Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование бюджета малого строительного предприятияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МАЛОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Пример расчетов (2012 г.). Исходные данные для формирования бюджета малого строительного предприятия. Рассмотрим процесс формирования годового бюджета с поквартальной разбивкой на примере малого строительного предприятия, специализирующегося на выполнении облицовочных работ керамической плиткой. На начало планируемого периода предприятие имеет остатки: — Основные средства (01) — 180 000 руб.; — Амортизация основных средств (02) — 45 000 руб.; — Материалы (10) — 12 636 руб.; — Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) –12139 руб.; — Денежные средства (50, 51) — 300 000 руб.; — Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) — 79 500 руб.; — Расчеты с покупателями и заказчиками (62) — 67 400 руб.; — Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль») — 10 000 руб.; — Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69) — 14 200 руб.; — Уставный капитал (80) — 100 000 руб.; — Нераспределенная прибыль (84) — 323 475 руб. В скобках указаны номера соответствующих бухгалтерских счетов. Для разработки бюджета на предстоящий период имеется информация по шести блокам: продажи, производство, управление, финансы, налоги, инвестиции. «Продажи». Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ — 550 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполненные работы 50 % выручки поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале. Имеющаяся дебиторская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабочего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде — 6 человек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде поквартально: I — 59 дней, II — 61 день, III — 66 дней, IV — 63 дня. Объемы работ планируются исходя из производственной мощности бригады отделочников. Расходы на рекламу (коммерческие расходы) запланированы в размере 10 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость. «Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ потребуются следующие материалы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На
начало года имеются следующие остатки материалов на складе: — керамическая плитка — 70,8 кв. м; — мастика — 150 кг; — затирка — 36 кг. В соответствии с договорами поставки цена за единицу материального ресурса на предстоящий период составляет: — керамическая плитка —100 руб. за 1 кв. м; — мастика — 32 руб. за 1 кг; — затирка — 21 руб. за 1 кг; — раствор — 800 руб. за 1 куб. м. Цена указана без учета НДС. Норма расхода на 1 кв. м работ составляет: — керамическая плитка— 1,2 кв. м.; — мастика — 2,0 кг; — затирка — 0,5 кг; — раствор — 0,05 куб. м. Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10 % от потребности данного вида материала в следующем квартале. Планируемый уровень запасов материалов на конец года должен составлять: — керамическая плитка — 400 кв. м; — мастика — 700 кг; — затирка — 180 кг. В соответствии с условиями договоров поставки оплата поставщикам осуществляется следующим образом: 70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была получена продукция, 30 % — в следующем квартале. Кредиторская задолженность, имеющаяся на начало года, должна быть полностью погашена в I квартале. Норма затрат труда по облицовочным работам составляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабочих запланирована в размере 42,5 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена. Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от продолжительности производства и составляет 8 руб. за 1 час работ. В состав постоянных ОПР входят расходы за квартал: — заработная плата производственного персонала в размере 12 000 руб.; — амортизационные отчисления основных средств — 2 500 руб.; — прочие ОПР — 6 000 руб. Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены. «Управление». Расходы по аренде офисного помещения составляют 20 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оплачиваются в том же периоде. Заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) — 55 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.
