Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи по лексической теме «фрукты» для детей 5–7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи по лексической теме «фрукты» для детей 5–7 лет



Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи по лексической теме «Фрукты» для детей 5–7 лет

Речевая ситуация «Сладкие фрукты»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими фрукты. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Яков Аким

— Дети, яблоко — это овощ или фрукт? (ответы детей).

— Многие фрукты сладкие. Слово «сладкие» можно сказать по-разному: сладкая, сладкое, сладкий. Дети, я фрукт называю, вы назовите его «сладким». Только не забывайте, слово «сладкий» изменяйте.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

Лексический материал.

•Персик какой? – … (Сладкий персик).

•Яблоко какое? – … (Сладкое яблоко).

•Ананас какой? – … (Сладкий ананас).

•Груша какая? – … (Сладкая груша).

•Банан какой? – … (Сладкий банан).

•Апельсин какой? – … (Сладкий апельсин).

•Слива какая? – … (Сладкая слива).

•Мандарин какой? – … (Сладкий мандарин).

•Дыня какая? – … (Сладкая дыня).

•Абрикос какой? – … (Сладкий абрикос).

— Восхитительно, дети! Вкус фрукта описали, слово правильно изменяли.

Игровая ситуация с детьми 6-7 лет «Пекарня фруктовая»

(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в пекарню играем, пироги да пирожки с фруктами изготовляем. Вы пекари, а я покупатель. Покупателю интересно, что внутри пирожка спрятано, какая начинка. А начинка у нас сегодня фруктовая. Например, с чем у вас круассаны? – У нас круассаны с бананом, ананасом, яблоком, персиком. Чем больше вы назовёте начинки из фрукт, тем больше выбор у покупателя.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, называли не менее пяти названий фруктовых начинок, чётко и правильно произносили окончание существительных в творительном падеже.

Лексический материал.

•С чем у вас пироги?.

•С чем у вас пирожки? …

•С чем у вас пончики? …

•С чем у вас булочки? …

•С чем у вас ватрушки? …

•С чем у вас слойки? …

•С чем у вас сдоба? …

— Спасибо, пекари! Изделия презентовали, много фруктовых начинок назвали.

Речевая игра «Пять груш»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, грушевый сад посещаем. Мы с вами играем в игру «Пять груш».

Игровые правила:

число со словом называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее число называй;

когда «Пять груш» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, груши считаем.

Педагог начинает счёт: «Одна груша». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две груши», и так далее до слов «Пять груш». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Груши правильно считали, числа не пропускали.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, фруктовый сад посещаем. Мы с вами играем в игру «Десятое яблоко».

Игровые правила:

яблоко считай, какое оно называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее яблоко называй;

когда «Десятое яблоко» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем

— Дети, игру начинаем, яблоки по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первое яблоко спелое». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Второе яблоко …» и называет определение, отвечающее на вопрос «Какое?». Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные слова. Деи продолжают счёт до слов «Десятое яблоко …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Яблоки правильно считали, числа не пропускали.

Игра.

— Дети, по волшебному саду гуляем, плодовые деревья называем.

Игровые правила:

Дерево назову, цветок даю.

Предложение повтори, дерево назови.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос, дети отвечают на вопрос. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

•Груши растут на каком дереве —. (грушевом).

•Персики растут на каком дереве —. (персиковом).

•Сливы —. (сливовом).

•Абрикосы —. (абрикосовом).

•Мандарины —. (мандариновом).

•Апельсины —. (апельсиновом).

•Лимоны —. (лимонном).

•Гранаты —. (гранатовом).

•Манго —. (манговом).

•Финики растут на какой пальме —. (финиковой).

— Чарующе, дети! О плодовых деревьях мы рассказали, где растут фрукты, узнали.

Беседа.

Обожаю сок душистый,

Сто процентный – чистый, чистый.

Сок из фруктов, овощей –

Он для взрослых и детей.

Пейте соки, наслаждайтесь,

И здоровьем наливайтесь.

Светлана Сирена

— Дети, а вы любите сок? (ответы детей).

— Как вы думаете, из чего делают соки? (ответы детей).

— Сок выжимают из овощей и фруктов. Дети, в игру играем, фруктовый сок по-разному называем. Я назову, фрукт, а вы назовёте, какой сок из этого фрукта.

Дети отвечают хором. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом.

Лексический материал.

• Сок из яблок – … яблочный сок.

• Сок из груш – … грушевый сок.

• Сок из гранат – … гранатовый сок.

• Сок из абрикосов – … абрикосовый сок.

