V. Реформа гк РФ и концепция единого объекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Реформа гк РФ и концепция единого объекта



 

124 Реформа ГК РФ открыла новое <69> "окно возможностей" по переводу российского права недвижимости от модели дуплицитета недвижимостей (и неизбежного при таком подходе принципа единства судьбы прав на земельный участок и строения на нем) к модели единого объекта недвижимости.

--------------------------------

<69> Второе после 2001 г., т.е. после принятия ЗК РФ.

 

125 Первоначально Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства была подготовлена Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе (2003 г.), в которой отмечалось, что переход к модели единого объекта нецелесообразен, а положения ст. 130 ГК РФ о понятии недвижимого имущества не требуют какого-либо пересмотра. Таким образом, в начале 2000-х гг. модель единого объекта недвижимости основными разработчиками поправок в Кодекс была отвергнута.

126 Однако уже спустя шесть лет при подготовке глобальной реформы ГК РФ разработчики проекта реформы поменяли свой взгляд на целесообразность введения в Кодекс модели единого объекта недвижимости. Так, в частности, в Концепции развития законодательства о вещном праве (2009 г.) этому вопросу был посвящен довольно значительный по объему фрагмент рассуждений. Например, в п. 2.5.2 Концепции содержится идея обеспечения единства земельного участка и сооружения на нем; при этом необходимость такого подхода объясняется тем, что период развития современного российского правопорядка, когда значительная часть земельных участков принадлежала государству, подошел к концу и большая часть участков (особенно в городах) находится в частной собственности. В п. 3.12 Концепции предлагается довольно аккуратная формулировка введения принципа единого объекта: "...в случае совпадения собственника земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества они рассматриваются в качестве единого объекта недвижимости; отчуждение земельного участка без находящегося на нем объекта и отчуждение объекта недвижимости без земельного участка не допускается". Кроме того, в Концепции обсуждается необходимость введения такого объекта вещных прав, как единый недвижимый комплекс, который бы обеспечивал юридическое единство зданий и сооружений, связанных технологически либо функционально (п. 2.6 Концепции).

127 Однако в Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса РФ (в которой и обсуждается реформа глав Кодекса, регулирующих объекты гражданских прав, в том числе и вещей) содержится намного более сдержанная оценка перспектив введения в ГК РФ модели единого объекта недвижимости. После того как разработчики Концепции отмечают несовершенство ст. 130 ГК РФ и порождаемые им практические проблемы, они пишут (п. 1.7 Концепции): "Более серьезной является системная, выходящая за рамки гл. 6 проблема, состоящая в том, что в настоящее время все еще отсутствуют условия для возврата к естественному положению, когда единым объектом недвижимости является только земельный участок, а все находящиеся на нем объекты выступают лишь как его улучшения. Предпринятые в последние годы законодательные усилия, направленные на ограничение раздельного оборота земли и строений, еще не привели к такому положению, чтобы появилась возможность пересмотра того понятия недвижимой вещи, которое дается в ст. 130 ГК РФ".

128 Однако, несмотря на то что разработчики реформы ГК РФ все же довольно сдержанно оценивают возможность внедрения в реформируемый Кодекс положений о едином объекте недвижимости <70>, в ходе написания собственно законопроекта победил более смелый подход и в тексте проекта (абзац второй п. 2 ст. 130 ГК РФ в проектируемой редакции), внесенного в Государственную Думу и принятого ею в первом чтении, содержится недвусмысленная поддержка разработчиками законопроекта концепции единого объекта недвижимости <71>: "Земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, признаются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь" <72>.

--------------------------------

<70> Такая сдержанность вызвала обоснованную критику в литературе. См.: Герасим С.И. Анализ отдельных проблемных вопросов в проекте концепции развития законодательства о вещном праве // Закон. 2009. N 5. С. 104 - 105.

<71> Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. М., 2016. С. 100.

<72> К этому тексту у меня имеются претензии. В частности, в описанном контексте некорректно употреблять выражение о принадлежности на праве собственности (одному лицу) и земельного участка, и здания (сооружения), ведь здание в описываемой юридической модели не является вещью (представляя собой составную часть участка), а стало быть, не может быть объектом вещных прав. Однако даже при такой, пусть и не вполне выверенной, формулировке эта норма - колоссальный рывок вперед для российского права недвижимости.

