Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вера и Иван Яковлевич Господаровы.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Такая короткая Долгая Жизнь Г. Кунгур Пермского края 01.02. 2021. ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ Моё детство. Решила написать о своей жизни. Зачем и для кого? Для правнуков? А может, для себя, чтобы всё вспомнить и всех вспомнить, как мы жили и как живут наши внуки и правнуки сейчас, в 21 веке. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Снова начинаю жить. Интересно жить! и снова жить, радоваться и страдать. Родилась я в Сибири, в семье простых людей, и была четвёртым ребёнком. Помню, наверное, с 5 лет, что жили мы в большом доме, соcтоящем из 5 комнат, был огород, сад. Улица длинная, дома все деревянные, большие и поменьше, и просто избушки. Папа, Сергей Андреевич, красивый, сильный, всегда с улыбкой. Мамочка всегда аккуратная, стройная, с длинными косами, внимательная ко всем детям. Соседи почему-то её все называли по имени и отчеству - Федосьей Сергеевной, хотя она была домохозяйкой, а соседи называли друг друга только по имени. Помню - Вера, старшая сестра, привезла мне костюмчик «матросску»-юбочка в складку и кофточка с матросским воротником, голубым, как море. Я бегала к соседям и хвасталась своим костюмом и сестрой, какая она у нас хорошая. Помню, как мои старшие сестра Дина и брат Александр (все его называли Шурой), а Вера уже работала, - читали мне книги, учили меня, показывали буквы. Я любила их слушать, но не хотела учить буквы. Так я пошла в школу, не зная алфавита. В то время и не требовалось умения читать первоклассникам. Но я и в школе не хотела заниматься, была непоседой, невнимательной. Любила играть, петь и танцевать. В конце года учительница Елизавета Петровна пришла домой и сказала маме: «Придётся Зину оставить на второй год». Мама попросила её, чтобы она перевела меня во 2-й класс и, что за лето старшие дети со мной будут заниматься, а если ничего не выйдет, тогда оставить меня на 2-й год во 2-м классе. Я это хорошо помню, как мне было стыдно, и я во 2-м классе стала учиться только на «хорошо» и «отлично». После меня в нашей семье появилось ещё два брата - Виктор, который был младше меня на 4 года, и Степан, на 7 лет младше меня. Они родились тоже до войны: я – в 1932 году, Виктор – в1936 году, а Стёпа – в 1939 году. Сейчас мы с ним остались вдвоём - все ушли в мир иной, прожив по 80 лет, а старшая сестра- 87 годов. Вспомнила интересный случай. Родился Стёпа. Все решили его назвать Анатолием. Папа пошёл его записывать в райисполком, но по пути зашёл к соседу, семья жила богато. Они с ним выпили, посидели немного, и папа отправился дальше. По дороге решил записать не Анатолием, как все решили, а Степаном, чтобы он вырос таким же удачливым, высоким и здоровым, как наш сосед Степан. Пришёл, сказал об этом. Мама заплакала, и мы все договорились называть своего братика Толей. Папа терпел это непослушание несколько дней, затем сказал: «Кого услышу, что назовёте Степана Толей -ремня получите». Так и приучил нас всех называть брата Стёпой. Маму, конечно, не трогал, нам досталось. Действительно Степан вырос высоким, здоровым, умным, закончил строительный институт. Сейчас живёт в Подмосковье.
Когда началась Великая Отечественная война, я училась в первом классе. Жизнь нашей семьи изменилась. Папа остался работать осмотрщиком поездов. На железной дороге была военная дисциплина, и мужчин не отправляли на фронт. Дома он был редко: шли составы с солдатами и техникой с Востока на Запад. Вера - старшая сестра, по комсомольской путёвке была направлена в Омскую область Юргинский район секретарём Районного комитета комсомола, там она познакомилась с Господаровым Иваном Яковлевичем, который тоже работал в комитете комсомола. Он ушел добровольцем на фронт. Иван Яковлевич воевал в танковых войсках, дошел до Берлина, вернувшись с войны, они с Верой поженились. Дину направили в Тюмень на курсы телеграфистов после 10 класса. Окончив курсы, работала у Веры в Юргинском районе. Во время ВОВ она познакомилась по письмам с Неустроевым Алексеем Ефимовичем, и всю войну они переписывались, он тоже дошёл до Берлина. Когда возвращался домой в Казахстан,заехал к нам в Вагай, нашел нас, Лёня понравился нам всем- красивый,кудрявый, весёлый, приехал с гармошкой, говорил, что развлекал солдат на привалах. Они понравились друг другу, и Лёня увёз её в Казахстан. Они прожили вместе всю жизнь, родили троих детей. Сейчас из их семьи остался на земле сын Женя и внучка Зина.
