Объективный, или абсолютный, идеализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный, или абсолютный, идеализм.



Если субъективные идеалисты в большинстве своем исходили в своих концепциях из чувственного познания, то объективные идеалисты обращались к разуму, мышлению. В основу мира, бытия он клали мышление вообще, существующее вне сознания индивидов и независимо от него. Это объективное мышление они называли по-разному: абсолютной идеей, абсолютным духом, мировым разумом и т. п. Признавая существование абсолютного сознания, объективного духа, объективные идеалисты не отвергали бытие индивидуального сознания. Все их концепции предполагали существование двух видов сознания: абсолютного и индивидуального.

С тем, что существует сознание субъекта, индивидуальное сознание, согласны все философы. Что же касается объективного сознания, объективного разума, то оно продукт фантазии, но опять-таки, выросший на основе абсолютизации одного из моментов отношения сознания и объективного мира.

Выше было уже названо одно из достижений философии: открытие существования внешнего мира не только вне сознания, но и в сознании человека. Другой величайший успех философии - открытие существования в объективном мире не только отдельных вещей и событий, которые могут быть доступны чувственному познанию, но и общего, которое можно зреть только умом. Общее, существующее в объективном мире, в отличие от отдельного, в принципе не может быть материальным. И так как философы до самого последнего времени знали только материальное и идеальное (духовное), то отсюда часть их делала вывод, что объективное общее может быть по природе своей только духовным. Такое решение проблемы природы общего принято называть реализмом.

Общее проявляется в отдельном, в вещах. Это позволяло данным философам прийти к заключению, что мир вещей, мир отдельного есть порождение объективного духовного. Этот мир вещей, будучи порожден объективным нечеловеческим разумом, будучи вторичным по отношению к объективному духу, в то же время независим от субъективного человеческого духа.

Таким образом, в объективном идеализме присутствуют три компонента: объективный дух, субъективный дух и мир вещей, независимый от субъективного духа и в этом смысле объективный. Этот мир вещей объективные идеалисты рассматривали как объективную реальность и называли и природным миром (природой), и материальным миром (материей). Но этот природный мир, по их представлениям, независим только от индивидуального сознания, но не от абсолютного сознания. Все объективные идеалисты так или иначе рассматривали этот мир как зависимый, производный от абсолютного мышления.

Признание объективными идеалистами независящего от субъективного сознания мира позволяет некоторым из них давать некоторым вопросам философии решения, во многом совпадающие с теми, что дают материалисты.

Объективный идеализм исходит из того, что бытие мира производно от бытия духа, что мир в своей сущности духовен. Объективный идеализм - всегда монизм.

Так как, согласно представлениям объективных идеалистов, природный мир существует независимо от индивидуального человеческого сознания, то отношение между этим миром и человеческим чувственным познанием могло рисоваться ими во многом сходно с тем, как оно, понималось материалистами. Они, как и материалисты, вполне могли рассматривать ощущение и восприятия не только как результаты воздействия объективно существующих вещей на органы чувств человека, но и как образы этих внешних предметов.

Однако признание ощущений и восприятий человека результатами воздействий внешних вещей и образами этих вещей еще не делает гносеологию объективных идеалистов теорией отражения. Познание у Гегеля, в сущности, есть не что иное, как познавание абсолютным духом самого себя. И когда возникает человек и общество, объективный дух продолжает познавать себя в форме субъективного духа.

Если философия Платона была первой систематически разработанной объективно-идеалистической концепцией, то в философской системе Г. Гегеля объективный идеализм достиг высшей формы своего развития. По существу, его история с появлением философской системы Г. Гегеля завершилась. Он исчерпал все свои возможности.

Таким образом, исходным пунктом дороги, которая привела к объективному идеализму, были три положения:

1) в объективном мире существует не только отдельное, но и общее;

2) это объективно существующее общее не может быть материальным;

3) все, что не является материальным, есть духовное.

Отсюда с неизбежностью следовал вывод о существовании объективного духа, порождающего мир вещей, мир отдельного и субъективный дух. Философы, которые не хотели признавать бытие объективного духа, прежде всего материалисты, должны были отказаться от одного из перечисленных выше тезисов. Чаще всего они отказывались от положения, согласно которому в мире существует не только отдельное, но и общее.

Философский монизм. Понятия субстанции и акциденции.

Между материалистами и идеалистами существует коренное различие в понимании и мира, и сознания. И в то же время между ними имеется общее. Это общее заключается в том, они, принимая как факт существование двух форм реальности: духовной и физической, в то же время отвергали, что эти две формы реальности представляют собой два совершенно самостоятельных друг от друга мира.

С точки зрения и тех, и других, существует только один-единственный мир, и этот мир един, то есть составляет одно единое целое. Понятия единственности и единства мира неотделимы друг от друга. Как уже указывалось, понятие единства включает в себя понятия:

во-первых, наличия общего между всем существующим,

во-вторых, связи всего существующего.

Согласно взгляду материалистов, кроме материи существует сознание, но оно включено в один единый материальный мир.

Субъективные идеалисты считают, что мир существует как проявление субъективного духа.

Объективные идеалисты признают независимое от сознания людей бытие природы, но лишь как форму существования объективного мышления.

И материалисты, и идеалисты в равной степени являются монистами. Таким образом, монизм существует в двух основных формах. Одна - монизм материалистический, другая - монизм идеалистический.

В процессе развития философской мысли возникло и получило развитие понятие «субстанции». Субстанция (от лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе) есть бытие, но при этом такое, существование которого не обусловлено никаким другим бытием, находящимся за его пределами. Это бытие существует само по себе. Оно не зависит ни от чего, кроме себя самого.

Как говорил голландский философ Б. Спиноза, субстанция есть причина самой себя. Субстанции обычно противопоставляется акциденция (от лат. accidentia - случай, случайность) - бытие производное, имеющее началом что-то отличное от него самого. Те философы, которые признают существование лишь одной субстанции, рассматривают все акциденции как ее многообразные проявления.

Материалистический монизм состоит в признании существования одной единственной субстанции - материи, материального мира. Никаких других субстанций, кроме материи, нет и быть не может. Идеальное, дух есть не субстанция, а лишь акциденция.

Идеалистический монизм тоже заключается в признании существования одной-единственной субстанции, но только идеальной. Природное, материальное не есть нечто самостоятельно существующее, а есть лишь проявление идеальной субстанции и в этом смысле - ее акциденция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.006 с.)