Мотивация употребления алкоголя и других ПАВ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация употребления алкоголя и других ПАВ



Формирование зависимости от ПАВ обусловлено взаимодействием генетических, физиологических, психологических и социальных факторов.

Генетический фактор состоит в той роли, которая принадлежит наследственности в формирования зависимости от ПАВ: «у больных с отягощённой наследственностью непреодолимое влечение к алкоголю возникает значительно раньше и темпы развития алкоголизма носят ускоренный характер по сравнению с больными с неотягощённой наследственностью. Следует, однако, подчеркнуть, что с годами эти различия постепенно стираются, и в отдалённых стадиях отмечается приблизительно одинаковая картина болезни у всех больных».

Физиологические факторы, способствующие формированию зависимости, определяются, с одной стороны, влиянием алкоголя и наркотиков на состояние организма (например, согревающим воздействием алкоголя), с другой стороны, особенностями организма человека. Так, например, большое значение в происхождении алкоголизма отводят нарушениям обмена веществ и индивидуальным характеристикам иммунитета.

Социальные факторы играют наиболее важную роль на начальных стадиях развития зависимости формирования зависимости дифференцируются на две группы:

Макросоциальные – обусловленные социально-экономической и политической структурой общества. В настоящее время макросоциальная среда характеризуется непрерывным увеличением объема информации, кризисом институтов брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени – все это порождает эмоциональную депривацию людей и способствует формированию нарушений поведения. Применительно к употреблению алкоголя, кроме того, следует отметить доступность алкогольных напитков и, самое главное, тысячелетние традиции употребления спиртного в самых разнообразных ситуациях, что так же благоприятствует формированию алкогольной аддикции членов общества.

Микросоциальные – связанные с непосредственным социальным окружением человека, в первую очередь, с его семьей: «Среди лиц, страдающих алкоголизмом, большинство составляют холостые, одинокие, разведенные. … Отмечают значение многих факторов: неблагоприятные взаимоотношения между родителями, раннее приобщение к спиртному, обычаи ближайшего социального окружения, ориентированные на потребление спиртного, общепринятые алкогольные традиции, установка на привычное потребление спиртного, хронические конфликты в собственной семье, низкий культурный уровень, нецеленаправленное использование свободного времени, воздействие профессионально-производственной группы».

Психологические факторы связаны со способностью ПАВ вызывать состояние эйфории. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к повышению настроения, снятию тревоги, напряжения, страха, «с их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др. … Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности».

Именно порождаемое приемом ПАВ состояние эйфории лежит в основе формирования психологической зависимости: такой эффект опьяняющего вещества приводит к субъективному восприятию ПАВ в позитивном, психологически привлекательном свете.

Короленко выделяет следующие виды мотивации употребления ПАВ по критерию преобладания того или иного фактора, побуждающего человека к приему наркотиков или алкоголя:

Атарактическая мотивация – стремление к употреблению ПАВ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта. Вещество, вызывающее опьянение, используется как лекарственный препарат, снимающий негативные феномены и симптомы душевного неблагополучия (тревогу, депрессивные переживания). Употребление вещества может быть направлено также на купирование внутриличностного конфликта при психогенных расстройствах.

Гедонистическая мотивация – если атарактическая мотивация приводит эмоциональное состояние в норму из сниженного, то гедонистическая способствует повышению нормального (не сниженного) настроения. Гедонистическая направленность проявляется в получении удовлетворения, чувства радости, эйфории от приема веществ на фоне обычного настроения.

Мотивация с гиперактивацией поведения основывается на активирующем эффекте ПАВ. В качестве мотивации при этом выступает стремление вывести себя из состояния пассивности, безразличия, апатии и бездействия. С этой целью используют вещества, провоцирующие необычную, запредельную живость реакции и активность.

Субмиссивная мотивация применения веществ отражает неумение противостоять давлению окружающих, неспособность отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя, наркотических лекарственных или ненаркотических лекарственных веществ, которая является следствием специфических личностных особенностей субъекта с чертами робости, застенчивости, конформности, тревожности.

Псевдокультурная мотивация основывается на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях. Поведение индивида при этом носит характер причастности к традиции, культуре, избранному кругу лиц. При псевдокультурной мотивации важным является не столько само употребление веществ, сколько демонстрация этого процесса окружающим.

Формы алкоголизма

По рискам перехода пьянства в алкоголизм Г. В. Старшенбаум выделил следующие этапы алкоголизации (1 доза – 30 г водки или 150-200 г сухого вина, или 300-500 г пива):

· Одна-две дозы 6-8 раз в год – низкая степень риска.

· Одна-две дозы 10-20 раз за год – умеренная степень риска.

· Одна-две дозы 6-10 раз за месяц или три-четыре дозы 20-40 раз за год – опасный уровень.

· Три-четыре дозы 6-10 раз за месяц (начало алкоголизма).

В международной классификации болезней (МКБ-10) алкоголизму принадлежит код F10. Притом выделены несколько алкогольных расстройств и нарушений с характерными для каждого стадиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.005 с.)