Проект положения о православных общинах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект положения о православных общинах



V. Структура и принципы организации работы Общин

1. Общину возглавляет настоятель храма, при котором учреждена Община или же на канонической территории которого она находится. В отдельных случаях, по благословлению правящего архиерея или же церковного священноначалия, Общину может возглавлять более младший по положению приходской клирик или священник из другого прихода. При необходимости Общину может возглавить епископ.

При назначении руководителя Общины необходимо руководствоваться следующими критериями подбора священнослужителя:

- наличие высоких личных нравственных качеств;

- наличие авторитета среди верующих;

- высокая степень его заинтересованности, активности и ответственности в деле управления Общиной;

- наличие дипломатических качеств, чувства такта и способности жертвовать своими интересами;

- способность быть принципиальным, проявлять волю и брать на себя ответственность по любым вопросам и в различных ситуациях.

В исключительных случаях, определяемых текущей необходимостью и общей пользой, по благословению правящего архиерея Общину может возглавить мирянин, к которому предъявляются те же требования и критерии.

2. В каждой Общине существуют две ветви управления, занимающиеся соответственно ее организационно-бытовой и духовной жизнью. Для этого создаются управляющие структуры, которые имеют коллегиальный характер.

За организационное управление отвечает орган с рабочим названием «Управляющий совет».

За духовную жизнь и религиозное воспитание отвечает управляющий орган с рабочим названием «Духовный совет».

Управляющий и Духовный советы действуют в рамках своих компетенций. Деятельность указанных советов проводится в постоянной координации друг с другом.

3. Члены Общины регулярно проводят общие собрания для получения духовного образования, решения текущих задач, постановке новых целей, решения организационных вопросов.

4. Не менее половины времени общих собраний посвящается изучению Священного Писания и основ православной веры.

5. При обсуждении текущих вопросов на общем собрании Общины, на Управляющем или Духовном совете голос епископа или священника имеет решающее значение.

6. Решения, принятые на советах или общем собрании Общины могут быть отменены правящим архиереем с пояснениями, разъясняющими причины отмены.

7. При необходимости Община может быть зарегистрирована в соответствующих государственных органах как самостоятельное юридическое лицо.

8. При необходимости Община может в официальном порядке стать структурной частью прихода как юридического лица. При этом существование и деятельность Общины обговариваются в приходском Уставе.

9. Приходская Община в своей деятельности подчинена и подотчетна настоятелю прихода, а через него, или в отдельных случаях непосредственно, правящему архиерею. Община принимает рекомендации и исполняет решения епархиальных собраний и епархиального совета и распоряжения правящего архиерея.

10. Община в своей финансовой и хозяйственной деятельности выполняет решения общего собрания Общины. При необходимости Община дает отчет по указанным видам деятельности правящему архиерею.

VI. Общее собрание Общины

1. Общее собрание Общины включает в себя всех действительных членов Общины, отвечающих следующим критериям:

- действительное членство в Общине или наличие статуса кандидата в члены Общины;

- достижение 18-летнего возраста;

- крещение в Православной Церкви или прием в православие из других конфессий с апостольской преемственностью благодати;

- стремление жить в согласии с Евангелием, вероучением, канонами и правилами Православной Церкви;

- еженедельное посещение богослужений;

- регулярное причащение святых Христовых Таин и приобщение к другим Таинствам Церкви;

- отсутствие церковных запрещений.

2. Общее собрание Общины проводится в воскресные дни после Божественной Литургии. Время и место собрания оговариваются отдельным образом. В порядке исключения общее собрание может быть собрано в любой другой день недели. Целью еженедельного собрания является изучение Священного Писания и основ православного вероучения, получение иных знаний и навыков, а также обсуждение текущих вопросов. В отдельных случаях общее собрание может посвятить значительную часть времени решению принципиальных вопросов, касающихся жизни и деятельности Общины и ее отдельных членов.