«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на конец каждого квартала не менее 50 000 руб. Имеется возможность получить краткосрочный кредит под 15 % годовых. Проценты по кредиту начисляются и выплачиваются ежеквартально; относятся на финансовый результат (за счет чистой прибыли). «Налоги». Бюджет малого строительного предприятия формируется в соответствии с существующим налоговым законодательством Российской Федерации. В процессе разработки бюджета следует учесть основные налоги: налог на добавленную стоимость (ставка НДС — 18 %), налог на имущество (ставка — 2,2 %), налог на прибыль (ставка — 24 %, 2012 г. 20%), единый социальный налог (ставка — 26 %), с 2012г.страховые взносы 30,9%. С 1 января 2006 г. НДС начисляется по первой из двух дат: даты отгрузки или даты оплаты. На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 10 000 руб., погасить которую необходимо в I квартале, и кредиторская задолженность во внебюджетные фонды (ЕСН) — 14 200 руб., погашение запланировано так же в I квартале. «Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Способ начисления амортизационных отчислений — линейный, 10 % в год. Бюджет продаж. «Выходной» формой данного этапа бюджетного процесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж). Сформируем бюджет продаж для нашего малого строительного предприятия. Для расчета выручки от реализации работ потребуются следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, количество человек, занятых выполнением данного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ. Исходные данные для разработки бюджета продаж: 1) Дневная выработка на одного рабочего — 2,0 кв. м.; 2) Число рабочих — 30 человек; 3) Количество рабочих дней: — I квартал — 59 дней; — II квартал — 61 день; — III квартал — 66 дней; — IV квартал — 63 дня. 4) Договорная цена за 1 кв. м. — 550 руб. Результаты расчетов представлены в таблице. 8.1. Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квартала. На первом этапе необходимо рассчитать планируемый объем продаж (выполненных работ) в натуральных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде: 2 кв. м. * 30 чел. * 59 дн. = 3540,0 кв. м. Таблица 1
На втором этапе рассчитывается выручка от реализации работ путем умножения объема продаж на цену за единицу выполненных работ: 3540,0 кв. м. * 550 руб. = 1 947 000 руб. На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога — 18 %): 1 947 000 руб. * 0,18 = 350 460 руб. Завершающим этапом составления бюджета продаж является расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:
1 947 000 руб. + 350 460 руб. = 2 297 460 руб. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов. В рассматриваемом примере 50 % от выручки за выполненные работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в таблице 2. При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать погашение ДЗ за предыдущий период, величина которой определяется из баланса на начало отчетного периода. В нашем примере эта величина составляет 67 400 руб. При планировании погашения задолженности покупателей, как мы уже говорили раньше, необходимо учитывать коэффициенты инкассации. Согласно условию, 50 % от планируемой вы ручки предприятие получит в тот же квартал, в котором осуществило работы, а 50 % — в следующем квартале. В расчет необходимо включать выручку от реализации работ с учетом налога на добавленную стоимость. Величина выручки от выполнения работ в I квартале распределится следующим образом: — в I квартале покупатели оплатят: 2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.; — во II квартале та же сумма: 2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб. Таким образом, по горизонтали показывается распределение сумм погашения дебиторской задолженности (поквартально) за работы, выполненные в I квартале, а по вертикали денежные поступления за выполненные работы, которые будут получены в I квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих периодов. Таблица 2 Бюджет погашения дебиторской задолженности (руб.)
Бюджет производства. Для предприятий, работающих на заказ (к ним относятся и строительные предприятия), сформированный пакет заказов (т. е. бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая, таким образом, является расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем, структура продаж и целевой уровень товарных остатков. Бюджет производства — это план выпуска продукции (работ, услуг) в натуральных показателях. Бюджет производства с поквартальной разбивкой представлен в таблице. 3. Таблица 3 Бюджет производства (кв. м)
Готовой продукцией предприятия являются работы по облицовке поверхностей керамической плиткой. Незавершенного производства (НП) ни на начало, ни на конец планируемого периода нет, поэтому в данном случае объем продаж и объем производства совпадают. Бюджет производства является базовым для разработки последующих производственных бюджетов: бюджета прямых материальных затрат, бюджета прямых трудовых затрат и бюджета общепроизводственных (накладных) расходов. Материальные затраты: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плитка | 1,2 кв. м | 100,0 | 120,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мастика | 2,0кг | 32,0 | 64,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затирка | 0,5кг | 21,0 | 10,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раствор | 0,05 куб. м | 800,0 | 40,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 234,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Трудовые затраты | 1,3 час. | 42,50 | 55,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Страховые взносы (ЕСН) | 26% | 55,25 | 14,365 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Переменные ОПР | 1,3 час. | 8,00 | 10,40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Итого затрат | 314,515 |
Калькуляция переменной производственной себестоимости единицы продукции необходима для расчета производственной себестоимости выполненных работ и в дальнейшем будет использоваться при расчетах в прогнозном отчете о прибылях и убытках.
Бюджет инвестиций.
Инвестиционный бюджет фирмы определяется как потребностями текущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.).