• Сок из ананасов – … ананасовый сок.

• Сок из апельсинов – … апельсиновый сок.

• Сок из бананов – … банановый сок.

• Сок из персиков – … персиковый сок.

• Сок из лимонов – … лимонный сок.

— Обворожительно, дети! Слова правильно подобрали, сок по-другому назвали. Дети, какой сок вам больше всего нравится? (ответы детей).

— Дети, пейте соки, наслаждайтесь, и здоровьем наливайтесь.

Беседа.

— Дети, овощи растут в огороде, а фрукты где? (ответы детей).

— В фруктовом саду собирают фрукты. Дети, вы знаете, что в мире слов есть родственные слова. Я назову слова, а вы определите, от какого слова произошли эти родственные слова.

Педагог произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень).

Лексический материал.

• Фруктовница — фруктовый — сухофрукты — фруктоза … (фрукт).

• Садовник — садовый — садить — садик … (сад).

• Листочек — лиственный — лиственница — листья … (лист).

• Овощевод — овощерезка — овощной — овощесушилка … (овощ).

• Корнеплод — плодородный — плодоносит — плодовая … (плод).

• Грибной — грибочек — грибница — грибник … (гриб).

— Потрясающе, дети! Родственные слова узнали, главное слово правильно назвали.

Разговор.

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встанут. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «брать», и стали к нему приставать.

Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

• Приставка со- – … собрать.

• Приставка за- – … забрать.

• Приставка пере- – … перебрать.

• Приставка вы- – … выбрать.

• Приставка у- – … убрать.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «брать» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Фрукты нужно собрать, из сада домой забрать, дома перебрать, выбрать плохие, а хорошие убрать в холодильник.

— Дети, приставки пристали к слову «садим». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Пересадим, засадим, высадим, насадим, отсадим, посадим).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Разговор.

— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия фруктов. (Ответы детей).

— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Яблоко лежит внутри чего-либо. Нам поможет маленькое слово в. Где яблоки? (Яблоки … в корзине, в шкафу, в коробке, в холодильнике, в вазе и т. д.).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.

— Груши лежат на чём-то. Маленькое слово на. Где груши? (Груши … на столе, на полке, на тарелке, на дереве, на окне и т. д.).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.

— Отлично, дети! О маленьких словах узнали, правильно слова объединяли.

Ситуация общения «Сливовый»

Задачи. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать слуховое внимание детей.

Разговор.

— Дети, как вы считаете, сок сливовый или слииввый. Подскажите, помогите, слово правильно скажите.

Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.

— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «сливовый». Слово «сливовый» произнесите, за речью своей следите.

Лексический материал.

• Сок из слив – … сливовый сок.

• Компот из слив – … сливовый компот.

• Варенье из слив – … сливовое варенье.

• Повидло из слив – … сливовое повидло.

— О сливе, дети расскажите, за речью своей следите.

Дети рассказывают, педагог не сам исправляет речь ребёнка, а предлагает детям, контролировать речь друг друга.

— Потрясающе, дети! Слова хитрые запоминайте, правильно говорить не забывайте.

Речевая игра «Спор фруктов»

(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, поспорили как-то раз яблоко и груша. Груша говорит: «Я душистая». А яблоко отвечает: «Я ещё душистее». В игру играем, спор фруктов изображаем. Я за грушу говорю, а вы за яблоко.

Игровые правила:

Слово назову, цветок даю.

Слово измени, ещё лучше скажи.

Яблоко восхваляй, цветок мне возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

• крупная —.. (ещё крупнее,

• сочная —. (ещё сочнее,

• красивая —.. (ещё красивее,

• нежная —. (ещё нежнее,

• чудесная —. (ещё чудеснее,

• полезная —. (ещё полезнее,

• жёлтая —. (ещё желтее,

• вкусная —. (ещё вкуснее,

• сладкая —. (ещё слаще).

— Очаровательно, дети! О фруктах мы рассказали, красивые слова подобрали.

Занимательная игра «Секреты русского языка». «Неизменяемое слово "манго"»

Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поддерживать интерес к фруктам.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово. Например, изменим слово «груша».

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «груша».

Лексический материал.

• Есть у нас что? … (груша). (Есть у нас груша).

• В магазине нет чего? … (груши). (В магазине нет груши).

• Мы рады чему? … (груше). (Мы рады груше).

• Мы видим, что? … (грушу). (Мы видим грушу).

• Мы любуемся чем? … (грушей). (Мы любуемся грушей).

• Мы думаем о чём? … (о груше). (Мы думаем о груше).

