Ситуация общения с детьми 6-7 лет «Родственные слова» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация общения с детьми 6-7 лет «Родственные слова»



Задачи. Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Поддерживать интерес детей к фруктам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.

Беседа.

— Дети, овощи растут в огороде, а фрукты где? (ответы детей).

— В фруктовом саду собирают фрукты. Дети, вы знаете, что в мире слов есть родственные слова. Я назову слова, а вы определите, от какого слова произошли эти родственные слова.

Педагог произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень).

Лексический материал.

• Фруктовница — фруктовый — сухофрукты — фруктоза … (фрукт).

• Садовник — садовый — садить — садик … (сад).

• Листочек — лиственный — лиственница — листья … (лист).

• Овощевод — овощерезка — овощной — овощесушилка … (овощ).

• Корнеплод — плодородный — плодоносит — плодовая … (плод).

• Грибной — грибочек — грибница — грибник … (гриб).

— Потрясающе, дети! Родственные слова узнали, главное слово правильно назвали.

Ситуация общения «Приставки садовые»

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Разговор.

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встанут. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «брать», и стали к нему приставать.

Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

• Приставка со- – … собрать.

• Приставка за- – … забрать.

• Приставка пере- – … перебрать.

• Приставка вы- – … выбрать.

• Приставка у- – … убрать.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «брать» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Фрукты нужно собрать, из сада домой забрать, дома перебрать, выбрать плохие, а хорошие убрать в холодильник.

— Дети, приставки пристали к слову «садим». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Пересадим, засадим, высадим, насадим, отсадим, посадим).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Ситуация общения «Маленькие слова»

Задачи. Формировать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Разговор.

— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия фруктов. (Ответы детей).

— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Яблоко лежит внутри чего-либо. Нам поможет маленькое слово в. Где яблоки? (Яблоки … в корзине, в шкафу, в коробке, в холодильнике, в вазе и т. д.).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.

— Груши лежат на чём-то. Маленькое слово на. Где груши? (Груши … на столе, на полке, на тарелке, на дереве, на окне и т. д.).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.

— Отлично, дети! О маленьких словах узнали, правильно слова объединяли.

Ситуация общения «Сливовый»

Задачи. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать слуховое внимание детей.

Разговор.

— Дети, как вы считаете, сок сливовый или слииввый. Подскажите, помогите, слово правильно скажите.

Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.

— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «сливовый». Слово «сливовый» произнесите, за речью своей следите.

Лексический материал.

• Сок из слив – … сливовый сок.

• Компот из слив – … сливовый компот.

• Варенье из слив – … сливовое варенье.

• Повидло из слив – … сливовое повидло.

— О сливе, дети расскажите, за речью своей следите.

Дети рассказывают, педагог не сам исправляет речь ребёнка, а предлагает детям, контролировать речь друг друга.

— Потрясающе, дети! Слова хитрые запоминайте, правильно говорить не забывайте.

Речевая игра «Спор фруктов»

(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, поспорили как-то раз яблоко и груша. Груша говорит: «Я душистая». А яблоко отвечает: «Я ещё душистее». В игру играем, спор фруктов изображаем. Я за грушу говорю, а вы за яблоко.

Игровые правила:

Слово назову, цветок даю.

Слово измени, ещё лучше скажи.

Яблоко восхваляй, цветок мне возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• крупная —.. (ещё крупнее,

• сочная —. (ещё сочнее,

• красивая —.. (ещё красивее,

• нежная —. (ещё нежнее,

• чудесная —. (ещё чудеснее,

• полезная —. (ещё полезнее,

• жёлтая —. (ещё желтее,

• вкусная —. (ещё вкуснее,

• сладкая —. (ещё слаще).

— Очаровательно, дети! О фруктах мы рассказали, красивые слова подобрали.

Занимательная игра «Секреты русского языка». «Неизменяемое слово "манго"»

Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поддерживать интерес к фруктам.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово. Например, изменим слово «груша».

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «груша».

Лексический материал.

• Есть у нас что? … (груша). (Есть у нас груша).

• В магазине нет чего? … (груши). (В магазине нет груши).

• Мы рады чему? … (груше). (Мы рады груше).

• Мы видим, что? … (грушу). (Мы видим грушу).

• Мы любуемся чем? … (грушей). (Мы любуемся грушей).

• Мы думаем о чём? … (о груше). (Мы думаем о груше).

— Молодцы! Слово «груша» правильно изменяли. Дети, я расскажу вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «манго». Манго – это фрукт. Дети, слово «манго» не изменяем, всегда одинаково повторяем.

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.

Лексический материал.

• Есть у нас что? … (манго). (Есть у нас манго).

• В магазине нет чего? … (манго). (В магазине нет манго).

• Мы рады чему? … (манго). (Мы рады манго).

• Мы видим, что? … (манго). (Мы видим манго).

• Мы любуемся чем? … (манго). (Мы любуемся манго).

• Мы думаем о чём? … (о манго). (Мы думаем о манго).

— Дети, секрет не забывайте, слово «манго» не изменяйте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.01 с.)