Недостроенность марксистской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недостроенность марксистской философии.



К. Маркс и Ф. Энгельс, создав принципиально новую философскую систему, нигде ее систематически не изложили. У К. Маркса вообще нет ни одной специально философской работы, если не считать «Тезисов о Фейербахе». У Энгельса были работы либо полностью философские («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»), либо содержащие специальные философские разделы («Анти-Дюринг»). Но ни в одной из них не было систематического изложения марксистской философии.

К. Маркс сознавал наличие такого изъяна и мечтал о создании труда, в котором была бы систематически изложена его философская теория. «Если бы снова нашлось время для таких работ, - писал он Ф. Энгельсу в 1858 г., - я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время мистифицировал».

Из последователей К. Маркса Ленин был чуть ли не единственным человеком, который по-настоящему понимал их философию. Но его книга «Материализм и эмпириокритицизм», тоже не содержала систематического изложения диалектического материализма. В этой работе основное внимание он обращал не столько на отличие диалектического материализма от других материалистических учений, сколько на то, что роднит его со всеми другими формами материализма. «Философские тетради» В. И. Ленина свидетельствуют о том, что и у него было намерение написать работу, в которой в систематическом виде излагался бы именно диалектический материализм. Но воплотить этот замысел в жизнь он не успел.

Крупный французский философ, считавший себя марксистом, Луи Альтюссер (1918-1990) в работе «Ленин и философия» полагал, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс, ни В. И. Ленин не создали труда, в котором было бы дано систематическое изложение диалектического материализма потому, что время еще не пришло, и они не могли еще написать тот фундаментальный труд.

Почти все марксисты видели задачу в том, чтобы дать систематическое изложение уже вполне готового, детально разработанного философского учения. А на самом деле такое представление было ошибочным. Суть дела состояла в том, что марксистская философия была недостаточно разработана и детализирована. Именно это обстоятельство препятствовало ее систематическому изложению.

Любая более или менее сложная теория всегда состоит из двух частей. Первая часть - ядро, представляющее собой систему основных идей теории, вторая - периферия - совокупность более частных идей. В периферийную часть теории могут входить и такие идеи, которые дополняют главные идеи теории. Но периферия в целом не есть просто дополнение к ядру. Идеи периферии представляют собой своеобразное проявление главных идей теории. В этих, более частных, идеях конкретизируются главные идеи. Любая полнокровная теория нуждается не только в ядре, но и в разработанной периферии.

К. Марксом и Ф. Энгельсом было создано ядро принципиально новой философской системы. Некоторые из этих идей, были ими сравнительно полно разработаны, но далеко не все. Систематическое изложение марксистской философии предполагало детальную разработку всех без исключения главных идей теории. Но это требовало огромных усилий и массы времени.

В отличие от И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, основоположники марксизма не были профессорами философии. Маркс был революционным политическим деятелем и занимался прежде всего теми проблемами, разработка которых диктовалась партийными интересами. Революционером был и Энгельс. Ленин был лидером одной из политических партий России, а после прихода этой партии к власти стал руководителем огромного государства.

Не будучи систематически изложенной, марксистская философия была во многом и недостаточно разработанной. В силу этого даже основные ее идеи не всегда понимались людьми, считавшими себя марксистами. По словам Ф. Энгельса, сам К. Маркс, ознакомившись с работами некоторых авторов, претендовавших на то, что в философии они стоят на позициях марксизма, сказал однажды своему единомышленнику и зятю Полю Лафаргу: «Ясно одно, что сам я не марксист».

И хотя было время, когда марксистская философия была возведена в ранг государственной и преподавалась в высших учебных заведениях, она в силу целого ряда обстоятельств, и сейчас продолжает оставаться в том же положении. По этой причине в философии диалектического материализма много белых пятен, без заполнения которых невозможно систематическое изложение этой философской системы.

На этом фундаменте последователи К. Маркса и Ф. Энгельса, продолжая их дело, должны достраивать и даже перестраивать здание марксизма вообще. Это строительство должно представлять собой такую разработку основных идей марксизма, которая зиждется и на новых данных, а поэтому предполагает критику и частичный, а иногда и полный отказ от тех или иных выдвинутых ими положений. Если при такой переработке сохраняются все основные положения марксизма, его ядро, то преобразованная теория остается марксистской, а исследователь продолжает быть марксистом, причем ортодоксальным марксистом.

Ортодоксия заключается вовсе не в признании всего того, что было сказано К. Марксом и Ф. Энгельсом, за абсолютную истину в последней инстанции. Это - не ортодоксия, это - догматизм.

К отождествлению ортодоксии и догматизма очень часто прибегали люди, за которыми среди марксистов закрепилось название ревизионистов. Слово «ревизия» (лат. revisio) буквально означает пересмотр. В этом смысле внесение любых изменений в марксизм есть ревизия. Но в процессе исторического развития ревизионистами стали называть только тех, кто, отказываясь от основных положений концепции, в то же время уверяли всех, что они не отступают от марксизма.

Обращаясь от марксизма в целом к его философии, В. И. Ленин много раз подчеркивал необходимость постоянного обновления и дальнейшей разработки марксистской философии: «Следовательно, ревизия "формы" материализма Энгельса, ревизия его натурфилософских положений не только не заключает в себе ничего, "ревизионистского" в установившемся смысле слова, а, напротив, необходимо требуется марксизмом. Махистам мы ставим в упрек отнюдь не такой пересмотр, а их чисто ревизионистский прием - изменять сути материализма под видом критики формы его...»

Прекрасно сознавая недостаточную разработанность марксистской философии, В. И. Ленин указывал, в чем эта работа должна состоять. «Продолжение дела Гегеля и Маркса, - писал он в конспекте " Наука логики", ­ должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники». А так же Ленин набрасывает целую программу деятельности философов-марксистов по разработке теории познания. Назвав историю философии, историю отдельных наук, истории умственного развития ребенка и животных, историю языка и добавив к этому перечню психологию и физиологию органов чувств, В. И. Ленин резюмирует: «Вот те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.006 с.)