В I квартале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты — I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Бюджет инвестиций представлен в таблице 12.
На баланс предприятия оборудование принимается по первоначальной стоимости без учета налога на добавленную стоимость. Расходы на приобретение оборудования (с учетом НДС) будут учтены при разработке расходной части бюджета движения денежных средств.
Таблица 12
Бюджет инвестиций (руб.)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Стоимость нового оборудования | 230400,0 | 230400,0 | |||
2 | НДС | 41472,0 | — | — | — | 41472,0 |
3 | Стоимость с НДС | 271872,0 | — | — | — | 271872,0 |
4 | Итого к оплате | 271872,0 | — | — | — | 271872,0 |
|
Бюджет налоговых платежей.
Все предприятия, независимо от организационно-правовой формы, по результатам деятельности должны начислить и заплатить налоги в бюджет и во внебюджетные фонды.
Бюджет фирмы формируется в соответствии с действующим налоговым законодательством. В процессе формирования бюджета следует учесть основные налоги и отчисления: социальные отчисления во внебюджетные фонды (ЕСН), налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль.
Единый социальный налог. Расчет отчислений на социальные нужды от фонда оплаты труда представлен в таблице 13.
Единый социальный налог начислен по трем категориям: рабочие, производственный персонал, административно-производственный персонал. ЕСН, начисленный на заработную плату рабочих основного производства (табл. 6), включается в состав переменной составляющей производственной себестоимости (табл. 9). ЕСН, начисленный на заработную плату производственного персонала (табл. 7), включается в состав постоянных производственных расходов при расчете прибыли от реализации работ (табл. 11). Отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (табл. 10) учитываются в составе постоянных управленческих расходов (см. табл. 11).
Налог на добавленную стоимость учитывается в бухгалтерском учете на двух счетах:
счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»;
счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС.
В соответствии с этим делением бюджет по налогу на добавленную стоимость будет состоять из двух частей. В первой части (таблица 14) сформируем бюджет по НДС по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям». По дебету счета 19 показываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, работам и услугам, а по кредиту — суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета (с 1января 2006 г., после внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), у налогоплательщиков появилась возможность принимать к зачету НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (ТМЦ) до фактической оплаты товаров).
Таблица 13
Финансовые решения (руб.)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Кредит | 122500,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 122500,00 |
2 | Возврат кредита | 0,00 | (122500,00) | 0,00 | 0,00 | (122500,00) |
3 | Проценты за кредит | (4593,75) | (4593,75) | 0,00 | 0,00 | (9187,50) |
4 | Итого | 117906,25 | (127093,75) | 0,00 | 0,00 | (9187,50) |
Таблица 22
Прогнозный баланс (руб.)
АКТИВ | На начало | На конец | ПАССИВ | На начало | На конец |
Основной капитал: | Собственный капитал: | ||||
Основные средства | 180000 | 410400 | Уставный капитал | 100000 | 100000 |
Амортизация | 45000 | 72280 | Нераспределенная прибыль | 323 475 | 2595947 |
Итого | 135000 | 338 120 | Итого | 423 475 | 2695947 |
Оборотный капитал: | Заемный капитал: | ||||
Сырье и материалы | 12636 | 66180 | Расчеты с поставщиками | 79500 | 311 190 |
НДС | 12139 | 0 | Расчеты с бюджетом | 10000 | 254689 |
Дебиторская задолженность | 67400 | 1226610 | Расчеты с внебюджет-ным фондом | 14200 | 23907 |
Денежные средства | 300 000 | 1 654 823 | |||
Итого | 392 175 | 2947613 | Итого | 103 700 | 589 786 |
Баланс | 527 175 | 3285733 | Баланс | 527 175 | 3 285 733 |
Кредиторская задолженность поставщикам за отгруженные материалы на конец бюджетного периода рассчитывается по следующей формуле:
Кредиторская задолженность на начало периода + Объем закупок в стоимостном выражении за бюджетный период с учетом НДС (табл. 4) – Оплата кредиторской задолженности (табл. 5).
Кредиторская задолженность поставщикам на конец года будет составлять:
79 500 руб. + 4197 229 руб. – 3 965 539 руб. = 311190 руб.
