Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические и гигиенические проблемы воздушной среды

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….. 4
Раздел I. Задания для самоподготовки  
1.1. Экологические и гигиенические проблемы воздушной среды….. 5
1.2. Экологическое и гигиеническое значение воды…………………… 7
1.3. Гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с характером питания и качеством пищевых продуктов. Профилактика заболеваний………………………………………………………………..     9
1.4. Влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека. Гигиена аптечных организаций………………………………………….     11
Раздел II. Методические указания для студентов к выполнению практических занятий  
2.1. Практическое занятие № 1 Тема: «Воздух как фактор окружающей среды. Гигиеническая оценка микроклимата закрытых помещений»………………………….     15
2.2. Практическое занятие № 2 Тема: «Расчет суточного рациона. Контроль за энергетической адекватностью»…………….....................................     22
Раздел III. Тесты для подготовки к дифференцированному зачету………………………………………..   30
Список литературы………………………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………….. 39

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь по дисциплине ОП.05. Гигиена и экология человека предназначена для самостоятельной работы студентов очно-заочной формы  обучения  по  специальности  33.02.01. Фармация.

Выполнение заданий рабочей тетради способствует расширению знаний о роли и влиянии природных, производственных, социальных факторов на здоровье населения, значении гигиены в фармацевтической деятельности. Задания направлены на вопросы воспитания гигиенической и экологической грамотности, что позволяет студентам на практике реализовывать умения ведения здорового образа жизни.

Раздел I содержит задания в виде таблиц, ситуационных задач для внеаудиторной самостоятельной работы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине. Уровень подготовки к практическому занятию студент может оценить при выполнении заданий в тестовой форме, предложенных в разделе III.

Раздел II включает задания для 2-х практических занятий по темам курса. Студентам предложено решение ситуационных задач, работа с таблицами, выполнение схем. В помощь студенту представлен краткий теоретический материал по темам практических занятий. Возможность повысить результат обучения по дисциплине – выполнение рефератов по предложенной тематике.

В рабочую тетрадь включены элементы учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов по темам дисциплины «Гигиена и экология человека»).

    Предлагаемые задания ориентируют студентов на поиск информации в дополнительных источниках и творческий подход.

В приложениях даны примеры решения задач, требования к оформлению рефератов. При выполнении заданий студентам рекомендовано руководствоваться материалом источников указанного списка литературы.

 

РАЗДЕЛ I. Задания для самоподготовки

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

Задание 1. Перечислите

1) слои биосферы:   __________________________________________

2) слои атмосферы:  _________________________________________

3) на теплообмен с окружающей средой влияют следующие показатели:

__________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу

Оптимальные показатели микроклимата аптечных помещений

Температура воздуха, t°C  
Скорость движения воздуха, V м/с  
Относительная влажность, W %  

Задание 3.Установите соответствие

Приборы, измеряющие параметры микроклимата в жилом помещении

1.Температура воздуха                                А) аспирационный психрометр

2. Атмосферное давление                    Б) анемометр

3. Скорость движения воздуха          В) ртутный термометр

4. Относительная влажность воздуха  Г) барометр

Задание 4. Дайте определение

Микроклимат – это _________________________________________________

Метеотропные реакции – это _________________________________________

Смог – это______________________________________________________

В гигиеническом отношении интерес представляет оптическая часть солнечного спектра, которая разделена на три диапазона:

______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 5. Укажите биологическое действие ультрафиолетовой солнечной радиации на организм, как положительное, так и отрицательное

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Задание 6. Решите ситуационные задачи

1.  В жилом районе обнаружена концентрация пыли 2 мг/м3 (ПДК 4 мг/м3) и концентрация двуокиси серы 15 мг/м3 (ПДК 20 мг/м3).

    Оцените ситуацию, имеется ли загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха?

Решение:

 

 

2.  По результатам лабораторных исследований атмосферного воздуха на расстоянии 400 м от металлургического комбината концентрация алюминия повышает предельно допустимую в 5 раз, 800 м – 3 раза, 1000 м – 2 ПДК, 1500 м – 1, 1700 – 0,5 ПДК.

На каком расстоянии от завода Вы бы расположили школу, парикмахерскую, химический комбинат.