Саша учился в 10-м классе. Все мальчики из класса ушли добровольцами на фронт, а Сашу нашего вернули обратно, т.к. он был меньше всех. Окончив школу, он уехал в Свердловск и поступил в железнодорожный техникум. Папу постоянно отправляли в командировки надолго. Мама оставалась одна с нами, ребятишками. Хлеб выдавали на каждого по 200 граммов, а работающим - по 600, позднее получали только работающие. Картошка и овощи заменили хлеб. У нас была корова, но молока от неё мы видели нечасто, так как надо было какую-то часть сдавать государству, и масло должны были сдавать, и яйца - называлось это продразвёрстка. На коровах пахали, запрягали их в телеги и сани, чтобы вывезти сено, привезти из леса дрова. Какое же у такой коровы молоко? Я помню мамочку молодой, красивой, у неё были косы, которые она заправляла вокруг головы. Помню её такой, стоящей на телеге, в которую запряжена была наша корова Чернуха – наша главная помощница в хозяйстве. «Всё для фронта – всё для победы»! Мы, дети, хорошо понимали эти слова и всё понимали: почему голодно, почему приходится собирать колоски с убранных колхозных полей, почему собираем гнилую картошку, почему не стало в магазинах ни продуктов, ни одежды, почему очереди даже за хлебом по карточкам. И мы старались быть полезными и учиться хорошо. Вспоминается школа в военные годы: чистые просторные классы, внимательные, красивые учителя, линейки, пионерские сборы, концерты для солдат и раненых. О нас заботились, как могли: на большой перемене давали всем школьникам по 50 граммов хлеба, посыпанного сахаром или солью, с чаем или просто с горячей водой. Кому не в чем было ходить в школу, выдавали материалы для пошива одежды и обувь, которая была сшита из брезента на деревянной подошве- такой стук стоял от этой обуви. Учителя нас просили, чтобы мы ходили спокойно и не бегали. Часто проверяли на вшивость: у кого в голове найдут сразу стригли, у кого в одежде - отправляли в баню, где установлена была «жаровня» - вся одежда прогревалась большой температурой (даже проверяли население, чтобы не было каких-нибудь страшных болезней). Книг, учебников, тетрадей, ручек, карандашей и чернил было очень мало! (сейчас дети не знают и не видели таких ручек, чернил, перьев для ручек). Ручки и чернила из сажи мы готовили сами, а перья берегли, писали на газетах и использовали подержанные тетради. Учебников не было, поэтому всё надо было понять и запомнить на уроке. Старались учиться хорошо. Учителя нам внушали – здесь наш фронт! Мы писали солдатам на фронт письма, шили маленькие мешочки, которые заполняли табаком (табак выращивали на огородах, сушили листья и измельчали), вязали теплые носки и варежки - отправляли посылки на фронт, затем получали от них ответы, и завязывалась с ними переписка. Нам в письмах говорили «спасибо», писали, что будут защищать Родину до последней капли крови, что не ходить фашистам по нашей земле, и чтобы мы хорошо учились и любили Родину, как они. Я любила выступать в художественной самодеятельности: пела в хоре, читала стихи. Помню некоторые до сих пор: «Гитлер-пёс из кожи лезет. Хочет хлеба и мясца. Не пшеницей, а железом мы накормим стервеца». О девушках-санитарках:
«Я помню девушку в заснеженной шинели, Фигурку хрупкую, в высоких сапогах, Когда уставшая, средь воя и метели, Она меня тащила на своих плечах. И так хотелось встать, сказать ей: «Дорогая, я сам, я сам могу идти» Но болью рана в сердце ударяла, И сквозь туман не видел я пути. Спасла она, подруга боевая. И вновь в строю. Я в бой иду сейчас, а образ девушки В заснеженной шинели зовет вперёд Идти и побеждать». Жаль, что забыла автора этого стихотворения! Наверное, он - солдат! Я знаю, что жители деревни Петрищево похоронили Зою Космодемьянскую на своём кладбище. А после войны было перезахоронение на Пискарёвском - в Ленинграде. После распада Советского Союза этому городу вернули прежнее название Санкт- Петербург. Поэтесса Маргарита Алигер написала поэму, посвященную Зое Космодемьянской. Я вспомнила отрывок из неё, с которым я выступала в школе и в клубе: «Как морозно! Как светла дорога утренняя! Как моя судьба? Если мимо виселицы прямо всё идти к востоку - там Москва! Если громко крикнуть: «Мама!»… Люди смотрят - есть ещё слова: «Граждане, не стойте, не смотрите: Я - живая, голос мой звучит. Убивайте их, травите, жгите - я умру, но правда победит. РОДИНА...» Тупой сапог фашиста выбивает ящик из-под ног». Часто нас, детей, приглашали в клуб с концертами. Особенно нам нравилось выполнять гимнастические спортивные фигуры - я стояла всегда наверху самой высокой фигуры с флагом в руке. Клуб в военное время был самым важным местом, где можно было узнать последние известия, поэтому зал был заполнен до отказа. Радио не было, а о приёмниках и телевизорах никто никогда не слышал. Помню, как накануне войны к нам на постой привели красивого молодого человека - он должен был провести радио. В нашем доме оно появилось у первых: «заговорила» большая чёрная тарелка - все соседи пришли в наш дом, но не пришлось радиофицировать нашу