Структура философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура философского знания.



Предмет философии.

 

Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга.

       Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования.

       Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку.

Малинова считает, то Ф. - это наука.

Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия.

основные функции Ф.:

- мировоззренческая

- методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования).

 

Мировоззрение и его уровни.

 

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.

 

Уровни:

       1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...

       2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.

       3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.

Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Структура философского знания.

 

Философское знание можно структурировать по основаниям:

1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).

2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.

3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.

4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.

5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.

В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.

Античная диалектика.

 

       Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.

       Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое.

       В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления).

Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога.

1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии

2) майевтика -? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик.

       Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин).

       По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.         

Этика Эпикура.

 

       Концепция:

       1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти

       2) все аффекты (страсть) разрушительны

       3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию

       4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа).

       5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников).

       Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам.

Этика Канта.

 

1* Критерии морального.

 

       По Канту человек принадлежит двум мирам:

1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен.

2) как существо разумное человек свободен.

       Кант выделял 2 вида поступков:

1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде).

2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними.

       Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых).

 

2* Кант: моральные императивы.

 

       В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны:

       1) категорический императив ("действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства")

       - императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен)

       - максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект.

       - долженствование - это следование норме без принуждения.

       По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип "обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом).

           

       2) практический императив - "относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству".

       Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка.

       Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек)

       "Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке".

 

Кант о предмете философии.

Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании.

Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания (Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом».

В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так:

1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности.

2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание.

3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание.

4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки, не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.

Предмет философии.

 

Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга.

       Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования.

       Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку.

Малинова считает, то Ф. - это наука.

Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия.

основные функции Ф.:

- мировоззренческая

- методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования).

 

Мировоззрение и его уровни.

 

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.

 

Уровни:

       1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...

       2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.

       3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.

Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Структура философского знания.

 

Философское знание можно структурировать по основаниям:

1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).

2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.

3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.

4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.

5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.

В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.028 с.)