3. При обсуждении вопросов:

- определяющих долгосрочные перспективы жизни Общины,

- где присутствует разногласие во мнениях,

- выдвинутых для обсуждения правящим архиереем,

на общих собраниях Общины ведется протокол.

Секретарь собрания выбирается единовременно, в рабочем порядке. В протоколе отражается суть вопроса, при необходимости – различные мнения членов Общины, результаты голосования и итоговое решение.

Протоколы должны вестись также в том случае, если Община является юридическим лицом или разделяет юридическую ответственность как структурное подразделение юридического лица.

4. Общее собрание Общины не может заменять собой приходское собрание как часть уставной деятельности прихода. В том случае, если все члены прихода входят в Общину, то собрания Общины и Приходские собрания проводятся отдельно с ведением отдельной документации.

5. На общих собраниях Общины, помимо проведения дидактической работы, обсуждаются и принимаются решения по следующим направлениям:

- Обсуждение кандидатур и принятие их в состав Общины в качестве новых членов.

- Образование Ревизионной комиссии по учету поступивших пожертвований и материальных средств.

- Выборы или перевыборы членов Управляющего и Духовного советов Общины.

- Распределение и направление материальных средства по различным статьям расходов.

- Выдвижение инициатив, связанных с деятельностью Общины и прихода.

- Обсуждение и составление ходатайств, обращений и рекомендаций к правящему архиерею, органам государственной власти, церковным и светским средствам массовой информации.

- Определение размеров постоянной помощи со стороны Общины отдельным людям.

- Выступление с инициативами по преобразованию отдельных сторон жизни прихода, строительству новых храмовых зданий и вспомогательных помещений и т.д.

- Рассмотрение ситуаций, связанных с дисциплинарной стороной членства в Общине, которые выносятся на обсуждение Духовным советом Общины. Рассмотрение жалоб и конфликтных ситуаций.

- Вынос своих суждений и прием решений, связанных с нарушениями нравственного облика христианина; нарушением Евангельских заповедей; внесением смуты в вероучительный и канонический строй Церкви отдельными членами Общины. Жалобы на священников рассматриваются в присутствии двух или более свидетелей, а также в присутствии благочинного или правящего архиерея.

- В случае дисциплинарно-нравственных проступков члена Общины, проведение братских внушений и увещеваний.

- Прием решения об исключении человека из членов Общины.

VIII. Духовный совет Общины

1. Духовный совет Общины представляет собой коллегиальный орган, состоящий из выборных членов. Состав Духовного совета избирается общим собранием Общины. В состав Духовного совета входят наиболее авторитетные в духовных вопросах члены Общины, имеющие большой опыт духовной жизни и значительный срок пребывания в Церкви, обладающие хорошими знаниями в области православного вероучения, евангельской нравственности, а также знаниями и навыками в области христианской аскетики, имеющие дар убеждения и назидания.

2. Духовный совет возглавляет руководитель Общины или член совета, которому руководитель временно делегирует свои полномочия.

3. В задачи Духовного совета Общины входит образовательная и координирующая работа в области духовной жизни и евангельской нравственности членов Общины. Духовный совет оказывает помощь членам Общины в решении проблем нравственного характера, которые сложно предать огласке на общинном уровне; оказывает деятельное содействие во внутренних проблемах человека, дает рекомендации в духовной жизни, содействует встрече человека со священником. Духовному совету дается право инициировать разбирательство в сфере своей компетенции по обращению любого члена Общины.

4. Члены Духовного совета все текущие вопросы, касающиеся их сферы ведения, рассматривают коллегиально.

5. В сферу ведения Духовного совета Общины входит ряд направлений работы:

- евхаристическая жизнь членов Общины;

- советы, консультация и деятельная помощь в духовной жизни членам Общины;

- разбор конфликтных ситуаций и примирение членов Общины;

- помощь в духовных проблемах отдельных членов Общины;

- исследование дел о нарушениях христианских вероучительных и дисциплинарно-нравственных норм отдельными членами Общины;

- лекции, занятия, беседы, назидания, увещевания членов Общины.

