Перечень основных терминов и понятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень основных терминов и понятий



Спрос (demand, D)

Величина (объем) спроса (quantity of demand, Qd)

Функция спроса (demand function)

Функция спроса от цены (demand function of price)

Цена спроса (demand price, Pd)

Кривая спроса (demand curve)

Закон спроса (law of demand)

Изменение величины спроса (change in quantity demanded)

Изменение спроса (change in demand)

Предложение (supply, S)

Величина (объем) предложения (quantity of supply,Qs)

Функция предложения (supply function)

Цена предложения (supply price, Ps)

Кривая предложения (supply curve)

Изменение предложения (change in supply)

Изменение величины предложения (change in quantity supplied)

Равновесный объем (equilibrium quantity, Qe)

Равновесная цена (equilibrium price, Pe)

Равновесие (equilibrium, E)

Излишек потребителя (consumer’s surplus)

Излишек производителя (producer’s surplus)

Мгновенный период (immediate-run period)

Короткий период (short-run period)

Длительный период (long-run period)

 Контрольные вопросы

 

1. Что следует понимать под спросом и величиной спроса?

2. Что показывает кривая спроса?

3. В чем заключается закон спроса?

4. В каких случаях рост цен может сопровождаться увеличением объема спроса?

5. Когда можно говорить об изменении величины спроса, а когда – об изменении спроса?

6. Какие факторы оказывают влияние на изменение спроса?

7. Что следует понимать под предложением и величиной предложения?

8. Что показывает кривая предложения? Почему «нормальная» кривая предложения имеет положительный наклон? В каких случаях кривая предложения оказывается вертикальной линией? загибающейся линией?

9. В каких случаях можно говорить об изменениях предложения, а в каких – об изменении величины предложения?

10. Какие факторы оказывают влияние на изменение предложения?

11.  Что понимается под равновесным объемом рынка и равновесной ценой? Объясните механизм их взаимосвязи

12. Чем отличается равновесие по Вальрасу от равновесия по Маршаллу?

13. Почему возникают выигрыш потребителя и выигрыш производителя?

14. Как влияет на сдвиг рыночного равновесия увеличение (уменьшение) спроса при неизменном предложении? увеличение (уменьшение) предложение при неизменном спросе? Одновременное увеличение (уменьшение) спроса и предложения?

15. Чем отличаются друг от друга мгновенный, короткий и длительный периоды?

16. Как влияет на изменение равновесной цены и равновесного объема рынка увеличение деятельности рассматриваемого периода?

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

1.Кривая спроса на товар Х показывает:

а) какое количество товара Х будет продано по равновесной цене;

б) в какой степени вырастут расходы покупателей на приобретение товара Х при увеличении их денежных доходов;

в) объем спроса на товар Х при каждом значении его цены за данный период времени, при условии неизменности других факторов, оказывающих влияние на спрос  

г) объем продаж товара Х при каждом значении его цены.

 

2.Закон спроса заключается в следующем:

а) превышение спроса над предложением приводит к снижению цены товара;

б) объем спроса на товары растет по мере увеличения денежных доходов покупателей;

в) величина спроса на товар снижается при увеличении его цены;

г) кривая спроса имеет положительный наклон.

 

3.Предположим, что произошел сдвиг кривой спроса на товар Х влево вниз. Какое из приводимых объяснений этого явления представляется Вам правильным?

а) выросла цена товара Х, в связи с чем покупатели стали приобретать его в меньшем объеме;

б) изменились вкусы покупателей в пользу товара Х, вследствие чего вырос спрос на данный товар;

в)цена товара Х выросла; поэтому сократился спрос на товар Х;

г) ни одно из объяснений не является правильным. 

 

4.Рынок находится в равновесном положении, когда:

а) продавцы и покупатели могут купить и продать по рыночным ценам такое количество товаров, какое пожелают;

б) отсутствуют тенденции к изменению цен;

в) объем спроса равен объему предложения;

г) все ответы являются верными.  

