Цифровой этикет: общение в Сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цифровой этикет: общение в Сети



В условиях цифровых реалий общение в сети включает в себя: непосредственное общение в сети, пользование электронной почтой и мессенджеры. Все составляющие отражают специфику новых и новейших ИКТ и широко обсуждаются не только в кругу самих пользователей, но и в современных медиа, а также специалистов, занимающихся этикетной тематикой. Среди наиболее часто встречающихся тем для обсуждения – это нарушение личных границ в социальных сетях, приватность личной переписки, вопросы грамотности в сети, вопросы безопасности, включая корпоративную безопасность, кибербезопасность, авторское право и др. Не остаются без внимания и такие, казалось бы, менее значимые, но не менее важные вопросы для обсуждения, как тяжелые файлы, наличие названия темы в электронном письме, тема приветствия и заключительная формула вежливости в конце письма, использование эмодзи в электронной переписке, обратная связь и другие вопросы, касающиеся виртуального бытия в сети, и их проблематики.

Однако в ряде случаев определенные правила на обозначенные проблемы уже определены. Например, проблема тяжелых файлов, которые часто отправляют по почте, прикрепляя их прямо к письму, заключается в том, что такие файлы не только съедают все место в почтовом ящике, но и заставляют потратить получателя свой трафик (у кого-то он ограничен), отсюда появившаяся как в среде пользователей, так и на уровне специалистов рекомендация: загружайте тяжелые файлы в файлообменник и передавайте ссылку. Именно такое поведение в сети будет считаться этикетным поскольку оно направлено на уважительное отношение к адресату и экономит его трафик и деньги.

В то же время существует целый ряд вопросов, на которые пока нет однозначных ответов, например, «в каких случаях можно использовать чат социальных сетей для решения деловых вопросов»; «когда и каким способом можно напомнить о себе адресату, если он не ответил на письмо»; «удобно ли добавлять в друзья в социальных сетях человека, с которым едва знаком», «в каких случая допустимо использовать эмодзи, чтобы построить эмоционально-эффективную коммуникацию, в каких не допустимо» и другие. В настоящее время на эти и другие подобные вопросы ответы в рамках этикетной коммуникации пока еще не сформулированы. Поэтому при сетевом общении, по мнению большинства пользователей, следует руководствоваться, прежде всего, здравым смыслом. А вот как звучат на такие случаи советы Ольги Лукиновой создателя  Телеграмм-канала «Цифровой этикет»: «Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:

· не доставляю ли я кому-либо неудобство;

· не подвергаю ли я кого-нибудь опасности;

· не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!)».

Эти достаточно простые советы достаточно точно отражают главную этикетную установку поведенческой культуры в практиках реального и сетевого общения – Другой / Другие как ценность.

Отдельно среди наиболее обсуждаемых тем следует выделить вопросы, касающиеся грамотности в сети. В последнее время в Интернете сложился определенный сетевой сленг, когда слова сознательно пишутся с ошибками, но воспринимаются как верно написанные, однако злоупотреблять этим не следует. Цифровая эпоха – это эпоха письменной коммуникации, отсюда то значение, которое придают сегодня грамотности в сетях, тем более, что в настоящих условиях существует достаточно много программ и ресурсов, которые помогают проверять ошибки. Сегодня грамотность в Сети приравнивается к правилам вежливости в реальной жизни. Попытки оправдать грамматические ошибки в пользу самого сообщения, скоростного режима интернет-коммуникации, или, например, в пользу свободы от любых ограничений в Сети, или другими причинами звучат неубедительно. Все больше пользователей высказываются за обязательную грамотность в Сети, что можно расценивать как наметившуюся тенденцию, направленную на формирование правил цифрового письменного этикета, где установка на Другого / Других является определяющей.

Однако поведение в сети, в первую очередь, обусловлено развитием новых технологий и умением взаимодействовать с этими новыми технологиями, поэтому, в первую очередь, речь идет об анализе ситуаций, напрямую связанных с их функциональными характеристиками, и их поведенческом решении.

Например, в современной деловой коммуникации широко обсуждаются ситуации, когда сотрудники известных компаний одним репостом записи отражали лишь собственное мнение, но это мнение вызывало множество вопросов к самой компании. В таких случаях сотрудники часто указывают, что их сообщение имело личный, а не официальный характер, это так называемый дисклеймер – письменный отказ от ответственности за возможные последствия в результате действий человека (или организации), заявившего данный отказ. Однако на деле, если социальная сеть использовалась и прежде в профессиональных целях, дисклеймер никак не спасает сотрудника от ассоциации с работодателем, не защищает дисклеймер и от увольнения, или другого наказания со стороны работодателя, а самого работодателя от внешних претензий, а в ряде случаев речь идет и о попытках внешнего шпионажа.

Поэтому, когда одна и та же сеть служит для рабочих и личных целей, одним из решений проблемы, может быть регистрация соответствующего «альтер-эго», в виде различных аккаунтов, чтобы исключить возможные недоразумения и возможные комментарии. Такая практика становится все более распространенной: например:

- на первой странице, как рекомендуют специалисты, вы делаете заявление от имени компании, распространяете новости о вашей сфере деятельности, ведете деловую переписку и т. п.;

- второй профиль – это ваша личная жизнь, фотографии, общение с друзьями, публикация различных заметок, которые отражают вашу личную позицию, поэтому не могут быть оценены с позиций деятельности компании.

Предлагаются также и другие варианты решения данной проблемы этикетным способом, например, если вы не хотите создавать два аккаунта, можно настроить собственные настройки приватности, чтобы личная информация была доступна только самым близким людям. Принцип уважения к приватности информации, на котором всегда строилась этикетная коммуникация, в условиях цифровых реалий не только не теряет своей актуальности, но и значительно возрастает.

Таковы некоторые советы специалистов, связанные с поведенческой культурой в сети, которые уже сформировались как правила цифрового этикета. При этом, говоря о цифровом этикете, мы говорим не о нормах, имеющих строго регламентированный характер, а о советах и рекомендациях, касающихся поведенческой культуры в сетях.

В этой связи отдельно следует остановиться на рекомендациях, посвященных поведению в сети в новых условиях, предлагаемые нашими украинскими коллегами Александром Элькиным и Марией Пащенко, создателей проекта «НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке», цель которого помочь людям ощутить вкус и стать ценителями новых возможностей цифрового века. Авторы концепции вводят понятие «неоэтикет» и объясняют его как неологизм, который означает современный этикет, что, собственно, является синонимом цифровому этикету. В рамках проекта был организован вебинар, вышло 2 книги: « НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке. Лучшие советы по электронной почте для вашей карьеры» (2014) и «НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке: Лучшие советы по социальным сетям для вашей карьеры» (2015).

Авторы проекта подчеркивают, что в команде «человек – машина», активная позиция остается за человеком, поэтому человек должен научиться дружить с технологиями, чтобы достойно встретить будущее, и именно Неоэтикет, по их мнению, – это способ интегрироваться в будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.005 с.)