Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Поиск

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.
Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ “Судьба человека”, затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который “и в плену, и в потемках свое великое дело делал”; “худенький такой, курносенький парнишка”, взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта...

Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: “Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат”. Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.
Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.
Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…”. Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, “что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина”.

Выразительное чтение наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору обучающегося).

Билет № 11

1.Отличительные черты реализма в русской литературе (на примере одного из изученных произведений по программе 9-го класса).

Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле черты реализма можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века.

 

К главным его чертам относятся:

• объективизм в изображении жизни(это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает)

• нравственный идеал автора(в той или иной степени выраженная авторская позиция)

• типические характеры при несомненной индивидуальности героев(таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)

• типические ситуации и конфликты(наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т.п.)

 

• типические обстоятельства(например, обстоятельства воспитания Татьяны Лариной и т.п.)

• внимание к психологической достоверности характеров(психологическая характеристика героев Толстого или Достоевского)

• обыденная и повседневная жизнь героев(герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник)

• внимание к точности и достоверности детали(по деталям в «Евгении Онегине» можно изучить эпоху)

• неоднозначность авторского отношения к героям(нет деления на положительных и отрицательных персонажей – например, отношение Лермонтова к Печорину)

• важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и т.д.

• исследование социальных закономерностей(например, в романе «Воскресение» Льва Толстого)

• приближение языка художественного произведения к живой речи

• возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как средства раскрытия характера(при создании образа Наполеона у Толстого или образов помещиков и чиновников у Гоголя).

Основные жанры реализма

К ним относят:

• рассказ,

• повесть,

• роман.

Однако постепенно границы между жанрами размываются.

По мнению ученых, первым реалистическим романом в России стал «Евгений Онегин» Пушкина.

Расцвет реализма в России – вся вторая половина XIX века. Произведения писателей этой эпохи вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

С точки зрения И.Бродского, это стало возможно благодаря высоте достижений русской поэзии предыдущего периода.

2.«Мотив» в лирическом произведении (на примере творчества С.А. Есенина).

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.006 с.)