7. Духовный совет Общины собирается в любое удобное для членов совета время по взаимному согласованию. На собраниях разбираются текущие вопросы, связанные с духовной жизнью Общины в целом или отдельных ее членов, принимаются решения по данным вопросам, выдвигаются различные инициативы для обсуждения общим собранием Общины.

X. Внутренняя жизнь Общины

1. Всесторонняя забота членов Общины друг о друге является главным христианским содержанием ее существования. Работа Общины не может основываться на поддержании собственного существования, но должна быть постоянно направлена на вовлечение в свой состав новых членов посредством проповеди и проведения катехизаторской работы. Община должна иметь предельно открытую для всех форму своего бытия.

2. Существенная часть образовательной работы Общины должна быть посвящена обучению всех членов Общины навыкам проповеди среди различных категорий людей, а также теоретическим и практическим навыкам проведения катехизации. Для этих целей специально выделяют время либо на общих собраниях Общины, либо для занятий в более узком кругу. Для обучения могут привлекаться специалисты из Духовных образовательных учреждений, более опытные члены других Общин. В обучение в обязательном порядке включается оценка опыта проповеди и его обсуждение каждым членом Общины, где анализируются успехи и недочеты, происходит живой обмен опытом.

3. Во избежание замыкания жизни Общины на самой себе и застоя в духовной жизни в порядке реализации апостольского призыва: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20), для собственной духовной пользы каждому члену Общины должна быть предписана постоянная работа по проповеди и воцерковлению ближних. Итогом этого служения должен стать приход нового члена в Общину. При этом не допускается спешки, слабой подготовленности новичка, не допускаются сектантские методы типа запугивания, лжи, недосказанности и искажения информации, «покупки» материальной выгодой.

4. Для того, чтобы руководитель Общины был знаком со своими прихожанами не только в обстановке общих собраний и богослужений, один раз в неделю или с иной четко установленной периодичностью поочередно, по договоренности он, как пастырь Церкви, посещает семьи членов Общины. В том случае, если руководителем Общины является мирянин, то он посещает семьи со священником. Во время посещений священник:

- знакомится с жизнью семьи и ее нуждами;

- проводит назидательные беседы;

- на месте помогает в решении конфликтных ситуаций между членами семьи;

- проводит собеседования с неверующими и невоцерковленными членами семьи;

- совершает требные богослужения: молебны, заупокойные литии, освящение жилищ, и т.д.

5. При вхождении нового человека в Общину на стадии прохождения кандидатского срока или после вступления, к нему прикрепляется наставник из числа опытных членов Общины, который в течение определенного срока помогает ему:

- вживаться в общинную жизнь;

- знакомит с членами Общины;

- выясняет, какими талантами и навыками он обладает и в каком направлении может осуществлять свое служение в Общине.

Помимо указанных обязанностей наставнику вменяется в обязанность и внехрамовое попечение о человеке:

- постоянное общение;

- помощь в решении различных проблем;

- дружеские беседы, где наставник делится с человеком духовным опытом;

- при наличии определенных проблем и противоречий наставник организовывает новичку собеседование со священником.

Если новичок проходит кандидатский стаж, наставник по его итогам дает ему рекомендацию для вступления в члены Общины.

Срок наставничества может продолжаться от двух месяцев до полугода в зависимости от успехов наставляемого.

При необходимости к человеку могут быть прикреплены двое или трое наставников.

Наставнику предписывается не отступать от принципа внимания к человеку. Особое внимание должно оказываться в духовных и материальных нуждах. Наставник обязан неформально подходить к человеку, понимая, что начальный момент обращения ко Христу определяет всю дальнейшею духовную жизнь человека.

6. Во избежание перегрузки руководства Общины текущими делами (см. Исх. 18:17-27), для оптимизации управления Общиной и ее деятельности, вся Община делится на условные «десятки» – первичные ячейки, в оптимальном количестве по 10 человек, каждую из которых возглавляет ведущий этой ячейки.