Кредиторская задолженность в бюджет рассчитывается по формуле:
Кредиторская задолженность в бюджет на начало периода + Начисленные платежи в бюджет — Перечисления по налоговым платежам в бюджет.
Кредиторская задолженность в бюджет на конец периода по данным таблицы 19 будет составлять:
10000руб. + 1 491 120руб. –1 246431 руб. = 254 689руб.
Кредиторская задолженность во внебюджетные фонды равна:
Кредиторская задолженность во внебюджетные фонды на начало периода + Начисленные платежи во внебюджетные фонды – Перечисления по платежам во внебюджетные фонды.
Кредиторская задолженность во внебюджетные фонды на конец периода по данным табл. 19 будет составлять:
14 200 руб. + 284 294 руб. – 274 587 руб. = 23 907 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате реализации запланированных на бюджетный период мероприятий предприятие получит прибыль от реализации выполненных работ в сумме 2 272 471 руб. Если руководство фирмы устраивает запланированный результат от производственной деятельности, то разработанный бюджет принимается как основной финансовый документ на предстоящий период.
Варианты исходных данных для формирования бюджета приведены в приложении 1.
Перечень показателей (исходные данные)
1. Основные средства (01), руб.
2. Амортизация основных средств (02), руб.
3. Материалы (10), руб.
4. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19), руб.
5. Денежные средства (50, 51), руб.
6. Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60), руб.
7. Расчеты с покупателями и заказчиками (62), руб.
8. Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль»), руб.
9. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69), руб.
10. Уставный капитал (80), руб.
11. Нераспределенная прибыль (84), руб.
12. Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ (без НДС), руб.
13. Дневная выработка на одного рабочего, кв. м.
14. Число рабочих в бригаде, чел.
15. Количество бригад.
16. Расходы на рекламу (коммерческие расходы) по плану, руб.
17. Остатки материалов на складе на начало года:
— керамическая плитка, кв. м;
— мастика, кг;
— затирка, кг.
18. Цена за единицу материального ресурса на предстоящий период в соответствии с договорами поставки (без НДС):
— керамическая плитка, руб. за 1 кв. м;
— мастика, руб. за 1 кг;
— затирка, руб. за 1 кг;
— раствор, руб. за 1 куб. м.
19. Норма расхода на 1 кв. м работ:
— керамическая плитка, кв. м;
— мастика, кг;
— затирка, кг;
— раствор, куб. м.
20. Планируемый уровень запасов материалов на конец года:
— керамическая плитка, кв. м;
— мастика, кг;
— затирка, кг.
21. Планируемая часовая заработная плата рабочих, руб.
22. Норма переменных общепроизводственных расходов, руб. за 1 час работ.
23. Постоянные ОПР: заработная плата производственного персонала, руб. в квартал.
24. Постоянные ОПР: амортизационные отчисления основных средств, руб. в квартал.
25. Постоянные ОПР: прочие, руб. в квартал.
26. Расходы по аренде офисного помещения (без НДС), руб. в квартал.
27. Заработная плата административно-управленческого персонала, руб. в квартал.
28. Остаток денежных средств (лимит) на конец каждого квартала (не менее), тыс. руб.
29. Приобретение оборудования (в феврале), тыс. руб.
Литература
1. Бузырев В.В., Ездакава Е.М., Савельева И.П.,Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 (основа методички).
2. Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005.
3. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учебное пособие / В.В. Бузырев и др.; Под ред. В.В. Бузыре-ва. — СПБ.: СПбГИЭА, 1994.
4. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
5. Марков Г.Н. Практическое пособие по применению положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. — СПб.: ТОМЕКС, 1995.
6. Мейтленд И. Бюджетирование для финансовых менеджеров / Пер. с англ. Под ред. С.Л. Каныгина. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2002.
7. Стратегическое планирование и развитие предприятия: Учебое пособие / А.Н. Петров — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
8. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. — М.: Финансы и статистика, 2003.
9. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий. — М.: Дело и сервис, 2005.
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МАЛОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Пример расчетов (2012 г.).
Исходные данные для формирования бюджета малого строительного предприятия.
