По выполнению практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических работ



По выполнению практических работ

учебной дисциплины

ОП. 01 Основы деловой культуры для профессии

Продавец, контролер кассир

Система менеджмента качества Версия № ___
МР - 23 -19 Введен с «__»________20__г.
  Рекомендован к применению в учебном процессе методическим советом НКПТиУ

2019

 

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
                               Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления
Стандарт организации
СМК СТО НКПТиУ      МР -23-19  КОС  -27-12 Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине Основы деловой культуры   п

 

Одобрено на заседании цикловой комиссии общегуманитарного и социально-экономического цикла ПРОТОКОЛ №1от «30» августа 2019 г.   Председатель__________ Г.А.Акимова Рассмотрено на заседании методического совета колледжа   ПРОТОКОЛ № 1 от «31» августа 2019 Председатель__________ Шевченко Н.П.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП. 01 «Основы деловой культуры» для профессии 38.01.02 Продавец, контролер кассир, утвержденной заместителем директора колледжа по УР Е.А.Аносовой.

В методических рекомендациях определена цель практических занятий по учебной дисциплине «Основы деловой культуры», разработано содержание практических занятий, даны методические указания по выполнению заданий и упражнений, указана учебная и справочная литература.

                                                                                                        

 

 

Разработчик:

Покидышева Н.В., преподаватель ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления».

 

Введение

Основной целью практических занятий по дисциплине «Основы деловой культуры» является формирование и дальнейшее совершенствование деловой культуры студентов.

Практические работы позволяют:

- использование активных методов обучения;

- обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся;

- создание условий для применения полученных знаний на практике;

- реализация компетентностного подхода.

Содержание практических работ соответствует теоретическому материалу, изучаемому в рамках дисциплины.

Выполнение обучающимися практических работ направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Являясь важным средством обучения, практические работы одновременно способствуют  формированию  самооценки обучающихся. Выполняя практическую работу, обучающиеся анализируют, насколько они владеют теоретическими знаниями, как умеют их применять на практике.

При проведении практических занятий могут быть использованы различные формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная (все выполняют одновременно одну и ту же работу);

- групповая (одна и та же работа выполняется группами  по 2-5 человек);

- индивидуальная (каждый выполняет индивидуальное задание);

- их сочетание.

Характер заданий представленных в  практических работах  различный: тестирование, письменное рассуждение на вопрос, решение ситуационных задач, словесное моделирование, проектирование.

Методические рекомендации содержат разработку пяти практических занятий, каждое из которых сопровождается методическими указаниями.

 

 

Практическое занятие № 1.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия №1.

Практикум.

Задание 1. Выполните тестовые задания.

ТЕСТ. Стратегия поведения в конфликте Инструкция: Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт тестовой методики оцените следующим образом: «совсем не согласен» — 1 балл;  «не согласен» — 2 балла; «скорее согласен» — 3 балла; «согласен» — 4 балла; «полностью согласен» — 5 баллов.

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

5. Я отзываюсь на предложение других, но сам не склонен проявлять инициативу.

6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе полемики свою неправоту.

9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

10.  Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

11.  Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

12.  Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

13.  С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

14.  Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

15.  Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

Обработка результатов

Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.

Стратегия поведения              № утверждений            Сумма баллов

Соперничество                               1, 6, 11

Избегание                                       2, 7, 12

Сотрудничество                             3, 8, 13

Приспособление                            4, 9, 14

Компромисс                                   5, 10, 15

Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.

Задание 2. Решите ситуационные задачи. Перед вами задачи. Прочитайте задачу своего варианта. Письменно предложите свой вариант решения. Аргументируйте его.

Задача №1 Вариант 1. В магазине женщина примеряет брюки. Спрашивает у вас, как продавца, о том, какие брюки ей лучше идут. Вы предлагаете ей брюки большей длины, аргументируя тем, что они вытягивают силуэт. Покупатель стала кричать, что ей самой виднее, какая длина брюк ей необходима и что она не нуждается в рекомендациях.Как должен в этой ситуации поступить работник магазина?

