II. Актуализация опорных знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Актуализация опорных знаний.



Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?

Ответы студентов.

Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?

Ответы студентов.

Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. Эта тема рассчитана на два часа. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?

Ответы детей.

При наличии времени можно провести тестирование.(слайды 13-18, приложение)

Тест по теме «Конституция России»

  1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
    а) в 1977 г.;
    б) в 1918 г.;
    в) в 193 6 г.
  2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
    а) 12 июня 1993 г.;
    б) 12 декабря 1993 г.;
    в) 12 декабря 1995 г.
  3. Конституция – это:
    а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
    б) юридический акт, содержащий все законы страны;
    в) текст законов.
  4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
    а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
    б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
    в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
  5. Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
    а) демократическое;
    б) общенародное;
    в) федеративное;
    г) союзное;
    д) конфедеративное;
    е) правовое;
    ж) с республиканской формой правления;
    з) с конституционно-монархической формой правления.
  6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
    а) экономическая сфера;
    б) государство;
    в) человек, его права и свободы.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Домашнее задание: конспект в тетради.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 10-11 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016.

План конспект урока «Конституционное право, как российского права»

Цели и задачи урока:
Обучающая:
изучить понятия: конституция, конституционное право, основы конституционного строя Российской Федерации.
Развивающая: формирование умения работать с нормативно-правовыми актами – текстом конституции
Воспитательная: воспитание гражданственности через знание, уважение и соблюдение конституции страны.

План урока:

1. Понятие о конституции.
2. Конституционное право Российской Федерации.
3. Принятие конституции Российской Федерации.
4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Материалы урока.

1. Понятие о Конституции.

Слово конституция в переводе с латинского означает установление, устройство. Конституция – это основной закон страны. Она определяет государственное устройство страны, полномочия органов власти, фиксирует права, свободы и обязанности гражданина страны. Конституция имеет высшую юридическую силу, это значит что все нормативные акты, которые принимаются в стране, не должны ей противоречить.

Известно несколько способов принятия конституции:
- конституционным собранием, конвентом (США)

- учредительным собранием (Италия, Индия)

- путем актроирования, т.е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом

- путем референдума - это всенародное голосование. Сначала текст проекта конституции публикуют в средствах массовой информации и предлагают гражданам страны изучить текст проекта и только потом проводят референдум (Франция, Россия)

Конституция имеет прямое действие, распространяется на всей территории страны и все органы власти, граждане, организации обязаны ее соблюдать.

2. Конституционное право Российской Федерации.

Конституционное право Российской Федерации – это ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой действующей конституции.
Принципами конституционного права России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм.
Основные источники конституционного права в нашей стране – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном суде, о судебной системе и др, федеральные законы: о выборах президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.


3. Принятие конституции Российской Федерации.

В 1993 году в стране произошли события, которые вошли в историю как конституционный конфликт между исполнительной властью в лице президента России Б.Н. Ельцина и законодательной властью в лице Верховного Совета России под руководством Р.И. Хасбулатова по поводу властных полномочий. Президент хотел расширения президентских полномочий, Верховный Совет был против этого. В апреле 1993 года в стране был проведен референдум о доверии президенту, он показал, что большинство его участников 58 процентов доверят президенту. В этих условиях по указанию Б.Н.Ельцина была ускорена разработка проекта новой Конституции. Он предполагал значительное расширение полномочий Президента, что вызвало недовольство большинства членов Верховного Совета. 21 сентября 1993 года Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новый парламент и одновременно – референдума о принятии новой Конституции. Верховный Совет расценил этот указ как попытку государственного переворота. Было принято решение о прекращение полномочий Б.Н.Ельцина и возложение обязанностей Президента на вице-президента А.В.Руцкого. Начался двухнедельный период противостояния приверженцев Президента и Верховного Совета. 2-3 октября 1993 года оно приняло вооруженный характер: отряды сторонников Руцкого захватили мэрию и попытались штурмом взять телестудию Останкино. В ответ Ельцин ввел в Москве военное положение. 4 октября после обстрела из танковых орудий Белый дом (резиденция Верховного Совета) был взят штурмом. Руководители Белого дома были взят под арест, однако в 1994 году были амнистированы. По официальным данным, число жертв составило 145 человек. 12 декабря 1993 года состоялся референдум, на котором 58,4 процента участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции. Одновременно прошли выборы в нижнюю палату нового законодательного органа – Государственную Думу Российской Федерации
12 декабря – ежегодно в стране отмечается государственный праздник – День Конституции Российской Федерации.