 

129 Однако в дальнейшем при разделении единого законопроекта о реформе ГК РФ на части поправки в ст. 130 оказались не в тексте той части законопроекта, которая была посвящена объектам гражданских прав (в будущем этот проект станет Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ), а по какой-то непонятной причине были включены в текст части проекта, реформирующей вещные права (которая, по задумке авторов реформы, должна была приниматься самой последней). При этом тесно связанные с идеей модели единого объекта положения о составных вещах (ст. 133 ГК РФ), сложных вещах (ст. 134 ГК РФ), едином недвижимом комплексе (ст. 133.1 ГК РФ) (о нем см. далее) все же были приняты в рамках реформы положений об объектах гражданских прав и вступили в силу с 01.10.2013.

130 Тот факт, что базовая норма Кодекса о едином объекте еще только ждет своего часа, довольно остро сказался на понимании практикой положений ст. 133.1 ГК РФ о едином недвижимом комплексе. В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ:

"Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах".

131 Из этой нормы явственно следует стремление отечественного законодателя создать возможность для редуцирования ситуаций, в которых одно лицо является собственником некоторой множественности недвижимых вещей, и развития правовых представлений о том, что такая множественность объектов, воспринимаемых на интуитивном обывательском уровне как отдельные имущества, должна - с точки зрения права - рассматриваться как одна неделимая вещь.

132 При этом внимательное изучение положений этой нормы ГК РФ свидетельствует о том, что понятие единого недвижимого комплекса распадается на два вида. Единый недвижимый комплекс - это:

(а) совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), если в ЕГРН зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь,

либо

(b) совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРН зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

133 Первый вид единого недвижимого комплекса - совокупность зданий и сооружений, связанных физически или технологически, - содержательно (но, разумеется, не догматически) довольно близок к понятию сложной вещи. Как и сложная вещь, это некоторое количество зданий и сооружений, которые имеют единую юридическую судьбу. Однако, в отличие от сложной вещи, являющейся правовым режимом, который возникает вследствие волеизъявления сторон сделки, этот вид единого недвижимого комплекса объективно представляет собой одну вещь. Возникает такой комплекс не в результате воли сторон сделки, а вследствие адресованного органу по государственной регистрации прав волеизъявления собственника соответствующих зданий и сооружений, который вправе преобразовать пообъектную собственность на них в единый объект недвижимости <73>. Для того чтобы образовать подобный единый комплекс, нет необходимости быть собственником земельного участка, на котором расположены соответствующие здания и сооружения. Кроме того, здания и сооружения, образующие комплекс, могут быть расположены на разных земельных участках; на это было обращено внимание ВС РФ в Постановлении N 25 <74>. Именно поэтому данный вид единого недвижимого комплекса хорошо подойдет для юридического соединения в один объект таких протяженных магистральных сооружений, как газо- и нефтепроводы, линии электропередач, железные дороги и пр. <75>.

--------------------------------

<73> Ср. положения п. 2 ч. 1 ст. 46 Закона о регистрации 2015 г., устанавливающие, что кадастровый учет и регистрация прав на единый недвижимый комплекс осуществляются "в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника".

<74> См. абзац второй п. 39 указанного Постановления: "Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 ГК РФ".

<75> В идеале, конечно, эти объекты должны быть составными частями земельных участков, на которых они возведены (либо ограниченных прав на землю, которые позволили их возвести). Однако реалии жизни иные: значительное число магистральных сетей сооружены без получения прав на землю под ними. Это, как правило, сети, возведенные в советский период либо в начале 1990-х гг., когда о надлежащем оформлении земельных прав никто особенно и не задумывался. Поэтому, вероятно, целесообразно сначала "соединять" все эти протяженные объекты в одну недвижимую вещь - имущественный комплекс и лишь потом решать вопрос о правах на земельные участки, через которые такие объекты проходят.

Понятно, что для будущих магистральных объектов решение должно быть совершенно иным: наиболее целесообразным представляется конструирование специального ограниченного вещного права (в случае, если сетевая компания не сумела договориться о продаже участка или его части для прокладки магистрального сооружения), которое будет обременять земельный участок, по которому проходят труба, кабель, железная дорога и пр., и которое будет регистрироваться в реестре; при этом сами труба, кабель и пр. должны рассматриваться не как самостоятельные вещи, а как составные части записанного в реестр права. Разумеется, это право должно предоставлять возможность его обладателю перекладывать, чинить магистральное сооружение по мере необходимости. И не менее очевидно, что по умолчанию такое право должно устанавливаться собственником участка в пользу сетевой компании на возмездной основе. В принципе зачатки такого института могут быть сегодня обнаружены в положениях ЗК РФ (гл. V.3) о сервитуте, устанавливаемом для размещения линейных объектов.

