Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ФАКТОВ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Махачкала 2020 г.

Авторы – составители:

 А.С. Дамадаева – доктор психологических наук, зав кафедрой общей и специальной психологии ГБОУ ДПО «ДИРО», профессор кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ

Г.М. Джамалудинов – доктор социологических наук, ректор ГБОУ ДПО «ДИРО»

М.Г. Гитинова – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедрыобщей и специальной психологии ГБОУ ДПО «ДИРО».

 

 

Рецензенты: З. С. Акбиева – доктор психологических наук., зав. кафедрой психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ 

 

Методические рекомендации предназначены для повышения компетентности руководителей ОО, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных учреждений среднего и профессионально-технического образования по вопросам профилактики агрессивного и суицидального поведения среди учащихся

 

Печатается по решению учебно-методического совета кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ФГОУ ВО ДГУ (Протокол № 5 от 13.12. 2020 года). 

                                 © А.С. Дамадаева, М.Г. Дамалудинов, М.Г. Гитинова. 2020г.

Оглавление:

Введение. 4

Глава 1. Формы жестокого обращения с детьми их признаки в поведении и соматическом состоянии. 4

Глава 2. Аутодеструктивное поведение подростков. Превенция, интервенция и поственция суицидального поведения. 13

Глава 3. Психодиагностика суицидального поведения. 23

Глава 4. Рекомендации педагогам учреждений дошкольного, общего и профессионально-технического образования по выявлению случаев насилия над детьми. 25

Глава 5. Практические рекомендации по организации коррекционной и профилактической работы.. 27

Источник: 38

Приложение 1. 39

Приложение 2. 40

Приложение 3. 40

Приложение 4. 44

Приложение 5. 51

Приложение 6. 56

Приложение 7. 71

 

Введение

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики, становятся жертвами тоталитарных сект.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

В подростковом возрасте часто наблюдаются суицидальные наклонности, так называемое аутодеструктивные девиации. В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, стало массовым явлением. Психологи спорят о природе, и, соответственно, о причинах аутодеструктивного поведения, существует классическое определение: аутодеструктивное поведение является формой девиантного (отклоняющегося) поведения; это действия, направленные на нанесение прямого или косвенного вреда собственному соматическому или психическому здоровью. Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей, алкоголизации, наркотизации и других видов самоповреждающего поведения достигли масштабов социальной катастрофы. Отрицательное влияние аутодеструктивного поведения на качество жизни людей, а также интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества делает проблему исследования путей его профилактики чрезвычайно актуальной.

Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые способны перейти в патологическое состояние.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации, а в целом борьба за психическое здоровье детей и подростков становится требованием времени и определенных знаний, связанных с выявлением различных форм насилия, девиаций и связанных с ними последствий.

Данные методические рекомендации предназначены для ознакомления педагогических работников с формами насилия, диагностикой агрессивного и суицидального поведения и профилактической работой по коррекции этих девиаций.

Причины суицида

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

- несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;

- отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии;

- ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения;

- дисгармония в семье;

- саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);

- в подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;

- депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является, как правило, неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены детско - родительские отношения. Роль «последней капли» часто играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Внешние признаки суицидента

Внешний вид и поведение Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Амимия. Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь. Патетические интонации. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Гипомимия. Двигательное возбуждение.
Эмоциональные нарушения Скука. Грусть. Уныние. Угнетенность. Мрачная угрюмость. Злобность. Раздражительность. Ворчливость. Брюзжание. Неприязненное, враждебное отношение к окружающим. Чувство ненависти к благополучию окружающих. Чувство физического недовольства. Безразличное отношение к себе, окружающим. Чувство бесчувствия. Тревога беспредметная (немотивированная). Тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды. Страх немотивированный. Страх мотивированный. Тоска как постоянный фон настроения. Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности. Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
Психические заболевания Депрессия. Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Маниакально-депрессивный психоз. Шизофрения
Оценка собственной жизни Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие с окружающими Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения Слезливость. Расширение зрачков. Сухость во рту ("симптомы сухого языка"). Тахикардия. Повышенное артериальное давление. Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха. Ощущение комка в горле. Головные боли. Бессонница. Повышенная сонливость. Нарушение ритма сна. Отсутствие чувства. Чувство физической тяжести, душевной боли в груди. То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе). Запоры. Снижение веса тела. Повышение веса тела Снижение аппетита. Пища ощущается безвкусной.
Динамика состояния в течение суток Улучшения состояния к вечеру. Ухудшение состояния к вечеру