Решение:

 

 

Задание 7. Дополните предложения, вставив пропущенные слова

1. Чем ______ воздух, тем выше отдача тепла потоиспарением, таким образом, высокая температура переносится легче при ________ воздухе и __________  влажности.

2. Подъем и пребывание на высоте связано с воздействием на организм _________________ атмосферного давления.

 

Задание 10. Выполните реферативную работу. Требования к оформлению в Приложении 2.

Темы рефератов

1. Основные определения и понятия: экология, гигиена, биосфера, ноосфера, биотический, абиотический и антропогенный факторы, экологический кризис.

2. Природные и антропогенные источники загрязнения воздуха и их влияние на окружающую среду.

3. Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение.

4. Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека.

5. Влияние микроклиматических условий на производство и хранение лекарственных препаратов.

 

 

Задание 1. Установите последовательность порядка выбора источников водоснабжения от лучшего к худшему

1. грунтовые воды           ________

2. открытые водоемы       ________

3. межпластовые воды     ________

Задание 2.  Решите ситуационные задачи

1. Анализ воды из крана показал следующее: прозрачность воды – 40 см, цветность 5°, вкус и запах 2 балла, микробное число 150, коли-индекс –  15 бактерий группы кишечной палочки. Дайте гигиеническую оценку воды.

Решение:

 

2. В сельском населённом пункте централизованная система водоснабжения с подземным источником – артезианской скважиной. Анализ воды из крана показал: прозрачность 30 см, цветность 35°, микробное число 300, коли-индекс 15 бактерий группы кишечной палочки. Анализ воды из самой скважины показал: прозрачность 40 см, цветность 15°, микробное число 20, коли-индекс – менее 3 бактерий группы кишечной палочки.

  Оцените ситуацию и качество воды, если необходимо, внесите предложения.

Решение:

 

3. Вода из шахтного колодца: прозрачность 40 см, цветность 30°, запах и вкус землистые 2 балла.

Дайте гигиеническую оценку органолептических свойств воды.

Решение:

Задание 3. Заполните таблицы

Показатели качества воды

Группа Показатели
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

Методы улучшения качества питьевой воды

Основные методы

Задание 4. Дайте определение

Эндемические заболевания – это ____________________________________________________________________________________________________________________________

Темы рефератов

1. Физиологическая роль воды.

2. Особенности водных эпидемий.

3. Геохимические эндемии.

4. Источники загрязнения воды.

5. Санитарно-гигиеническое и хозяйственно-бытовое назначение воды.

Задание 1. Заполните таблицу

Распределение в % калорийности завтрака, обеда, полдника и ужина.

Приемы пищи Калорийность
Завтрак  
Обед  
Полдник  
Ужин  

Задание 2. Продолжите предложения

1. Химический состав пищи определяется набором веществ, включающих ________________________________________________________________

2. При недостаточном поступлении с пищей железа возникает ____________

3. Повышенное употребление соли приводит к ______________________

________________________________________________________________

Задание 3. Решите ситуационные задачи

1. У студента в рационе отсутствуют белки животного происхождения, фруктоза, пектины. Можно ли назвать такое питание сбалансированным? В составе каких продуктов находятся данные пищевые вещества?

Решение:

 

 

2. Мужчина 37 лет, предпочитает жирную, жареную пищу в ежедневном рационе. Недавно перенес острый панкреатит. Можно ли при заболевании поджелудочной железы питаться подобным образом? К чему может привести предпочтение жирной, жареной мясной пищи без достаточного количества овощей и фруктов?

Решение:

 

 

3. Молодая женщина употребляет чрезмерное количество шоколада, сахара, сладких хлебобулочных изделий. Можно ли назвать такое питание рациональным? К чему может привести такое питание?

Решение:

 

4. В суточном рационе служащего содержится 80 г белков, 120 г жиров, 300 г углеводов, оцените соотношение пищевых веществ.