Задача № 2 Вариант 2.   К кассе магазина  выстроилась длинная очередь. Очень раздраженный посетитель в очереди стал возмущаться: «Да что же это такое? Куда ни приди – везде очереди!» и т.д. Когда очередь дошла до него, он сказал кассиру: «Что Вы, как сонная муха! Быстро работать не умеете? Дайте мне книгу жалоб и предложений!»...Как бы Вы поступили на месте кассира, чтобы избежать развития конфликтной ситуации?

Задача №3  Вариант 3.   Работник сервисного обслуживания техники опоздал на 30 мин. по вызову. Клиент, открывая дверь квартиры, сразу обрушился на него с упреками.Как должен поступить работник по обслуживанию техники?

Практическое занятие № 2.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы. (Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия №2.

Оформление резюме

Жестких требований к написанию резюме не существует, однако специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме. Заголовок — фамилия, имя, отчество (слова «резюме в заголовке не пишутся). Основные личные данные — адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение. Цель обращения — на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претензий. Опыт работы — даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений (начиная с последней). Образование — даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация; награды, призы и звания (начиная с последнего). Дополнительная информация — данные о дополнительных знаниях, навыках, имеющих отношение к данной работе, а также важных фактах биографии и личных качествах:

· владение иностранными языками (степень владения);

· умение работать на компьютере;

· наличие водительских прав и опыт вождения;

· членство в профессиональных объединениях или партиях;

· сведения об общественной деятельности, участии в работе конференций и съездов;

· сведения о военной службе и воинских званиях;

· увлечения на досуге, имеющие отношения к данной работе, и достигнутые успехи;

· указания к готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;

· сведения о рекомендациях;

· личные характеристики (например, «трудолюбив», «аккуратен», «энергичен», «лидерские качества» и т.п.).

Дата составления резюме — свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что давно ищете работу в разных местах. Основными требованиями, предъявляемыми к стилю написания резюме, являются:

· краткость: отсутствие лишних слов, сокращений и терминов;

· конкретность: отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей отношения к вакансии;

· целенаправленность: изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность;

· честность: отсутствие недостоверной информации.

Практикум.

Задание 1. Выполните задание 1, стр. 151 из учебникаКультура речи и деловое общение. В. В. Химик. Юрайт 2019.

Задание 2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Напишите резюме.

Задание 3. Выполните задание 2, стр. стр. 152. Вариант 1 -1, вариант 2- 2, вариант 3- 3, вариант 4- 4 из учебникаКультура речи и деловое общение. В. В. Химик. Юрайт 2019. Задание

Задание 4. Выполните адание 3, стр. 152из учебникаКультура речи и деловое общение. В. В. Химик. Юрайт 2019.

Практическое занятие № 3.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы. (Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия №3.

Вопросы для закрепления.

  1. Что такое этикет?
  2. Дайте понятие речевого этикета.
  3. Как связан этикет с культурой общения?
  4. Что такое речевые формулы?
  5. В каких ситуациях нужно употреблять речевые формулы?

Практикум.

Задание 1. Прочитайте речевую ситуацию. Распишите ваши действия.

Вы — работник администрации. Вам необхо­димо по телефону попросить:

Вариант1. — ветерана Великой Отечественной войны при­нять участие в празднике;

Вариант 2. — ученого из университета выступить в коллед­же с лекцией;

Вариант3. — руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Задание 2. Перед вами речевые ситуации. Письменно ответьте на вопросы.

1. Юноша идет по улице и встречает одногруппницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?

2. В колледже навстречу вам идет незнакомый преподаватель, который в вашей группе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Преподаватель, ведущий занятия в вашей группе, занят (разговаривает, проверяет работы). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу вам (парень,девушка) идет ваш одногруппник (ца). Кто должен поздороваться первым?
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших сотрудников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Задание 3. В каких деловых ситуациях возможно употребление следующих фразеологизмов:

Вариант 1. - махнуть рукой; - задавать тон; - стиснув зубы;- делать большие глаза;- нахмурить брови.

