Коммуникационная компетентность частично зависит от личностной мотивации, знаний и навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникационная компетентность частично зависит от личностной мотивации, знаний и навыков.



Мотивация имеет очень большое значение, ведь улучшить навыки коммуникации мы сможем только в том случае, если у нас есть мотивация —то есть если мы хотим этого добиться. Обычно люди имеют более сильную мотивацию, если они чувствуют себя уверенно и знают о потенциальных вознаграждениях.

Знания нужны потому, что мы должны хорошо понимать, что входит в процесс совершенствования коммуникации. Чем больше люди знают о поведении в конкретных ситуациях, тем проще им будет развивать свои навыки.

Навыки нужны потому, что мы должны уметь предпринимать действия в соответствии с нашими знаниями о коммуникации.

Навыки – это целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации. Чем большим количеством навыков вы обладаете, тем больше вероятность того, что вы можете эффективно и адекватно структурировать свои сообщения.

Комбинация мотивации, знаний и навыков позволяет уверенно держаться при встречах с другими людьми.

 

Цели общения.

По целям общение делится на биологическое и социальное:

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления меж-личностных контактов, установления и развития интерперсональных отноше-ний, личностного роста индивида. 

Функции общения.

Общение для человека представляет средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Все они формируют содержание соответствующих общих функций общения, среди которых выделяются:

–   контактная, цель которой – установление взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

–   информационная, цель которой – обмен сообщениями, т.е. прием –передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению для направления его на выполнение определенных действий;

координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

понимания, цель которой – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но адекватное восприятие партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

эмотивного побуждения, цель которой – пробуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

 

Коммуникация выполняет несколько важных для человека функций

(по Вердербер):

1.  Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении.

2.  Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе.

3.  Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств.

4.  Мы общается, чтобы строить взаимоотношения.

5.  Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией.

6.  Мы общаемся, чтобы воздействовать на других.

 

Виды общения.

 – «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого;

формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый  участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение;

 – манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника;

светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

 

Уровни общения.

Швейцарский психолог Е. Берн выделяет шесть уровней общения:  

1) «ноль общения» или «замыкание на себя»;

2) ритуалы (нормы общения);

3) развлечения;

4) игры (человек думает одно, а говорит другое с тем, чтобы завести второго в ловушку);

5) близость;

6) работа (деловое общение).

На каждом из этих уровней человек использует различные приемы и средства, поскольку цель общения каждый раз меняется.

 

Формы общения.

1. Анонимное, взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми.

2. Формально-ролевое – взаимодействие между людьми, которым присущи определенные роли (зрители кинотеатра, продавец-покупатель, пассажир)

3. Неформальное, личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, членов семьи и т.п.

Типы общения.

В отечественной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной.

Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция  – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который ис-пользуется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эго-центрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседни-ка, реального партнера по общению. 

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений (признаки):

– психологический настрой на актуальное состояние собеседника и соб-ственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идѐт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент;

 – безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям;

– восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение;

– содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

– персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.014 с.)