Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос № 8, 9 Музыкальные основы звукорежиссуры
Под звукорежиссурой драматической постановки следует понимать творческую организацию ее музыкального и шумового оформления. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются советские режиссеры. Начиная с 30-х годов в театрах стали использовать звукотехнику — микрофоны, усилители, громкоговорители. Однако становление звукотехники в театре происходило не сразу — слишком труден был не только технический, но, пожалуй, в большей степени психологический переход от столетиями установившегося звучания театрального оркестра и шумовых аппаратов к звучанию громкоговорителей. В 1931 году при постановке во МХАТ «Мертвых душ» было решено усилить звучание оркестра с помощью микрофона. Станиславский принял это предложение более чем скептически: «Это чудовищно... Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души» и радио». Первая проба произвела на всех удручающее впечатление, и это не удивительно, учитывая звукотехнику тех дней. Качественное усовершенствование звукотехники и централизованное оснащение ею театров, проведенное в последнее десятилетие, позволило организовать музыкальное и шумовое оформление на совершенно новой технологической основе. Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму, а не так, как было недавно, когда оркестр подстраивался под актера. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Стало возможным использовать новый прием звукового оформления — воспроизводить в сценическом действии заранее записанную речь и использовать микрофонную технику. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. Звукорежиссура — неотъемлемая составная часть общей режиссуры спектакля, и поэтому в первую очередь ею занимается сам постановщик. Однако вопросы звукорежиссуры спектакля тесным образом связаны со звукотехникой. Это определило появление в театре нового творческого работника — театрального звукорежиссера. Если работа режиссера и музыканта над музыкальным оформлением имеет устоявшиеся традиции, то профессия театрального звукорежиссера еще только складывается, и поэтому круг творческих вопросов, которыми он должен заниматься, еще четко не определен. Но несмотря на это, все же можно сказать об основных его задачах: организация музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера, композитора; запись шумов, речи и музыки; звуковое сопровождение спектакля с помощью звукотехники. Реализация творческих замыслов режиссуры и музыкальной части требует от звукорежиссера не только знания технических особенностей звукотехники, но и определенной творческой подготовки. Другими словами, театральный звукорежиссер должен объединять в себе как творческого работника, так и техника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения. Театральный звукорежиссер может и не быть профессиональным музыкантом, но он должен обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества того или иного композитора, дирижера, музыканта, вокалиста. Необходимо сказать, что человек, лишенный природных музыкальных способностей, никогда не сможет стать профессиональным звукорежиссером. Звукорежиссер должен в совершенстве владеть всеми техническими средствами, используемыми для звукового оформления спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи. Сегодня в театре особенно остры поиски новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.
Вопрос № 10 общие принципы звукотехнического оформления тп
Довольно часто режиссер использует микрофон для более выразительного раскрытия авторского замысла отдельной сцены или чтобы подчеркнуть какие-либо художественные особенности данной постановки в целом, С помощью микрофона режиссер может дать возможность зрителям «подслушать» секретный разговор действующих лиц или услышать их разговор «шепотом», сохранив интимность самого разговори и не прибегая к обычному театральному приему, когда подобные разговоры ведутся на сцене громким голосом. В других случаях микрофон позволяет как бы расширить сценическую площадку, построить мизансцену в глубине сцены и даже показать действие за сценой. Так, например, усиленные микрофоном команды руководителя полетов, находящегося за сценой, позволяют зрителям как бы увидеть командный пункт и понять драматическую ситуацию, в которую попал герой спектакля. Многие функции, которые может выполнять в спектакле речевая фонограмма, свойственны и микрофону. Так, микрофон может быть использован режиссером для передачи мыслей героя «вслух», его внутреннего монолога, раздумий и т. п. Но наиболее часто возникает необходимость усиления голоса актера при исполнении им вокальных произведений, особенно в музыкальных спектаклях типа мюзикла. В зависимости от стиля постановки и художественного замысла микрофоны на сцене устанавливают совершенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют среди бутафории и декораций. Естественно, что все мизансцены, связанные с вокальными выступлениями действующих лиц, построены с учетом размещения этих микрофонов. В