Законы, закономерности и принципы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы, закономерности и принципы обучения



ЛЕКЦИЯ 1

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения является составной частью целостного педагогического (образовательного) процесса. Раздел педагогики, исследующий процесс обучения, называется «дидактика». Термин «дидактика» происходит от греческих слов didactios — поучающий и didasko — изучающий. Считается, что этот термин был введен в употребление в 1613 г. немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635).

Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Приведем непривычно длинный заголовок этого труда, отражающий вместе с тем его специфику и содержание:

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается, ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей; ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике.

Над развитием теории обучения трудилось немало ученых. Значительный вклад внесли И.Ф.Гербарт, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег; в России – К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев. Среди отечествнных классиков педагогики необходимо назвать труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, Л.Я. Зориной, Л. Клинберга, В.В.Краевского, И. Марева, И.Я. Лернера, В. Оконя, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной.

Процесс обучения заключается во взаимодействии преподавателя и обучающегося и осуществляется в процессе совместной деятельности, которая основана на системе знаний о мире, разнообразных способах деятельности, опыте творческой деятельности и личностном опыте.  Процесс обучения включает в себя множество разнообразных связей и отношений. Он находится в постоянном движении. Движущими силами выступают противоречия:

•   между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями обучающихся;

•   между жизненным опытом и научными знаниями;

•   между полученными знаниями и умением их использовать.

    Цель обучения – это будущий результат деятельности, на который

направлены усилия педагога и обучающегося в процессе обучения.

Преподавание – это деятельность педагога, предполагающая планирование и организацию процесса обучения, контроль за его ходом и оценку достигаемых результатов.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучающихся; процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на решение учебных задач, в результате которого обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

Учение –  это самостоятельная деятельность обучающегося по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки к практической деятельности, к формированию и развитию опыта решения учебных и жизненных задач.

Функции процесса обучения

Образовательная функция - вооружение обучающихся системой научных знаний, умений, навыков с целью использования их на практике. Научные знаний должны быть полными, систематичными и осознанными. Поэтому процесс обучения должен быть построен так, чтобы из него не выпали какие-либо существенные важные элементы. Образовательная функция выражается в формировании мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Образовательная функция тесно связана с организацией самостоятельной работы, с формированием навыков работы с книгой, со справочной литературой.

Воспитательная функция – содействие в формировании мировоззрения, взглядов, убеждений, отношений. Воспитательная функция органически вытекает из содержания, форм и методов обучения. Она осуществляется посредством общения педагога с обучающимися. Обучение призвано воспитывать отношение к изучаемому предмету, интерес к учебной деятельности, формировать мотивацию к познанию нового.

Развивающая функция – содействие развитию психических процессов – мышления, памяти, свойств личности. Обучение способствует развитию речи, мышления; целостной психофизиологической сферы: сенсорной, эмоциональной, волевой, двигательной, мотивационно-потребностной.

Логика процесса обучения

Логика процесса обучения складывается из логики учебного предмета и психологии усвоения учебного материала.

Первый уровень обучения – созерцательный. На данном уровне осуществляется восприятие учебного материала непосредственно с помощью органов чувств или опосредованно с помощью слов педагога. На восприятие влияет множество факторов: скорость передачи информации, психическое состояние обучающегося, день недели и часы занятий, интересы, прошлый опыт и др.

Второй уровень – теоретическое абстрагирование. Движение от восприятия предмета к пониманию его сущности путем установления связей и отношений между новым материалом и ранее изученным. Осмысление – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация информации. Обобщение – выделение и систематизация существенных признаков предметов и явлений, установление связей между ними, выводы, доказательства. Движение от понимания смысла к определению понятия.

Третий уровень – практический. Проверка эффективности и закрепление знаний. Движение от абстрактных знаний к конкретным формам и видам деятельности.

Дидактические принципы

Принцип сознательности и активности обучения. В основе данного принципа лежит положение о том, что основу образования составляют самостоятельно осмысленные знания. Сознательное усвоение знаний зависит от мотивов обучения, от характера познавательной деятельности. Активность учащегося влияет на скорость усвоения материала, его глубину и прочность. Этот принцип диктует свои правила:

•   обучающийся должен понимать цели и задачи предстоящей работы;

•   нужно использовать разнообразные формы познавательной деятельности;

•   нужно приводить примеры;

•   нужно чаще задавать вопрос: «Почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи;

•   нужно вселять уверенность в успехе.

