Система социалистического землепользования в советской России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социалистического землепользования в советской России.



В дальнейшем, с развитием тоталитарного государства, линия, определенная в декрете «О земле», продолжала развиваться и усиливаться.

В 1928 году в связи с образованием СССР был принят кодифицированный нормативный правовой акт под названием «Общие начала землепользования и землеустройства»[8]. В них нашел отражение курс Советской власти на дальнейшее развитие коллективизации крестьянских хозяйств и социалистических форм землепользования. Кроме этого законодательно закреплялись льготы и преимущества для коллективных форм хозяйствования на земле. Изменилась вся система зелепользования, основными землепользователями стали колхозы и совхозы, а удельный вес единоличного трудового землепользования резко сократился.

В 1929 году была начата всеобщая компания по принудительной коллективизации и раскулачиванию крестьян. В 1930 г. было отменено право аренды сельскохозяйственных земель и запрещено использование в единоличных крестьянских хозяйствах наемного труда (до этого эти права были закреплены не только в Земельном кодексе РСФСР 1922 года, но и в первом кодифицированном земельном законе СССР «Общие начала землепользования и землеустройства» от 1928 г.). Крестьяне, наиболее эффективно ведущие хозяйство были отнесены к категории кулаков и на этом основании вообще лишены права пользования землей. Многие из них были отправлены в ссылку. Процесс наделения крестьян землей, начавшийся с 1918 года ввиду отмены помещичьего землевладения, получил обратный вектор движения. В соответствии с Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным в 1930 году[9], все межи, разделявшие земельные наделы членов артели, уничтожались, а все полевые наделы сливались в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании. Крестьяне лишались всяких прав на какую либо долю в этом земельном массиве, в том числе и при выходе из колхоза. 

Этот период, как известно, сопровождался грубыми нарушениями законности. Под лозунгами борьбы с частнособственническими мелкобуржуазными интересами царил произвол над трудовым крестьянством как классом в лице его представителей – конкретных людей, целых семей и даже отдельных социальных групп, таких, например, как казачество. Проводилась политика сплошной коллективизации, сопровождавшаяся террором и насилием, последствия которых до сих пор сказываются на состоянии сельского хозяйства.

Среди институтов земельного права прочно заняли доминирующее положение право исключительной государственной собственности на землю и право колхозного землепользования. Это нашло отражение в принятой 5 декабря 1936 года Конституции СССР, установившей, что земля, ее недра, воды и леса в СССР являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Единственной формой индивидуального землепользования в сельском хозяйстве оставался приусадебный участок. Однако речь могла идти только о праве пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности, поэтому приусадебные земельные участки так же были изъяты из оборота и гражданско–правовые сделки с ними были невозможны. К тому же в нормативных документах советского периода прослеживается постоянная тенденция к сокращению размеров приусадебных земельных участков и ограничению права их получения и использования.

Право бессрочного пользования было единственным правом на землю не только в сельском хозяйстве. В 1948 году был отменен так называемый институт застройки. С этого момента гражданам, проживающим в городе и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов земля предоставлялась в бессрочное пользование. Граждане, обладающие этим правом, могли лично использовать предоставленный земельный участок в указанных целях бесплатно и бессрочно, однако в гражданском обороте такие земельные участки, так же как и любые другие объекты недвижимости, участвовать не могли.

Права по использованию земельных участков колхозов и совхозов, которые стали практически единственными формами крупного товарного сельскохозяйственного производства в стране, так же были существенно ограничены. Узаконивалось грубое вмешательство государственных органов в конкретные вопросы хозяйствования на земле. Например, начиная с 1928 г. по 1986 г. почти ежегодно принимались постановления о мероприятиях по посевным и уборочным работам. В таких постановлениях строго регламентировались сроки посевных и уборочных работ, а также устанавливались различные принудительные обязанности, связанные с землепользованием. Государственными органами определялись культуры и количество посевных площадей, занятых под определённые сельскохозяйственные культуры. При этом применялись преимущественно административные методы в государственном регулировании земельных отношений. Меры по улучшению способов и методов ведения сельскохозяйственного производства применялись путём выпуска специальных постановлений, предписывающих хозяйствам совершать определённые действия, при этом совершенно не учитывались конкретные экономические условия хозяйств и не применялись экономические методы регулирования отношений.

Предполагаемое обновление и изменение союзного законодательства затянулось на десятки лет. Лишь в 1968 году был принят новый кодифицированный закон «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик»[10]. К этому времени уже достаточно явственно проявились все недостатки сложившийся системы землепользования. Низкая производительность сельского хозяйства, компенсирующаяся экстенсивными способами производства (наиболее яркий пример - освоение целины), массовая деградация сельскохозяйственных земель, потеря продовольственной независимости, «обезлюдивание» деревни, скрытый оборот земли и других объектов недвижимости – не полный перечень проблем, игнорировать которые в угоду идеологическим конструкциям становилось все труднее. Однако государство пыталось решить возникшие проблемы старыми методами. Новый закон был направлен на усиление централизации и командных методов в управлении сельским хозяйством. Провозглашенная в «Основах» концепция материальной заинтересованности колхозов, совхозов, крестьян в более эффективном использовании земель и охране их продуктивных свойств не была подкреплена надлежащим юридическим и хозяйственным механизмом. В этот период практика землепользования и требования законодательства разошлись и нормативные акты более выполняли идеологическую функция «парадных вывесок» социализма, чем социальную функцию регулирования общественных отношений.

Система прав на землю не изменилась и с принятием Конституции СССР в 1977 году. Она так же закрепляла право исключительной государственной собственности на землю. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Конституция устанавливала, что в пользовании граждан могут находиться участки земли для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а так же для индивидуального жилищного строительства.

Закрепленная в конституции система земельных прав практически не менялась и не развивалась вплоть до начала новой земельной реформы, ставшей составной частью глобальных социально-политических изменений новой России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.004 с.)