Депрессия

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей или утратой друзей, близких, здоровья или работы. Она может наступить в годовщины утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Если человека постигает утрата, то это, естественно, порождает не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности выразить свои чувства, то они вытесняются в бессознательное, в результате чего внутреннее напряжение и фрустрация осложняют процесс горя. Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Интересен суицидологический аспект и других психических расстройств. Существует три основные группы этих заболеваний. Во-первых, неврозы, которые характеризуются беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Невротик не утрачивает связи с окружающей действительностью, но у него отсутствует доверие к миру, в силу чего он становится подозрительным и тревожным. Характерологические или личностные проблемы возникают из-за дефицита моральных норм, здравомыслия или сложных взаимоотношений с окружающими. Эти люди не страдают собственно душевным расстройством, однако склонны к совершению антисоциальных поступков без возникновения чувства вины.

Психозы протекают тяжелее, чем неврозы. Человек, страдающий психозом, обычно неадекватно реагирует на большинство ситуаций окружающей жизни. К ним относится маниакально-депрессивный психоз с глубокими изменениями настроения от мании к депрессии, которая часто сопровождается суицидальными мыслями. Широко распространенным заболеванием является шизофрения, при которой возникают бредовые расстройства и обманы восприятия: голоса и видения. Для этих больных «ночные кошмары становятся реальностью». Окружающее причудливо изменяет свои очертания, а значение, которое придается определенным фактам, не имеет каких-либо реальных оснований.

Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. Предотврашение суицидальных попыток:

- снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

- уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;

- формирование компенсаторных механизмов поведения;

- формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

 

 

Рекомендации для педагогов и родителей. Как обеспечить безопасность несовершеннолетних

В современном мире очень актуальна проблема как обеспечить безопасность детей.

Опасения родителей понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, не уменьшается. Беззащитный ребёнок может пострадать от грабителя, которого интересуют только деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, причём в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.

Нередко и дома ребёнок или подросток может стать жертвой разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.

В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.

Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу «попугая в клетке». Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности («станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу») часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям.

Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников.

Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что ребёнку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождением в Интернете или занятием компьютерными играми.

Наиболее эффективный выход из данных ситуаций может быть один: предоставить сыну или дочери необходимую информацию по безопасности и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определённому образу жизни в условиях, когда они все больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём, как в привычных ситуациях, например, при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных: при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению — долг родителей, который необходимо исполнять постоянно.

Практические рекомендации для родителей и специалистов «Обучать детей безопасности»

(методические рекомендации)

1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоватьсявозрастом ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти намашине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: «А как ты поступишь, если..., то есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по меревзросления ребёнка, пересматривать и обновлять их. Для детей в возрасте 4—8 лет подходит обучение на уровне рефлексов: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек — молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.

Работу с десяти - четырнадцатилетними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). Помнить, что переходить к следующему этапу можно только после того, как усвоены предыдущие правила.

2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребёнку в ближайшем будущем.Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать свое стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.

3. Важно относиться к детям с любовью и поддерживать с ними тёплый эмоциональный контакт. Отсутствие у ребенка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска опасных происшествий с ним. Благодаря эмоциональному контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ребёнку научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Очень внимательно, не перебивая, слушайте ребёнка или подростка, когда он рассказываемого прожитом дне, анализируйте всё сказанное им, интересуйтесь книгами, которые он читает, смотрите фильмы, которые он смотрит, вместе «бродите» по просторам Интернета и играйте в компьютерные игры. Необходимо совместно с ребёнком решать не только его проблемы, но и свои. Рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находите ответы на возникающие вопросы. Существует привычное мнение, что научить ребенка тем или иным правилам защиты можно только с помощью их многократного воспроизведения. Однако, как показывает практика, это далеко не так. Кто из родителей не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько разговорил(а), так не делай этого», но ребёнок упорно допускает одну и ту же ошибку. Что это: непонятливость или дух противоречия? Ответ прост: прежде всего это действия самих взрослых, которые несовершеннолетний воспроизводит почти подсознательно. Сколько бы раз родители ни повторяли сыну или дочери, что перед тем, как открыть дверь, нужно узнать, кто за ней стоит, они никогда не выполнят этих указаний, если мама и папа сами не будут чётко выполнять их.

Таким образом, в ситуациях, когда есть жизненная необходимость научить ребёнка правилам безопасности, например, не разговаривать с незнакомцами на улице, важно самим выполнять их. И не нужно надеяться на то, что растущий маленький человек занят своим делом и не смотрит на родителей, когда они вступают в диалог с первым встречным. Впоследствии, оставшись один, он сделает то же самое.

Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Однако до 6—8, а иногда и до10 лет у несовершеннолетнего не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ещё её воспринимать. Поэтому всё, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» — ходи, «не открывай» — открывай и т. д. Кроме того, знание, как не надо делать, не помогает разрешить проблему.

Приложение 1.

Анкета для обучающихся

Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершеннолетних (разработана Т.А. Мещениной, МАУ «Центр развития образования», 2014 г.)

Уважаемый обучающийся, тебе предлагается ответить на несколько вопросов, используя ответы «очень часто», «часто», «редко», «никогда». Отметь в соответствующей графе свой ответ на вопрос знаком «+».

Заранее благодарим.

Вопрос Очень часто Часто Редко Никогда
1. Приходится ли тебе видеть как дети или подростки проявляют физическую агрессию по отношению к другим людям: дерутся, ставят подзатыльники и т.д.?        
2. Наблюдаешь ли ты неуважительное отношение детей и подростков к другим людям в виде обзывания, осмеивания и т.д.?        
3. Боишься ли ты, что другие дети или подростки могут проявить по отношению к тебе физическую агрессию в виде драки, подзатыльника и т.д.?        
4. Боишься ли ты оскорблений, осмеиваний, обзываний в свой адрес со стороны других детей и подростков?        
5    Приходится ли тебе участвовать в драках, защищая себя, своих друзей или других людей?        
6. Заступаешься ли ты за тех, кого оскорбляют: обзывают, осмеивают и т.д.?        
7. Был ли ты когда-нибудь избит своими сверстниками или ребятами старше тебя?        
8. Тебя когда-нибудь унижают другие дети или подростки: обзывают, осмеивают и т.д.        
9. Предпринимаешь ли ты какие-то действия для того, чтобы предотвратить драку: уговариваешь людей успокоиться и решить всё мирным путем, сообщаешь о намечающейся драке взрослым и другое?        
10 Думаешь ли ты, что бить другого человека – это нормально?        
11 Ты можешь первым начать драку?        
12 Считаешь ли ты, что осмеивать и обзывать другого человека – это нормально?        
13 Приходилось ли тебе обращаться за помощью к кому-то из взрослых (учителям, родителям), если тебя бьют, обзывают или осмеивают?        
14 Ты рассказываешь дома о драках между детьми и подростками или о других случаях унижения, которые тебе приходится видеть?        

 

Приложение 2

Анкета для педагогов

Защитить детей от насилия?

- повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения (выявление и помощь);

 - повысить уровень юридических знаний;

 - просвещать родителей по вопросам воспитания детей;

 - проводить предупредительную работу с детьми;

- развивать психологическую помощь детям и семьям;

 - издавать больше материалов по вопросампрофилактики жестокого обращения с несовершеннолетними;

- данной проблемы у нас несуществует;

 - другое (указать).

Приложение 3.

Общие показатели

1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патологии (2), хронические болезни (1).

2. Учеба: отличная (5), хорошая (4), средняя (3), слабая (2), неудовлетворительная (1).

3. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИДН (1).

4. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных цел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует коллективные мероприятия (1).

5. Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1).

6. Состав семьи: мать и отец (5), мать и отчим (4), одна мать (3), мачеха и отец (2), нет родителей (1).

7. Количество детей в семье:

8. Образование родителей: высшее у обоих (5), высшее у одного (4), среднее у обоих (3), среднее у одного из родителей (2), родители не имеют среднего образования (1).

9. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:

5 — семья ведет здоровый образ жизни;

4 — один из родителей склонен к выпивке, скандалам;

3 — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;

2 — частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

1 — повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских прав и изъятия детей.

10. Степень выраженности девиантных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

5 — семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей;

4 — духовные потребности недооцениваются;

3 — для семьи характерна духовная, идейная индифферентность;

2 — преобладают стяжательские настроения;

1 — в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей.

11. Характер эмоциональных отношений в семье:

5 — атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;

4 — отношения ровные, но без эмоциональной близости;

3 — эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;

2 — эмоционально холодные, отчужденные отношения;

1 — напряженно-конфликтные отношения.

12. Характеристика внешкольного общения со сверстниками:

5 — на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, на основе увлечения спортом, коллекционированием и т.п.;

4 — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения;

3 — общение на основе пустого времяпрепровождения;

2 — девиантные группы, выпивки, сквернословие, хулиганство, наркотики;

1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних).