Рассмотрим процесс формирования годового бюджета с поквартальной разбивкой на примере малого строительного предприятия, специализирующегося на выполнении облицовочных работ керамической плиткой.
На начало планируемого периода предприятие имеет остатки:
— Основные средства (01) — 180 000 руб.;
— Амортизация основных средств (02) — 45 000 руб.;
— Материалы (10) — 12 636 руб.;
— Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) –12139 руб.;
— Денежные средства (50, 51) — 300 000 руб.;
— Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) — 79 500 руб.;
— Расчеты с покупателями и заказчиками (62) — 67 400 руб.;
— Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль») — 10 000 руб.;
— Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69) — 14 200 руб.;
— Уставный капитал (80) — 100 000 руб.;
— Нераспределенная прибыль (84) — 323 475 руб.
В скобках указаны номера соответствующих бухгалтерских счетов.
Для разработки бюджета на предстоящий период имеется информация по шести блокам: продажи, производство, управление, финансы, налоги, инвестиции.
«Продажи». Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ — 550 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполненные работы 50 % выручки поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале. Имеющаяся дебиторская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабочего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде — 6 человек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде поквартально: I — 59 дней, II — 61 день, III — 66 дней, IV — 63 дня. Объемы работ планируются исходя из производственной мощности бригады отделочников.
Расходы на рекламу (коммерческие расходы) запланированы в размере 10 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость.
«Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ потребуются следующие материалы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На
начало года имеются следующие остатки материалов на складе:
— керамическая плитка — 70,8 кв. м;
— мастика — 150 кг;
— затирка — 36 кг.
В соответствии с договорами поставки цена за единицу материального ресурса на предстоящий период составляет:
— керамическая плитка —100 руб. за 1 кв. м;
— мастика — 32 руб. за 1 кг;
— затирка — 21 руб. за 1 кг;
— раствор — 800 руб. за 1 куб. м.
Цена указана без учета НДС.
Норма расхода на 1 кв. м работ составляет:
— керамическая плитка— 1,2 кв. м.;
— мастика — 2,0 кг;
— затирка — 0,5 кг;
— раствор — 0,05 куб. м.
Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10 % от потребности данного вида материала в следующем квартале. Планируемый уровень запасов материалов на конец года должен составлять:
— керамическая плитка — 400 кв. м;
— мастика — 700 кг;
— затирка — 180 кг.
В соответствии с условиями договоров поставки оплата поставщикам осуществляется следующим образом: 70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была получена продукция, 30 % — в следующем квартале. Кредиторская задолженность, имеющаяся на начало года, должна быть полностью погашена в I квартале.
Норма затрат труда по облицовочным работам составляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабочих запланирована в размере 42,5 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.
Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от продолжительности производства и составляет 8 руб. за 1 час работ.
В состав постоянных ОПР входят расходы за квартал:
— заработная плата производственного персонала в размере 12 000 руб.;
— амортизационные отчисления основных средств — 2 500 руб.;
— прочие ОПР — 6 000 руб.
Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены.
«Управление». Расходы по аренде офисного помещения составляют 20 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оплачиваются в том же периоде. Заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) — 55 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.
«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на конец каждого квартала не менее 50 000 руб. Имеется возможность получить краткосрочный кредит под 15 % годовых. Проценты по кредиту начисляются и выплачиваются ежеквартально; относятся на финансовый результат (за счет чистой прибыли).
«Налоги». Бюджет малого строительного предприятия формируется в соответствии с существующим налоговым законодательством Российской Федерации. В процессе разработки бюджета следует учесть основные налоги: налог на добавленную стоимость (ставка НДС — 18 %), налог на имущество (ставка — 2,2 %), налог на прибыль (ставка — 24 %, 2012 г. 20%), единый социальный налог (ставка — 26 %), с 2012г.страховые взносы 30,9%. С 1 января 2006 г. НДС начисляется по первой из двух дат: даты отгрузки или даты оплаты.
На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 10 000 руб., погасить которую необходимо в I квартале, и кредиторская задолженность во внебюджетные фонды (ЕСН) — 14 200 руб., погашение запланировано так же в I квартале.
«Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Способ начисления амортизационных отчислений — линейный, 10 % в год.