 

5. Предположим, что при цене 5 руб. покупатели предъявляют спрос на 4000 единиц товара в неделю. Продавцы готовы предложить 5000 единиц при данной цене за этот период времени. В этом случае:

а) рыночная цена упадет ниже 5 руб. и продавцы предложат рынку меньше, чем 5000 единиц;

б) рыночная цена вырастет выше 5 руб. и продавцы предложат рынку больше, чем 5000 единиц товара;

в) рыночная цена упадет ниже 5 руб. и покупатели предъявят спрос меньше, чем на 4000 единиц;

г) рыночная цена вырастет выше 5 руб. и продавцы предложат рынку меньше единиц товара, чем прежде.

 

6. Излишек производителя:

а) делится поровну между всеми производителями;

б) большей частью достается производителям с самыми низкими издержками; 

в) большей частью достается производителям с самыми высокими издержками;

г) все ответы являются неверными.

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

  1. Увеличение спроса показывает движение вдоль кривой спроса в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара.
  2. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению точки по кривой спроса, а рост доходов покупателей к сдвигу кривой спроса.
  3. Снижение цены на товар Х приводит к падению объема спроса на товар-заменитель товара Х.
  4. Если одновременно увеличиваются спрос и предложение товара, то растут равновесный объем рынка и цена данного товара.
  5. Объем предложения товара всегда является функцией его цены.
  6. Величина излишка покупателя зависит от уровней цен, по которым покупатели согласны купить предложенный на рынке товар.

 

 

 

Задачи и упражнения

 

1. На рисунке 4.1. показано, как изменилось положение кривых спроса (D) и предложения (S) товара Х. Сплошными линиями обозначено первоначальное положение кривых, пунктирными – новое положение

а) Укажите, в каком направлении изменились равновесный объем и равновесная цена в результате сдвига кривых в каждой из приведенных на рисунке 4.1. рыночных ситуаций.

       б) Укажите, какая из приведенных на рисунке 4.1. ситуаций иллюстрирует следующие процессы:

(1) увеличение издержек производства товара Х;

(2) изменение вкусов потребителей, отдающих предпочтение другим товарам – заменителям товара Х;

(3) увеличение спроса на другой товар, который выпускается производителями товара Х вместо данного товара;

(4) сокращение доходов покупателей товара Х, происшедшее вследствие экономического спада;

(5) увеличение цены товаров – заменитель товар Х;

     
 


                                                                                          Р   Д                                                 

                                                                                                                               S                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                      

                                                                                                    

 

                0                                   Q                                   

 

 

Q

                                                                                                               

                   Д                                                                        Д                S 1     

               P                     S                                      Р                                                                                                   S 1                                                                                              S1

 

 

                               0                                         Q

 

                                                                   Рис. 4.1                                  

                                                                                   

 

(6) отмену высоких импортных пошлин на товар Х;

(7) существенное увеличение цены сырья, используемого в производстве товара Х;

(8) сокращение количества покупателей товара Х;

(9) увеличение штрафов, которые должны уплачивать производители товара Х за загрязнение окружающей среды.

 

2. В табл.4.1 приведены данные об объемах спроса и предложения при различных значениях цены товара Х.

                                                                                           Таблица 4.1.

Цена, руб. Объем спроса, штук Объем предложения, штук
         8             70                 10
       16             60                  30
      24             50                  50
       32             40                   70
       40             30                   90

 

а) изобразите кривые спроса и предложения на рынке товара Х;

б) определите величину излишка или дефицита при цене 8 руб.;

в) определите величину излишка или дефицита при цене 32 руб.;

г) определите равновесные объем и цену товара Х;

д) выведите уравнения объемов спроса и предложения и ответьте на поставленные выше вопросы, решив задачу аналитическим способом.

 

б) Объем спроса на данный товар вырос на 4 штуки при каждом уровне цены. Вследствие этого функция спроса: Qd = - 2Р + 24.