 

134 Второй вид единого недвижимого комплекса - это совокупность земельного участка и расположенных на нем зданий и сооружений. Данный вид единого комплекса, по сути, и представляет собой классическую модель единого объекта: земля и здание на нем рассматриваются не как две вещи, а как одна недвижимая вещь. Однако, чтобы разглядеть это в положениях ст. 133.1 Кодекса, конечно же, надо знать о проекте изменений в ст. 130 ГК РФ, которые до настоящего времени так и не приняты Государственной Думой. При отсутствии понимания того, что такое классический единый объект недвижимости, и того, что в классической юриспруденции здание рассматривается как составная часть земельного участка, вывести из положения ст. 133.1 ГК РФ идею единого объекта довольно непросто.

135 Кроме того, есть несколько текстуальных затруднений, которые препятствуют тому, чтобы воспринимать положения ст. 133.1 ГК РФ как полноценную реализацию в отечественном гражданском праве модели единого объекта недвижимости.

136 Во-первых, в ст. 133.1 Кодекса речь идет о совокупности зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке. Текстуальное прочтение нормы дает несколько неожиданный результат: единый недвижимый комплекс может возникнуть лишь в случае, если на земельном участке расположено несколько зданий и сооружений, т.е. если на земельном участке расположено одно здание либо одно сооружение, то положения ст. 133.1 ГК РФ применены быть не могут <76>.

--------------------------------

<76> Именно такую интерпретацию этой нормы я слышал от одного из руководителей Росреестра сразу после проведения реформы объектов гражданских прав.

 

137 Во-вторых, в ст. 133.1 ГК РФ есть важная оговорка: совокупность признается одной вещью, "если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь". Причем эта оговорка сделана не только применительно к первому виду единого недвижимого комплекса (совокупности только зданий и сооружений), где она совершенно естественна и оправданна, но она формально охватывает и второй вид единых комплексов (где она совершенно, на мой взгляд, не нужна). Однако формальное прочтение нормы будет означать следующее: для того чтобы образовать второй вид единого комплекса (совокупность земельного участка и здания и сооружений на нем), необходимо иметь зарегистрированное право на земельный участок, зарегистрированное право на здание или сооружение, а затем объединить эти несколько недвижимых вещей в единый объект.

138 Понятно, что подобная интерпретация положений ст. 133.1 ГК РФ <77> не оставляет никакой надежды на то, что модель единого объекта в таком виде приживется на практике. Вместо того чтобы иметь зарегистрированное право на земельный участок, правомерно возвести здание или сооружение, ввести его в эксплуатацию - и на этом покончить с оформительской частью, имея в собственности единый объект - земельный участок и строение на нем как его составную часть, законодатель, кажется, требует от собственника участка совершить еще как минимум два похода в орган по государственной регистрации прав на недвижимость. Я не могу представить собственников недвижимостей, которых такая перспектива будет вдохновлять <78>.

--------------------------------

<77> Которую я также слышал от того же коллеги из Росреестра.

<78> Впрочем, в Законе о регистрации 2015 г. есть интересная норма, согласно которой "государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса" (п. 1 ч. 1 ст. 46). Иными словами, устранить хотя бы один лишний поход в орган по регистрации можно, если при строительстве зданий и сооружений в проекте предусмотреть, что они будут эксплуатироваться как единый недвижимый комплекс.

 

139 Итак, несмотря на все сложности интеллектуального, правоприменительного, интерпретационного характера, я могу констатировать, что принцип дуплицитета недвижимости постепенно сдает свои позиции в российском праве недвижимости и, я надеюсь, в перспективе ближайших нескольких десятилетий все же уйдет в прошлое. Единственным видом недвижимости по российскому праву станет земельный участок, а здания и сооружения будут рассматриваться как составные части земельного участка либо ограниченного вещного права (права застройки, сервитута) на него.

