Для сельскохозяйственных товаропроизводителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей



(ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)

 

Статья 346.1. Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

 

Комментарий к статье 346.1

 

В соответствии с п. 1 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается Налоговым кодексом РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ, осуществляют переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке.

Понятие "сельскохозяйственного товаропроизводителя" содержится в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

Специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

а) налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ);

б) налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 Налогового кодекса РФ);

б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Кроме того, согласно абз. 2 и 5 п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками:

а) НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области);

б) а также НДС, уплачиваемого налоговыми агентами по НДС в соответствии со ст. 161 и НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации).

Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 335-ФЗ) установлено, что вышеуказанные положения абз. 2 и 5 п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ применяются по 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, с 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, признаются налогоплательщиками НДС (письмо Минфина России от 07.02.2018 N 03-07-11/7258).

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 335-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, которые до дня вступления в силу Закона N 335-ФЗ не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. На основании п. 5 ст. 9 Закона N 335-ФЗ данная норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Учитывая изложенное, налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком НДС, суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не будут приниматься, а должны включаться в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

Также отметим, что с 1 января 2019 года признается утратившим силу п. 8 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ, которым установлено следующее правило: суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, то суммы НДС, предъявленные им по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат.

Указанное следует из п. 58 ст. 2 Закона N 335-ФЗ.

Также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей налоговых агентов. А с 1 января 2015 года к указанным обязанностям добавляются еще обязанности контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний (п. 4 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ).

Обратим внимание, что согласно п. 2 ст. 411 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), освобождаются от уплаты торгового сбора, введенного главой 33 Налогового кодекса РФ, по видам предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен торговый сбор.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абз. 3, абз. 6 п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что одно время среди законодателей обсуждался вопрос об отмене системы налогообложения в виде ЕСХН.

Минфин РФ вначале указывал следующее. Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2012 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вносится изменение в ст. 284 Налогового кодекса РФ в части установления с 1 января 2013 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговой ставки в размере 0% без ограничения срока ее действия. Установление на бессрочной основе нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей (мера, которая принималась как временная, - на период перехода сельскохозяйственных производителей на новый налоговый режим) позволяет признать правомерной постановку вопроса об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который может быть рассмотрен с учетом динамики численности налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в 2013 - 2014 гг. (письмо Минфина России от 19 октября 2012 года N 03-00-08/33).

Однако, в письме от 28.11.2016 N 03-11-06/1/70258 Минфин РФ указал, что Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (одобренными Правительством Российской Федерации 13 октября 2016 года) не предусмотрена отмена ЕСХН.

Одновременно он отметил, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 указано на необходимость стабильного законодательства и предсказуемых правил (включая налоги), а также предложено на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия.

Учитывая изложенное, предложение о внесении вышеуказанного изменения в Налоговый кодекс РФ Минфином РФ не поддерживается.

 

Статья 346.2. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 346.2

 

Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в целях главы 26.1 Налогового кодекса РФ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, приведен в п. 2 и п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями согласно п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ признаются:

1) организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, составляет не менее 70%;

2) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в целях главы 26.1 Налогового кодекса РФ, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в том числе:

а) услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);

б) услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, доля дохода от реализации перечисленных в настоящем подпункте услуг должна составлять не менее 70%;

3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

Таким образом, для того, чтобы организация или индивидуальный предприниматель был признан в целях п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственным товаропроизводителем необходимо, выполнение 2 условий:

1) организации, индивидуальные предприниматели должны:

А) производить сельскохозяйственную продукцию. Понятие сельскохозяйственной продукции дано в п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ. К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 (далее - Перечень видов продукции);

Б) либо оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям услуги, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в том числе:

а) услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);

б) услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (код 01.6) относятся:

- предоставление услуг в области растениеводства (код 01.61);

- предоставление услуг в области животноводства (код 01.62);

- деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая (код 01.63);

- обработка семян для посадки (код 01.64).

Например, деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая по коду 01.63 включает в себя, в частности, подготовку сельскохозяйственных культур для хранения и сбыта на рынке, т.е. очистку, обрезку, сушку, сортировку, обеззараживание. Исходя из этого организации, осуществляющие очистку, обрезку, сушку, сортировку и обеззараживание сельскохозяйственных культур, при соблюдении указанных условий, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, относятся в целях главы 26.1 Налогового кодекса РФ к сельскохозяйственным товаропроизводителям (письмо Минфина России от 23.11.2016 N 03-11-10/69058);

В) доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям вышеперечисленных услуг должна составлять не менее 70 процентов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг).

