Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические методики изучения классного коллектива

Поиск

Диагностические методики изучения классного коллектива

Диагностическая методика «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика «Урок физкультуры»

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Диагностическая методика. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Диагностическая методика «Письмо островитянину»

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Диагностическая методика «Дневник моей жизни»

Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:

Диагностическая методика «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

 

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика «Государство — это мы»

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

 

Диагностики изучения личности учащегося

Диагностика «Мое состояние»

Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы

выбранного символа.

 

 

 

Затем можно перейти к подсчету результатов:

Движение

Спокойствие

Уверенность

Неуверенность

А-4 Б-8 В-2 Г-10
А-10 Б-8 В-2 Г-4
А-10 Б-8 В-6 Г-2
А-10 Б-8 В-2 Г-6

 

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.

 

Диагностика "Моих 10 - Я"

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я - 4-я - 7-я - 10-я -

2-я - 5-я - 8-я -

3-я - 6-я - 9-я -

Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

 

Диагностика Блиц - опрос

В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю

1. Любимое имя

2. Любимая пора года

3. Любимый цвет

4. Любимая книга

5. Любимое дерево

6. Любимый цветок

7. Любимая группа

8. Любимая песня

9. Любимая одежда

10. Любимый праздник

11. Любимый музыкальный инструмент

12. Любимый певец

13. Любимое животное

14. Любимая еда

15. Любимый месяц

 

Диагностика «Самореклама»

Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.

 

Диагностика «Сочинение»

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:

«Ода моему классу»

«Мой класс через 5лет»

«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»

«Удивительные истории моего класса»

«Болезни роста нашего класса»

Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:

«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,

«Письмо самому себе»,

«Мои «хочу», «могу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:

«Мои осенние размышления»

«Привет самому себе из сентября 2002 года»

«Год 2003. Мои поиски истины»

«Мои взлеты и падения»

САМООЦЕНКА СПОСОБНОСТЕЙ

(О.И.Мотков)

Инструкция:

Попробуйте оценить развитость некоторых своих способностей и качеств по сравнению со

способностями и качествами других ребят Вашего возраста по специальной шкале. На листе бумаги пишите номер вопроса, тире и Ваш ответ цифрой, выбранной в шкале:

Шкала возможных ответов

1 - гораздо слабее

2 - слабее

3 – так же

4 - сильнее

5 – гораздо сильнее развита

Ключ

Изучаемые факторы № вопросов
I.. Способности к разным видам деятельности (общие и специальные) 1,2,3,4,5,6,7,8
II. Способности общения, руководства и совместной деятельности (социально- психологические)   9,10,11
III. Способности воли   12,13.14.15,16

Вопросы

вопрос 1 2 3 4 5
1. 1 Способности к техническим видам творчества          
2.   Способности к рисованию и живописи (художественные)          
3.  Воображение и фантазия          
4.  Математические; способности          
5.  Музыкальные способности          
6.  физические способности (спортивные)          
7. Литературные способности          
8.  Способности ума (к анализу, обобщению явлений)          
9.  Способность общаться с людьми          
10. Способность быть руководителем группы ребят          
11. Способность выполнять совместную работу с ребятами          
12. Способности к волевым усилиям          
13.  Способность преодолевать трудности в учебе, в деле          
14.  Способность сохранять выдержку и хладнокровие в трудных ситуациях общения с людьми          
15. Способность к регулярным занятиям          
16. Работоспособность          

Обработки результатов

ЕСЛИ балл больше ИЛИ равен 4, то отмечается наличие способности. По фактору I

определяются виды специальных способностей. По фактору I1 определяются способности

общения. По фактору Ш—волевые способности.

Педагогу

Если все самооценки по фактору I не превышают 3 балла, то необходима педагогическая работа

по выявлению специальных способностей (Через организацию и вовлечение в специальны е

виды деятельности по методике, например, И.П.Волкова).

Если низки самооценки способностей общения, то необходима организация тренинге

общения (например, по Е.Малибруде), групп общения, вовлечение в работу «круглого стола»,

в туристско-краеведческую деятельность.

Если низки самооценки воли, то необходимо проведение занятий по психи ческой

саморегуляции, психофизической разминке, вовлечение в туристско -краеведческую

деятельность.__

Учащихся класса

Фамилия, имяучени ученика Негативизм Демонстративность Агрессивность Эмоциональная отгороженность Конфликтность Обидчивость Страхи Дурашливость Нерешительность Заторможенность Невнимательность Стремление избежать умственных усилий Двигательная расторможенность Болтливость (речевая расторможенность) Непонимание инструкций Застреваемость Снижение умственной работоспособности Снижение физической работоспособности
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Диагностические методики изучения классного коллектива



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.007 с.)