Вариант 2. - положа руку на сердце; - вертеть головой;- поджать губы;- прятать глаза; - наморщить лоб.

Задание 4.   На стене самого известного древнегреческого храма высечена надпись: «Познай самого себя». Напишите, какую ценность этот совет имеет для каждого человека.

Задание 5. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?

Практическое занятие № 4.

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия №4.

Задание 1 Ознакомьтесь с материалом учебника. Глава 1 п.1.1, 1.2.

Выполните задание. Выводы запишите в тетрадь.Заполните таблицу, распределив факторы развития человеческих групп на внешние и внутренние:

· система общественных отношений;

· значимость производства;

· техническая оснащенность;

·  взаимодействие с другими коллективами;

· фонд заработной платы;

· качества личности руководителя;

·  площадь.

Внешние (объективные) факторы Внутренние (субъективные) факторы
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 2.Выполните тест по определению групповых ролей.

 В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими или всеми утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

Практическое занятие № 5.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы. (Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Инструкционная карта практического занятия №5.

Теоретический материал

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться.

«КОНФЛИКТ»- это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения.

Модель (вид) поведения

Поведенческие характеристики личности

Приемы поведения в конфликте
Конструктивная

Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием; доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна в отношениях

юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон
Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения

угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений
Игнорирование

Пассивна склонна к уступкам; легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.

уход от решения проблемы  

Стратегия поведения в конфликте

Описание стиля

Соперничество, борьба, конкуренция

Тот кто выбирает данную стратегию, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Девиз: Я активно отстаиваю собственную позицию. Я один прав.

Уход Стремление уйти от конфликта.

Характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Девиз: Я стараюсь уклонится от участия в конфликте.

Приспособление Человек стремится уйти от конфликта, подстроится. Направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря человек жертвует своими интересами в пользу интересов соперника. Девиз: Я стараюсь во всём уступать, идти навстречу партнеру.

Компромисс

Стратегия компромиссного поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе её можно назвать стратегией взаимной уступки. Девиз: Я ищу решение, основанное на взаимных уступках.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится на основе баланса интересов и на признании ценности межличностных отношений. Девиз: Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обоих сторон.

       

 

Как успешно разрешить конфликт?

Для разрешения конфликта конструктивным способом существует 3 вида.

1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон, как сам процесс, так и его результат.

2. Медиация

При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.

3. Арбитраж

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

: «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций в общении, необходимо помнить правело поведения в конфликтах. Уметь понимать людей, слушать, сопереживать, проявлять уважение к другим людям, уметь принимать их такими какие они есть.

«Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям».

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.

Практикум.

Задание 1. Выполните тестовые задания.

1. Причины, способствующие, по вашему мнению, возникновению конфликта:

а) многословие одного из партнеров;

б) коммуникативные барьеры;

в) личностно-индивидуальные особенности партнера;

г) бестактность;

д) неконтролируемость эмоционального состояния;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

2. Конфликтная ситуация — это:

а) открытое противостояние взаимоисключающих интересов;

б) накопившиеся противоречия;

в) стечения обстоятельств.

3. Конфликтогены — это слова, действия (бездействия), которые:

а) способствуют возникновению конфликта;

б) препятствуют возникновению конфликта;

в) помогают разрешить конфликт.

4. Определите, какая ситуация характеризует:

а) внутриличностный конфликт – это…

б) межличностный конфликт- это…

1. Конфликт, возникающий у руководителя организации в результате проявления родственных чувств к одному из подчиненных и служебного долга.

2. Конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования.

5. «Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон» — это…

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) избегание;

г) соперничество;

д) приспособление.

6. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) сотрудничеству; б) компромиссу; в) избеганию;

г) соперничеству; д) приспособлению.

1. Открытая борьба за свои интересы.

2. Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон.

3. Стремление выйти из конфликта, не решая его.

4. Урегулирование разногласий через взаимные уступки.

5. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

по выполнению практических работ

учебной дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.122 с.)