Цифровой этикет: самопрезентации в Сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цифровой этикет: самопрезентации в Сети



Цифровая самопрезентация – это самопрезентация в Сети персонального и корпоративного уровней, которая несет в себе не только новые смыслы, отражающие специфику современной цивилизации, но и становится важным инструментом конкурентоспособности и самореализации в условиях глобального рынка и цифровой экономики.

Цифровая самопрезентация обладает всеми свойствами, характеризующими Интернет-коммуникацию в условиях нового Web 3.0 и, в частности – это функции самоконтроля и самоуправления, расширение транслирующей и интерактивной функций, а также качественно новое наполнение коммуникативной функции, связанное с акцентом нового Web на вопросах взаимодействия пользователей с новыми технологиями [3, 9]. В свою очередь это значит, что предъявление «Я-информации» и «Мы-информации» внешнему миру в новых условиях включает в себя необходимые знания и умения, традиционно составляющие понятие «самопрезентация», а также новые, обусловленные развитием новых и новейших информационно-коммуникативных технологий. Поэтому цифровая самопрезентация представляет собой новую форму коммуникативного взаимодействия, которая может быть реализована как в Digital (онлайн), так и Phygital (оффлайн /онлайн) режимах. В этой связи актуализируется значение презентационного навыка на персональном и корпоративном уровнях самопрезентации.

Сегодня специалисты называют владение презентационным навыком – «ключевым навыком XXI века». Среди инструментов формирования этого важнейшего навыка новой реальности, особое место занимает этикет, в его классическом и цифровом форматах.  Покажем это на примере такого вида корпоративной самопрезентации в Сети, как видеконференции.

Этикет видеоконференций

В настоящее время в деловой среде большую популярность приобрел формат видеоконференций. Предлагаем вашему вниманию основные этикетные правил поведения участников при проведении деловых мероприятий подобного формата (по материалам книги Лоры Стэк «Вместе быстрее».)

1. Количество участников. На мероприятиях, проводимых в режиме видеоконференций должно присутствовать не более десяти участников. Всем остальным, кому по должности необходимо знать о результатах обсуждения и принятых решениях, отправляют резюме или запись трансляции.

2. Продолжительность. Стандартный тайминг – 30 минут. Если вопросов слишком много, их разбивают на блоки и планируют несколько отдельных включений.

3. Рассылка информации. Вместе с приглашением в обязательном порядке участникам высылают план дискуссии и, при наличии, материалы для подготовки.

4. Ведущий. Должен быть заранее определен модератор, т. е. человек, ответственный за соблюдение запланированного графика. В его обязанности входит: объявление очередной темы дискуссии, контроль за тем, чтобы все участники имели возможность высказаться и делали это не нарушая очередность, сбор материалов после их обсуждения, подготовка отчета.

5. Время. « Будьте пунктуальны. Всегда подключайтесь к конференции за несколько минут до начала» - так звучит одно из главных этикетных правил видеотрансляций. В указанное в приглашении время все участники должны быть готовы к обсуждению, а не начинать подключаться, вынуждая других ждать.

6. Место. Подготовьте заранее свое рабочее место, чтобы зона, которую будет видно в камеру была деловой (без посторонних предметов, тарелок, мусора или животных). Установите камеру так, чтобы ваше изображение находилось примерно центре кадра. Смотреть нужно в камеру, а не на экран. Не принято ставить ноутбук на колени и общаться с участниками конференции сидя в парке, кафе, дома в кресле, или на диване, и не только потому что изображение будет нечетким и будет трудно поддерживать зрительный контакт, в современной глобальной деловой среде такое поведение оценивается как нарушение принципов деловой этики и делового партнерства.  

7. Внешний вид. Заранее приведите себя в порядок. Старайтесь подойти к ситуации так, словно вам предстоит личная деловая встреча. Избегайте одежды в полоску (изображение может быть нечетким) или слишком ярких цветов.

8. Представление. Согласно нормам этикета важно чтобы каждый участник, прежде чем высказаться, представлялся, исключая те случаи, когда все участники коллеги или заранее знакомы  или знакомы по предыдущей совместной работе.

9. Возможность ответить. Тишина не всегда означает, что все со всем согласны. Возможно, участники формулируют вопросы или собираются с мыслями. Кроме того у всех видеочатов есть параллельная текстовая версия, которую стоит использовать, если возникают вопросы к спикеру: лучше написать, чтобы не перебивать.

10. Помехи в эфире. Чтобы участники не отвлекались на фоновый шум, выключайте микрофон своего телефона или компьютера, если не собираетесь говорить, а только слушаете. Не позволяйте параллельных разговоров. Не ешьте перед камерой! Стакан воды и/или чашку с кофе поставьте так, чтобы их не было видно, делайте глоток только при отключенном микрофоне. Не злоупотребляйте жестикуляцией.

Таким образом, технологические характеристики нового вида взаимодействия накладывают свой отпечаток на коммуникативную, в частности, презентационную составляющую общения в процессе организации и проведения таких мероприятий.