Каждая ячейка представляет собой «малую семью», которая в малом масштабе повторяет жизнь всей Общины.

Вхождение в ячейку происходит сугубо на добровольных началах без директивных указаний. В «десятку» может войти не более 15 человек.

В задачи «десятки» входит:

- помимо воскресных общих собраний проведение регулярных сборов для изучения Священного Писания, совещаний, проведения культурных программ, освоения проповеднического и катехизаторского опыта; сборы могут проходить в приходских помещениях или в других местах по договоренности, в том числе и в домах какого-либо из членов Общины;

- ведущий ячейки осуществляет непосредственное исполнение указаний и рекомендаций руководителя Общины, Управляющего и Духовных советов;

- координирует образовательную и проповедническую работу среди членов ячейки;

- проводит первичное разбирательство в конфликтных ситуациях, старается примирить враждующие стороны, при необходимости конфликтную ситуацию выносит для рассмотрения Духовным советом Общины;

- выступает с различными инициативами от своей ячейки на общем собрании;

- осведомляется о внутренних, семейных проблемах, социальном уровне членов ячейки, оказывает им помощь или же обращается для помощи к общему собранию Общины.

При необходимости ведущий ячейки может быть включенным в штат Общины или прихода.

7. В случае если кто-либо из членов Общины – мужчина, не имеющий канонических препятствий и имеющий возможность получить духовное образование, – имеет намерение принять священный сан, Община обращается к правящему архиерею с ходатайством и рекомендацией о посвящении этого человека в сан, с возможным его привлечением в будущем к жизни и работе Общины.

8. Во избежание замкнутости Общины на удовлетворении интересов руководителя и культе его личности каждому члену Общины предписывается выводить на общее собрание разбирательство по подобным случаям или при явном проявлении указанной тенденции в Общине.

В связи с этим руководитель Общины должен быть ограничен в проявлениях почитания правилами субординации, определяемыми его саном. На общих собраниях он имеет право председательствования, общего руководства, решающего голоса по различным вопросам.

В том случае, если руководитель Общины при наличии доказательств обвиняется в стойкой склонности к смертным грехам, ереси, призывает к расколу с Церковью, по инициативе Управляющего совета или кого-либо из членов Общины общее собрание обращается к правящему архиерею с данной проблемой. При обсуждении личности руководителя Общины на общем собрании, руководитель не имеет право голосования и управления собранием. Временный управляющий собранием избирается голосованием в самом начале общего собрания Общины.

В том случае, если руководитель Общины слабо проявляет руководящие качества, не имеет возможности полноценного управления Общиной, общее собрание Общины обращается к правящему архиерею с прошением о разрешении расширения полномочий Управляющего совета с согласия руководителя Общины.

XI. Имущество, материальные источники существования Общины, вопросы распределения финансовых средств

1. Главным источником финансовых средств Общины являются пожертвования членов Общины в виде десятины– десятой части от всех своих доходов.

Сбор десятины проводится на добровольных началах под контролем совести каждого члена Общины. Для большинства членов Общины сбор проводится в начале каждого месяца. Отдельные члены могут вносить свою десятину в другие числа месяца.

Сбор десятины в виде пожертвований может проводиться в специальные кружки. Сбор может проводиться по решению общего собрания на анонимных началах или явочным порядком. Сбор проводится в течение определенного периода, по окончании которого кружка вскрывается и производится подсчет полученных средств.

2. Вскрытие кружки и подсчет средств проводится специальной ревизионной комиссией в количестве от 3-х до 5-ти человек. По окончании подсчета, членами ревизионной комиссии составляется акт о полученных средствах, где подписываются все члены комиссии. Средства передаются на хранение либо в бухгалтерию храма, либо в специально выделенное место, сейф.

3. Ревизионная комиссия избирается сроком на один год общим собранием Общины путем голосования за каждую кандидатуру. В течение года общее собрание может менять членов ревизионной комиссии. Члены ревизионной комиссии должны быть выбираемы из наиболее опытных и авторитетных членов Общины.

