векторов этих сил, причем при движении на подъем эта сумма имеет вид

                                  F y = Ff + F a,

а при движении с горы, соответственно

                                               F y = Ff - F a.

Пользуясь формулами (38), (40) и (42), найдем обобщенное выражение для F y

           F y = f ср Ga cosa ± Ga sina = (f cosa ± sina) Ga = y Ga,         (45)

где  y = (f cosa ± sina) – коэффициент сопротивления дороги.

     Частные случаи:

     1. Ровная горизонтальная дорога,  a = 0; y = f.

     2. Движение на подъем   y = f cosa + sina,  т.е. y > f.

     3. Движение на спуске   y = f cosa- sina, т.е. y < f.

Для спуска можно еще сделать несколько заметок

      а) если f cosa > sina,  то y > 0;

      б) если f cosa = sina,  то y = 0;

      в) если f cosa < sina,  то y < 0.

Сила сопротивления воздуха. Эта сила существенно влияет на тягово-скоростные качества автомобиля при движении на высоких скоростях (более 70-80 км/ч). Основной составляющей сопротивления воздуха является лобовое сопротивление, которое достигает 60-65% общих аэродинамических затрат. Оно вызывается различием давления воздуха спереди и сзади движущегося автомобиля, поскольку спереди создается зона повышенного давления, а сзади – зона разрежения (см. рис. 14). Кроме того, на силу сопротивления воздуха влияет добавочное сопротивление выступающих за основные контуры автомобиля деталей (зеркал заднего вида, щеток стеклоочистителей и др.), сопротивление трения воздуха о наружные поверхности кузова (чисто вымытый кузов способствует уменьшению этой составляющей), сопротивление внутренних воздушных потоков (через подкапотное пространство или салон) и др.

Рис. 14. Распределение давления воздуха по поверхности

                                 движущегося легкового автомобиля:

                              + избыточное давление; - разрежение

     В общем случае действие на автомобиль элементарных аэродина-мических сил в каждой точке поверх-ности автомобиля может быть заме-нено равнодействующей силой Fw, которую можно разложить на состав-ляющие Fwx, Fwy и Fwz поосям системы координат с центром О, совпадающим с центром парусности автомобиля, и осями ОХ, ОУ  и О Z, направленными соответственно по продольной, попе-речной и вертикальной осямавто-мобиля (рис. 15).

     Равнодействующую Fw называют полной аэродинамической силой  и опре-

деляют с помощью соотношений

Fw = cw q A = 0,5 cw rв Ае Vw 2,     (46)

где   с w –  безразмерный  коэффициент полной     аэродинамической       силы; 

q = 0,5rв Vw 2   – скоростной напор, кг/м · с2, равный кинетической энергии 1 м3 воздуха, движущегося со скоростью Vw относительно автомобиля (rв – плотность воздуха, кг/м3); Ае – эффективная площадь действия скоростного напора воздуха на автомобиль, м2.

Полная аэродинамическая сила Fw в общем случае действует на автомобиль на расстоянии В от его центра масс (см. рис. 15), тем самым создавая так называемый полный аэродинамический момент, который с учетом (46) можно записать как

 

                          Т w = 0,5 с w rв Ае В Vw 2.                                (47)

Этот момент представляет собой векторную сумму составляющих его моментов Т wx (аэродинамического момента крена), Т wy (аэродинамического опрокидывающего момента) и Т wz (аэродинамического поворачивающего момента), действующих на автомобиль относительно его продольной, поперечной и вертикальной осей, сходящихся в центре масс автомобиля.

     С точки зрения анализа сопротивления воздуха поступательному движению автомобиля, наибольший интерес представляет действующая в его продольной плоскости составляющая Fwx. Ее величина определяется по аналогии с полной аэродинамической силой по выражению

                                       Fwx = 0,5 сх rв Ах Vwx 2,                                   (48)

где сх – коэффициент обтекаемости автомобиля   (иногда называют коэффи-циентом лобового сопротивления, но это определение не совсем точное);                   rв – плотность  воздуха, кг/м3 (обычно для равнинных условий принимается   rв = 1,225 кг/м3); Ах – площадь наибольшего поперечного сечения автомобиля (так называемая «площадь миделя»), м2; Vwx = V а ± V в– скорость продольного воздушного потока относительно автомобиля, где V а – скорость движения автомобиля, м/с; V в – скорость встречного (знак +) или попутного (знак  -)   ветра, м/с.

     Коэффициенты обтекаемости сх определяются путем продувки полно- размерных автомобилей или их масштабных моделей в специальных аэродинамических трубах. Эти замеры относятся к дорогостоящим, поэтому не все модели автомобилей проходят такую продувку. В табл. 3 собраны данные из технической литературы и периодической печати о величинах коэффициентов обтекаемости легковых автомобилей основных мировых производителей.

                                                                                 

                                                                                                                                Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.006 с.)