Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникационная компетентность частично зависит от личностной мотивации, знаний и навыков.
Мотивация имеет очень большое значение, ведь улучшить навыки коммуникации мы сможем только в том случае, если у нас есть мотивация —то есть если мы хотим этого добиться. Обычно люди имеют более сильную мотивацию, если они чувствуют себя уверенно и знают о потенциальных вознаграждениях. Знания нужны потому, что мы должны хорошо понимать, что входит в процесс совершенствования коммуникации. Чем больше люди знают о поведении в конкретных ситуациях, тем проще им будет развивать свои навыки. Навыки нужны потому, что мы должны уметь предпринимать действия в соответствии с нашими знаниями о коммуникации. Навыки – это целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации. Чем большим количеством навыков вы обладаете, тем больше вероятность того, что вы можете эффективно и адекватно структурировать свои сообщения. Комбинация мотивации, знаний и навыков позволяет уверенно держаться при встречах с другими людьми.
Цели общения. По целям общение делится на биологическое и социальное: Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления меж-личностных контактов, установления и развития интерперсональных отноше-ний, личностного роста индивида. Функции общения. Общение для человека представляет средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Все они формируют содержание соответствующих общих функций общения, среди которых выделяются: – контактная, цель которой – установление взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; – информационная, цель которой – обмен сообщениями, т.е. прием –передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.; – побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению для направления его на выполнение определенных действий;
– координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; – понимания, цель которой – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но адекватное восприятие партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.); – эмотивного побуждения, цель которой – пробуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; – установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду; – оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
Коммуникация выполняет несколько важных для человека функций (по Вердербер): 1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении. 2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе. 3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств. 4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения. 5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией. 6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других.
Виды общения. – «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; – примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого; – формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
– деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; – духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение; – манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника; – светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Уровни общения. Швейцарский психолог Е. Берн выделяет шесть уровней общения: 1) «ноль общения» или «замыкание на себя»; 2) ритуалы (нормы общения); 3) развлечения; 4) игры (человек думает одно, а говорит другое с тем, чтобы завести второго в ловушку); 5) близость; 6) работа (деловое общение). На каждом из этих уровней человек использует различные приемы и средства, поскольку цель общения каждый раз меняется.
Формы общения. 1. Анонимное, взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. 2. Формально-ролевое – взаимодействие между людьми, которым присущи определенные роли (зрители кинотеатра, продавец-покупатель, пассажир) 3. Неформальное, личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, членов семьи и т.п. Типы общения. В отечественной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования. Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который ис-пользуется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эго-центрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседни-ка, реального партнера по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений (признаки): – психологический настрой на актуальное состояние собеседника и соб-ственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идѐт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент; – безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям; – восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение; – содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения); – персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.014 с.) |