Решение:

 

Задание 7. Дайте определение

1. Витамины – это_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пищевые добавки – это_________________________________________ ____________________________________________________________

4. Диетическое (лечебное) питание__________________________________

________________________________________________________________

5. Авитаминоз – это_______________________________________________

________________________________________________________________

Задание 8.  Установите соответствие названий витаминов

С     А. Тиамин
В1     Б. Пиридоксин
В2     В. Аскорбиновая кислота
В12     Г. Рибофлавин
В6     Д. Цианокобаламин
В9     Е. Фолиевая кислота

Задание 9. Перечислите жирорастворимые витамины:______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 10. Выполните реферативную работу. Требования к оформлению в Приложении 2.

1. Пищевые отравления микробной этиологии (токсикозы и токсикоинфекции).

2. Пищевые отравления немикробной этиологии (ксенобиотики, генетически модифицированные продукты).

3. Причины, приводящие к возникновению пищевых отравлений и их профилактика.

Задание 1. Дополните предложения, вставив пропущенные слова

    Микроклимат – это ____________________________________

________________________________________________________

Для помещений аптек рекомендуется устанавливать уровень шума не более __________________________________________________

В аптеке используются______________________ лампы, которые применяются только для обеззараживания объектов внешней среды (воздуха, воды, бланков рецептов). Средний срок службы ________________ лампы составляет _________ часов.

В структуре заболеваемости работниковторгового зала преобладают: ________________________________________________

В структуре заболеваемости работников,занятыхизготовлением лекарственных форм преобладают _______________________________

Для группы административно – хозяйственных работников преобладающими являются ____________________________________ заболевания.

Системы искусственного освещения по устройству могут быть разделены на _________________________________________________

Показатели оптимального микроклимата аптечных помещений:

· средняя температура воздуха ________________________________;

· относительная влажность воздуха _____________;

· скорость движения воздуха в аптечных помещениях _____________

Основное преимущество люминесцентных ламп – это _________

___________________________________________________________

Задание 2. Установите соответствие назначения помещений

комната отдыха   А. Производственные
материальная комната   Б. Санитарно-бытовые
ассистентская   В. Вспомогательные
асептический блок   Г. Административные
кабинет директора    

Задание 3. Дайте оценку искусственного освещения

Свет – один из важнейших факторов внешней среды, оказывающий разностороннее биологическое действие на организм и играющий важную роль в сохранении здоровья и высокой работоспособности. Освещение помещений может осуществляться за счет естественного и искусственного света.

Для аптечных помещений, приказом №309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» от 21.10. 1997, в качестве источников искусственного освещениярекомендованы для применения люминесцентные лампы.

Решите ситуационные задачи

(ответы для самопроверки даны в Приложении 1)

1. В аптечном помещении освещенность рабочего места в двух точках, удаленных друг от друга на расстояние 75см, составляет 500 и 400 лк. Определить и оценить коэффициент неравномерности освещения.

Решение:

 

2. Площадь торгового зала помещения аптеки 86м2. Освещение осуществляется 18 люминесцентными лампами по 40 Вт каждая. Определить освещенность (лк) и оценить полученную величину. Норматив освещенности для данного помещения 150 лк.

Решение:

 

3. В аптечном помещении величина падающего на поверхность стены света составляет 300 лк, отраженного света 80 лк. Определить и оценить коэффициент отражения.

Решение:

 

4. Определить необходимое количество люминесцентных ламп по 40 Вт каждая для помещения, площадь которого 18м2. Норматив освещенности для данного помещения 300 лк.

Решение:

 

 

Задание 4. Выполните реферативную работу. Требования к оформлению в Приложении 2.

 

1. Особенности труда аптечных работников.

2. Профилактика профессиональных заболеваний.

3. Значение вентиляции и отопления, их виды и нормативные величины в различных помещениях аптек.

 

РАЗДЕЛ II. Методические указания для студентов к выполнению практических занятий

Практическое занятие №1

Задание № 1

Составьте схему строения геосферы Земли, обозначить слои биосферы, атмосферы, показать расположение озонового слоя, используя рисунок:

Задание № 2. Заполните таблицу:

Источники загрязнения атмосферного воздуха

Искусственные Естественные
   

Задание № 3. Заполните таблицу:

Гигиеническое значение атмосферного давления

Атмосферное давление Где наблюдается Клинические проявления
1. Пониженное    
2. Повышенное    

Задание № 4. Заполните таблицу:

Оптимальные показатели микроклимата аптечных помещений

Температура воздуха Влажность воздуха Скорость движения воздуха
     

Приборы для определения, ед. измерения

       