4. Полученные путем сбора десятины средства не могут быть вносимы в общий финансовый оборот прихода или иного учреждения, при котором действует Община. По собранным средствам ведется отдельный бухгалтерский учет либо бухгалтером прихода, либо специально назначенным общим собранием Общины лицом.

5. Общее собрание Общины путем обсуждения и голосования определяет распределение собранных средств по следующим направлениям расходов:

- финансовая помощь приходу по различным нуждам;

- благотворительные цели и социальная работа;

- на общую трапезу для членов Общины;

- на поддержку проповеднической и катехизаторской работы;

- на закупку оборудования и технических средств, необходимых для деятельности Общины;

- часть средств аккумулируется в виде средств экстренной помощи членам Общины в тяжелых обстоятельствах;

- на заработную плату штатным сотрудникам Общины.

При необходимости решением общего собрания Общины полномочия по распределению средств могут быть переданы Управляющему и Духовному советам Общины, которые совместно, под председательством руководителя Общины, путем простого голосования принимают решения по этим вопросам.

6. Для реализации своих целей и задач Община может иметь движимую и недвижимую собственность, средства для издательской деятельности, содержать медицинские центры и социальные приюты и иные источники дохода, не противоречащие христианской нравственности.

7. Для поддержки своей деятельности Община может вести коммерческую деятельность, десятая часть дохода от которой обязательно передается в православные храмы или в благотворительные организации. При создании коммерческого предприятия персонал подбирается в первую очередь из членов Общины либо по их рекомендации из лиц, обладающих достаточной компетентностью и профессиональными навыками.

Проект положения о православных общинах

Протоиерей Сергий Стаценко

Источник: Богослов.Ru

25 февраля 2015 г.

Портал «Богослов.Ru» продолжает проект, посвященный обсуждению вопросов жизнедеятельности приходов. Своим мнением об организации общины делится председатель просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко. Взгляды автора на общину выражены в форме положения, что позволяет не только остановиться на определении, целях и задачах общины, но и максимально подробно описать ее структуру, внутреннюю жизнь и схему управления ею.

 

В октябре 2014 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по епархиям Русской Православной Церкви циркулярным порядком было направлено письмо, где предстоятель нашей Церкви обратился с просьбой высказать свои соображения по поводу возрождения в приходской жизни общинных форм консолидации верующих.

Для многих неравнодушных к жизни нашей Церкви людей становится все более очевидной назревшая для Церкви необходимость в ответ на современные вызовы, выражаясь в военных терминах, перегруппировать свои силы и вступить в продолжительный бой не только в виде глухой обороны, но и выработать стратегию жесткого наступления на стремительно секуляризирующийся мир. И наш Патриарх, а вместе с ним значительная часть иерархов, духовенства и верующих понимают, что вне приходских общин выполнение задач внутренней миссии, катехизации, воцерковляющего служения в Церкви становится в настоящее время все менее возможным. В эпоху перенасыщенности информацией в качестве множественных альтернатив вере в Бога людям предлагается множество чуждых элементарной нравственности идеологических и философских систем. Пользуясь немощами человеческой природы, сектантскими сообществами выработаны формы «облегченной духовности», где не требуется внутренней работы над собой. В Православии же, где человек прежде всего должен постоянно оценивать себя и предпринимать усилия для преображения собственной природы, человек без поддержки извне может просто заблудиться или растерять свои силы. И только в общинах верующих христианин может не только обрести единомышленников, но обязательно найти среди них сочувствие, поддержку, и главное – перенимать живой опыт обращения ко Христу.

Предлагаемый вниманию проект положения о православных общинах является отзывом на обращение нашего Патриарха. Большая часть его содержания является отражением уже имеющегося опыта создания приходских общин, в том числе и авторского опыта.