Бюджет продаж.
«Выходной» формой данного этапа бюджетного процесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж). Сформируем бюджет продаж для нашего малого строительного предприятия.
Для расчета выручки от реализации работ потребуются следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, количество человек, занятых выполнением данного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ.
Исходные данные для разработки бюджета продаж:
1) Дневная выработка на одного рабочего — 2,0 кв. м.;
2) Число рабочих — 30 человек;
3) Количество рабочих дней:
— I квартал — 59 дней;
— II квартал — 61 день;
— III квартал — 66 дней;
— IV квартал — 63 дня.
4) Договорная цена за 1 кв. м. — 550 руб.
Результаты расчетов представлены в таблице. 8.1.
Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квартала. На первом этапе необходимо рассчитать планируемый объем продаж (выполненных работ) в натуральных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде:
2 кв. м. * 30 чел. * 59 дн. = 3540,0 кв. м.
Таблица 1
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | Ш | IV | |||
I | Объем продаж, кв. м | 3540,00 | 3660,00 | 3960,00 | 3780,00 | 14940,00 |
2 | Цена, руб. | 550,00 | 550,00 | 550,00 | 550,00 | 550,00 |
3 | Выручка, руб. | 1947000,00 | 2013000,00 | 2178000,00 | 2079000,00 | 8217000,00 |
4 | НДС, руб. | 350460,00 | 362340,00 | 392040,00 | 374220,00 | 1479060,00 |
5 | Выручка с НДС, руб. | 2297460,00 | 2375340,00 | 2570040,00 | 2453220,00 | 9696060,00 |
На втором этапе рассчитывается выручка от реализации работ путем умножения объема продаж на цену за единицу выполненных работ:
3540,0 кв. м. * 550 руб. = 1 947 000 руб.
На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога — 18 %):
1 947 000 руб. * 0,18 = 350 460 руб.
Завершающим этапом составления бюджета продаж является расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:
1 947 000 руб. + 350 460 руб. = 2 297 460 руб.
Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов.
В рассматриваемом примере 50 % от выручки за выполненные работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в таблице 2.
При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать погашение ДЗ за предыдущий период, величина которой определяется из баланса на начало отчетного периода. В нашем примере эта величина составляет 67 400 руб. При планировании погашения задолженности покупателей, как мы уже говорили раньше, необходимо учитывать коэффициенты инкассации. Согласно условию, 50 % от планируемой вы ручки предприятие получит в тот же квартал, в котором осуществило работы, а 50 % — в следующем квартале. В расчет необходимо включать выручку от реализации работ с учетом налога на добавленную стоимость.
Величина выручки от выполнения работ в I квартале распределится следующим образом:
— в I квартале покупатели оплатят: 2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.;
— во II квартале та же сумма:
2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.
Таким образом, по горизонтали показывается распределение сумм погашения дебиторской задолженности (поквартально) за работы, выполненные в I квартале, а по вертикали денежные поступления за выполненные работы, которые будут получены в I квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих периодов.
Таблица 2
Бюджет погашения дебиторской задолженности (руб.)
№ п/п | Показатель | Квартал | Итого | |||
I | II | III | IV | |||
1 | ДЗ за предыдущий период | 6700,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 67400,00 |
2 | ДЗ за отчетный период: I квартал | 1148730,0 | 1148730,0 | 0,00 | 0,00 | 2297460,0 |
II квартал | 0,00 | 1187670,0 | 1187670,0 | 0,00 | 2375340,0 | |
III квартал | 0,00 | 0,00 | 1285020,0 | 1285020,00 | 2570040,0 | |
IV квартал | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1226610,00 | 1226610,0 | |
3 | Итого | 1216130,0 | 2336400,0 | 2472690,0 | 2511630,00 | 8536850,0 |
Бюджет производства.
Для предприятий, работающих на заказ (к ним относятся и строительные предприятия), сформированный пакет заказов (т. е. бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая, таким образом, является расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем, структура продаж и целевой уровень товарных остатков.
Бюджет производства — это план выпуска продукции (работ, услуг) в натуральных показателях.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.70 (0.185 с.)