станцию Вагай, так как наш квартирант Григорий Серик ушёл на фронт. (Всю войну он писал нам письма - погиб в Берлине). Всё труднее и труднее стало жить: пришлось нашей семье променять наш большой дом на меньший и в придачу получить какое-то количество муки и картошки, а после войны (были особенно голодные годы) и этот дом поменяли на избу, которая стояла на самом конце улицы у самого леса, но зато был большой огород – до 10 соток. Вот этот огород мне особенно запомнился, так как мне с нашей мамочкой и младшими братьями пришлось «пахать» лопатами и засаживать картошкой, капустой и другими овощами. Почему-то этого урожая нам не хватало до нового урожая, приходилось маме с соседкой идти по деревням и менять кой-какую одежду на продукты. Я знаю все травы, которые мы собирали и около дома и в лесу. Из крапивы и лебеды готовили супы и паштеты с небольшим количеством крупы и разведённым молоком. Из леса мы приносили лук-слизун, черемшу. На зиму солили капусту в пяти-ведёрной бочке - это было основной едой. Была и морковка, свёкла, брюква, которые мама в печке упаривала в чугунах - пареные овощи были, как конфеты, сладкие, а главное, полезные! Это мы узнали, когда выросли. Наверное, эти витамины и спасали нас и дали нам здоровья для дальнейшей нашей жизни! Но почему-то никто в нашем Вагае не сажал ни помидоров, ни перцев. А малину, смородину и другие ягоды мы собирали только в лесах.
Мама заболела, когда я окончила 4 класса. Мне не пришлось идти в 5-й, так как папа надолго был отправлен в командировку. Саша учился в Свердловске в техникуме. Я была старшей, мама совсем слегла - инсульт. Лечили дома, я за ней ухаживала. Соседки научили меня доить корову, кормить её, убирать, а летом провожать в табун, т.е. сдавать пастуху, а вечером встречать. Я научилась делать из молока варенец (ряженку), ходила к поездам и продавала (стакан наливаешь в тару покупателей), научилась печь пирожки из картошки с капустной начинкой, и тоже продавала – появились у меня деньги, но я старалась подкормить маму (мне сказали, что ей необходимо усиленное питание). Стала часто ходить на рынок. Однажды слышу песню: «Товарищ, товарищ, болят мои раны, болят мои раны тяжело. Одна нарывает, другая заживает, а третьей - не выдержу, помру…». Обступил народ мальчика лет 10, слушают. Мальчик грязный, в обтрёпанной, рваной одежде. Закончил петь, кто-то дал ему кусочек хлеба - все разошлись. Я подошла к нему и сказала: «Пойдём к нам, я тебя накормлю». Он согласился. Мы с ним познакомились, его звали Алёшей. Прожил он у нас несколько дней. Играл с ребятишками в «войнушку», а игрушки у них были только ружья и пистолеты, выструганные ими же из дерева. Я всё у него выстирала, заштопала, починила, рубашку Витькину отдала. У самих-то ничего уже не было, обносились, а что получше было - променяли на продукты. Проводили мы его с братьями до станции, уехал он в Новосибирск к родственникам. Хочется рассказать ещё об одном незабываемом для меня эпизоде. Однажды зимой зашёл к нам в избушку высокий дяденька в солдатском полушубке, шапке-ушанке - солдат. Поздоровался и спрашивает у мамы (она уже выздоравливала): «Хозяюшка, я могу вам починить обувь разную, я поживу у вас, пока есть работа, а вы меня прокормите это время, чем Бог послал. Я еду из госпиталя, документы у меня стащили, провизию и деньги тоже. Я сделал заявку на станции - хотели помочь». Мама спросила: «Почему к нам пришли, а не постучались к другим, кто лучше живёт? Мы очень бедные, но картошка и капуста, слава Богу, есть, и работа найдется, а спать придётся только на этом «топчанчике». А он сказа: «Я шел и выбирал как раз бедных. Сам из такой же семьи, хочу чувствовать себя в своей тарелке» И остался он у нас, прожил недели две. Он оказался очень интересным человеком! Мы сразу же полюбили его. Сказал: «Называйте меня дядя Ваня». И началась наша очень интересная жизнь. С утра он чинил нам обувь, а вечером пересказывал нам прочитанные им книги. Мы впервые узнали произведения писателя Жюль Верна, некоторые произведения Пушкина, читал он наизусть Лермонтова «Бородино» и «Мцыри». Вечером к нам приходили соседские ребятишки и взрослые, усаживались, сколько хватало места на пол. Расходиться никому не хотелось, но он говорил – «завтра продолжу». И все ждали с нетерпением завтрашнего вечера. Для нас, детей и взрослых, эти вечера были праздниками. Может, полюбила я учить и декламировать стихи с подачи дяди Вани! Когда стала побольше, училась в старших классах, я прочитала все эти произведения из частной библиотеки Разумовых в Заводо-Успенке, в школьных библиотеках многих книг в то далёкое время ещё не было. Когда оформили документы, дядя Ваня уехал дальше к себе домой, а куда - не помню. Как сейчас, вижу, как он надевал свой полушубок: становился на колени, наверное, повреждён был позвоночник. На дорогу ему женщины и мы с мамой собрали продукты: пожарили курицу, женщины принесли яйца, пироги, шаньги. Наверное, ему хватило продуктов до самого дома, если не скормил их другим - очень добрый человек был наш дядя Ваня!