4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Выдержки из главы 1 «Основы конституционного строя» (целесообразно раздать на учебные столы либо данные выдержки, либо текст конституции главу 1. и совместно с обучающимися читать текст, а педагогу давать пояснения).

Статья 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 4. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство Российской Федерации

Статья 5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации

Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации

Статья 7. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны

Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие…, политическое многообразие, многопартийность.
Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни

Статья 14. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

Вопросы для закрепления пройденного материала.

1. Что такое конституция?

2. Какие существуют способы принятия конституции?

3. Что такое конституционное право?

4. Каковы источники конституционного права Российской Федерации?

5. Когда и каким путем была принята Конституция РФ?

6. Что по Конституции РФ является высшей ценностью?

7. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?

8. Назовите органы власти в РФ.

9. Кто в РФ обязан соблюдать Конституцию и законы?

10. Что значит Российская Федерация – светское государство?

Задания для самостоятельной работы.

1. Какой и способов принятия конституции представляется вам наиболее: а) демократическим; б) оперативным?

2. «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч.Э.Хьюджес, американский правовед). Объясните, как вы понимаете эту мысль.

3. Познакомьтесь со следующим утверждением: «Конституция не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции Российской Федерации содержаться нравственные ориентиры справедливости для нашего общества». (Л.А. Окуньков, правовед). Используя текст Конституции РФ, главы 1 и 2 приведите примеры, подтверждающие данную мысль.

4. Укажите в данном ниже списке основные отличительные черты Конституции Российской Федерации: Конституция подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем; в ней получили дальнейшее развитие принципы социализма; она заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах; в соответствии с Конституцией Российское государство является унитарным; признается идеологическое единство российского народа.

 

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Правоведение: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений /А.Ф. Никитин. – 4-е изд. М.: Просвещение, 2007.- 352с.

Технологическая карта урока

Результат Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Стадия «ВЫЗОВ» 20 мин.  
- осознаёт своё знание и незнание - обогащает собственный социкультурный опыт - осознает значение активной гражданской позиции. - формирует цели предстоящей деятельности Практическая работа: совместное составление кластера - Вы представитель молодежной общественной организации и у вас появилась интересная идея урегулирования отношений между РФ и ЕС в свете их разногласий из-за событий в Украине. Куда вы должны обратиться с этим предложением? - Жители Самарской области настаивают на введении войск армии РФ в Украину. С этим предложением они обратились в Верховный суд РФ. По адресу ли они обратились? -А знаете ли вы, какими компетенциями обладают органы государственной власти? Работа с таблицей
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Что такое органы государственной власти? В какой ситуации надо обращаться в тот или иной орган власти?
Какими признаками они обладают Почему именно органы государственной власти принимают решения по важным вопросам?
Фронтальная работа над вопросами учителя и составлению таблицы
  Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 45 мин.  
- планирует предстоящую деятельность - владеет способами сотрудничества; - выделяет основные смысловые единицы текста - осознаёт своё знание и незнание - преобразует практическую задачу в познавательную, - самостоятельно контролирует свое время и управляет им, - задает вопросы, - владеет устной и письменной речью Чтение текста с маркировкой - Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы? Приём «ИНСЕРТ» «v» – уже знал «-» - думал иначе «+» - новое «?» - не понял, есть вопросы Беседа по тексту - Что мы уже знали о структуре органов государственной власти? В чём наши знания и информация в тексте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить? Заполняет по ответам детей часть кластера. - Какие наши знания оказались ошибочными? - Что осталось непонятным? Чтение текста с маркировкой - Где и как мы можем узнать о компетенциях органов власти? Беседа по тексту - Что мы уже знали о компетенциях органов государственной власти? В чём наши знания и информация в тексте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить? - Какие наши знания оказались ошибочными? - Что осталось непонятным? Учитель вырезает фрагмент кластера, приклеивает на заготовку и при помощи документ-камеры демонстрирует готовый кластер. Фронтальная работа над вопросом учителя. Работа в парах с текстом Конституции по составлению кластера, по ходу маркируем. Фронтальная работа по составлению начала кластера. Работа в группах по составлению кластера, чтение текста Конституции(1 группа – глава 5, 2 группа – глава 6, 3 группа – глава 7, 4 группа – глава 4). По ходу чтения маркируем текст при помощи заливки Раздаточный материал (Приложение 1) Обсуждают и заполняют свою часть кластера и сдают учителю Фронтальная работа над вопросами учителя
  Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 20 мин.  
- дает определение понятию «органы государственной власти» - перечисляет признаки - определяет их структуру - перечисляет их компетенции - приводит в соответствие орган и полномочия - владеет устной и письменной речью - владеет способами сотрудничества; - оперирует понятиями. Практическая работа: групповое представление кластера - Что мы теперь знаем об органах государственной власти? - Каковы их признаки? - Какова структура и компетенции Законодательной власти в РФ - Какова структура и компетенции Исполнительной власти в РФ - Какова структура и компетенции Судебной власти в РФ - Каковы компетенции Президента РФ Практическая работа: приведите в соответствие Проверка Практическая работа: групповое составление синквейна Орган власти Государственный, представительный Действует, управляет, защищает Осуществляет власть от имени народа Коллегиальный орган Представители от группы представляют свой кластер отвечают на вопросы учителя. Индивидуально задают уточняющие вопросы. Индивидуальная работа с тестом (Приложение 2). Самооценка выполненного теста. Представление своего синквейна
- осознаёт своё знание и незнание Подведение итогов урока 5 мин: содержательная оценка  

