Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых



 

Статья 334. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 334

 

Налогоплательщиками НДПИ являются российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр и:

- получили лицензию на право пользования участком недр

- или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 Налогового кодекса РФ, ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1)).

В соответствии со ст. 9 Закона РФ N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом N 2395-1 не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Обратите внимание, что с 1 января 2015 года состав налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых расширяется.

Согласно п. 2 ст. 334 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

 

Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых

 

Комментарий к статье 335

 

В соответствии с п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика НДПИ утверждены Приказом МНС России от 31 декабря 2003 года N БГ-3-09/731 (далее - Приказ МНС России от 31 декабря 2003 года N БГ-3-09/731).

Приказом МНС РФ от 31 декабря 2003 года N БГ-3-09/731 были также утверждены:

- особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых;

- форма N 9-НДПИ-1 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых", форма N 9-НДПИ-2 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых";

- форма N 9-НДПИ-3 "Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых".

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 года N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения".

В соответствии с п. 7 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона РФ N 2395-1, согласно которым права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Таким образом, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.

Пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами (письмо ФНС России от 6 декабря 2013 года N ГД-4-3/22016 "О налоге на добычу полезных ископаемых").

Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию").

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых.

 

Статья 336. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 336

 

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в пп. 3 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом недра могут быть предоставлены в пользование как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из вышеуказанного следует, что если полезное ископаемое, соответствующее определенным стандартам, было добыто на участке недр, предоставленном в пользование для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, то и оно будет признаваться объектом налогообложения НДПИ (письмо Минфина России от 7 октября 2013 года N 03-06-05-01/41495).

Не признаются объектом налогообложения НДПИ:

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

6) метан угольных пластов.

Отметим, что общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, не признаются объектом налогообложения только в случае, если они добыты индивидуальным предпринимателем и используются им непосредственно для личного потребления. Таким образом, организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке (письмо Минфина РФ от 12 августа 2009 года N 03-06-05-01/54).

Временные методические рекомендации по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утверждены Распоряжением МПР РФ от 7 февраля 2003 года N 47-р "Об утверждении "Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным".

Пунктом 3 ст. 336 Налогового кодекса РФ определено, что в целях главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" под участком недр понимается блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий.

При этом недра предоставляются в пользование как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В зависимости от этого участок недр предоставляется пользователю либо в виде горного отвода (для добычи полезных ископаемых), либо в виде геологического отвода (для геологического изучения).

Таким образом, в целях налогообложения НДПИ под участком недр следует понимать участок недр, пространственные границы которого ограничены географическими координатами, установленными в лицензии на пользование конкретным участком недр, включая все входящие в него геологические и горные отводы (письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-06-06-01/66278).

 

Статья 337. Добытое полезное ископаемое

 

Комментарий к статье 337

 

Указанные в п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 Налогового кодекса РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 года N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" положение п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

В связи с этим при определении объекта НДПИ судам следует иметь в виду: поскольку в силу абз. 2 п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).

Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) (п. 3 ст. 337 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 338. Налоговая база

 

Комментарий к статье 338

 

Комментируемая ст. 338 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по НДПИ. Налоговая база по НДПИ устанавливается:

а) или как количество добытых полезных ископаемых. По общему правилу применяется порядок определения налоговой базы по НДПИ исходя из количества количество добытых полезных ископаемых. Однако из этого правила установлены исключения в соответствии с пп. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 338 Налогового кодекса РФ;

б) или как стоимость добытого полезного ископаемого.

Порядок расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены 2 способа расчета НДПИ:

- исходя из количества добытого полезного ископаемого (для угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья). При этом количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 Налогового кодекса РФ;

- исходя из стоимости добытого полезного ископаемого (для всех остальных видов полезных ископаемых). Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 Налогового кодекса РФ.

При этом исходя из стоимости добытых полезных ископаемых определяется и налоговая база по НДПИ при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья до истечения сроков и на территориях, указанных в п. 6 ст. 338 Налогового кодекса РФ. Стоимость в таком случае рассчитывается в соответствии со ст. 340 и 340.1 Налогового кодекса РФ.

При добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья налоговая база по НДПИ определяется до истечения следующих сроков:

1) для месторождений, расположенных полностью в Азовском море или на 50 и более процентов своей площади в Балтийском море, до истечения 60 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

2) для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина до 100 метров включительно), Печорском, Белом или Японском море, южной части Охотского моря (южнее 55 градуса северной широты) либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, до истечения 84 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

3) для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина более 100 метров), северной части Охотского моря (на 55 градусе северной широты или севернее этой широты), южной части Баренцева моря (южнее 72 градуса северной широты), до истечения 120 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

4) для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Карском море, северной части Баренцева моря (на 72 градусе северной широты и севернее этой широты), восточной Арктике (море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском море и Беринговом море), до истечения 180 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

 

Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого

 

Комментарий к статье 339

 

Комментируемая ст. 339 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок количества добытого полезного ископаемого.

