Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ислам и гражданская администрация в рейхскомиссариате Остланд
Берлин не всегда был столь осторожен в вопросе об учреждении муфтията. Фактически на активные усилия по возрождению этой структуры крымских мусульман изначально вдохновило разрешение, которое татары-мусульмане Вильнюса получили в рейхскомиссариате Остланд, возглавляемом Генрихом Лозе[806]. Татарские меньшинства в Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Белоруссии были среди первых мусульман Востока, с которыми столкнулись немцы[807]. Большая их часть проживала на территории Остланда. Татары-мусульмане из Крыма, Поволжья и Кавказа селились на этих землях с XIV века, пользуясь покровительством Великого княжества Литовского, в состав которого входили современная Польша, Литва и Белоруссия. В последующие столетия они пользовались особыми правами и свободой вероисповедания, создав уникальную мусульманскую культуру – ее следы можно видеть в живописных деревянных мечетях Крушинян и Богоников[808]. После вторжения СССР в Польшу и Литву в 1939 и 1940 годах многие татары-мусульмане (особенно из Литвы и Белоруссии) были сосланы в Сибирь. Ислам подвергался преследованиям: мечети разрушали, превращали в склады или использовали для других целей, как мечеть Каунаса, из которой сделали библиотеку. Американские и британские авторы того времени были убеждены, что репрессии в отношении ислама продолжаются и при немцах[809]. Однако в реальности все обстояло сложнее. Как и на других оккупированных восточных территориях, нацистский режим пытался показать, что Германия – подлинный освободитель ислама. В отличие от Крыма и Кавказа, жизнь мусульман в Остланде в основном контролировало министерство оккупированных восточных территорий[810]. Ислам не имел особого статуса и регулировался этим ведомством наряду с другими религиями. В мае 1942 года, например, в базовых инструкциях Розенберга на тему религии, предназначенных для гражданской администрации в Остланде и Украине, подчеркивалось, что среди дозволенных религиозных групп и организаций находилось и «магометанское население»[811]. Год спустя он информировал оккупационную гражданскую администрацию, а также государственные, партийные и военные органы, о датах исламских религиозных праздников, во время которых трудящиеся мусульмане на всех оккупированных территориях были освобождены от работы[812]. Розенберг специально упомянул о праздновании Мавлида, Ураза-байрама и Курбан-байрама, которые отмечались соответственно 19 марта, 1 октября и 8 декабря того же года. Наконец, Розенберг поручил местным властям в мусульманских районах подумать над тем, чтобы «после консультации с ведущими магометанскими духовными лицами» сделать праздником исламский Новый год, приходящийся на 28 декабря 1943 года. В тех случаях, когда военно-экономическая ситуация не позволяла выделить такие дни отдыха, Розенберг советовал местным офицерам сообщать об ограничениях празднований через посредников – то есть через «ведущих магометанских клириков».
На практике многие мусульмане Остланда приветствовали эту политику. По крайней мере такое впечатление создалось у Вернера Отто фон Хентига[813]. Известный политический деятель, бежавший из советского Крыма, Мустафа Эдиге Кырымал, посетив Остланд примерно в те же месяцы, докладывал Восточному министерству, что мусульмане «благодарны» Третьему рейху за «освобождение от большевистского ада»[814]. Они вновь открыли мечети и могут пользоваться полной свободой вероисповедания. Как Хентиг, так и Кырымал отмечали: мусульманам покровительствуют немецкие власти, что позволяет многим из них работать в гражданской администрации и местных полицейских частях. В Риге местный мулла Шакир Эрисс (в 1920‐е годы он был хозяином турецкого кафе, пока его не избрали городским имамом) заверил немецкие власти в своей «величайшей признательности» за то, что ему дано «разрешение снова читать публичные проповеди, которые многие магометане не могли посещать в течение 25 лет коммунистического режима»[815]. Советская эпоха стала «кульминацией» долгой истории антимусульманских репрессий со стороны российского государства, объяснял Эрисс, добавляя, что «коммунизм относился к священным принципам ислама с полнейшим презрением». Однако, по его утверждению, мусульманскую культуру сохранили в семьях. Власти рейхскомиссариата называли Эрисса «настроенным абсолютно прогермански»[816]. Его также сделали имамом многочисленных военнопленных-мусульман, которые были сосредоточены в Латвии и работали в трудовых подразделениях в Риге, Динабурге (Даугавпилсе) и Вендене (Цесисе)[817]. В конечном итоге Эрисс даже предложил создать в вермахте мусульманские части – «магометанские подразделения, воюющие под зелеными знаменами, но под управлением немецких офицеров». Имам, по всей видимости, не подозревал, что вербовка мусульман в армию рейха уже началась[818]. Но, как бы сильно Эрисс ни стремился сотрудничать с оккупационными властями, масштабы его деятельности были ограничены рижским регионом. Более значимую роль в исламских делах в Остланде (и за его пределами) сыграл коллега Эрисса в Вильнюсе.
