Философия И. Канта. Гносеологическая проблематика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия И. Канта. Гносеологическая проблематика.



 

       Кант известен как агностик (т.е. философ, отрицающий возможность познания или принципиально ограничивающий возможность познавательной деятельности человека). Однако, это поверхностная характеристика сути кантовской философии. В частности Ленин называл Канта агностиком. Кант задавался вопросом - как возможны синтетические априорные суждения (кант сравнивал синтетические суждения и аналитические. В синтетических есть приращение содержания, а в аналитических нет прироста содержания, потому что в синтетическом суждении просто идет развертка содержания понятия. Например, снег - это белое вещество - синтетическое суждение.

       Кант поставил проблему - что является источником внеопытных (априорных) синтетических суждений и пришел к выводу - разум в котором изначально содержатся доопытные (априорные) идеи (априоризмы).

       Кант выделял 3 уровня познавательной деятельности:

       - чувственность (в ней он усматривает характерные для нее априоризмы пространства и времени). Пространство и время он считал способом упорядочивания впечатлений субъекта, т.е. кант не считал, что пространство и время существует объективно.

       - рассудок - способность действовать по правилам.

       - разум - творческая интеллектуальная способность человека, это способность создавать правила для рассудка.

       С точки зрения Канта "субъект конструирует объект". Априоризмы разума о душе, о мире, о Боге. На базе этих априоризмов разума, присущих всем людям создаются системные ноуменальные представления о соотношении души и тела, о внешнем мире и о Боге. С точки зрения Канта субъект-индивид не может абсолютно точно утверждать или отрицать существование внешнего мира, бога, конечность или бесконечность мира и т.д. С точки зрения Канта представления человека можно разделить на 2 вида: 1) представление об единичных чувственных феноменах, т.е. вещах; 2) ноуменальные представления, в принципе не подвластные, не подлежащие опытной проверке. Источником для первых может быть какая-то вещь в себе, для второй - априоризмы разума.

 

И. Кант. Антиномии чистого разума.

 

       Антиномия - это равно доказуемые суждения с противоположным смыслом.

       Кант выделял следующие АЧР:

       1. Мир конечен - Мир бесконечен.

       Человек конечное существо, поэтому бесконечность или конечность мира не может быть удостоверена в его опыте.

       2. Бог есть - Бога нет.

       Кант считал, что ни утверждать, ни отрицать бытие Бога с абсолютной уверенностью нельзя (это мысль Юма). Однако, с точки зрения Канта идея Бога необходима. В противном случае, мораль и право теряет всякий смысл (такая же мысль у Вольтера).

       3. В мире все происходит по необходимости - В мире есть свобода.

       Свобода - это способность самостоятельно начинать ход событий.

           

       Кант считал, что причиной возникновения антиномических суждений являются попытки применения рассудочных суждений к ноуменальным суждениям.

 

Этика Канта.

 

1* Критерии морального.

 

       По Канту человек принадлежит двум мирам:

1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен.

2) как существо разумное человек свободен.

       Кант выделял 2 вида поступков:

1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде).

2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними.

       Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых).

 

2* Кант: моральные императивы.

 

       В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны:

       1) категорический императив ("действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства")

       - императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен)

       - максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект.

       - долженствование - это следование норме без принуждения.

       По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип "обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом).

           

       2) практический императив - "относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству".

       Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка.

       Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек)

       "Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке".

 

Кант о предмете философии.

Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании.

Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания (Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом».

В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так:

1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности.

2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание.

3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание.

4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки, не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.006 с.)