нужный момент микрофоны включаются звукорежиссером, ведущим спектакль. Таким образом, микрофон, используемый в спектакле даже только для усиления голоса актера, может выразительнее подчеркнуть сценическое действие, придать ему необходимую эмоциональную силу в буквальном и переносном смысле слова. Использование в спектакле радиомикрофона В последние годы некоторые театры стали использовать в своих постановках радиомикрофоны. Радиомикрофон состоит из миниатюрного микрофона, портативного радиопередатчика с источником питания и передающей антенны (все это обычно размещается в костюме актера). Сигнал с передающей антенны радиомикрофона поступает на приемную антенну, установленную в зрительном зале, и далее на приемник, соединенный с каналом звукоусиления театрального радиоузла/Усиленный сигнал с радиомикрофона воспроизводится через громкоговорители в зрительном зале или на сцене. Использование радиомикрофона при звукотехническом оформлении спектакля представляет определенные удобства — актер, оснащенный таким микрофоном, может свободно перемещаться по всей сцене, вести диалог, петь в глубине сцены и за кулисами, причем ему не приходится контролировать свои действия, связанные с обычным микрофоном и микрофонным кабелем. Повышается надежность звукоусиления, сцена «очищается» от ненужных технических подробностей, кроме того, с помощью радиомикрофона на сцене можно получить «необъяснимые» для зрителя звуковые эффекты. Использование микрофонов для усиления звучания оркестра и отдельных музыкальных инструментов Помимо усиления речи и пения актеров микрофон часто используется для так называемого «подзвучивания» театрального оркестра или отдельных музыкальных инструментов, сопровождающих сценическое действие. Обычно оркестр «усиливается» в том случае, если он размещен не в оркестровой яме, а каком-то другом месте сцены, откуда его плохо слышно в зрительном зале. Так, к примеру, в старом здании МХАТ оркестр из-за отсутствия оркестровой ямы обычно размещается в трюме под сценой или за кулисами и поэтому для его усиления там же устанавливают микрофоны. Но нередко оркестр, по замыслу режиссера, размещается за кулисами. Для усиления и большей выразительности звучания в месте размещения оркестра установлен микрофон, причем уровень звучания в зрительном зале звукорежиссер может регулировать в широких пределах, руководствуясь развитием сценического действия. С помощью микрофона можно подчеркнуть выразительность звучания отдельных музыкальных инструментов, например струнно-смычковых, особенно при малом их числе в театральном оркестре. Кроме того, микрофон позволяет создать расширенную звуковую картину оркестрового сопровождения. Микрофоны установлены в оркестровой яме, слева у струнных и справа у духовых и ударных инструментов, а усиленное их звучание воспроизводится соответственно через левые и правые портальные громкоговорители зрительного зала. Создается такое впечатление, что многочисленный оркестр занимает весь просцениум. Иногда из общего звучания оркестра бывает необходимо выделить отдельный инструмент — солирующую скрипку, рояль, арфу, контрабас, ударную группу. Для этого рядом с соответствующим музыкантом устанавливают специальный микрофон, воспринимающий звуки преимущественно от этого инструмента. При сопровождении сценического действия каким-нибудь одним инструментом — роялем, гитарой, баяном или аккордеоном — также может возникнуть необходимость в усилении звучания этого инструмента. Усиленное звучание этого инструмента воспроизводится через громкоговорители на сцене с помощью микрофона, установленного рядом с инструментом. При этом создается как бы объемность в звучании — вся сцена наполнена звуками рояля. Иногда необходимость усиления отдельного музыкального инструмента возникает и по другим причинам. Так, например, если бутафорский рояль, на котором актер «играет» во время действия, размещен далеко от настоящего инструмента, сопровождающего это действие, то звуковая иллюзия сцены нарушается. Поэтому в подобных случаях желательно проводить усиление звучания настоящего музыкального инструмента и воспроизводить его в том звуковом плане на сцене, в котором размещен бутафорский инструмент. С помощью микрофона может быть решен вопрос согласованного звучания отдельных музыкальных инструментов при их раздельном размещении друг от друга. При размещении хора или вокальной группы, сопровождающей сценическое действие за кулисами, с помощью микрофона можно «заставить» хор звучать в зрительном зале, тем самым создав иллюзию большого числа исполнителей. С помощью микрофона можно усиливать звучание отдельных шумовых аппаратов и приспособлений, особенно если они размещаются далеко за кулисами и их звучание в зрительном зале прослушивается невыразительно. Усиление оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента—задача не только техническая, но и художественная. Творческий подход к ее решению позволит существенно обогатить замысел режиссера и более выразительно подчеркнуть характер музыкального и шумового оформления спектакля.
|