Вспоминается еще один случай военного времени. Железнодорожникам привезли американские подарки - гуманитарную помощь советскому народу. Папа принес талон, где указано, какой подарок он получит. Я прочитала - панталоны! Что это такое? Мама сказала, что это чего-нибудь много, т.к. мы семейные. Я побежала по соседям спрашивать, что такое - панталоны, никто не знает. На другой день папа пришел расстроенный, бросил сверток на стол и сказал: «Вот вам американский подарок!». Я быстро открыла пакет и увидела белые батистовые штанишки ниже колен, с рюшечками. Мама заплакала и сказала: «Вот как издеваются над рабочим человеком». А я говорю маме: «Не плачь - я из этих панталонов сошью себе кофточку». Кофточка получилась красивая нарядная, открытый ворот и рукава с рюшечками. Теперь все узнали, что такое панталоны. Что же ещё мне запомнилось из военного и послевоенного детства? На дни рождения родители и мы, дети, не обращали внимания, но всегда отмечали чем-то вкусненьким: сахар получишь или денежку 20 копеек на поход в кино с условием: внимательно просмотреть, запомнить и вечером перед сном всем рассказать. Я любила эти вечера и пересказывала всё подробно и изображала всех артистов, кто и как сказал. Наверное, поэтому я в старших классах участвовала в драматическом кружке, собирала фотографии артистов и после окончания школы хотела поступать в Щукинское училище, но меня отговорил Иван Яковлевич Господаров. Хочется ещё рассказать такой эпизод. Когда я училась в 1-м классе, Елизавета Петровна зашла в класс с газетой в руках и сказала: «Дети, посмотрите, что фашисты сделали с девушкой Таней, она была партизанкой, выполняла боевое задание, но её поймали и стали пытать, чтобы Таня всё рассказала о своём отряде и о задании, но она всё выдержала и ничего не сказала фашистам. Они её зимой водили босиком по улице, чтобы она указала, где находятся партизаны, но она молчала - никого не выдала, и фашисты её повесили. Вот смотрите фотографию». На листе газеты мы увидели виселицу и висевшую девушку с короткой стрижкой, босую. В классе стояла тишина. Хотелось плакать, но мы уже многое знали о зверствах фашистов и предложили написать коллективное письмо в газету. Позднее мы узнали, что это была Зоя Космодемьянская, ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Я нашла стихотворение «Комсомольский билет» и выучила его наизусть. Я декламировала его много раз на концертах, собраниях и даже заняла первое место на конкурсе чтецов. Автора не помню. Комсомольский билет. «Молча стоял он. Конца нет допросу. Снова пытали - ни слова в ответ. Немец-жандарм, докурив папиросу, Подал ему комсомольский билет. «Вот и билет твой,- с усмешкой сказал он. «И от него на глазах у людей ты откажись, Остановка за малым – жить остаёшься, А жизнь-то милей! Что в нём корысти, А день-то как светел! Книжку сожги, Не осудит народ». «Нет, не сожгу,- Комсомолец ответил, - пусть лучше Пуля мне сердце прожжёт». «Ладно, как знаешь, по-твоему будет!» Длинный и скучный закончен допрос. И паренька с комсомольским билетом Немцы выводят на лютый мороз. Там он, облитый водою студёной, К сердцу прижал комсомольский билет… Но не водой ледяною покрытый Он простоит ещё тысячи лет - А в бронзу окованный, солнцем облитый Верно храня комсомольский билет!
Друзья моего детства.