Варианты задач

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Температура по «сухому» термометру (t), 0 20 19 14 18 20 21 16 18 22 23
Температура по «влажному» термометру (t1), 0 14 14 12,1 13 19 16 14 16 15 21
Барометрическое давление (B), мм/рт.ст 760 752 756 765 749 768 743 752 745 760

Варианты задач

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Охлаждение кататермометра с 380 до 350 (Т, с) 70 80 110 120 125 95 100 120 100 155
Фактор прибора (F) 495 495 506 603 590 506 605 603 595 648
Температура воздуха в помещении (t0) 17,5 18 20,5 19 21 21 17 20 19,5 22

Практическое занятие № 2

Задание № 1

Ознакомьтесь с принципами применения пищевых добавок в продуктах питания, с системой их кодификации, целесообразностью использования.

Задание № 2. Сделайте анализ предложенных этикеток пищевых продуктов (определить степень опасности пищевых добавок). Оформите в виде таблицы.

Название пищевого продукта Фирма производитель Найденные пищевые добавки Оценка, вывод
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

Вывод:

Пищевые добавки

Пищевые добавки – это вещества, которые вводят в продукты по техническим соображениям. Они берегут их от того, чтобы продукты не теряли свежесть, не прогоркли, не изменили цвет и консистенцию. Без пищевых добавок многие из современных продуктов не существовали бы на нашем столе, да и ассортимент тех, что остались, был значительней беднее.

Буквенные коды «Е» (первая буква в слове «Europe») – это система кодификации, разработанная в Европе. Ее ввели для удобства. За каждой пищевой добавкой состоит длинное химическое наименование, которое трудно уместить на маленькой этикетке. А, например, код Е115 на всех языках выглядит одинаково и не занимает много места в перечислении состава продукта. Этот код – своего рода печать одобрения. Раз он есть, то данная добавка входит в перечень официально разрешенных в странах ЕС.

Многие пищевые добавки – природного происхождения. Например, Е330 – лимонная кислота. В томатах содержится Е160а – каротин, Е101 – витамин В2 (рибофлавин). Из морских водорослей выделяют Е400 – альгинат натрия. Сорбиновая и бензойная кислоты и их соли – это консерванты, которые встречаются в природе, в частности в рябине, бруснике, клюкве.

Один из главных принципов применения пищевых добавок: они не должны увеличивать степень риска потребления пищевых продуктов. Контроль осуществляет ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН (FAO).

Объединенный комитет FAO\ ВОЗ оценивает токсичность, исследует мутагенные свойства пищевых добавок. Прежде чем попасть в продукт, каждая проходит испытания на животных. Их «кормят» добавками на протяжении всей жизни, выявляют недействующую дозу. При переносе на человека она уменьшается в 100 раз и больше (коэффициент запаса). Это допустимая суточная доза, которая выражается в миллиграммах вещества на килограмм массы тела.

Периодически по уже давно внедренным пищевым добавкам проводятся новые исследования. Если открываются неизвестные ранее данные, появляется возможность вредного воздействия добавки на организм, допустимая суточная доза уменьшается или рекомендуется не использовать данный ингредиент.

Вся токсикология построена на количестве: одно и то же вещество в определенных условиях может быть ядом, но если уменьшить дозу – оно станет нейтральным.

Особый подход к детям. Ферментная система у ребенка до 3 лет еще не развита. Она не может полностью утилизировать пищевые добавки. Поэтому специально выделяются вещества, которые могут использоваться в питании детей от 1 года до 3 лет. Их немного. Это только некоторые пищевые кислоты, натуральные красители (например, каротины) и ароматизаторы, полученные из растений, фруктов.

 

Задание № 3. Оценка антропометрических показателей физического развития

Показатели физического развития являются наиболее информативными критериями соответствия энергетической ценности пищевых рационов потребностям человека. Уровень и степень гармонического физического развития определяется антропометрическими исследованиями.

Среди множества методов оценки предложены формулы по которым исчисляется индекс массы тела (ИМТ), т. е. зависимость между массой и ростом тела. Наиболее широко используется индекс Кетле II, по которому:

                                               ИМТ = М (кг)

                                                              _______________________________________

                                                   рост (м)2

Этот ростометровый показатель наименее связан с ростом наиболее с массой тела, в результате хорошо отражает содержание жира в теле.