140 Однако здесь неизбежной станет попытка взглянуть на земельный участок не как на часть земной поверхности, имеющей собственные границы (кажется, это классическое для российского права определение земельного участка), т.е. на плоскую фигуру, но как на объем, вмещающий в себя трехмерное пространство. Иными словами, совершенно неизбежным, на мой взгляд, является квалификация земельного участка как трехмерного контура, включающего в себя помимо земной поверхности также пространство над ней (до пределов разумного хозяйственного использования), а также под ней (до недр). Эта идея довольно естественным образом сочетается с идеей здания или сооружения как составной части земельного участка, ведь здание или сооружение, расположенное на участке или под ним, неизбежно попадает в створ соответствующего трехмерного контура, образуемого плоскостями, проходящими по границам участка. Таким образом, единым объектом недвижимости в действительности оказывается не земельный участок со зданиями, а именно этот трехмерный контур.

141 При более внимательном изучении оказывается, что трехмерными являются любые объекты, признаваемые сегодня российским правом недвижимыми вещами: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Теоретически трехмерным является такой "спящий" (т.е. совершенно невостребованный позитивным частным правом) объект, как участок (геометризированный блок) недр <79>. Машино-места, по идее, также должны рассматриваться как трехмерные пространственные контуры, границы которых проходят по воображаемым плоскостям, представляющим собой границы машино-мест.

--------------------------------

<79> Невостребованный в связи с тем, что в России сегодня господствует публично-правовой подход к регулированию недропользования. Другой "юридический полюс" мира - принятая, например, в странах общего права частноправовая концепция недропользования. Она основана на доктрине общего права, заключающейся в том, что земельный участок простирается не только вверх, но и вниз до центра земли (ad coelum et ad inferos) (см.: Sprankling J.G. Owning the Center of the Earth // UCLA Law Review. 2007 - 2008. Vol. 55. No. 5. P. 981 ff.). Соответственно, все то, что находится под земной поверхностью (вода, нефть, газ и пр.), также является частью земельного участка и потому принадлежит собственнику участка. Правда, возможны и серьезные правовые проблемы: в случае если слой, в котором залегают полезные природные ресурсы, является протяженным, то возникает, например, такой вопрос. Представим, что один из собственников участков, расположенных над нефтеносным слоем, пробурил скважину и начал добывать нефть. Можно ли утверждать, что он обязан выкачивать только такое количество нефти, которое будет пропорционально площади его участка относительно площади всего нефтеносного слоя, ведь собственники других, соседних участков также имеют право на эту нефть, так как она находится и под их участками? Прецедентное американское право в спорах о нефтедобыче заимствовало старый английский прецедент о преследовании на чужом участке оленя, которого охотник ранил на своей земле (английские суды допускали вторжение на чужой участок с этой целью). Соответственно, тот, кто вторгся в нефте- или водоносный слой раньше ("ранил оленя"), имеет приоритет в пользовании этим слоем, и сосед не может предъявлять претензии о том, что другой сосед выкачал из-под земли больший объем ресурса, чем "причитается" на его долю (см.: Colby Wm.E. The Law of Oil and Gas // California Law Review. 1942 - 1943. Vol. 31. No. 4. P. 358 - 362).

 

142 Возможно, это и есть будущее права недвижимости - отказ от понятия земельного участка как центральной категории права недвижимости и переход к идее о том, что собственник осуществляет господство не над вещью, а над трехмерным пространством, границы которого точно установлены и зафиксированы. По свидетельству M. Conaglen'а, профессора Кембриджского университета, именно такое понимание земельного участка характерно сегодня для английского права <80>. Французская юриспруденция также активно развивает взгляд на трехмерное пространство как на объект вещного права, причем происходит это именно на основе нормы ст. 552 Code civil, согласно которой право собственности на земельный участок включает в себя пространства над и под землей <81>. Голландская юриспруденция делает практические шаги по внедрению идеи о земельном участке как трехмерном объекте путем создания 3D-кадастра недвижимости <82>.

--------------------------------

<80> Conaglen M. The Transfer of Immoveables in England and Wales // Transfer of Immoveable Property in Europe: From Contract to Registration / Ed. by A. Pradi.  degli Studi di Trento, 2012. P. 75.

<81> Richard D. De la  du sol en volume:  de doctorat en droit .  Paris II, 2015. P. 48; Faure-Abbad M. La  d'un volume // Le : Dodicesime giornate di studio Roma Tre-Poitiers. Dedicate alla memoria di Jean Beauchard (Roma 13 - 14 giugno 2014) / A cura di L. Vacca. Jovene, 2014.

<82> См. объемное исследование по этому вопросу: Stoter J.E. 3D Cadastre: PhD Thesis. Technische Universiteit Delft, 2004.

