Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие земельного законодательства на базе конституции РФ до принятия земельного кодекса РФ.
Хотя принятие Земельного кодекса постоянно затягивалось[22], земельное законодательство продолжало развиваться. Важным этапом в развитии правовой регламентации земельных отношений явилось принятие части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 г. (далее ГК РФ). ГК РФ установил, что земельные участки являются объектами гражданских правоотношений в режиме недвижимого имущества. В ГК РФ так же вошла глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Включение норм, регламентирующих отношения по поводу прав на земельные участки, явилось важным шагом, свидетельствующем о том, что права на землю подчинены общим принципам гражданского законодательства и являются сферой действия гражданского права. Однако закон «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[23] определил, глава 17 ГК РФ вступает в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что введение в действие этой главы ликвидировало ряд пробелов в регламентации прав на землю, образовавшихся после отмены некоторых статей ЗК РСФСР, юридически нормы, заключенные в ней, продолжали оставаться бездействующими. В этот период наиболее бурно развивалось региональное земельное законодательство, стремясь заполнить пробелы федерального. Однако законы субъектов федерации далеко не всегда и не во всем соответствовали конституционным положениям и нормам федеральных нормативных актов. Анализ актов земельного законодательства субъектов федерации показывает, что они, с одной стороны, зачастую были приняты с превышением компетенции, а с другой - не создавали единое экономическое пространство, а скорее разрушали его, внедряя разные нормы по сходным отношениям. При отсутствии стабильных федеральных земельных законов, зарождался и развивался земельный рынок. К примеру, за 1999 год учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано более 700 тыс., за 2000 год - более 1 млн. сделок с землей. При этом сделки совершаются и регистрируются, а регулирование права собственности на землю на федеральном уровне появилось только в 2001 г. Такой дисбаланс и являлся одной из серьезных основ для коррупции[24].
Земельная реформа продолжала оставаться в центре внимания общества, которое требовало адекватных действий и от государства. Слабость и противоречивость нормативной базы тормозила развитие земельных отношений и, как считали многие аналитики различных направлений, экономическое и социальное развитие общества вообще. Первые официальные итоги земельной реформы содержались в Постановлении Правительства от 26 июня 1999 г., утвердившем федеральную целевую программу «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 – 2002 г.г.»[25]. в Постановлении отмечалось, что ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га их земель. В итоге 11,8 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано 13,8 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 32 млн. га. В собственность граждан передано 138 млн. гектаров или 63 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 10 тыс. земельных участков под такими предприятиями и объектами. В городах и поселках городского типа из 7,5 млн. га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 6 процентов земли. В то же время в Постановлении Правительства отмечалось, что, несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. Одной из главных причин такого положения было названо отсутствие Земельного кодекса Российской Федерации и как следствие, стройной системы земельного законодательства. Программой было предусмотрено, что правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматривалось:
- развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость; - создание гарантий конституционных прав граждан на землю; - принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры; - развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости; - правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах. Задачи, поставленные в федеральной целевой программе по совершенствованию земельного законодательства, были в основном решены. Существенным продвижением вперед было принятие двух важных федеральных законов: «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.[26] и «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г.[27] За полемикой о судьбе частной собственности на землю долгое время оставался забытым вопрос о разграничении государственной собственности на землю между публичными собственниками. Конституция гарантирует равную защиту как частной, так и публичной собственности, т.е. собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая тотальное господство государственной собственности на землю в советский период, необходимо было принять не только правовые нормы, регулирующие процесс приватизации земли, то есть передачи из государственной в частную собственность, но и отношения по владению, пользованию и распоряжению землей между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. В целях урегулирования этих вопросов был принят федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г.[28], вступивший в действие с 20 января 2002 г. Таким образом, декларированная в Конституции множественность форм собственности на землю, получила свое дальнейшее нормативное развитие. Однако, установленная законом процедура разграничения государственной собственности на землю, отличалась крайней централизацией и бюрократичностью. Ее осуществление предполагало неоправданное отвлечение огромного количества трудовых и материальных ресурсов. В связи с этим, процесс разграничения государственной собственности неизбежно затягивался, что приводило к снижению эффективности управления земельными ресурсами и порождало многочисленные судебные тяжбы, связанные с разграничением государственной собственности между публичными собственниками. В связи с тем, что в Государственную думу поступали многочисленные обращения из различных регионов Российской Федерации, федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» был отменен[29] и прекратил свое действие с 30 июня 2006 года. Однако во исполнении конституционного принципа множественности форм собственности на землю, были внесены изменения в ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»[30], которыми установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок разграничения устанавливается подзаконными нормативными актами. Эти нормы действуют и в настоящее время.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.006 с.) |