Введение физического воспитания в учебных заведениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение физического воспитания в учебных заведениях.



В условиях больших преобразований, которые проводились в России со

времен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифицированных кадрах. В стране стали открываться светские специальные учебные заведения. Они готовили кадры для промышленности, армии, флота и государственной службы. В 1701году в Москве открывается школа математических и навигационных наук. В этой школе, расположенной в Сухаревой башне, физическая подготовка впервые вводится в качестве обязательного учебного предмета. В последующие годы физическое воспитание предусматривается и в других учебных заведениях:

в общеобразовательной гимназии Глюка (1703г.), морской академии (1715г.), кадетских корпусах (1731г. и 1752 г.). Учебные заведения были рассчитаны на обучение дворянской молодежи. Иногда в них принимали лиц из других сословий, проявивших склонность и интерес к учебе.

в общеобразовательной гимназии Глюка (1703г.), морской академии (1715г.), кадетских корпусах (1731г. и 1752 г.). Учебные заведения были рассчитаны на обучение дворянской молодежи. Иногда в них принимали лиц из других сословий, проявивших склонность и интерес к учебе.

К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились: фехтование ("рапирная наука"), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Например, в сухопутном Шляхетском кадетском корпусе учащихся обучали «арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, на лошадях ездить и прочим к военному делу потребным наукам».

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие учащимся внешних манер поведения, умение вести себя в высшем свете. В гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам.

В начале XIX века создается государственная система образования в стране. В 1802г. учреждено министерство народного просвещения. Министерство отстаивало в области образования классовые интересы дворянства, помещиков и купцов. В 1804г. принимается Устав учебных заведений, по которому оформляется система образования, включающая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Но эта реформа, как и последующие (1828 г. и 1852 г.), не внесла каких-либо изменений в постановку физического воспитания в учебных заведениях (в приходских и уездных училищах физическое воспитание детей даже не предусматривалось). В гимназиях и университетах физическое воспитание считалось необязательным предметом. Его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями. Но такие возможности (средства, помещения, учителя) в подавляющем большинстве учебных заведений отсутствовали. Высказывания передовых представителей прогрессивной русской педагогической мысли (А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, Г.С. Сковороды, В.Г. Белинского и других) о необходимости и полезности физического воспитания в учебных заведениях наряду с другими предметами царским правительством не только не поддерживались, но и отрицались. Несколько лучше физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях - лицеях. Так, в Царскосельском лицее был специальный зал, где под руководством учителей лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми. Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Всё началось с организации Петром I Семёновского и Преображенского потешных полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и т.п. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось применять рукопашную схватку. В военных играх иногда участвовало до 30-40 тысяч солдат. С одной стороны выступали Семёновский и Преображенский полки, а с другой - стрелецкие полки. Особенно большие военные потехи проводились под селом Кожуховым в 1694г. Петр I рассматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

После смерти Петра I (1725 год) в русской армии насаждаются

иностранные методы подготовки войск. Главное внимание стали обращать на обучение ненужным приемам, муштру солдат, парадность. Передовая часть русского офицерства (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и другие) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит выдающемуся полководцу Л.В. Суворову ( 1730-1800). Он поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной стране мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием А.В. Суворова. В своих литературных произведениях "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. А.В. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск. Суворовское выражение «пуля - дура, штык - молодец» указывает на широкое применение в обучении приемам штыкового боя. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе А.В. Суворова важное место занимала морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием "Священного союза" (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

В конце 30-х годов XIX века делаются попытки внести кое-какие изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838г. разрабатывается инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были обеспечить, во-первых, физическое развитие солдат и укрепление их здоровья. Во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования. Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-х годов XIX в. показало существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)