В соответствии с п. 1 ст. 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

В единицах массы нетто определяется количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

В соответствии с п. 2 ст. 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется следующими методами:

а) прямым (посредством применения измерительных средств и устройств)

б) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.

При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Исходя из количества добытого полезного ископаемого определяется налоговая база по НДПИ в отношении:

а) угля;

б) углеводородного сырья, за исключением углеводородного сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 338 Налогового кодекса РФ;

в) многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

При этом в единицах массы нетто определяется количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.

Массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

Приказом Ростехрегулирования от 7 декабря 2004 года N 99-ст была утверждена "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений. ГОСТ Р 8.595-2004", в соответствии с которой массу нетто товарной нефти определяют как разность массы брутто товарной нефти и массы балласта. Массу балласта определяют как общую массу воды, солей и механических примесей в товарной нефти. Для этого определяют массовые доли воды, механических примесей и хлористых солей в товарной нефти и рассчитывают их массу (п. 4.7).

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

- прямым методом, т.е. посредством применения измерительных средств и устройств;

- или косвенным методом (т.е. расчетным путем, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями (за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной) признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

Указанное можно представить следующим образом:

 

                           Количество добытого Фактические потери,

Количество добытого = полезного ископаемого, + возникшие при добыче

полезного ископаемого определенное прямым полезного ископаемого

                               методом

 

Фактические потери при прямом методе рассчитываются следующим образом:

 

                                        Количество фактически

Фактические Расчетное количество   добытого полезного

  потери = полезного ископаемого, - ископаемого, определенное

полезного на которое уменьшаются по завершении полного

ископаемого    его запасы      технологического цикла

                                                добычи

 

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. То есть косвенный метод применяется только в том случае, если воспользоваться прямым методом в рамках используемой технологии невозможно, и, следовательно, такое применение должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого нужно утвердить в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применять в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Пунктом 7 ст. 339 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении количества добытой нефти учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 ст. 339 Налогового кодекса РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией на право пользования недрами.

При этом п. 8 ст. 339 Налогового кодекса РФ предусмотрены две ситуации, позволяющие определять количество добытого полезного ископаемого, если оно не доведено до соответствующего стандарта качества:

а) при реализации минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых;

б) при использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.

В соответствии с положениями п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ при определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в пп. 1 - пп. 4 п. 1 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ, значение коэффициента Кд для которых составляет менее 1, а также указанных в пп. 21 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ, должны соблюдаться все следующие требования:

1) учет количества добытой нефти осуществляется по каждой скважине, работающей на залежи (залежах) углеводородного сырья;

2) измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже 4 раз в месяц;

3) определение количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной осуществляется на основании данных, указанных в пп. 1 и 2 п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 10 ст. 339 Налогового кодекса РФ установлено, что определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче осуществляется в соответствии с порядком учета нефти, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 Правил учета нефти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 451 "Об утверждении Правил учета нефти" (далее - Правила), в целях определения массы нетто нефти, добытой из скважины (группы скважин) в отчетный период, измерение количества нефтегазоводяной смеси (далее - суточная производительность) и определение содержания воды в нефтегазоводяной смеси (в процентах) с учетом времени работы скважины производится не реже 1 раза в месяц, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом п. 2 Правил нефтегазоводяная смесь определяется как смесь, извлеченная из недр, содержащая углеводороды широкого физико-химического состава, попутный нефтяной газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения. Понятия "нефтегазоводяная смесь" и "скважинная жидкость" равнозначны.

В отношении добытой нефти, облагаемой как с применением, так и без применения коэффициента Кд, в соответствии с пунктом 9 Правил масса нетто нефти определяется с применением средств измерений и результатов лабораторных испытаний.

Таким образом, определение массы нетто нефти, добытой в отчетный период по каждой скважине, а также периодичность измерений количества и состава нефтегазоводяной смеси являются основными условиями определения обязательств по НДПИ при добыче нефти, в том числе в целях применения коэффициента Кд при исчислении НДПИ (письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-06-06-01/43384).

 

Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы

 

Комментарий к статье 340

 

Комментируемая ст. 340 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы.

Определение налоговой базы по НДПИ исходя из оценки стоимости добытого полезного ископаемого применяется для всех видов полезных ископаемых, кроме угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из 3 следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий. При этом если налогоплательщик применяет этот способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Этот способ оценки применяется в случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Этот способ применяется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 4 ст. 340 Налогового кодекса РФ).

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 Налогового кодекса РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));

2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст. 256 - ст. 259.2 Налогового кодекса РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;

4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 Налогового кодекса РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ;

6) расходы, предусмотренные пп. 8 и пп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.114 с.)