Оценка: согласно данным, изложенным в приложениях 2 и 3 следует иметь в виду, что фактическая масса тела может быть увеличена за счет хорошо развитой мускулатуры или отеков различного происхождения.

Индекс массы тела и риск сопутствующих заболеваний:

ИМТ, кг/м2 Оценка масса тела Риск сопутствующих заболеваний
Менее 18,5 19,0-24,5 25,0 и выше В том числе: 25,0-29,9 30,0-34,9 35,0-39,9 более 40,0 Дефицит Нормальная Избыточная   Тучность Ожирение 1 степени Ожирение 2 степени Ожирение 3 степени Имеет место Обычный Обычный   Повышенный Высокий Очень высокий Чрезвычайно высокий

Рост, см

Лет

Лет

Лет

Лет

Лет

муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
148 150 152 154 156 158 160 162 164 166 168 170 172 174 176 178 180 182 184 186 188 190 50,8 51,3 51,3 55,3 58,5 61,2 62,9 64,6 67,3 68,8 70,8 72,7 74,1 77,5 80,8 83 85,1 87,2 89,1 93,1 95,8 97,1 48,4 48,9 51 53 55,8 58,1 59,8 61,6 63,6 65,2 68,5 69,2 72,8 74,3 76,8 78,2 80,9 83,3 85,5 89,2 91,8 92,3 55 56,7 58,7 61,6 64,4 67,3 69,2 71 73,9 74,5 76,3 77,7 79,3 80,8 83,3 85,6 88 90,6 92 95 97 99,5 52,3 53,9 55 59,1 61,5 64,1 65,8 68,5 70,8 71,8 73,7 75,8 77 79 79,9 82,4 83,9 87,7 89,4 91 94,4 95,6 56,6 58,1 61,5 64,5 67,3 70,4 72,3 74,4 77,2 78 79,6 81 82,8 84,4 86 88 89,9 91,4 92,9 96,6 98 100,7 54,7 56,5 59,5 62,4 66 67,9 69,9 72,7 74 76,5 78,2 79,8 81,7 83,7 84,6 86,1 88,1 89,3 90,9 92,9 95,8 97,4 56 58 61,1 63,8 65,8 68 69,7 72,7 75,6 76,3 77,9 79,6 81,1 83 84,1 86,5 87,5 89,5 91,6 92,8 95 99,4 53,2 55,7 57,6 60,2 62,4 64,5 65,8 68,7 72 73,8 74,8 76,8 77,7 79,4 80,5 82,4 84,1 86,5 87,4 89,6 91,5 95,6 53,9 57,3 60,3 61,9 63,7 67 68,2 69,1 72,2 74,3 76 76,9 78,3 79,3 81,9 82,8 84,4 85,4 88 89 91,5 94,8 52,2 54,8 55,9 59 60,9 62,4 64,6 66,5 70 71,3 73,3 75 76,3 78 79,1 80,9 81,6 82,9 85,9 87,3 88,8 92,9

Оценка: Указанные в этой таблице значения веса относятся к мужчинам и женщинам соответствующего роста и возраста с нормостеническим телосложением. Для астеников верхняя граница нормального веса на 10% меньше, а для гиперстеников — на 10% больше.

По конституции люди делятся на нормостеников, гиперстеников и астеников. Определить тип вашей конституции можно по методу Соловьева: измерьте запястье в самом тонком его месте. Если ваш результат меньше 15 см для женщин и 18 см для мужчин, то вы обладаете астеническим телосложением, характеризующимся длинными конечностями, тонкой шеей и недостаточно развитыми мышцами. Запястье у женщин в 15-17 см и у мужчин в 18-20 см указывается на нормостеническое пропорциональное сложение тела. Результат более 17 см у женщин и 20 см у мужчин встречается у представителей гиперстенического, или ширококостного, телосложения.

РАЗДЕЛ III. Тесты для подготовки к дифференцированному зачету

Список литературы

Основные источники:

1. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека [Текст] / И.Г. Крымская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 418 с.

