Методические указания к выполнению практических заданий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к выполнению практических заданий.



1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия отводится 15 минут, на выполнение практических заданий  дается 60 минут.

2.Практическая работа состоит из нескольких заданий.

3.Все задания выполняются письменно.

4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.

5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.

6.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.

8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?

Критерии оценки.   Оформление практической работы в тетради в соответствии с требованиями (полнота и аккуратность выполнения заданий).5-выполнены все задания; 4- выполнено более 2/3 заданий; 3- менее 2/3 заданий; 2- менее ½ заданий.

Теоретический справочный материал. Этика – нормы поведения, мораль человека или профессиональной группы.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры, одежда). (Словарь по этике)

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система национально – специфических, стереотипных устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в раз­говор с незнакомым человеком и самому представлять­ся. Однако бывают случаи, когда это необходимо сде­лать.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют: — мужчина — женщину;— младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);— младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;— младший по должности — старшего; — член делегации — ее руководителя (независи­мо от того, сбоя делегация или зарубежная).

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это фор­мулы расставания, прекращения общения. Они вы­ражают: — пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания; — надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. На­деюсь на скорую встречу;— сомнение в возможности еще раз встретиться; понимание, что расставание будет надолго: Прощай­те! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминаете лихом. После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколь­ко зачинов, которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три ситуации: 1) торжествен­ная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая. К первой относятся государственные праздни­ки, юбилеи предприятия и сотрудников; получе­ние наград; открытие спортивного зала; презен­тация и т. д. По любому торжественному поводу, знаменатель­ному событию следуют приглашения и поздравле­ния. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение: — Позвольте (разрешите) пригласить вас... — Приходите на праздник (юбилей, встречу...), будем рады (встретить вас). — Приглашаю вас (тебя)... Если необходимо выразить неуверенность в умес­тности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается воп­росительным предложением: — Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас... Поздравление: — Разрешите (позвольте) поздравить вас с...— Примите мои (самые) сердечные (теплые, горя­чие, искренние) поздравления...— От имени (по поручению)... поздравляем...— От (всей) души (всего сердца) поздравляю...— Сердечно (горячо) поздравляю...

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разоре­нием, ограблением и другими событиями, принося­щими несчастье, горе.В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболез­нования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:— Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глу­бокие (искренние) соболезнования. — Приношу (вам) мои (примите мои, прошу при­нять мои) глубокие (искренние) соболезнования. — Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную. — Скорблю вместе с вами. — Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выраже­ния: — Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас! — Какая большая (невосполнимая, ужасная) ут­рата постигла вас! — Какое горе (несчастье) обрушилось на вас! В трагической, скорбной или неприятной ситуа­ции люди нуждаются в сочувствии, утешении. Эти­кетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение. Утешение выражает сопереживание: — (Как) я вам сочувствую! — (Как) я вас понимаю! Утешение сопровождается уверением в благопо­лучном исходе:

— Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо! — Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему). — Все будет в порядке! — Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом: — Не нужно (надо) (так) волноваться (беспо­коиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать). — Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку). — Нужно (надо) успокоиться (держать себя в ру­ках, взять себя в руки). — Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы). Перечисленные зачины (приглашение, поздравле­ние, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается. В повседневной деловой обстановке (деловая, ра­бочая ситуация) также используются формулы ре­чевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов учас­тия в выставках, при организации различных ме­роприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сде­лать замечание. На любой работе, в любой организа­ции у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то. Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях. Выражение благодарности: — Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную вы­ставку.— Фирма (дирекция, ректорат) выражает благо­дарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…—Позвольте (разрешите) выразить большую (ог­ромную) благодарность…

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:— Я благодарен вам за то, что…— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…— (Я) очень (так) благодарен вам! Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать: — Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодар­ность!— Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова! Совет, предложение: Нередко люди, особенно наделенные властью, счи­тают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:— Все (вы) обязаны (должны)… — Вам непременно следует поступить так… — Категорически (настойчиво) советую (предла­гаю) сделать… Советы, предложения, высказанные в такой фор­ме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между коллегами одного ран­га. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:— Разрешите (позвольте) дать вам совет (посове­товать вам)…— Разрешите предложить вам…— (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посове­товать (предложить) вам…— Я посоветовал бы (предложил бы) вам…Я советую (предлагаю) вам… Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:— Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу... — Если вам не трудно (вас это не затруднит)...— Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...— (Не) могу ли я попросить вас...

Просьба может быть выражена с некоторой кате­горичностью:— Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)... Согласие, разрешение формулируется следующим образом:— (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (вы­полнено). — Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).— Согласен отпустить вас. При отказе используются выражения: — (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…— (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выпол­нить вашу просьбу.— В настоящее время это (сделать) невозможно.— Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),— Простите, но мы (я) не можем (могу) выпол­нить вашу просьбу.

Вопросы для закрепления.

  1. Что такое этикет?
  2. Дайте понятие речевого этикета.
  3. Как связан этикет с культурой общения?
  4. Что такое речевые формулы?
  5. В каких ситуациях нужно употреблять речевые формулы?

Практикум.

Задание 1. Прочитайте речевую ситуацию. Распишите ваши действия.

Вы — работник администрации. Вам необхо­димо по телефону попросить:

Вариант1. — ветерана Великой Отечественной войны при­нять участие в празднике;

Вариант 2. — ученого из университета выступить в коллед­же с лекцией;

Вариант3. — руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Задание 2. Перед вами речевые ситуации. Письменно ответьте на вопросы.

1. Юноша идет по улице и встречает одногруппницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?

2. В колледже навстречу вам идет незнакомый преподаватель, который в вашей группе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Преподаватель, ведущий занятия в вашей группе, занят (разговаривает, проверяет работы). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу вам (парень,девушка) идет ваш одногруппник (ца). Кто должен поздороваться первым?
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших сотрудников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Задание 3. В каких деловых ситуациях возможно употребление следующих фразеологизмов:

Вариант 1. - махнуть рукой; - задавать тон; - стиснув зубы;- делать большие глаза;- нахмурить брови.

Вариант 2. - положа руку на сердце; - вертеть головой;- поджать губы;- прятать глаза; - наморщить лоб.

Задание 4.   На стене самого известного древнегреческого храма высечена надпись: «Познай самого себя». Напишите, какую ценность этот совет имеет для каждого человека.

Задание 5. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?

Практическое занятие № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.01 с.)