Принцип наглядности в обучении. Один из самых древних принципов. В его основе лежит строго зафиксированная закономерность о том, что органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Через органы зрения мозг получает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. Правила:

•   все, что только можно, нужно давать для восприятиями чувством: видимое – для зрения; слышимое – для слуха и т.д.;

•   необходимо использовать все виды памяти – не только слуховую, но и зрительную и моторную;

•   наглядности должно быть в меру. Она не должна препятствовать восприятию и пониманию главного.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Система научных знаний создается благодаря внутренней логике учебного материала и познавательным возможностям учащихся. Чем меньше перерывов и неуправляемых моментов в процессе обучения, тем он успешнее. Если систематически не упражняться в определенных навыках, то они утрачиваются. Если не соблюдать последовательности в обучении, то процесс развития учащегося замедляется. Правила:

•   содержание образования необходимо разделять на логически завершенные части;

•   нельзя ставить вопросы, которые не будут основательно раскрыты;

•   сформированная система знаний препятствует их забыванию. Даже забытые знания быстро восстанавливаются в системе;

•   сегодняшние знаний должны закреплять вчерашние и прокладывать дорогу для завтрашних.

Принцип прочности результатов обучения. В данном принципе закреплены следующие закономерности. Прочность усвоения материала зависит не только от его содержания и структуры, но и отношения к нему учащегося. Прочность зависит от вида и методов обучения, от избирательности памяти учащихся, их интересов и ценностей. Правила:

•   следует экономить силы обучающихся – не допускать перегрузок памяти в ущерб мышлению;

•   запоминать необходимо сознательно усвоенное и хорошо осмысленное;

•   следует приучать обучающихся пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;

•   нельзя приступать к изучению нового, не сформировав к нему положительного отношения;

•   необходимо развивать память обучающихся.

Принцип доступности обучения. Доступность определяется возрастными особенностями обучающихся, их индивидуальными особенностями. Она зависит от организации учебного процесса, от выбора форм, методов, технологий обучения. Правило доступности обучения по Коменскому: от легкого – к трудному; от простого – к сложному; от известного – к неизвестному. Правила:

•   когда приступают к изучению какого-либо предмета, обучающийся должен быть к этому подготовлен;

•   процесс обучения должен идти в оптимальном темпе – не задерживая сильных и развивая скорость действия слабых;

•   введение каждого нового понятия должно быть подготовлено всем ходом предыдущего обучения;

•   доступность зависит от ясности речи педагога.

Принцип научности. Данный принцип требует, чтобы обучающимся предлагались только подлинно научные знания. Научность обеспечивается содержанием образования. Правила:

•   необходимо использовать в процессе обучения новейшие достижения науки;

•   следует раскрывать обучающимся логику учебного предмета, основы научных понятий;

•   необходимо развивать исследовательскую деятельность обучающихся, дать им возможность пережить радость открытия.

Принцип связи теории с практикой. Практика рассматривается как область использования результатов обучения. Чем больше знания используются в жизни, тем выше сознательность обучения. Правила:

•   обучающиеся должны осознать жизненную необходимость обучения;

•   педагог не должен уходить от острых и трудных вопросов жизни;

•   больше внимания необходимо уделять практической деятельности – 80-85% информации усваивается путем практической деятельности.

 

Содержание процесса обучения

Содержание процесса обучения – это система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих идей и убеждений, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Человек веками приобретал знания о природе, о самом себе, об обществе, учился выполнять различные виды работ, решать проблемы. Человечество накопило огромный запас знаний. Их так много, что нельзя даже и подумать о полном их усвоении. Поэтому и существует проблема выбора самых главных, или базисных знаний. Источники содержания образования – это культура, наука, опыт общественных отношений, духовные ценности, сферы деятельности человека. При педагогической переработке отбирается то, что наиболее ценно для активного участия в жизни общества, для развития способностей и личности в целом. Отбор содержания в осуществляется со следующих позиций:

•   содержание должно отражать научную картину мира;

•   содержание должно иметь общеобразовательное значение – значение для многих предметов;

•   содержание должно быть доступным и логичным;

•   содержание должно показывать способы применения полученных знаний на практике;

•   содержание должно раскрывать нерешенные проблемы, значимые для науки и общества.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Она вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства во всей стране, получения одинакового уровня образования. Слово стандарт в пер. с англ. означает «норма», «образец», «мерило».

Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании и обеспечивает:

•   равенство и доступность при различных стартовых возможностях;

•   сохранение единства образовательного пространства в РФ;

•   преемственность ступеней образования;

•   вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

•   государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

•   признание документов иностранных государств об образовании.

Современная трактовка содержания образования, заключается в том, что обучающимся не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – многомерное, многоуровневое и многозначное понятие. Сложность понимания воспитания обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота понятия. Само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому, но для нас важно его научное значение, что характеризует профессиональный подход в образовательной деятельности. Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Воспитание имеет общий корень со словом «питание». В ходе воспитания человек получает особое питание, прежде всего, духовное. Существует множество определений понятий «воспитание». Вот некоторые из них.

«Воспитание – это планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» (А.В.Петровский).

    «Воспитание – это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» (Л.В.Байбородова, М.И.Рожков).

«Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» (Н.Е.Щуркова).

Е.В.Титова, анализируя значение смыслов понятия «воспитание», дает их классификацию:

- А-воспитание. Понятия, отражающие влияние общества, социальной среды на формирование личности. Воспитание рассматривается как процесс социализации человека. Социализация - организация прямого усвоения социальных норм и установок (процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе). Зачастую воспитание сводят к управлению социализацией, т.е. к организации прямого усвоения социальных норм и установок. Однако в последнее время произошел сдвиг в сторону понимания воспитания как практического, личностно значимого действия для ребенка, формирующего собственные установки относительно и общественных и личных проблем. 

- Б-воспитание. Понятия отражают внутренний процесс становления и развития личности. Воспитание рассматривается как социокультурное развитие человека. Категория «воспитание» приобретает значение жизнетворчества, построения собственной жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних.

-   В-воспитание. Понятия отражают специально организованную педагогическую деятельность. Воспитание рассматривается как вид педагогической деятельности.

Принципы воспитания

1. Принципы социальной направленности воспитания:

-   принцип связи воспитания с жизнью - включение воспитанников в общественную жизнь, формирование положительного отношения к труду.

-   принцип воспитания личности в коллективе – формирование опыта общественных отношений.

-   принцип демократизации – опора на равенство всех субъектов в воспитательном процесс.

2. Принципы личностной направленности воспитания:

-   принцип единства требования и уважения к личности воспитанника.

-   принцип активности воспитанника.

-   принцип гуманизации воспитания.

3. Принципы взаимодействия педагогов и воспитанников:

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, интересов, ценностей, потребностей. Нет воспитания вообще, есть воспитание в частности.

- Принцип опоры на положительное. Педагог должен опираться на сформированные положительные качества. Нужно добиваться, чтобы в человеке было больше положительного и меньше отрицательного. Это достигается терпением, заинтересованным участием в судьбе воспитанника, сотрудничеством. Если воспитаннику все время твердить о его недостатках, он теряет веру в себя.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Тенденция (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) — это возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.

Антропологическая тенденция в образовании:

- отражает формирование опыта наращивания человеческого потенциала в образовании;

- выступает как способ расширения категориально-понятийного аппарата в педагогике;

 - характеризует образовательное пространство как способ становления и реализации субъектности человека.

Тенденция информатизации образования:

- компьютеризация образовательных учреждений;

- подключение образовательных учреждений к сети интернет;

- создание и реализация технологий дистанционного обучения;

- создание единой информационной системы мониторинга обучения;

- обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам.

Тенденция здоровьесбережения в условиях образования

- необходимость развития здравоохранения в образовательных учреждениях;

- обеспечение безопасной образовательной среды;

  - реорганизация системы питания, преодоление преобладания углеводно-жирового компонента в питании детей, недостаточности потребления витаминов и микроэлементов;

- разработка и реализация федеральной и региональных целевых программ развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях.

Тенденция формирования инклюзивного образования

- обеспечение доступа к качественному образованию людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю), или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

- исключение любой дискриминации детей и обеспечение равного отношения ко всем людям, создание условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

- обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества.

- развитие современных информационных технологий, изменение видов профессиональной деятельности.

Тенденция создания

системы непрерывного профессионального образования

-решение проблем отставания содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития;

    - создание системы непрерывного образования в течение всей жизни, включающей в себя: 

- формальное образование, которое завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

- неформальное образование, осуществляемое в образовательных учреждениях, клубах и кружках, на курсах, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

- информальное образование — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь, реализующееся за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д.,

 

Лекция

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей.

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского "одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом". Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин.

Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции:

· нравственная сторона лекции и преподавания,

· научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность,

· наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств,

· эмоциональность формы изложения,

· активизация мышления слушателей,

· постановка вопросов для размышления;

· четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

· методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

· изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

· использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Виды лекций

Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорная лекция - э то не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Проблемная лекция. О проблемной лекции говорят в связи с активными методами обучения. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе их разрешения студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация.  Психологические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму.  Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

• обеспечить усвоение новой информации;

• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

• демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

• изобразительные (слайды, рисунки, фото);

• символические (схемы, таблицы).

В визуализированной лекции важны определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

• уровень подготовленности и образованности аудитории;

• профессиональную направленность;

• особенности конкретной темы.

Лекция вдвоем - эта разновидность лекции является развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д. Необходимо, чтобы:

• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;

• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;

• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;

• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

• активизировать внимание студентов;

• развивать их мыслительную деятельность;

• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

• в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

• в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Семинарские занятия

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

· развитие творческого профессионального мышления;

· профессиональное использование знаний в учебных условиях:

· овладение языком соответствующей науки;

· формирование навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями;

· овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Формы семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Выступления в беседе – это уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.156.46 (0.126 с.)