Приложение 4

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ»

Цели:

- сформировать умение помогать ребенку преодолеть последствия жестокого обращения;

- определить свои родительские возможности относительно воспитания ребенка, пережившего жестокое обращение.

В результате тренинга родители должны:

- знать какие травмы могли быть в жизни ребенка и как они могли отразиться на его развитии;

- понимать роль эмоциональной депривации и жестокого обращения в нарушениях психического развития ребёнка;

- знать, что серьезные травматические события приводят к комплексным нарушениям, оказывая влияние на все жизненные сферы;

- выработать принципы, которыми могут руководствоваться взрослые, стремящиеся помочь детям, перенесшим насилие или жестокое обращение;

- уметь справляться со своими чувствами по поводу прошлого опыта ребенка. Осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей своих детей, переживших жестокое обращение;

- понимать важность соблюдения конфиденциальности.

Содержание занятия

1. Жестокое обращение с детьми. Сообщение ведущего.

1.1. Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах. 15 мин.

1.2. Право ребенка на конфиденциальность. Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе. 15 мин.

1.3. Понятие «мозаики» развития. Сообщение ведущего. 10 мин.

1.4. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в большой группе.

1.5. Как помочь детям с дисгармониями в развитии. Работа в группе. 15 минут.

Материалы для занятия:

Плакаты, стойка для плакатов, карточки, ручки, фломастеры, бумага для записей, два контрастных маркера (синий и красный), рисунки детей, переживших жестокое обращение.

Введение. Поприветствуйте участников. Расскажите о цели и содержании данного занятия.

Обратитесь к презентации.

Презентация: название и цели занятия

Поясните смысл названия. Тема занятия тяжелая, но рассмотреть ее необходимо. Она посвящена жестокому обращению с детьми и его последствиям. Для того чтобы быть способным помочь ребенку, перенесшему жестокое обращение, родители / педагоги, должен знать о последствиях подобного опыта, их проявлениях и способах преодоления. Особую озабоченность у родителей и воспитателей вызывают задержки в психическом развитии ребенка, их причины и пути преодоления. Ребенок очень уязвим в отношении генетических, внутриутробных и внешних воздействий, однако большинство людей все же вырастают здоровыми — и физически, и личностно. Это связано с гибкостью и богатством ресурсов растущего человека. Расскажите, что жестокое обращение, насилие над детьми — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

- физическое;

- сексуальное.

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда жеотносятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные дляжизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку:

прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половойакт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детямпорнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.Рассказать об эмоциональном состоянии детей, особо отметив то, что у них все проблемы сактивностью — гиперреактивность, заторможенность, трудности сосредоточения неконцентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональныхпроблем (аффект тормозит интеллект).

Дети, пережившие жестокое обращение, могут:

- испытывать трудности со сном;

- проявлять регрессивное поведение;

- быть в депрессивном состоянии;

- казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;

- демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;

- быть жестокими;

- могут быть замеченными в воровстве;

- убегать из дома;

- высказывать мысли о суициде;

- мастурбировать, вовлекая других детей;

- демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данныйпризнак);

- демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;

- испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако, если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните:

дело не в генетике, а в травматическом опыте.

Обсуждение в группе. Спросите участников, одинаково ли воспринимают действия взрослых дети, пережившие насилие, и дети из благополучных семей. Поддержите следующие высказывания:

- Ребенок, переживший жестокое обращение, не верит взрослым, поэтому он может неадекватно реагировать на их действия.

- Возможно, придется долго ждать того, что ребенок сможет доверять.

- Возможно, придется искать разные подходы к ребенку.

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.

Взрослым необходимо тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми.

1.1.Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах.

Цель: показать, что травматический прошлый опыт отражается на всей личности ребенка, его мыслях, чувствах, поведении.

- Разделить группу на 2—3 подгруппы.

- Раздать подгруппам рисунки детей, сделанные ими во время консультации у детского психолога. На рисунке должны быть указаны пол и возраст ребенка.

- Попросить участников внимательно посмотреть на рисунки и попытаться представить себе эмоциональное состояние ребенка, который их рисовал.

- Предложите участниками ответить на вопросы:

Хорошо ли ребенку?

Боится ли он чего-то?

Спокоен ли он?

Злится ли на что-то?

Как воспринимает окружающий мир?

Как воспринимает других людей?

Как воспринимает самого себя?

После того как подгруппы завершат работу, попросите их по очереди рассказать в большой группе о результат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.142 с.)