— Молодцы! Слово «груша» правильно изменяли. Дети, я расскажу вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «манго». Манго – это фрукт. Дети, слово «манго» не изменяем, всегда одинаково повторяем.

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.

Лексический материал.

• Есть у нас что? … (манго). (Есть у нас манго).

• В магазине нет чего? … (манго). (В магазине нет манго).

• Мы рады чему? … (манго). (Мы рады манго).

• Мы видим, что? … (манго). (Мы видим манго).

• Мы любуемся чем? … (манго). (Мы любуемся манго).

• Мы думаем о чём? … (о манго). (Мы думаем о манго).

— Дети, секрет не забывайте, слово «манго» не изменяйте.

Игра.

— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.

Игровые правила:

Цветок даю, слово назову.

Задание выполняй.

Цветок ведущему возвращай.

— Дети, предложение «Продавать фрукты». Новое слово добавляем, слово «продавать» изменяем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

• Я – … Я продаю фрукты.

• Ты – … Ты продаёшь фрукты.

• Он – … Он продаёт фрукты.

• Мы – … Мы продаём фрукты.

• Вы – … Вы продаёте фрукты.

• Они – … Они продают фрукты.

— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.

Разговор.

— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).

— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.

Предложение. Мы собрали яблоки и положили их в корзину.

К слову «яблоки» какие красивые слова мы придумаем? (Красные, жёлтые, зелёные, крупные, круглые, спелые, сочные, сладкие, душистые, ароматные,).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

К слову «корзина» подберём красивые слова? (Большая, маленькая, небольшая, плетёная, пластмассовая, металлическая, светлая, тёмная, коричневая, жёлтая, красивая, изысканная, удобная, лёгкая, тяжёлая,).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Предложение украшаем, красивые слова добавляем. Например. Мы собрали необычные яблоки и положили их в ивовую корзину. Дети, повторите, пожалуйста, предложение: Мы собрали яблоки и положили их в корзину. Но не забудьте украсить предложение красивыми словами.

Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.

— Замечательно, дети! Вы превосходно справились с этим заданием.

Разговор.

Дети, стоят (сидят) по кругу.

— Дети, вы любите фрукты? (ответы детей).

— Одни фрукты нравятся вам больше, другие меньше. Расскажите нам, пожалуйста, одним предложением, какой фрукт вы любите и почему. Вот у меня в руке флажок, я рассказываю одним предложением о своём любимом фрукте. Затем передаю флажок рядом сидящему ребёнку. Он рассказывает о своём любимом фрукте, и передаёт флажок дальше. Остальные дети внимательно слушают товарищей и стараются не повторять их предложения, а придумать своё. Итак, игра начинается! Я люблю бананы, потому что они питательные.

Педагог передаёт флажок ребёнку-соседу. Контролирует, чтобы дети полностью произносили сложное предложение, не повторяли предложения за другими детьми, а придумывали свои.

— Прелестно, дети! У нас получился удивительный рассказ о фруктах.

Игра.

— Дети, в игру играем, лишнее растение определяем.

Игровые правила.

Внимательно слушаем, слова запоминаем.

Лишнее слово быстро определяем.

Потому что объясняем.

Полным предложением отвечаем.

— Например, помидор, банан, огурец, морковь. Лишний банан, потому что он фрукт, а не овощ. Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.

Лексический материал.

•Ананас, абрикос, слива, мандарин. – Лишний ананас, потому что он большой, а не маленький.

•Яблоко, персик, груша, апельсин. – Лишняя груша, потому что он продолговатая, а не круглая.

•Персик, банана, лимон, груша. – Лишний лимон, потому что он кислый, а не сладкий.

•Груша, яблоко, апельсин, помидор. – Лишний помидор, потому что он овощ, а не фрукт. Лишняя груша, потому что она не круглая.

•Яблоко, гранат, груша, банан. – Лишний гранат, потому что у него внутри зёрнышки.

•Лимон, мандарин, персик, апельсин. – Лишний персик, потому что у него внутри косточка. Лишний персик, потому что у него тонкая кожура.

•Клён, липа, яблоня, берёза. – Л ишняя яблоня, потому что на ней растут яблоки, фрукты, а на других деревьях нет. Лишняя яблоня, потому что яблоня – фруктовое дерево.

Педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением, использовал союз «потому что», помогает строить высказывание.

— Здрово, дети! Лишнее растение правильно назвали, полным предложением отвечали.

 

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи по лексической теме «Фрукты» для детей 5–7 лет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.083 с.)