Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подбор материала об особенностях развития (формирования, воспитания) процесса у младших школьников по теме исследования
Особенности формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Формирование атмосферы толерантности, уважения к особенностям национальных, культурно-религиозных меньшинств – трудный и сложный процесс. Трудно переоценить ту роль, которую призваны сыграть школа и педагогическая общественность в деле распространения и укрепления принципов толерантности в российском обществе. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия. Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Воспитание и развитие толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Формирование толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Воспитание толерантного сознания может эффективно осуществляться в рамках поликультурного образовательного пространства, что характерно для образовательной системы современной России. На данном этапе, когда пространство объединяется и взаимопроникновение культур неизбежно, важно понимать, чем является культура твоего этноса, а что каждый перенимает друг от друга. Понимание, что есть твой этнос, твоя культура, позволяет ребенку не потерять свою идентичность и сохранить ценности, которые несет в себе новая культура. Важная роль в этом процессе отводится учителю – организатору учебного процесса. Гуманизация воспитания и образования неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия, о роли педагога в учебном процессе и роли учащихся – не как пассивных наблюдателей, как активно участвующих субъектов деятельности. Эти изменения предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к многообразию мнений, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, принятие себя и других, ответственность, гуманизм. Именно от педагогических усилий и личностных качеств формируемое у учащихся качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым, гуманным, уважительно относиться к чувствам других – позиция, норма жизни.
Необходимо понимать, что формирование толерантности должно носить комплексный, системный характер и учитывать индивидуальные особенности детей. В целях эффективности проводимой воспитательной работы следует параллельно осуществлять работу с родителями, так как они являются основными трансляторами ценностей для ребенка. Правильное понимание ими толерантности предполагает приложение определенных усилий, создания ситуаций, способствующих проявлению у ребенка сдержанности, уступчивости, терпимости. Проектируя и реализуя образовательный и воспитательный процессы важно учитывать общую закономерность: воспитание толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры, а та, в свою очередь, – становлению толерантной личности. Повышению эффективности условий воспитания толерантности в школе может способствовать организация толерантной образовательной среды. Согласно последним нормативно-правовым документам, она должна обеспечивать социально-педагогические условия формирования у учащихся полифункционального и толерантного мышления, а также навыков коммуникации и готовности к личностному и профессиональному самоопределению, взаимодействию в условиях поликультурного общества. «Освоение разных видов деятельности является необходимым условием для развития полифункциональности и толерантности сознания обучающихся». Кроме школы существуют другие источники, прямо или опосредованно формирующие и питающие толерантность ребёнка. Среди них на первом месте находится семья. Толерантная образовательная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определённые духовные и культурно-исторические ценности. Воспитание толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать эмпатию, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других. Работа педагога должна быть ориентирована в первую очередь не на информационно-познавательную, а на мотивационно-ценностную сферу ребёнка: необходима организация его диалога с культурой, сверстниками, педагогами, в котором ребёнок изучает себя и других, определяет свои симпатии и антипатии, приходит к определённым выводам.
В этой связи целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций города. Итак, общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности. Таким образом, организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.
Приложение 8
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.160.223 (0.009 с.) |