Кроме того, согласно п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ в целях главы 26.1 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абз. 3 и 4 пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ (пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ);

1.1) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, установленным абз. 3 и 4 пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ (пп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ);

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

- если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;

- если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

- если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера) (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанным в п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, к сельскохозяйственной продукции относятся также уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в п. 4 и 5 ст. 333.3 Налогового кодекса РФ, уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

При этом согласно п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции устанавливается в размере 0% налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для:

а) сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ;

б) и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным пп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

При этом реализация сельскохозяйственной продукции, которая ранее была приобретена у другого собственника, не может рассматриваться как реализация собственной сельскохозяйственной продукции (письмо Минфина России от 11.01.2018 N 03-03-06/1/381).

Для применения упомянутой ставки налога на прибыль организаций необходимо вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции независимо от глубины ее переработки и от иных видов деятельности (письмо Минфина России от 24.08.2017 N 03-03-06/1/54405).

Согласно п. 2.2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

К продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в пункте 3 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса РФ, и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям (Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства").

Таким образом, доля дохода от реализации продукции первичной переработки в соответствии с пп. 2.2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ определяется следующим образом:

 

  Доля дохода от     Расходы на производство  Расходы по

реализации продукции = (сельскохозяйственной + первичной):

первичной переработки        продукции         переработке

 

Общая сумма на производство

:    продукции из

сельскохозяйственного сырья

 

Налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями в смысле главы 26.1 Налогового кодекса РФ. Данный вывод подтверждает и судебная практика, в частности постановление ФАС Поволжского округа от 20 июня 2011 года по делу N А65-24782/2008 (письмо Минфина России от 4 декабря 2012 года N 03-03-06/1/620).

 

Статья 346.3. Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога

 

Комментарий к статье 346.3

 

С 2013 года вместо заявления о переходе на уплату ЕСХН представляется уведомление (п. 1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ). Таким образом, порядок перехода на ЕСХН стал уведомительным.

Подать уведомление в налоговый орган надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Особо предусмотрено, что в уведомлении должны быть указаны данные:

- о доле дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ), включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

- или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (оказанных услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Такой порядок перехода на ЕСХН установлен для уже действующих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Рекомендуемая форма уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-1) утверждена Приказом ФНС России от 28 января 2013 года N ММВ-7-3/41@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Приказом ФНС России от 28 января 2013 года N ММВ-7-3/41@).

А Приказом ФНС России от 7 февраля 2013 года N ММВ-7-6/64@ "Об утверждении форматов представления документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в электронной форме" утвержден формат представления уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-1) в электронной форме.

Для вновь созданных организаций (индивидуальных предпринимателей) предусмотрен несколько иной порядок перехода на ЕСХН. Так, они вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ, не признаются налогоплательщиками.

Пунктом 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ установлено, что если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, в том числе по размеру доли дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) (не менее 70%), он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям. При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрено учитывать причину несоблюдения налогоплательщиком вышеуказанного ограничения.

Таким образом, если налогоплательщик, применяющий ЕСХН, по итогам налогового периода нарушит вышеуказанное ограничение в связи с невозможностью осуществления производственной деятельности и отсутствием доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то такой налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения.

Доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ, доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются (п. 5 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 и 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (письмо Минфина России от 09.11.2017 N 03-11-11/73717).

При этом в целях применения ЕСХН выручка от реализации основных средств включается в полном размере в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ. При этом в сумму доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции сумма выручки от реализации основных средств не включается (письмо Минфина России от 07.04.2017 N 03-11-11/20889).

В соответствии с п. 4.1 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе продолжать применять единый сельскохозяйственный налог в следующем налоговом периоде в случае:

1) если у вновь созданной организации или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ, в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы;

2) если в текущем налоговом периоде налогоплательщиком не было допущено нарушения ограничений и (или) несоответствия требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 5 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с п. 4 данной статьи, в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Пунктом 6 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Согласно п. 7 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через 1 год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 9 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 346.4. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 346.4

 

Объектом обложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Перечень расходов, учитываемых для целей обложения ЕСХН, приведен в п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ.

Перечень указанных в ст. 346.5 Налогового кодекса РФ расходов является исчерпывающим, и, следовательно, расходы, по существу не подпадающие ни под один из предусмотренных этим перечнем видов расходов, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога используют кассовый метод учета доходов и расходов.

 

Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов

 

Комментарий к статье 346.5

 

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ посвящена порядку определения и признания доходов и расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие ЕСХН, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении объекта налогообложения по ЕСХН не учитываются:

а) доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса РФ;

б) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ;

в) доходы индивидуального предпринимателя в виде дивидендов, а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ для целей главы 26.1 Налогового кодекса РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом отдельные виды расходов признаются с учетом следующих особенностей:

- материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении уплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.095 с.)