В начале 1942 года немцы, а именно Теодор Адриан фон Рентельн, подчиненный Розенберга и жестокий генеральный комиссар Литвы, официально поддержал кандидатуру Якуба Шинкевича на пост муфтия Литвы (фото 4.3)[819]. Так называемый литовский муфтият расположился в Вильнюсе, где проживало большинство литовских татар. В скором времени Шинкевич попытался распространить свое влияние на другие районы рейхскомиссариата: в немецких документах его довольно скоро стали именовать муфтием Остланда[820]. Шинкевич не оставлял никаких сомнений в своей безусловной верности гитлеровской Германии. «Мы твердо убеждены, что Бог поможет Германии искоренить большевизм и установить новый порядок во всей России, ибо это единственная возможность для наших магометанских братьев освободиться от русского ига»,– писал он своему старому знакомому Алимджану Идрису в Берлин[821]. Шинкевичу тогда было около пятидесяти лет, у него не было гражданства, зато были давние связи с Германией: он защищал диссертацию в Берлине[822]. Доверяло ему и польское правительство: в межвоенный период он занимал должность муфтия Польши[823]. После Первой мировой войны власти Польши основали в Вильнюсе муфтият для татар-мусульман всего региона, которые ранее, в эпоху Российской империи, формально подчинялись крымскому муфтияту. В межвоенный период под началом Шинкевича находились семнадцать мечетей и три молитвенных дома, расположенных на территории Польши. Муфтий был очень активным деятелем, публиковал молитвенники, наставления для имамов, работы по исламской теологии на арабском и польском. Он бегло говорил на нескольких ближневосточных языках и посетил Хиджаз, Палестину, Сирию, Турцию, Болгарию и Боснию. В Каире его принимал египетский король Фуад. Он общался с лидерами исламского мира, вроде аль-Хусейни и Шакиба Арслана, и представлял свою общину на панисламских конгрессах в 1920‐е и 1930‐е годы.
ФОТО 4.3. Муфтий Якуб Сулейман Шинкевич в своем кабинете (источник: NAC)
Якуб Шинкевич приходился дядей Эдиге Шинкевичу, более известному как Эдиге Кырымал (отец последнего был литовцем)[824]. По словам Кырымала, Шинкевича очень уважали крымские татары. Действительно, татарские меньшинства в Прибалтике, Беларуси и Польше традиционно поддерживали тесные связи с татарами-мусульманами Крыма. Таким образом, неудивительно, что дискуссия о создании крымского муфтията в 1942 году активизировалась под влиянием новостей об учреждении аналогичного учреждения в рейхскомиссариате Ост-ланд[825]. В этой связи глава администрации вермахта в Крыму сетовал на то, что вопросы о муфтияте в Вильнюсе и в Симферополе не решаются согласованно. Он критиковал политику Восточного министерства в Остланде: по его словам, гражданская и военная администрация не смогли объединить усилия в обсуждении столь важной политической проблемы[826]. Имея в виду связи между общинами, Корнельсен, со своей стороны, размышлял об эвакуации крымских татар в Литву: «Стоит рассмотреть вопрос о возможном перемещении части крымских татар в Остланд (район Вильнюса)»[827].
На практике муфтият в Остланде должен был повлиять и на небольшую (не более 7000 человек) общину мусульман, проживавших в Польше военного времени – ведь польское мусульманское население всегда составляло единое целое с мусульманами Литвы. По некоторым сведениям, Шинкевич также выступал в роли муфтия мусульман генерал-губернаторства[828]. В Варшаве немцы поставили прогерманского имама, у которого не было польско-татарских корней; он сменил прежнего варшавского имама Али Вороновича, получившего образование в аль-Азхаре. Во время вторжения Германии и СССР в Польшу Воронович находился с визитом в восточной части страны, где был арестован Красной армией, а затем сослан. Хотя мусульман в генерал-губернаторстве было немного, немцы хорошо понимали их политическую значимость. Так, Берлин с опаской следил за пропагандой союзников в Сирии: та изображала войска Оси осквернителями польских мечетей и сообщала, что мусульмане Польши стали объектом особого жестокого обращения, так как немецкие войска приравнивали их к евреям[829].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.008 с.) |