 

3. Цифровой этикет: рекомендации стратегического характера

Многие люди ошибочно уверены, что окружающие думают и видят точно так же, как они сами. Этикет, протокол, любые другие подобные нормы – это способ договориться об относительно одинаковом поведении в определенных ситуациях. В таком случае все участники коммуникации понимают, реагируют и ведут себя в соответствии с этими нормами, что помогает избегать неловких ситуаций, недопониманий, конфликтов.

Одно из специфических особенностей цифрового этикета заключается в том, что почта, соцсети, мессенджеры – это средства связи, а не сама коммуникация. Вот как звучат этикетные рекомендации

1. Идентификация. В деловой коммуникации принято в открытых-? профилей в соцсетях, использовать настоящее имя и настоящее фото (в одежде, без темных очков и головных уборов, без детей и домашних питомцев), настоящие контакты. Адреса электронной почты тоже стоит оформлять, учитывая аспект идентификации. В идеале адрес содержит имя (или инициалы) и фамилию и размещается на корпоративном домене. Специалисты также рекомендуют использовать в качестве аватарки для почты, соцсетей и мессенджеров одну и ту же фотографию. Это сэкономит время на поиск нужного контакта при мультиканальной коммуникации и минимизирует риск ошибиться адресатом.

2. Прозрачность. Ключевые этапы деловой коммуникации конечно лучше осуществлять лично: знакомство, обсуждение и договоренности, распределение ролей, подведение итогов. Однако,во избежание коммуникативных ошибок лучше все подтверждать письмом-протоколом. Это может быть как резюме встречи, так и устные договоренности, к которым вы пришл в ходе телефонного разговора или обменявшись голосовыми сообщениями. Кроме того, как и соцсети, подписи в электронной почте также должны включать все рабочие контакты. Номер телефона не стоит убирать из подписи в электронной почте, это может быть расценено как то, что вы не готовы к коммуникации на 100%. Современный этикет минимизирует звонки, оставляя их на экстренные случаи, поэтому  лишив оппонента этого канала связи, вы увеличиваете коммуникативные риски.

3. Уважение. Обращайтесь к собеседнику по имени, которым он представился. Запомните имя своего собеседника, досадная ошибка в обращении может обречь всю коммуникацию. Если вы сами давали контакты или они являются открытыми, следует обязательно отвечать на все письма, вопросы и сообщения. В деловом этикете ясность, прозрачность, доверие оцениваются как уважение к партеру по коммуникации. Есть масса причин и формулировок для вежливого отказа, например, если вас не устраивает предложение, но даже отказ  в отличие от неответа, демонстрирует уважение к собеседнику.

4. Доброжелательность. Иногда в конфликтных ситуациях, особенно в удаленном режиме, возникает соблазн уколоть собеседника. Некогда принятые штампы типа «уважаемые коллеги», «прошу оперативно», «заранее благодарю» в определенных ситуациях стали маркерами так называемой «пассивной агрессии»: высокомерного, пренебрежительного тона. Цифровой этикет за то, чтобы корректно доносить мысли и мнения друг другу, а не обидеть участников переписки. Каждый раз, когда собеседник вас не понимает, надо полностью менять свое объяснение.

 

4. Цифровой этикет: рекомендации тактического характера

К рекомендациям тактического характера относится решение таких основных вопросов как: выбор канала коммуникации; временной регламент деловой коммуникации; правила деловой переписки; правила обмена документацией; корпоративный цифровой этикет и деловая репутация компании. Остановимся подробнее на этих рекомендациях.

Выбор канала коммуникации.

В цифровом мире предпочтительными являются письменные каналы коммуникации. Нежданный звонок по телефону часто приравнивается к личному вторжению, поэтому, прежде чем звонить, лучше получить разрешения через мессенджеры. Если вы собираетесь позвонить человеку, то о времени звонка лучше договориться заранее при помощи электронного письма или сообщения в мессенджере, чтобы человек мог спланировать своё время. Исключение составляют экстренные случаи, когда нет времени на такие сообщения. Мессенджеры традиционно считаются неформальным каналом общения. Но из-за удобного функционала их довольно часто используют для рабочих задач. Важно помнить, что некоторые люди воспринимают мессенджеры как личное пространство, поэтому об использовании этого канала связи тоже лучше уточнить. При этом голосовые сообщения уместны только в личном общении. Отправляйте их коллегам и партнёрам только с разрешения или по просьбе.

Для первого контакта с незнакомым человеком предпочтительнее электронная почта. Письмо позволит вашему собеседнику понять, кто вы, поискать необходимую информацию в интернете и выбрать удобное время для ответа. Исключение составляют случаи, когда человек сам указывает телефон или соцсети как лучший способ связи.

Новому партнёру предлагают совместно выбрать удобный канал для общения (мессенджер, почту, чат в социальной сети). Впоследствии старайтесь использовать только этот канал, чтобы вся переписка сохранялась в одном месте.

«Стучаться» в социальные сети к незнакомому человеку с деловым вопросом не очень корректно. Есть аккаунты, которые заводят, не для работы, а для личного общения. Если вы напишете в такой личный аккаунт, можете поставить его владельца в неловкое положение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.012 с.)