 

Дополнительные источники:

1. Гигиена с основами экологии человека [Текст] / под ред. И.П. Мельниченко. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2013. – 752 с.

2. СанПиН 2.3.2.107801 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Текст]: [утв. гл. гос. санитар. врачом Рос. Федерации 06.10.2001: введ. 01.09.2002]. – Москва: Минздрав России, 2002. – 165 с.

Интернет-ресурсы:

1. Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек): Приказ МЗ РФ от 21.10.1997 № 309 (ред. от 24.04.2003) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97992/

2. Экология и жизнь. – научно-популярный и образовательный журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecolife.ru

3. ПСВ - Простой Способ Восстановить здоровье / таблицы для определения нормы массы тела [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psv-health.com/table-massa-tela.htm

 

 

Приложение 1

Приложение  2

Требования к оформлению рефератов

1. Документ должен быть создан на компьютере, в программе Microsoft Word.

2. Распечатку на одной стороне листа. Формат стандартный – А4. Вторую сторону каждого листа оставляем чистой.

3. Поля страницы: левое – 30 мм, другие – по 20 мм.

4. Выравнивание текста – по ширине. Красная строка оформляется на одном уровне на всех страницах реферата. Отступ красной строки равен 1,25 см.

5. Шрифт основного текста – Times New Roman. Размер – 14 п. Цвет – черный. Интервал между строками – полуторный.

6. Оформление заголовков. Названия глав прописываются полужирным (размер – 16 п.), подзаголовки также выделяют жирным (размер – 14 п.). Если заголовок расположен по центру страницы, точка в конце не ставится. Подчеркивать заголовок не нужно! Названия разделов и подразделов прописывают заглавными буквами (ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ).

7. Интервалы после названий и подзаголовков. Между названием главы и основным текстом необходим интервал в 2,5 пункта. Интервал между подзаголовком и текстом – 2 п. Между названиями разделов и подразделов оставляют двойной интервал.

8. Нумерация страниц. Отсчет ведется с титульного листа, но сам лист не нумеруют. Используются арабские цифры.

9. Правила оформления примечаний. Примечания располагают на той же странице, где сделана сноска.

10. Оформление цитат. Они заключаются в скобки. Авторская пунктуация и грамматика сохраняется.

11. Нумерацию глав, параграфов. Главы нумеруются римскими цифрами (Глава I, Глава II), параграфы – арабскими (1.1, 1.2).

Обратите внимание на титульный лист. В верхней его части указывают название организации, для которой был создан реферат. Ниже указывают тип и тему работы. Используют большой кегль. Под темой, справа, размещают информацию об авторе и научном руководителе. В нижней части по центру – название города и год написания.

Оформление реферата производится в следующем порядке:

 - титульный лист;

 - оглавление;

 - введение;

 - основная часть, разбитая на главы и параграфы;

 - список используемой литературы;

 - приложения.

Структура (разделы) реферата:

1) Оглавление

2) Введение (мотивация выбора, обоснование актуальности избранной темы; цели, задачи; краткий обзор источников информации по приоритетам)

3) Основные разделы, раскрывающие тему реферата, глава(ы) – 2-4 в зависимости от сложности темы и многообразия источников. Каждая глава должна содержать краткие выводы.

4) Выводы. Заключение (обобщенные выводы по теме, перспективные направления изучения проблемы; обозначить вопросы, оставшиеся без ответа).

5) Список использованной литературы (алфавитный) с учетом требований к составлению библиографического комментария. Ссылки на литературу обязательны, например [3, c. 25].

6) Приложения.

Приложение  3

Пример решения задачи

 

Рассчитать относительную влажность в помещении при следующих показателях. Сделать вывод.

В зале обслуживания аптеки температура по «сухому» термометру составила 200С (t), а температура по «влажному» термометру 140С (t1). Барометрическое давление 760, мм/рт.ст.(В).

Fв – максимальное давление водяных паров при температуре влажного термометра, мм/рт. ст. определяется по табл. 1 и составляет 11,99 мм/рт.ст.