Хочется вспомнить моих подружек Машу Павлову, Катьку Дедюхину и Егорку Белозёрова, с которыми прошло детство, с которыми я училась. Семья Машки Павловой жила по соседству в большом доме. Они и во время войны и после жили хорошо: отца и старшего брата почему- то не призвали на фронт. Они оба работали, значит, получали две рабочие хлебные карточки, а иждивенцев у них было - мама да Машка, к тому же папа и брат были охотниками, у них было два ружья, велосипед и большое хозяйство, папа их всегда был дома. Придёшь к ним – у них запахи мясные, стряпня всякая из муки. Редко они угощали меня, но Машка всегда таскала на улицу для меня то пирожок, то шанежку - подкармливала меня. Этим и запомнилась! А Катька была рослой, здоровой девочкой, сильной не по возрасту, но училась она тяжело, и мне приходилось ей помогать. Мы любили с ней играть в куклы. Конечно, куклы мы шили сами из тряпочек, лицо рисовали, волосы - из кудели, руки, ноги, а потом одежду шили. Одевали. Каждая тряпочка была на учете. У меня всегда получалось лучше - приходилось ей помогать. У меня был большой чемодан, наполненный разными куклами,- и все куклы в разных одеждах. К шитью меня приучила мама. Она даже по заказам иногда шила простые вещи соседям, а я обмётывала швы. В старших классах я себе и своим подружкам шила кофточки, юбочки, а они мне помогали. А когда вышла замуж, обшивала и детей, и себя, и мужа, в те времена в магазинах не было детских вещей и одежды для взрослых такого изобилия, как сейчас. В больших городах можно было купить, а мы-то, нефтяники, скитались по деревням и посёлкам. Моё умение и смелость пригодились: я даже шила костюмы, пальто для своей семьи, а иногда и подружкам, но никогда денег за работу с них не брала. Теперь о Егорке, моём ближайшем соседе, он был старше меня на два года. С первого класса он носил мою сумку с книгами, сопровождал меня от дома и до школы. Всегда играли вместе в одной команде, и нас все дразнили «жених и невеста поехали по тесто…», но он не обращал на это внимание. Он был очень рослый, крепкий, развитый и смелый мальчик. Наши дома стояли у самого леса, и мы часто всей ватагой ходили за ягодами, грибами, за диким луком и довольно далеко, и он всегда был у нас командиром, а из девчонок он брал только меня. Меня с ним родители отпустили однажды даже за 50 км в лес, где росла брусника. День мы шли (тогда никакого транспорта не было), успели до темноты сделать шалаш, где мы переночевали, а с утра стали собирать ягоды- насобирали много - по ведру и более, уложили в рюкзаки - самошитые, снова переночевали и с утра отправились в обратный путь. Ребята мне помогали нести мою ношу. К вечеру мы были дома. Вот сейчас я думаю, что ни один бы родитель не отпустил бы своих 12-14-летних детей в такое путешествие, а наши родители отпустили! Почему? Да потому что мы были какие-то другие, добрые, внимательные, закалённые и надёжные – ни о чем плохом и не думали. После службы в армии Егорка вымахал - высокий, здоровый, мы изредка переписывались. Я уже училась в Свердловске в пединституте. Приехала на каникулы, он дома – прибежал к нам (мама и папа жили уже в хорошей квартире на другом конце Вагая - это станция в Тюменской области). Встретились, как родные, зовёт меня замуж. Говорит: «Ну, вот и дождался, когда мы стали взрослыми, завтра маму с папой пошлю свататься». Я его уже стала называть Гошей. «Во- первых, я учусь только на первом курсе, во-вторых, Гошка, ты моя самая лучшая подружка, как Машка Павлова, в-третьих, Гоша, прости, но у меня есть парень, с которым прошла моя юность, и он любит меня»! (Я после 7 класса уехала к Вере и там закончила среднюю школу). Конечно, на лето я приезжала домой, и мы иногда проводили с ребятами время вместе. После этого Гоша уехал в Тюмень, поступил в техникум, мы переписывались, в последнем письме он написал: «Если у тебя когда-нибудь случится беда, ты всегда найдёшь во мне опору». Так закончилась моя детская дружба со своими товарищами! Моя мама. Ещё из детства выплыла интересная картинка, которая показывает характер и отношение к нам, детям, нашей мамы. Я училась в 3 или 4 классе, а Саша в 10 классе, красивый, активный, секретарь комсомольской организации школы, везде выступает: на школьных линейках, в художественной самодеятельности и на различных спортивных мероприятиях. Я гордилась им, взрослые девочки передавали через меня ему записки. Мы с ним в школе не показывали, что дома мы голодаем, что не в чем одеваться. Мама