 

143 Мне кажется, что и в нашем праве существуют достаточные нормативные предпосылки для того, чтобы рассматривать земельный участок как трехмерный (а не плоский) объект. В частности, это вытекает из положений п. п. 2 и 3 ст. 261 ГК РФ:

(a) право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения <83>, и

--------------------------------

<83> Кстати, любопытно, что в соответствии с первоначальной редакцией ГК РФ многолетние насаждения и водные объекты представляли собой (с точки зрения текста ст. 130 ГК РФ) самостоятельные недвижимые вещи. Они ставились на кадастровый учет как самостоятельные объекты, на них открывались разделы ЕГРП и регистрировались права. Это было довольно странно, если не сказать нелепо, и законодатель провел в 2006 г. реформу, в результате которой эти объекты превратились из самостоятельных недвижимых вещей в... составные части земельных участков, на которых они расположены (см. подробнее об этом: Бевзенко Р.С. Не смешите мои сосны! Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 02.06.2016 N 306-ЭС15-20155). Однако тем не менее существуют дела Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, в которых она по-прежнему вопреки закону почему-то придерживается идеи о том, что многолетние насаждения - это самостоятельные недвижимые вещи (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14.10.2014 N 18-КГ14-112).

 

(b) собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

144 Однако, несмотря на то что ст. 11.1 ЗК РФ, в соответствии с которой земельный участок определялся как часть земной поверхности (очевидно, что это препятствует признанию участка трехмерным контуром), утратила силу, соответствующее определение было не исключено из ЗК РФ, а перенесено в другую статью - п. 3 ст. 6 этого Кодекса. Таким образом, ЗК РФ все-таки исходит из консервативного подхода, заключающегося в том, что земельный участок - это все-таки плоская фигура, образованная земной поверхностью.

145 Понимание того, что земельный участок - это 3D-объект и соответствующий створ воздушного столба либо подземное пространство представляют собой часть этого объекта, крайне важно для того, чтобы обсуждать возможности собственников земельных участков защищаться от вторжений в соответствующие пространства. Например, я убежден, что в связи с развитием персонального транспорта, перемещающегося не по поверхности земли (по дороге), а по воздуху, принципиальным станет вопрос о возможности свободно пересекать воздушные пространства над частными земельными участками. В принципе уже сегодня в юридической науке обсуждаются те вызовы, которые бросило юриспруденции взрывное развитие беспилотных летательных управляемых аппаратов - дронов <84>. Для меня очевидно, например, что свободное пересечение воздушных границ земельного участка должно подчиняться каким-то другим правилам, чем правила пересечения наземных границ (сегодня п. 2 ст. 262 ГК РФ устанавливает правило свободного прохода через земельный участок, если он не огорожен либо собственник участка иным образом ясно не обозначил, что свободный проход через его участок не допускается). Освоение этой сферы права недвижимости - дело будущего, и она лишь только ждет своих исследователей.

--------------------------------

<84> См., например: Rule T.A. Airspace in the Age of Drones // Boston University Law Review. 2015. Vol. 95. No. 1. P. 155 - 207.

 

146 Обсуждая реформу ГК РФ и ее влияние на квалификацию тех или иных объектов в качестве недвижимостей, я, наконец, не могу не затронуть еще один очень интересный аспект реформы объектов гражданских прав, который остался практически без освещения в юридической периодике и без внимания юридической публики. Я имею в виду изменения в п. 1 ст. 129 ГК РФ, в которой раньше содержалось указание на то, что объекты гражданских прав (т.е. в том числе и вещи) бывают (a) оборотоспособными, (b) ограниченно оборотоспособными, (c) изъятыми из оборота. Теперь же в ней осталось только две категории вещей: (a) оборотоспособные и (b) ограниченные в обороте. Причем из п. 2 этой же статьи явно следует, что ограниченные в обороте - это не прежние "изъятые из оборота" ("Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению").

147 Что произошло с такой категорией вещей, как "вещи, изъятые из оборота"? Ушли в никуда - и это правильно. Если право не допускает их оборот, то они для гражданского права вообще должны быть безразличны, невидимы. Гражданское право - право оборота; если вокруг чего-то оборот вообще не может "закрутиться", то это "что-то" объектом гражданского права быть не должно в принципе!