Определите равновесный объем и цену товара аналитическим и графическими способами.

в) В результате изменения предложения товара: Qs        = 2Р – 8.

Определите равновесный объем и цену в этом случае.

 

4. Функция спроса на данный товар: QD = 9 – Р. Функция предложения: Qs = -5 + 2Р.

Определите равновесную цену и объем продаж, а также величину излишка потребителя и величину излишка производителя.

 

5.Рынок пшеницы в Швамбрании в 1997 году был представлен следующими функциями спроса и предложения:   

Q s = 1800 + 240P              QD = 3550- 266P

(Q – млн тонн; P – ден. ед. / тонну;)

 

       а) Определите равновесную цену пшеницы

       б) В 1998 г. спрос на пшеницу на внутреннем рынке остался на прежнем уровне, а объем экспорта резко снизился. Функция спроса приняла вид: Q D = 2580 – 194Р

Определите новую равновесную цену.

       в) В 1999 г. спрос на внешнем рынке возрос на 200 млн тонн. Как это повлияло на равновесную цену?

 

  1. Функция спроса на данный товар: QD = 2 – 3P. Функция предложения: QS = -0,5 + 2P. Определите суммарную общественную выгоду, возникшую в связи с производством и продажей товаров.

 

Часть II. Микроэкономика.

Тема 5. Эластичность спроса и предложения.

План лекции:

 

1.Ценовая эластичность спроса.

1.1.Понятие ценовой эластичности спроса.

1.2.Исчисление коэффициента ценовой эластичности спроса. Дуговая и точечная эластичность.

       1.3.Ценовая эластичность спроса и выручка продавца.

       1.4. Исчисление ценовой эластичности спроса для отдельных точек на кривой спроса.

       1.5. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

2.Эластичность спроса по доходу.

3.Перекрестная эластичность спроса.

4.Ценовая эластичность предложения..

 

 

Основная литература:

Долан Э., Линдсей Е. Рынок: микроэкономическая модель – СПб, 1992, гл.3.

Курс экономической теории, гл.8.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, §§3.4.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс, том 2, гл.22..

Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика, гл.4

Фишер С. и др. Экономика, гл.5.

Экономическая школа, вып.1, лекция 7.

 

Дополнительная литература:

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. – М.: Прогресс, 1965, гл.8,§§ 3-4.

Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т. 1, гл.4.

Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 1976, том 1,кн.3,гл.4.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. – М.;Прогресс, 1976.с.377-392.

Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. – М.: Наука, 1995, гл.8,с.168-184..

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение, том. 1, гл. 5.

 

Перечень основных терминов и понятий:

 

Эластичность спроса по цене (price elasticity of demand, ер)

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand, еi)

Перекрестная эластичность спроса (cross elasticity, exy)

Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply, es)

Точечная эластичность (point elasticity)

Дуговая эластичность (arc elasticity)

Эластичный спрос (elastic demand)

Неэластичный спрос (inelastic demand)

Спрос с единичной эластичностью (demand of unitary elasticity)

Абсолютно неэластичный спрос (perfect inelastic demand)

Абсолютно эластичный спрос (perfect elastic demand)

Взаимодополняющие товары (complementary goods)

Взаимозаменяемые товары (substitute goods)

Товары низшего порядка (inferior goods)

Нормальные товары (normal goods)

Предметы первой необходимости (necessities)

Предметы роскоши (superior goods, luxuries)

 

Контрольные вопросы:

1. Как рассчитываются коэффициенты ценовой эластичности спроса? спроса по доходу? перекрестной эластичности? предложения по цене? Каково их экономическое содержание? 

2. Что понимается под дуговой и точечной эластичностью? Как рассчитывается коэффициент точечной эластичности?

3. Как изменяется величина коэффициента ценовой эластичности спроса на протяжении кривой спроса, если она выражена линейной функцией? Почему происходит изменение величины этого коэффициента?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.049 с.)