старается, шьёт-перешивает, чтобы как-то приодеть нас, школьников, и накормить чем-либо, а в доме ни хлеба нет, ни муки, ни круп. А о сахаре мы и не вспоминали. И вот к нам пришла бывшая соседка по дому, который мы обменяли на меньший, Анна Ивановна и говорит маме: «Отпусти или отдай Зинку нам. Сама знаешь, мы с мужем живём хорошо, дом большой! Хозяйство, скотина - прокормим и оденем, и вам полегче будет». Меня спрашивает мама, хочу ли я у них жить, и от школы недалеко. Я знала и Анну Ивановну, и Фёдора Григорьевича, они всегда ко мне относились хорошо, угощали конфетами и всегда маме говорили: «Вот бы нам такую дочку»! Я согласилась жить у них. Витька со Стёпкой – в рёв. Но я ушла с Анной Ивановной. Пришли к ним - она повела меня в кладовку, а там сундуки стоят разные даже окованные железными обручами. Открыла она один, а там материалов разных, она вытащила черный сатин и белый ситец, как она сказала: «Унеси своей маме - пусть тебе сошьёт для школы юбку в складку и кофту». Я помчалась домой, мама сняла мерку и сказала, что сошьёт быстро, наказала, чтобы я помогала тёте Анне, но не забывала о школе и уроках. «Не будь золушкой»,- сказала мама. И началась моя жизнь у Крючковых (их фамилию вспомнила). Да, заданий тётя Анна мне давала порядочно, но я все выполняла, и она меня хвалила. А самое главное – у них была вкусная еда: масло сливочное, молоко, сметана, мясные супы, от которых голова кружилась. Днём они уходили на работу. Я должна была прийти из школы, пообедать и сделать определённую работу. Я же этот обед не ела, приходила с братом Сашей, скармливала ему свой обед и быстро провожала домой. Он был рад - у нас такой еды не было. Но недолго мы наслаждались вкусной едой. Произошёл такой случай: пришла к Анне Ивановне женщина и рассказала о какой-то девушке в непристойных тонах (теперь-то я знаю эти слова). Я спросила тётю Анну, что обозначает это слово. Она ответила: «Когда вырастешь большая - узнаешь». И тогда я пришла домой и спросила маму. Мама рассердилась на тётю Анну и сказала, что больше не отпустит меня к Крючковым. Так я и осталась дома. И почему-то Саша поддержал решение мамы, а позднее объяснил мне, что слишком много они мне определяли работы: «Ты бы заболеть могла». Мне очень жаль было юбочки с кофточкой, которые не отдала мне Анна Ивановна. Ещё вспомнилось, как Саша (он учился в 10 классе) весной копал землю в огороде, остановился - стоит, подошла мама и спросила: «Что случилось, Шура»? Первый раз я увидела, как Саша молча плакал: «Я есть хочу, мама». Мама тоже заплакала (а я плачу сейчас). Всё пережили… выжили! Наши детские игры. Нет, ленивыми мы не были, трудились все, родители и дети тоже. Я после четвёртого класса работала летом на картофельном поле. Чтобы получить 200 граммов хлеба и тарелку супа, надо было окучить 4 - 5 соток картофеля. И я, маленькая девочка, делала эту норму. Хлеб не съедала, а несла братишкам и маме! Мы, как и взрослые, верили, что скоро будет победа, и все будут жить хорошо, как и раньше! Наверное, у моих внуков-правнуков возникнет вопрос: «Неужели дети не умели играть? Не было у них игрушек? Не было времени, чтобы чем-то развлекаться»? Конечно, дети остаются детьми всегда! Игрушек не продавалось - делали сами: мальчики выстругивали из дерева ружья, пистолеты, ножи, а девочки шили тряпочные куклы. Летом играли в лапту, в догонялки, в мяч, который сами шили, набивали чем-нибудь и гоняли, кто дальше пнёт, играли в «ножичек» - это надо было с одного раза бросить ножик так, чтобы он «углубился» в мягкую землю, а достать его надо было ртом. Зимой любили строить дворцы, копать окопы и снова играть в «войнушку». Делились на 2 группы - немцев и солдат, вот тут случались драки и слёзы. День Победы. Не забыть мне день 9 МАЯ 1945 года! В школе нам объявили, что война закончилась! Нас отпустили домой. Мы побежали по домам с этой вестью - нас обнимали, целовали, все плакали. Через некоторое время на площади у старой деревянной трибуны образовался стихийный митинг. Все поздравляли друг друга со слезами на глазах. Из выступающих мне запомнилась наша соседка Еремеева баба Маня. Она была уже пожилая женщина и получила 2 похоронки на своих сыновей. Громким голосом она без слёз сказала: «Бабы, не плачьте, ведь мы выжили! Не вернутся мои дети, но они защитили страну и ваших детей! Теперь-то мы выживем!» И мы выживали! Послевоенное время. Послевоенное время было тоже голодное, тяжелое. Я уже рассказывала, что мне пришлось уйти из школы, так как