 

Текст II

Текст III

Текст IV

Исполнительная ветвь власти

Правительство Российской Федерации (кабинет министров) — высший государственный орган исполнительной власти в России. Дом Правительства Российской Федерации (Белый дом) расположен на берегу Москвы-реки в Москве, по адресу: Краснопресненская набережная, д. 2.

Правительство России состоит из председателя Правительства России (премьер-министра), заместителей председателя Правительства России и федеральных министров. Премьер-министр назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. В настоящее время им является Д.А. Медведев.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· управляет федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

· существляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Точное число министерств Конституцией не определено. Сейчас в России существует 23 федеральных министерства, а также большое число федеральных служб и федеральных агентств, которые имеют иное название, но сходный статус. Часть из них подчиняется непосредственно Президенту России, в том числе:

· Министерство внутренних дел (МВД)

· Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

· Министерство иностранных дел (МИД)

· Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

· Министерство обороны (МО)

· Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст)

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ)

· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (Служба наркоконтроля) и др.

Текст V

Судебная ветвь власти

Конституционный Суд России (КС РФ) — высший судебный орган конституционного контроля. Располагается в Санкт-Петербурге по адресу: Сенатская площадь, дом № 1.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. Председателем Суда был назначен Валерий Дмитриевич Зорькин. Работать Конституционный Суд начинает после обращения к нему Президента, Совета Федерации (или ⅕ его членов), Государственной Думы (или ⅕ её депутатов), Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора и органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

· разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации любых нормативных актов, изданных в РФ, а также ещё не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

· разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

· даёт толкование Конституции Российской Федерации»;

· даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации (процедуры импичмента).

Кроме Конституционного Суда РФ, деятельность которого связана с Конституцией всего государства, существуют независимые от него конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации — органы конституционного правосудия (контроля) на местах. Они проверяют соответствие местного законодательства конституциям и уставам субъектов федерации. Так 21 автономная республика в составе России имеет свою конституцию, 26 областей и краёв назвали свой основной закон уставом, в Республике Калмыкия сходный документ называется «Степное Уложение» и т.д.

Верховный Суд (ВС) – высший судебный орган страны по экономическим, гражданским, уголовным, административным и иным делам [10]. Он находится в Москве, на ул. Поварская, д. 15.

Численность судей составляет 170 человек, они назначаются Советом Федерации по представлению Президента пожизненно. Это профессиональные юристы с безупречной репутацией. Председателем Суда назначен Вячеслав Михайлович Лебедев.

Раньше верховных судов было три: Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный. 6 февраля 2014 года Президент Владимир Владимирович Путин подписал закон об объединении Высшего Арбитражного и Верховного Судов. В состав обновленного Верховного Суда входят:

· Судебная коллегия по административным делам (рассматривает споры между органами власти и гражданами и дела об административных проступках граждан – нарушении Административного кодекса РФ);

· Судебная коллегия по гражданским делам (споры граждан между собой);

· Судебная коллегия по уголовным делам (рассматриваются дела о преступлениях, описанных в Уголовном кодексе РФ);

· Судебная коллегия по экономическим спорам (бывший Арбитражный суд, рассматривает споры между хозяйствующими субъектами: предпринимателями, заводами, банками и т.д.)

· Судебная коллегия по делам военнослужащих.

· Апелляционная коллегии ВС РФ (рассматривает жалобы на действия нижестоящих судов);

· Дисциплинарная коллегии ВС РФ (рассматривает жалобы и проступки самих судей;

Верховный Суд является высшим судебным органом России по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам. Этот суд надзирает за деятельностью судов нижестоящих судов; рассматривает апелляции и кассации (разные виды жалоб на решения суда), а по особо важным делам (например, в отношении высших чиновников или самих органов государственной власти) — выступает также и в качестве суда первой инстанции.