Свою работу автор представил в форме уставного положения для того, чтобы в малом текстовом объеме попытаться дать как можно более целостное представление, касаясь наиболее важных граней жизни христианской общины. Попытки дать более подробное описание и обоснование каждому пункту положения невозможны в рамках отдельной статьи, поскольку подобная работа должна рождать на каждый представленный тезис объемный текст с комментариями. Уставной вид работы определяет и определенный «канцелярско-бюрократический» стиль в изложении.

При этом настоящий проект нельзя называть полноценным положением о православной общине, поскольку здесь могут быть не учтены иные важные аспекты в ее жизни. В некоторых местах автор преднамеренно переводит стиль из юридического в публицистический для того, чтобы дать более ясные и объемные пояснения к определенным пунктам положения. При создании настоящего положения скорее ставилась задача дать приходским священникам некий ориентир, обрисовать общую картину и помочь в поиске начальной точки при создании общины на приходе.

Существующие зачатки общинной жизни на православных приходах зиждутся на принципе «Поражу пастыря и рассеются овцы» (Мф. 26:31). При создании положения автор поставил для себя задачу только попытаться обрисовать основы механизмов, когда православная община будет мало зависеть от личных качеств руководителя, а в случае чрезвычайных ситуаций иметь возможность продолжительного существования в автономном режиме.

Особой оговорки требует наличие в представленном положении пункта о блокировании функций руководителя общины. Возможно, в будущих «отшлифованных» общинных уставах данный пункт будет отсутствовать или будет представлен в виде более универсальной формулировки. Но на данный момент автор счел нужным вставить его в проект в качестве возможного механизма противодействия ряду прогнозируемых негативных, но, увы, имеющих слишком большую вероятность сценариев развития общинной жизни.

Одним из таких сценариев может стать ситуация, когда священник и его интересы, вместо Христа, становятся в центр общинной жизни, когда община занимается развитием культа своего лидера, а вся ее работа сводится к угождению его потребностям. В другом случае община, вобрав в себя определенное число членов, замыкается в своем существовании на самой себе. В этой модели члены общины под разными предлогами не допускают в нее новичков, или же вытесняют новых кандидатов. Как правило, подобный подход вызван нежеланием менять устоявшийся, стабильный образ жизни, нежеланием проповедовать и нагружать себя дополнительной работой с новыми людьми и ревностью к вниманию священника. Еще один негативный алгоритм развития общинной жизни может породить недостаточно сильное руководство общиной, что как правило приводит к созданию внутри нее фракций со своими лидерами, которые разобщаются между собой под любыми предлогами. В таком случае деятельность общины или прихода парализуется, а все ресурсы направляются на то, чтобы приобрести большее влияние внутри общины и в глазах руководителя.

Возможно, представленный проект имеет много параллелей с существующей практикой построения общин на многих приходах зарубежной части Русской Православной Церкви. Но в представленном положении принципиально отсутствует пункт о выборности приходского священника. Общине в данном случае предоставляется право адресовать просьбы и обращаться с рекомендациями по конкретным кандидатурам на настоятельскую должность к правящему архиерею. На взгляд автора, «кадровая» независимость священника от общины позволяет ему меньше оглядываться на настроение паствы, например, при совершении исповеди, где какие-то оправданные канонические прещения за смертные грехи могут восприниматься отдельными членами общины как жестокость и самодурство с соответствующими выводами и решениями. В случае действительно неадекватного поведения священнослужителей община имеет право апелляции к правящему архиерею.

Необходимо также сделать принципиальную оговорку, что при разработке положения автор не пользовался никакими сектантскими источниками. Многие положения родились в ходе работы над созданием общины, где пробовались разные подходы, а наилучшие были сформулированы в виде пунктов настоящего положения. Теоретической частью, родившейся в размышлениях автора, является попытка сформулировать механизмы противодействия некоторым потенциально опасным явлениям, которые могут сопровождать рождение и жизнь православной общины. Теоретическими наработками можно назвать и авторские предложения, которые не могут быть реализованы в Узбекистане, где законодательно запрещена миссионерская деятельность. По этой причине некоторые предложения направлены на реализацию в российских реалиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.045 с.)