некому было вести хозяйство и ухаживать за больной мамой. Чтобы как-то прожить, я бегала к поездам и продавала проезжающим варёную картошку. Ряженку, пирожки капустные. Составы с военными шли один за другим уже на Восток - началась война с японцами. На нашей станции поезда стояли подолгу - это была узловая станция, и здесь, как объяснил нам папа, был тщательный осмотр всех составов. Папу теперь в командировку не отправляли, но он был всегда на работе. Мы знали, что на железной дороге военная дисциплина, что снова война, и надежды на папу нет, кроме хлебной карточки на рабочего 600 граммов, но этот хлеб надо ещё получить. А чтобы его получить, надо выстоять огромную очередь, если не придёшь рано утром и не займёшь её, можно остаться и без хлеба. Но все равно жить стало веселее. Составы с солдатами идут и идут, а солдаты все весёлые -грудь в орденах почти у каждого! На нашей остановке часто выходят с баяном -песни, пляски, танцы. Говорят: «Победим»! А у нас и ни капельки сомнений! Однажды такой случай был. В широкой двери товарного вагона (солдат перевозили всегда в товарных вагонах - теплушках) стоял высокий, красивый, вся грудь в орденах и медалях, солдат и раздавал всем девчонкам разноцветные ленточки. Около него стояла коробка с различными ленточками, он вытаскивал и бросал в толпу девчонок. Я стояла далеко от толпы. Он увидел меня и кричит: «Девочка, тебе не нужны ленты»? Я ответила, что нужны, но что я не хочу хватать друг у друга. «Хорошо, дайте дорогу девочке и встаньте все друг за другом». Я подошла. Он нарезал мне 5 цветов разных ленточек! Конечно, я поблагодарила его и пожелала вернуться домой с Победой! Действительно, наша Красная Армия за несколько месяцев разгромила японскую армию, хотя они очень тщательно подготовились. Очень хорошо о войне с японцами рассказал писатель Кожевников в произведении «Гидра». Два года я не училась, мои одноклассники закончили шесть классов, а я только села в пятый. Самая старшая была в классе. Училась хорошо, учителя оставляли меня вместо себя, когда надо было отлучиться, давали задание - все выполняли и слушались меня. Наверное, здесь у меня появилось желание стать учителем. Я была очень спортивной девочкой, и учитель физкультуры сказал мне, что я буду вести спортивную секцию с девочками 5-6 классов, а он вёл секцию с мальчиками. У меня всё получалось! Он всегда хвалил меня. Мы с ним организовали две волейбольные команды. Моя команда девочек играла не хуже мальчишек. Так прошло три года, в седьмом классе я вступила в комсомол. Дома помогала маме во всём, была старшей, братишки пошли в школу. Стёпа, младший братик, рос серьёзным, учился с интересом, хорошо, а старший Витя – без всякого интереса, только бы рисовал да стругал что-нибудь из дерева. (В дальнейшем Степа закончил Свердловский политехнический институт, а Витя стал художником по дереву, художником-краснодеревщиком). Я, закончив семь классов, уехала жить и учиться к старшей сестре Вере. Вадим Шишов. А по паспорту Вольдемар Степанович Шишов, так записали его при рождении, т.к. девушка, которая производила регистрацию, была из Прибалтики, и от имени Вадим она произвела полное имя Вольдемар. Но для всех нас родных и друзей он оставался всегда Вадимом. И вот, на другой день «припёрся» к нам Вадим, пригласил на каток. Девчонки все согласились, я отказалась. Чувствую, что у него изменилось настроение - уговаривает меня и девочки тоже. Думаю: неужели он за мной приударил, вот и посмотрю на катке. Поход был прекрасный - музыка, ёлка, иллюминация, все счастливые и весёлые, а Вадим больше всех веселится, и всё старается быть около меня. Ясно, что понравилась я ему, а мне этого не надо: у меня ведь Женька! После каникул Вадим опять к нам пришёл, с гитарой - шутит, поёт, девчонкам он понравился. И зачастил! Девочки говорят, что он из-за меня ходит. Я тоже это вижу, но как отвадить? Сказала им: «Придёт – скажите, что в кино ушла с одноклассником». Так и сделали. Он хлопнул дверью и ушёл, но все равно на следующий день пришёл, да ещё и спрашивает: с кем это я ходила в кино? Я ему: «Тебе какое дело? Что это ты позволил себе дверью хлопать? Я тебе давала какие-то надежды?». Вот тогда он ушёл, и его долго не было. От его сокурсника я узнала, что они уезжают на практику: Вадим в Альметьевск, а Женя Бабанов едет на практику в Баку, недалеко учится в институте мой Женька. От Вадима я получила с дороги письмо, что он думает обо мне и надеется, что я пересмотрю своё отношение к