148 Из этой реформы также могут быть сделаны далеко идущие выводы. Например, если объекты, изъятые из оборота, теперь более не являются объектом гражданских прав, то это значит, что и права собственности (в строгом гражданско-правовом смысле) на них быть не может. Тем самым решается очень старая и очень острая проблема: что представляют собой с точки зрения гражданского права здания и сооружения, принадлежащие публичным образованиям, которые в силу своего публично-правового режима вообще в принципе не могут участвовать в обороте? Например, в связи с тем, что пусковая шахта баллистических ракет в силу публичного законодательства (об оружии, обороне и пр.) может принадлежать только Российской Федерации, зачем ей право собственности на нее? Ведь право собственности нужно для того, чтобы "раскрутить" оборот вокруг объекта - продать, заложить, внести в уставный капитал, подарить и т.п.

149 Таким образом, в результате исключения четырех слов из ст. 129 ГК РФ должен произойти радикальный переворот во взглядах на правовой режим подобного рода объектов. Например, что такое с точки зрения гражданского права Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)? Очевидно, что это сооружение, неразрывно связанное с земельными участками, по которым оно проходит. В принципе ее можно было бы квалифицировать как единый недвижимый комплекс, и г. Москва мог бы зарегистрировать свое право собственности на нее. Но зачем? Ведь в силу публично-правового режима (автомобильная дорога общего пользования) этот объект может находиться исключительно в собственности г. Москвы, он не может быть вовлечен в гражданский оборот. Так зачем же тратить время и деньги на регистрационные процедуры?

150 Парадокс, но с точки зрения новой редакции ст. 129 ГК РФ Московский Кремль - вопреки обывательской интуиции - не является недвижимой вещью. В силу своего публично-правового режима (Кремль - федеральный историко-культурный заповедник, который может принадлежать по закону только Российской Федерации) вообще не является недвижимой вещью. Право собственности Российской Федерации на него регистрировать в реестре нет необходимости. Он принадлежит Российской Федерации в силу норм публичного права, это публичная собственность. Конечно, Кремль можно (и, наверное, нужно) "инвентаризировать" (в Управлении делами Президента), но лишь для того, чтобы осуществлять учет каких-то финансовых операций и пр.

151 Потенциал обновленной ст. 129 ГК РФ еще совершенно не раскрыт, хотя, кажется, то, что произошло с категорией вещей, изъятых из оборота, в российском праве очень близко к тому, как соответствующие объекты (публичные здания и сооружения, общественные объекты, военные объекты и пр.) квалифицирует французское право: оно рассматривает их как особый публичный домен, не подчиняющийся частноправовым нормам о собственности <85>. Возможно, есть смысл пойти еще дальше и разделить (для целей установления различных публично-правовых режимов) объекты, изъятые из оборота, на объекты, которые находятся в открытом общем пользовании (воды, публичные дороги, музеи, площади и пр.), и объекты, которые могут находиться только в пользовании публичных властей либо лиц, которым это было специально разрешено публичными властями (объекты обороны, недра, объекты атомной энергетики и пр.). Однако это уже задача не гражданского, а публичного права.

--------------------------------

<85> В целом выделяют три подхода к регулированию объектов, которые предназначены служить общим целям: английский, германский и французский. Смысл первого заключается в том, что такие объекты находятся в обычной собственности как частных лиц, так и государства, но пользование ими осуществляется публикой, чему собственник не может препятствовать. Второй подход состоит в том, что публичные вещи рассматриваются так же, как обычная частная собственность, но собственником их может быть только публичное образование. Третий же подход исходит из того, что публичные вещи изымаются из-под сферы действия частного права, обладание ими и их регулирование - это задача публичного права. См. подробнее: Карадже-Искров Н.П. К вопросу о праве государства на землю. Иркутск, 1928. С. 7 - 9; Он же. Публичные вещи. Вып. 1. Иркутск, 1927; из современных авторов: Винницкий А.В. Публичная собственность. М., 2013. С. 22 и далее. См. также: Resta G. Systems of Public Ownership // Comparative Property Law: Global Perspectives / Ed. by M. Graziadei, L. Smith. Edward Elgar Pub., 2016. P. 216 - 258. Автор приводит еще более интересный подход к делению имущества на (i) частное, (ii) публичное и (iii) общее. Очевидно, что есть разница между шахтой баллистической ракеты (это имущество публичное, так как оборона - это задача государства, защищающего данное общество от внешних угроз; использовать его могут - и должны - только военные специалисты) и Московским Кремлем или МКАДом (это имущество общее, предназначенное для использования всеми членами данного общества).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.042 с.)