Верховному Суду подчиняются все верховные суды автономных республик, краев и областей России, суды городов федерального значения (городские суды Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), суды автономной области и автономных округов, окружные и флотские военные суды. Верховный Суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Все его решения публикуются в специальном журнале и становятся образцом, как нужно решать подобные дела в будущем (судебными прецедентами).

Верховный Суд также разрешает вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

· Словарь:

Амнистия – смягчение наказания или освобождение от него лиц, осужденных судом.

Апелляция – обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела.

Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания РФ (двухпалатного парламента). Состоит из 450 депутатов, избирающихся по пропорциональной системе на 5 лет. Рассматривает и принимает Федеральные законы.

Вето – право Президента отказаться подписывать законопроект, за который проголосовали обе палаты Федерального собрания. В этом случае создаётся согласительная комиссия, которая пытается разрешить спор, но если каждая из палат ⅔ голосов подтвердит своё решение, вето будет преодолено.

Государство – форма организации власти на определенной территории, обладающая суверенитетом.

Законопроект – подготовительная стадия закона. Законопроект вырабатывается в соответствующем комитете Государственной Думы, потом происходит голосование в Думе и в Совете Федерации. Затем законопроект подписывается Президентом и становится законом.

Импичмент – процедура отрешения Президента России от должности.

Кассация – форма обжалования и опротестования решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Компетенция – совокупность полномочий, прав и обязанностей конкретного органа власти или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов или органов местного самоуправления

Конституция РФ – основной закон Российской Федерации, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года, закрепляющий правовой демократический республиканский федеративный характер государства, его социальную и светскую направленность.

Помилование – право Президента России смягчить приговор осуждённым преступникам по их просьбе.

Президент РФ – глава Российской Федерации, обладающий статусом верховного главнокомандующего, гаранта конституции. Избирается всенародным голосованием на 6 лет, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны и обладает представительскими функциями.

Разделение властей – принцип правового государства и республиканского устройства, согласно которому государственная власть для защиты её от монополизации разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Гарантируется системой «сдержек и противовесов».

Система «сдержек и противовесов» – механизм гарантии существования разделения властей в правовом республиканском государстве, достигаемый закреплением в тексте Конституции компетенций каждого из высших органов государственной власти и их взаимозависимостью.

Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ (двухпалатного парламента). Каждый субъект РФ в Совете Федерации представляют два депутата. Одобряет Федеральные законы.

Субъект Российской Федерации – часть территории РФ, обладающая ограниченным суверенитетом, законами, законодательными и исполнительными органами власти, налогами.

Суверенитет (независимость) – основной признак государства, монопольное право государства издавать законы на своей территории и представлять интересы населения страны за рубежом.

Суд – орган государственной власти, часть правоохранительной системы страны, в компетенцию которого входит осуществление правосудия и защита права.

При подготовке текста использованы материалы:

http://президент.рф/

http://kremlin.ru/

www.council.gov.ru

http://www.duma.gov.ru/

http://www.ksrf.ru/

http://www.vsrf.ru

https://ru.wikipedia.org/ (Ссылки на внешний сайт.)

.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?

Ответы студентов.

Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?

Ответы студентов.

Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. Эта тема рассчитана на два часа. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.

II. Актуализация опорных знаний.

А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2, приложение)

  1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?
  2. Каково государственное устройство нашей страны?
  3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?
  4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?

Принимаются любые ответы студентов.

На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.

III. Изучение новой темы. (слайд 3, приложение)

План

  1. Исторический путь России к демократической Конституции.
  2. Общая характеристика Основного закона страны.

1. Рассказ преподавтеля.

- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4, приложение)

В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.

Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. (слайд 5, приложение)

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.

Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.

Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.

Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.

Потом были четыре советские Конституции (слайд 6, приложение):

  • 1918 г. – Конституция РСФСР
  • 1924 г. – Конституция СССР
  • 1936 г. – «сталинская» Конституция
  • 1977 г. – «брежневская» Конституция.

Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.

Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.

2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.

У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.

Задание для 1 группы:

  1. Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская форма правления»?
  2. Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
  3. Каково устройство РФ?
  4. Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.

Задание для 2 группы.

  1. Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
  2. Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
  3. Как государство гарантирует равенство прав и свобод?

Задание для 3 группы:

  1. Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
  2. Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
  3. С какого возраста мы приобретаем свои права?
  4. В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?

3. Выступление групп с результатами работы. (слайды 8-12, приложение)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.099 с.)