нему. А потом ещё написал письмо с практики. В нём вообще признавался в любви, писал, что я не выхожу из его головы, что постоянно думает обо мне и ждёт встречи. Я ответила, что мне жаль, не могу ответить взаимностью, что у меня есть парень, что после моего окончания института мы поженимся! Но судьба не дала прочитать ему это письмо, не успело оно попасть к нему в руки. Он приехал и сразу ко мне: почему я не ответила на его письмо? Вот тогда я вспомнила, что в последний день Рождества мы решили с девчонками ворожить. А как и во что? Кто-то сказал, что надо под подушку положить мужские брюки и уснуть до 12 часов вечера. У нас брюк не было - в то время не было такой моды. Мальчики-историки из соседней комнаты дали нам на ночь свои брюки - 6 штук, а нас было семеро. Бросили жребий - мне достались брюки. Все брюки мальчишек мы перемерили - нам нравилось находиться в брюках! Уснули, и мне всю ночь снился Вадим Шишов. Утром проснулись: кто кого видел? Одна я рассказала сон: «Вадим протянул руку мне, взял мою, идет вперёд, и я иду за ним. Оба улыбаемся». Девчонки все смеются, а Верка Веселкова говорит: «Зинка, за Вадьку выйдешь замуж». Вот ещё не хватало - у меня уже всё решено! Посмеялись все - и на занятия! После этого события прошло, наверное, более месяца. И многое изменилось - у меня трагедия! Женя Бабанов, друг моего Женьки, приехал с практики, был не раз у моего Женьки. Когда приехал, пришёл ко мне и говорит: «Зря ты его ждёшь - у него там невеста есть». Я кое-как сдержалась, чтобы не бросится не него с кулаками, но вспомнила, что писем-то давно от него не было. Значит, правда! Нет, я никогда не буду брошенной - я первая сообщу ему, что выхожу замуж! Вадим Шишов признался в любви, намекал в письме, что не может представить, что скоро расстанемся. Он ведь мне нравится - симпатичный, весёлый! Как придёт к нам да ещё с гитарой - веселье в комнате. И семья его такая же бедная, как моя! По Сеньке шапка! Время ещё есть присмотреться … и, может, влюбиться?! Да и в деревню не хочется ехать - не выберешься потом (одиноких всех отправляли отрабатывать в деревни). Вот я и решила, что переживу. Что Вадим по душе моей и родители у него порядочные: отец- фронтовик. Мама - секретарь парткома машиностроительного завода, что у него тоже младшие - три сестрёнки и брат. Самое главное, что передо мной всё время маячили эти судьбоносные случаи - сон и неполученное им моё письмо! Значит – судьба! И я дала Вадиму согласие выйти за него замуж! В это время в нашей комнате гостила 2-3 дня мама Аношкиной Анны. И при ней он пришел уже как свой и всех веселил, болтал. Нёс всякую студенческую чушь. Когда он ушёл, мама Аношкиной мне говорит: «Зина, неужели ты за этого болтуна, несерьёзного человека, замуж собралась»? Потом в нашей долгой жизни я в шутку всегда говорила ему: «Дура я, предупреждала меня мать Аношкиной, я думала, что ты повзрослеешь и будешь серьёзным, а ты»… Нет, в жизни он знал, где шутить. С ним было всегда интересно - не заскучаешь, самое главное - он был очень начитан. Он знал, мне казалось, всё! Недаром, на работе его звали энциклопедией! Скоро защита диплома! До защиты дипломов и сдачи госэкзаменов оставалось немного. Многие девочки из нашего потока вышли замуж, то есть побеспокоились о своей будущей жизни. И наша подружка Нинка Ерофеева приехала с новогодних каникул женщиной: «Девчонки, я вышла замуж за моего друга детства». К нашей красавице Вере Веселковой стал часто приходить её одноклассник Владик Змеев высокий, стройный, интеллигентный - в очках, она его представила как брата, так как они очень похожи были друг на друга. Потом всем сказала, что он её зовёт замуж. Девчонки нашей группы решили - проведём последнюю свадьбу вместе, Зинкину и Веркину, и садимся за подготовку к экзаменам. Как всегда избрали комиссию из представителей трех групп: нашей и групп Вадима и Владислава. И началась подготовка.
Снова о Вере Веселковой. Пока ребята готовят свадьбу, я расскажу о моей подруге Вере Веселковой, с которой придется встретиться через 5-6 лет после окончания института и прожить всю оставшуюся жизнь вместе. Верочка пяти лет вместе с двумя братьями и двумя сестрами остались сиротами: отец погиб на фронте, а мама от непосильных трудов после родов сестрёнки умерла. Детей всех распределили по детским домам, она с младшим братишкой и старшей сестрой попала в один детский дом. Этот детский дом был эвакуирован из
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.059 с.) |