Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура философского знания.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет философии.
Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга. Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования. Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку. Малинова считает, то Ф. - это наука. Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия. основные функции Ф.: - мировоззренческая - методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования).
Мировоззрение и его уровни.
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.
Уровни: 1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем... 2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных. 3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия. Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Структура философского знания.
Философское знание можно структурировать по основаниям: 1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях). 2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика. 3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия. 4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм. 5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм. В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах. Античная диалектика.
Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое. В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления). Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога. 1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии 2) майевтика -? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик. Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин). По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Этика Эпикура.
Концепция: 1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти 2) все аффекты (страсть) разрушительны 3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию 4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа). 5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников). Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам. Этика Канта.
1* Критерии морального.
По Канту человек принадлежит двум мирам: 1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен. 2) как существо разумное человек свободен. Кант выделял 2 вида поступков: 1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде). 2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними. Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых).
2* Кант: моральные императивы.
В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны: 1) категорический императив ("действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства") - императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен) - максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект. - долженствование - это следование норме без принуждения. По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип "обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом).
2) практический императив - "относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству". Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка. Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек) "Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке".
Кант о предмете философии. Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании. Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания (Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом». В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так: 1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности. 2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание. 3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание. 4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки, не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир. Предмет философии.
Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга. Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования. Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку. Малинова считает, то Ф. - это наука. Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия. основные функции Ф.: - мировоззренческая - методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования).
Мировоззрение и его уровни.
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.
Уровни: 1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем... 2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных. 3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия. Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Структура философского знания.
Философское знание можно структурировать по основаниям: 1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях). 2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика. 3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия. 4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм. 5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм. В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.012 с.) |