Таким образом, абсолютная влажность рассчитывается:

А = Fв – 0,5(t – t1) B

                                                                            755

А = 11,99 – 0,5(20 –14) 760 = 8,98 г/м;

                                                                      755

Относительная влажность, %:

FС – максимальное давление водяных паров при температуре сухого термометра, мм.рт.ст. определяется по табл. 1 и составляет 17,54 мм/рт.ст

 

R = А 100        

      Fс

                                     R = 8,98*100 = 51%

                                                17,54

Вывод: Согласно приказу № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» от 21.10. 1997г. полученная величина относительной влажности входит в пределы нормы (40-60%).

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….. 4
Раздел I. Задания для самоподготовки  
1.1. Экологические и гигиенические проблемы воздушной среды….. 5
1.2. Экологическое и гигиеническое значение воды…………………… 7
1.3. Гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с характером питания и качеством пищевых продуктов. Профилактика заболеваний………………………………………………………………..     9
1.4. Влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека. Гигиена аптечных организаций………………………………………….     11
Раздел II. Методические указания для студентов к выполнению практических занятий  
2.1. Практическое занятие № 1 Тема: «Воздух как фактор окружающей среды. Гигиеническая оценка микроклимата закрытых помещений»………………………….     15
2.2. Практическое занятие № 2 Тема: «Расчет суточного рациона. Контроль за энергетической адекватностью»…………….....................................     22
Раздел III. Тесты для подготовки к дифференцированному зачету………………………………………..   30
Список литературы………………………………………………………. 38
Приложения……………………………………………………………….. 39

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь по дисциплине ОП.05. Гигиена и экология человека предназначена для самостоятельной работы студентов очно-заочной формы  обучения  по  специальности  33.02.01. Фармация.

Выполнение заданий рабочей тетради способствует расширению знаний о роли и влиянии природных, производственных, социальных факторов на здоровье населения, значении гигиены в фармацевтической деятельности. Задания направлены на вопросы воспитания гигиенической и экологической грамотности, что позволяет студентам на практике реализовывать умения ведения здорового образа жизни.

Раздел I содержит задания в виде таблиц, ситуационных задач для внеаудиторной самостоятельной работы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине. Уровень подготовки к практическому занятию студент может оценить при выполнении заданий в тестовой форме, предложенных в разделе III.

Раздел II включает задания для 2-х практических занятий по темам курса. Студентам предложено решение ситуационных задач, работа с таблицами, выполнение схем. В помощь студенту представлен краткий теоретический материал по темам практических занятий. Возможность повысить результат обучения по дисциплине – выполнение рефератов по предложенной тематике.

В рабочую тетрадь включены элементы учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов по темам дисциплины «Гигиена и экология человека»).

    Предлагаемые задания ориентируют студентов на поиск информации в дополнительных источниках и творческий подход.

В приложениях даны примеры решения задач, требования к оформлению рефератов. При выполнении заданий студентам рекомендовано руководствоваться материалом источников указанного списка литературы.

 

РАЗДЕЛ I. Задания для самоподготовки

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

Задание 1. Перечислите

1) слои биосферы:   __________________________________________

2) слои атмосферы:  _________________________________________

3) на теплообмен с окружающей средой влияют следующие показатели:

__________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу

Оптимальные показатели микроклимата аптечных помещений

Температура воздуха, t°C  
Скорость движения воздуха, V м/с  
Относительная влажность, W %  

Задание 3.Установите соответствие

Приборы, измеряющие параметры микроклимата в жилом помещении

1.Температура воздуха                                А) аспирационный психрометр

2. Атмосферное давление                    Б) анемометр

3. Скорость движения воздуха          В) ртутный термометр

4. Относительная влажность воздуха  Г) барометр

Задание 4. Дайте определение

Микроклимат – это _________________________________________________

Метеотропные реакции – это _________________________________________

Смог – это______________________________________________________

В гигиеническом отношении интерес представляет оптическая часть солнечного спектра, которая разделена на три диапазона:

______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 5. Укажите биологическое действие ультрафиолетовой солнечной радиации на организм, как положительное, так и отрицательное

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Задание 6. Решите ситуационные задачи

1.  В жилом районе обнаружена концентрация пыли 2 мг/м3 (ПДК 4 мг/м3) и концентрация двуокиси серы 15 мг/м3 (ПДК 20 мг/м3).

    Оцените ситуацию, имеется ли загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха?

Решение:

 

 

2.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.111 (0.016 с.)